В состав ГСНТИ входят также другие организации, формирующие информационные ресурсы.




В последние годы информационная инфраструктура России пополнилась новыми структурами.

В целях выполнения постановления Правительства Российской Федерации от 4 мая 2005 года «О государственном учете результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ» российскими научными организациями были проведены аналитические исследования и разработана система организации и ведения баз данных по государственному учету результатов научно-технической деятельности (РНТД), полученных за счет средств федерального бюджета, включая необходимые формы учетных документов и методические рекомендации по их применению.

Кроме того, существует ряд организаций, созданных при поддержке государства и предоставляющих информацию, необходимую для обеспечения инновационных процессов.

Консалтинговая компания «Российское агентство поддержки малого и среднего бизнеса», организованная в 1992 году по инициативе Правительства Российской Федерации, имеет сеть региональных представительств, и на ее сайте имеется точка входа на сайты региональных органов власти.

ОАО «Фондовая биржа высоких технологий», организованное в 2004 году в целях привлечения инвестиций в российскую науку, предоставляет информацию о бирже, ее стратегических целях, сформированы целевые информационные разделы для акционеров, брокеров, инвесторов, компаний, представлен список текущих проектов.

Информационные ресурсы некоторых крупных общественных организаций, взаимодействующих с государством и содействующих экономическому подъему России, также заслуживают пристального внимания инвесторов.

Российский союз промышленников и предпринимателей на своем сайте размещает информацию о консолидированной позиции российского бизнеса по вопросам участия России в интеграционных международных группировках, в том числе по вопросам сотрудничества с государствами – участниками СНГ.

Следует отметить, что регионы России, заинтересованные в активизации инновационных процессов, также активно создают свои информационные ресурсы.

В г. Новосибирске создана ассоциация «СибАкадемИнновация», которая представляет собой инновационную инфраструктуру, объединяющую Новосибирский областной фонд поддержки науки и образования, центр трансфера технологий Сибирского отделения РАН, венчурную и консалтинговые компании, научный технопарк, выставочный центр и другие организации. На ее сайте содержится информация о деятельности ассоциации и ее членов, продукции и услугах, программах инновационной деятельности, выставочной деятельности, законодательстве в инновационной сфере.

В г. Хабаровске при поддержке Управления науки Министерства экономического развития и внешних связей Хабаровского края создан и поддерживается сайт «Научные исследования и инновации в Хабаровском крае». Его основные разделы: региональные новости в сфере инноваций, сведения о конкурсах и грантах, выставочной деятельности, конференциях, планах научно-технических мероприятий.

Такая же работа проводится и в других регионах. В сети Интернет представлены информационные сайты для поддержки инновационной деятельности в городах Пермь, Ростов, Томск и многих других.

По мере формирования государственной инновационной политики будет развиваться и информационная инфраструктура России.

К основным федеральным законам Российской Федерации, которые в той или иной мере являются правовой основой и для ГСНТИ, регулирующей деятельность по информационному обеспечению науки и техники, следует отнести следующие законы:

1. «Об обязательном экземпляре документов» (от 29 декабря 1994 года № 77-ФЗ);

2. «О библиотечном деле» (от 29 декабря 1994 года № 78-ФЗ);

3. «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ);

4. «О науке и государственной научно-технической политике»
(от 23 августа 1996 года № 127-ФЗ).


РЕСПУБЛИКА ТАДЖИКИСТАН

Структуру государственного сектора НТИ Республики Таджикистан составляют:

Национальный патентно-информационный центр (НПИЦентр), подведомственный Министерству экономического развития и торговли Республики Таджикистан;

Государственная патентно-техническая библиотека НПИ Центра;

библиотека Академии наук Республики Таджикистан;

Отдел научной медицинской информации Министерства здравоохранения Республики Таджикистан;

библиотека Таджикского аграрного университета.

НПИЦентр является правопреемником ТаджикНИИНТИ. Постановлением Правительства Республики Таджикистан от 28 мая 1993 года № 242 на него возложена основная функция – защита государственных интересов в области изобретений, промышленных образцов, товарных знаков и знаков обслуживания, других объектов промышленной собственности в республике и за границей, а также координация изобретательской работы.

Одним из приоритетных направлений деятельности НПИЦентра является решение проблемы развития национальной системы научно-технической информации. Ставится цель формирования такой системы, которая могла бы оптимально решить две основные задачи: формирование отвечающих современным требованиям информационных ресурсов и обеспечение информацией всех категорий пользователей.

Законодательная и нормативно-правовая база Республики Таджикистан в сфере науки и техники призвана создать правовое поле при осуществлении научной и научно-технической деятельности, определить национальную политику в области развития науки и техники, оказать государственную поддержку науке, установить и регулировать правоотношения, возникающие при осуществлении научной и научно-технической деятельности, в частности:

1. Конституция Республики Таджикистан;

2. Гражданский кодекс Республики Таджикистан;

3. Закон Республики Таджикистан «О науке и государственной научно-технической политике»;

4. Закон Республики Таджикистан «Об авторском праве и смежных правах»;

5. Постановление Правительства Республики Таджикистан от 18 июля 1996 года № 331 «О Совете по координации НИР в области естественных, технических, медицинских, гуманитарных и общественных наук»;

6. Постановление Правительства Республики Таджикистан от 22 августа 1997 года № 384 «О реформировании системы финансирования науки»;

7. Постановление Правительства Республики Таджикистан от 15 марта 1999 года № 87 «О концепции государственной научно-технической политики Республики Таджикистан»;

8. Постановление Правительства Республики Таджикистан от 5 декабря 2003 года № 532 «О государственной поддержке формирования, использования и защиты национальных информационных ресурсов Республики Таджикистан»;

9. Стратегия Республики Таджикистан в области науки и технологий на 2007–2015 годы (утверждена постановлением Правительства Республики Таджикистан от 1 августа 2006 года № 362).

Особого внимания заслуживают принятые за последние годы в стране законы в такой динамично развивающейся отрасли, как интеллектуальная собственность:

1. Закон Республики Таджикистан от 28 февраля 2004 года № 17
«Об изобретениях»;

2. Закон Республики Таджикистан от 28 февраля 2004 года № 16
«О промышленных образцах»;

3. Закон Республики Таджикистан от 22 декабря 2006 года № 218
«О правовой охране топологий интегральных микросхем»;

4. Закон Республики Таджикистан от 5 марта 2007 года № 234
«О товарных знаках и знаках обслуживания»;

5. Закон Республики Таджикистан от 5 марта 2007 года № 236
«О географических указаниях».

Эти законы регулируют правоотношения, связанные с созданием, правовой охраной и использованием объектов интеллектуальной собственности на территории страны, имеют самое непосредственное отношение к сфере науки и техники и способствуют развитию инновационных процессов в стране.

В Стратегии Республики Таджикистан в области науки и технологий на 2007–2015 годы наука признана одним из национальных приоритетов, без опоры на которую немыслимо достижение высокого уровня интеллектуального потенциала общества, невозможен прогресс страны и улучшение качества жизни населения.

Стратегией предусматривается значительное расширение и повышение эффективности сотрудничества с научными организациями и учреждениями государств – участников СНГ, других стран, международными организациями, фондами, ассоциациями и т. д., как на основе договоров и соглашений, заключенных Правительством Республики Таджикистан, министерствами и ведомствами, так и Академией наук Республики Таджикистан, отраслевыми академиями, отдельными научно-исследовательскими учреждениями и высшими учебными заведениями.

Основные проблемы информационного обеспечения определяются, с одной стороны, адекватностью объема ресурса к его качеству, а с другой стороны, – эффективностью его использования. Поэтому в составе нормативных документов, утвержденных постановлением Правительства Республики Таджикистан от 5 декабря 2003 года № 532 «О государственной поддержке формирования, использования и защиты национальных информационных ресурсов Республики Таджикистан», имеется Положение об учете и контроле за использованием государственных информационных ресурсов. В соответствии с этим Положением каждый владелец информационного ресурса обязан обеспечить прохождение государственной регистрации и обеспечить условия доступа к этим ресурсам. Если в составе информационного ресурса имеются конфиденциальные сведения, то информационный ресурс должен быть обработан таким образом, чтобы можно было его использовать как открытый и общедоступный.

В целях информирования общественности о наличии информационных ресурсов в соответствии с Положением о государственном учете и регистрации информационных ресурсов создается государственный Регистр, в задачи которого входят:

создание системы государственного управления процессом формирования и использования информационных ресурсов;

определение и фиксация имущественных прав на информационные ресурсы;

информирование общественности и органов управления о существующих информационных ресурсах с предоставлением сведений об их составе, порядке и условиях доступа к ним, а также сведения об их владельцах.

Все информационные ресурсы, независимо от тематической направленности, назначения и структуры, подлежат обязательному государственному учету и регистрации, кроме ресурсов, содержащих сведения, относящиеся к государственной тайне. При осуществлении государственной регистрации информационного ресурса производится его идентификация, определяются его состав, объем, стоимость, условия создания, пополнения и доступа. На основе представляемых данных определяются и фиксируются имущественные права на данный информационный ресурс. Ответственность за полноту и достоверность предоставляемых сведений об информационном ресурсе лежит на владельце этого информационного ресурса. В соответствии с пунктом 29 Положения о государственном учете и регистрации информационных ресурсов ежегодно не позднее 1 июня владелец информационного ресурса должен предоставлять полное актуализированное описание с тем, чтобы можно было определить состояние ресурса и его пополнение. На основе государственной регистрации информационного ресурса выдается свидетельство, подтверждающее прохождение регистрации и фиксирующее права владения информационным ресурсом. Все сведения о ходе регистрации информационных ресурсов обобщаются и передаются в Министерство экономического развития и торговли Республики Таджикистан – орган, ответственный за координацию и управление процессом формирования информационных ресурсов страны.

В момент обсуждения вопроса об информатизации в Республике Таджикистан многие инициаторы законопроектов видели информатизацию в развитии технологической базы, в насыщении компьютерами, в развитии телекоммуникаций, средств передачи информации. За основу принимался опыт России. Однако необходимо было понимать, что Российская Федерация обладает значительным потенциалом по производству первичной и вторичной информации. Информационные центры в России имеют богатый опыт по производству и распространению информационных продуктов и услуг, однако для Республики Таджикистан они во многом остаются недоступными. Республике Таджикистан как независимому государству необходимо развивать свой потенциал и стараться интегрироваться в мировое информационное пространство. Поэтому для Таджикистана информатизация, наряду с развитием телекоммуникаций, подразумевает развитие информационной деятельности, обеспечивающей сбор и обработку информации, создание информационных ресурсов, информационных продуктов и услуг.

Государственные информационные ресурсы создаются на основе представления обязательного экземпляра документированной информации, состав которой определяется Правительством Республики Таджикистан. Организации, имеющие право получения обязательного экземпляра, также утверждаются Правительством Республики Таджикистан.

Ответственным за сбор информации, содержащей результаты интеллектуальной деятельности (научной и технической), а также сведений, отражающих научно-технический потенциал Республики Таджикистан, определен НПИЦентр. В соответствии с Постановлением Правительства Республики Таджикистан обязательному представлению в НПИЦентр подлежат документы и информационные источники, указанные в перечне, сбор и обработка которых позволит формировать государственные информационные ресурсы в области науки и техники. На основе собранной информации издаются вторичные информационные продукты в виде библиографической и реферативной информации, а также проводится анализ состояния и тенденций развития науки в Республике Таджикистан. Данные материалы обобщаются и в виде доклада ежегодно представляются в Совет по координации научно-исследовательских работ Академии наук, Министерство экономического развития и торговли и Министерство финансов Республики Таджикистан.

Сформированные информационные ресурсы открыты и доступны для исследователей и управленцев. По каналам, созданным в рамках двусторонних и многосторонних договоров о межгосударственном сотрудничестве в области научной и технической информации, информационные ресурсы направляются для обмена.

Необходимость устойчивого инновационного развития страны определяет одну из перспективных задач, стоящих перед НПИЦентром – формирование национального рынка информационных продуктов и услуг, в котором научно-техническая информация должна занять достойное место. Участниками рынка должны выступать все организации и учреждения, которые создают информацию или владеют ею, при этом должны быть обеспечены права на интеллектуальную продукцию, гарантируемые национальным законодательством.

При проведении научно-исследовательских работ достигнутые результаты оформляются в виде научно-технического отчета, который является интеллектуальным продуктом данной организации и может содержать объекты, охраняемые законами «Об изобретениях» и «О промышленных образцах». Такие научно-технические достижения могут быть защищены охранным документом – патентом. В то же время ряд результатов не подпадает под сферу действия указанных законов.

В соответствии с Законом «Об авторском праве и смежных правах» авторское право вступает в силу с момента создания произведения, а доказательной базой является публичное обнародование – в то же время формального подтверждения авторских прав в виде охранного документа до недавнего времени не было.

Разработанная в НПИЦентре система регистрации интеллектуального продукта, содержащего результаты творческой деятельности в виде идеи, гипотезы, а также методики, проектов документов, регламентирующих функционально-технологическую деятельность, результатов исследований и т. д., позволяет получить свидетельство о регистрации, в котором зафиксированы сведения об авторах, дата регистрации и другие показатели, позволяющие идентифицировать данный продукт. При определении источника финансирования будут определены и зафиксированы права собственности.

Сведения об интеллектуальном продукте публикуются в официальном бюллетене, тем самым продукт вводят в общественный оборот. Меры, предпринимаемые НПИЦентром, позволят увеличить поток информации, содержащей результаты научно-технической деятельности и обеспечить охрану прав авторов и разработчиков.

Подразделением НПИЦентра, непосредственно занимающимся вопросами научно-технической информации, является Управление научной и технической информации, в структуру которого входят следующие отделы:

государственной регистрации НИР и ОКР и депонирования рукописей;

сбора и обработки информации о научно-техническом потенциале Республики Таджикистан;

пропаганды научно-технической деятельности и объектов промышленной собственности;

государственной регистрации информационных ресурсов;

внедрения информационно-коммуникационных технологий в научно-информационную деятельность.

Результатом деятельности отделов Управления является формирование информационных ресурсов в виде баз данных и материалов, издаваемых традиционным методом на бумажном носителе и в электронном виде:

1. База данных «Наука Таджикистана в цифрах» – содержит информацию о цифровых данных материально-технической базы научных организаций, научных кадрах, количестве публикаций, количестве научных разработок;

2. База данных «Научные кадры Республики Таджикистан» – содержит информацию о персональных данных ученых, месте работы, научно-исследовательской деятельности, наличии патентов на изобретения;

3. База данных «Научные организации Республики Таджикистан» – содержит сведения о научно-исследовательских организациях, виде собственности, характеристике научной деятельности, выполненном объеме работ, кадровом потенциале, источниках финансирования научных организаций, результатах научно-технической деятельности, филиалах организаций;

4. База данных «Результаты научно-технической деятельности» – содержит информацию о проводимых и завершенных НИР и ОКР, их результатах, а также сведения об организациях-исполнителях этих работ;

5. База данных «Депонированные научные работы» – содержит информацию о статьях, монографиях, завершенных научных работах и их результатах, а также сведения об организациях-исполнителях этих работ;

6. База данных «Государственный регистр НИОКР – содержит сведения об организациях – исполнителях НИОКР, информацию о целях, ожидаемых результатах, а также данные о категории исполнителей;

7. База данных «Кандидатские и докторские диссертации» – содержит полную информацию о защищенных диссертационных работах ученых страны, сведения об авторах, содержании диссертаций и полный текст диссертационных работ.

Издания Управления НТИ:

1) Научно-технический потенциал Республики Таджикистан (аналитический сборник, печатное издание);

2) Каталог информационных ресурсов Республики Таджикистан (печатное издание);

3) Каталог интеллектуальных продуктов Республики Таджикистан (печатное издание);

4) Каталог достижений сельскохозяйственных наук Таджикистана (печатное издание);

5) Каталог достижений медицинских наук Таджикистана (печатное издание);

6) информационные листки о передовом научном и производственном опыте (печатное издание);

7) электронное реферативное издание завершенных НИР;

8) электронный реферативный сборник «Депонированные рукописи научных работ»;

9) электронный реферативный сборник «РНТД»;

10) электронный реферативный сборник «Кандидатские и докторские диссертации Республики Таджикистан»;

11) электронный журнал «Патентный вестник».

В частности, ежегодный аналитический сборник «Научно-технический потенциал Республики Таджикистан» издается в целях обобщения и систематизации сведений о научно-техническом потенциале страны и краткого анализа его количественных и качественных показателей. При этом к основным показателям относятся: объем и источники финансирования науки; состояние материально-технической базы НИИ; объем выполняемых в стране научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.

Распределение информационных изданий Управления развития научно-технической информации НПИЦентра осуществляется:

рассылкой в организации стран, имеющих с НПИЦентром договор об обмене информационными изданиями: Азербайджан, Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Россия, Узбекистан, Украина, Китай, патентные ведомства Грузии и Туркменистана, а также Всемирная организация интеллектуальной собственности;

рассылкой по министерствам и ведомствам Республики Таджикистан, подразделениям Академии наук, высшим учебным заведениям страны.

Отделом внедрения информационно-коммуникационных технологий в научно-информационной деятельности в настоящее время проводится работа по дизайнерскому оформлению и формированию электронного журнала «Наука, технологии и интеллектуальная собственность Таджикистана» на интернет-сайте www.science.tj, в котором будут представлены информационные издания НПИЦентра.

Таким образом, в Республике Таджикистан предпринимаются необходимые меры для развития информационной сферы и формирования информационного общества. В целом для обеспечения устойчивого инновационного развития страны в сфере научно-технической информации необходимо решить следующие задачи: разработка и реализация двух- и многосторонних программ и проектов, участие в формировании интегрированной информационной сети стран-участниц МКСНТИ, коллективное вступление в мировые информационные системы, формирование единого информационного пространства в области инноваций, проектов и разработок, информационное обеспечение развития фундаментальной науки, оказание содействия в коммерциализации научных результатов.


РЕСПУБЛИКА УЗБЕКИСТАН

Информационное обеспечение научно-технической и инновационной деятельности является неотъемлемой составляющей научной инфраструктуры, призванной способствовать эффективному решению задач обеспечения субъектов научной сферы качественной научно-технической информацией на всех этапах создания и реализации научно-технической продукции.

Постановлением Президента Республики Узбекистан от 15 июля 2008 года № ПП-916 «О дополнительных мерах по стимулированию внедрения инновационных проектов и технологий в производство» утверждена система развития национальной науки в тесной взаимосвязи с производством, система взглядов на роль и значение науки в обеспечении независимости и процветания Узбекистана, а также принципов, определяющих механизм государственного регулирования инновационной деятельности.

Ведутся поэтапные преобразования по укреплению Национальной инновационной системы (НИС) Узбекистана, развиваются важные элементы НИС, налаживаются необходимые институциональные связи между имеющимися элементами.

Одним из основных элементов НИС является система обеспечения инновационной деятельности научно-технической информацией, поэтому есть жизненная необходимость в создании единой системы НТИ Республики Узбекистан.

Республика Узбекистан имеет богатый опыт организации и функционирования системы научно-технической информации. Созданы республиканская сеть научно-технической информации на основе интернет-технологий, базы данных по различным направлениям научных исследований и разработок, осуществлялся выпуск реферативной научно-технической информации, отраслевых информационных бюллетеней. Поддерживается обмен научно-технической информацией с государствами – участниками СНГ и ведущими мировыми научно-исследовательскими центрами.

Продолжаются научно-исследовательские разработки по различным направлениям автоматизации библиотечной и научно-технической информационной деятельности. В рамках различных научных проектов в 2002–2008 годах при поддержке Комитета по координации развития науки и технологий при Кабинете Министров Республики Узбекистан, Узбекского агентства связи и информатизации, международных фондов были созданы различные программные средства автоматизации библиотечной деятельности, начаты работы по внедрению международных стандартов описания библиографической информации, адаптации системы стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу, накоплен опыт использования зарубежных автоматизированных библиотечных систем и формирования электронных каталогов.

В настоящее время научно-технические информационные ресурсы страны представлены библиотечным фондами и архивами научно-исследовательских, проектных, конструкторских и промышленных предприятий и организаций, образовательных учреждений различной ведомственной принадлежности, различного республиканского, отраслевого, регионального уровней, которые самостоятельно определяют свою политику и принципы деятельности в информационно-библиотечной сфере.

Созданы электронные информационные ресурсы по следующим направлениям:

нормативные документы в сфере науки Республики Узбекистан;

стандарты в сфере науки;

программы научных исследований Республики Узбекистан;

аннотированные отчеты о НИР;

отчеты о НИР государственных научно-технических программ;

результаты научных исследований и инновационных разработок;

публикации, выполненные в рамках программ научных исследований

Республики Узбекистан;

научные и научно-технические мероприятия Республики Узбекистан;

материалы конференций и совещаний Республики Узбекистан;

материалы ярмарок и выставок научно-технических разработок

Республики Узбекистан;

международные научно-технические программы;

научные учреждения в сфере науки;

диссертации, защищенные в научных советах Республики Узбекистан;

эксперты и специалисты.

Комитетом по координации развития науки и технологий при Кабинете Министров Республики Узбекистан, Академией наук, Министерством высшего и среднего специального образования, Министерством здравоохранения, Министерством сельского и водного хозяйства, другими министерствами и ведомствами, осуществляющими научную и инновационную деятельность, накоплены значительные фонды научно-технической информации. В настоящее время вся накопленная научно-техническая информация используется министерствами и ведомствами, промышленными организациями в основном в целях собственного отраслевого развития. При этом эффективность использования имеющихся в отраслях экономики информационных ресурсов низка, как вследствие недооценки роли научно-технической информации, так и отсутствия современной научно-технической, методологической базы для формирования и использования научно-технических информационных ресурсов, в том числе на основе использования современных информационных технологий.

Использование накопленных фондов научно-технической информации и дальнейшее развитие всей научно-технической информационно-библиотечной сферы сдерживается рядом объективных факторов.

В связи с этим особенно актуальной является задача формирования современной системы научно-технического обеспечения научно-технической, инновационной деятельности, создание механизмов научно-информационного обеспечения, адекватных организационной структуре и задачам научно-технического развития страны.

Необходимость создания в республике системы научно-технической информации подчеркнута Кабинетом Министров Республики Узбекистан. Соответствующее задание по созданию в республике системы научно-технической информации с электронным реферативным журналом и реестром научных организаций утверждено протоколом заседания Комплекса по вопросам информационных систем и телекоммуникаций Кабинета Министров Республики Узбекистан от 24 октября 2007 года.

Значительным стимулом для формирования системы научно-технической информации является постановление Президента Республики Узбекистан от 15 июня 2008 года № 916 «О дополнительных мерах по стимулированию внедрения инновационных проектов и технологий в производство», предусматривающее создание во всех хозяйствующих субъектах подразделений, ответственных за развитие инновационной деятельности.

В соответствии с разработанной Комитетом по координации развития науки и технологий при Кабинете Министров Республики Узбекистан Концепцией создания системы научно-технической информации Республики Узбекистан, созданием системы научно-технической информации предусматривается решение пяти основных задач:

разработка научно-методологического обеспечения научно-информационной деятельности с учетом тенденций мирового развития, требований международных стандартов и рынка научно-технической информации;

разработка программных средств и систем накопления, хранения и поиска научно-технической информации;

обеспечение формирования научно-информационных ресурсов генераторами научно-технической информации;

формирование сервисов оказания информационных услуг и обеспечение доступа к научно-информационным ресурсам;

включение отечественных научно-технических ресурсов в международную сеть научно-технической информации.

Создание системы НТИ страны предполагает создание распределенной системы информационных ресурсов различных собственников на основе единых методологических принципов и открытых общепринятых стандартов и средств доступа к информационным ресурсам на основе интернет-технологий. При этом ядром системы, наиболее значительной по объему частью, являются государственные информационные ресурсы различных министерств и ведомств, а также информационные ресурсы организаций и предприятий ведущих отраслей экономики.

Функцию интеграции информационных ресурсов различных министерств, ведомств и организаций осуществляет соответствующий уполномоченный орган – Центр научно-технической информации, созданный в форме государственного унитарного предприятия в соответствии с постановлением Комитета по координации развития науки и технологий при Кабинете Министров Республики Узбекистан от 5 ноября 2009 года № 31.

Основными задачами Центра являются:

формирование, обеспечение хранения и пользования государственными ресурсами научно-технической информации;

сбор и анализ современной зарубежной и отечественной научно-технической литературы;

обеспечение инновационной деятельности научно-технической информацией;

информационно-аналитическая оценка научного и инновационного потенциала;

обработка, систематизация и учет результатов НИР и формирование научно-технических ресурсов и баз данных НТИ по согласованию с Комитетом.

Центр научно-технической информации должен обеспечивать:

сбор, систематизацию, обработку, хранение и поиск НТИ;

навигацию по электронным информационным ресурсам;

доступ к мировым ресурсам научно-технической информации;

предоставление информации конечному пользователю в наиболее удобной форме, максимально систематизированной, актуальной и полной на основе единообразного представления метаинформации.

Создание Центра научно-технической информации позволит решить ряд важных задач, направленных на разработку и реализацию механизмов обеспечения научно-информационной деятельности в стране, в частности:

1) создание инфраструктуры научно-информационной деятельности, обеспечивающей сбор и обработку всех видов научно-технических данных на республиканском, отраслевом, региональном уровнях на основе новых информационных технологий и технических средств, единых форматов данных и стандартов представления и обмена информацией;

2) стимулирование процессов создания, распространения и организации использования научно-технической информации в сферах науки, техники, технологии, образования, производства и управления, формирование систем информационно-аналитической поддержки принятия решений, внедрение их в практику работы органов государственного управления при принятии важнейших социально-экономических решений;

3) повышение эффективности использования научных информационных ресурсов путем расширения доступа к ним, расширения контактов между учеными и специалистами путем их участия в конференциях, симпозиумах, семинарах, выставках на республиканском и международном уровнях;

4) формирование ресурсов научно-технической информации;

5) совершенствование регистрационно-учетного механизма, обеспечивающего сбор, обработку и распространение сведений о выполненных исследованиях, разработках, диссертациях, электронных публикациях, новых технологиях, базах и банках научно-технических данных и других видах научно-технических работ;

6) расширение международного сотрудничества в научно-технической сфере;

7) постепенный переход к использованию новых информационных технологий и технологий метаданных для создания электронных информационных ресурсов, баз данных и баз знаний о проводимых разработках технологического характера и о результатах таких разработок, полнотекстовых баз данных нормативных и правовых документов по вопросам научной и инновационной деятельности.

В целом принимаемые правительством Республики Узбекистан меры по созданию системы научно-технической информации позволят не только организовать информационное сопровождение инновационных процессов за счет собственных ресурсов, но и создадут предпосылки для их интеграции с государствами – участниками СНГ и вхождения в мировое информационное пространство.


УКРАИНА

Координацию работ в системе НТИ, организационно-методическое сопровождение деятельности региональных центров научно-технической и экономической информации (ЦНТЭИ) в Украине осуществляет Украинский институт научно-технической и экономической информации (УкрИНТЭИ), который подчиняется Министерству образования и науки Украины.

Структуру сектора НТИ в Украине составляют организации общегосударственного, отраслевого и регионального уровней. К организациям общегосударственного уровня относятся:

Украинский институт научно-технической и экономической информации (УкрИНТЭИ); Государственная научно-техническая библиотека; Национальный информационный центр по сотрудничеству со странами Европейского союза в сфере науки и технологий.

На региональном уровне функционируют региональные центры научно-технической и экономической информации (ЦНТЭИ), подразделения НТИ высших учебных заведений, органы НТИ негосударственной формы собственности.

В структуру НТИ на отраслевом и ведомственном уровнях входят: центральные отраслевые библиотеки; отраслевые органы НТИ; подразделения научно-технической политики министерств и ведомств; Всеукраинская ассоциация информационных служб. В региональном секторе системы НТИ, который представлен ЦНТЭИ, ежегодно обслуживается более 60 тыс. потребителей (коллективные и индивидуальные), подготавливается более 1 000 наименований информационно-аналитических материалов и изданий, выполняются около 77 тыс. тематических запросов и более 200 тыс. запросов на изготовление копий документов. В структуре научно-информационной деятельности ЦНТЭИ наибольший удельный вес приходится на информационное обеспечение (29 %) и проведение научно-технических мероприятий (25,5 %).

ЦНТЭИ уделяют значительное внимание информационному обеспечению пользователей в сфере защиты прав интеллектуальной собственности. В течение года проводится более 5 тыс. консультаций, выполняется около 370 информационно-поисковых работ и около 200 патентно-информационных исследований.

По состоянию на январь 2009 года имеются сведения о деятельности более 120 организаций НТИ, которые в процентном отношении распределяются следующим образом: научные и научно-техниче



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: