РЕЗАТЬ ИЛИ ТЯНУТЬ?Коррекция речи у детей: взгляд ортодонта





"При укороченной уздечке язык в состоянии физиологического покоя не способен занимать правильную позицию, при которой кончик языка прилегает к нёбной поверхности верхних резцов. В результате не обеспечивается необходимого давления языка на свод верхней челюсти изнутри, под действием которого в норме должен формироваться правильный купол нёба и ровный верхний зубной ряд. Нарушение мышечного баланса ведет к избыточному давлению мышц щек и губ, вызывающему смещение верхних резцов в нёбном направлении и чрезмерный рост нижней челюсти в результате давления языка на ее передний участок. С другой стороны, ограничение подвижности языка ведет к гипертрофированному развитию мышц его корня, способствующему чрезмерному росту миндалин — причине гнусавости..."
Есть ортодонтическая классификация аномалий уздечек языка, автор Ф.Я. Хорошилкина. Первые два типа возможно растянуть, следующие три типа подрезают:
1) тонкие, почти прозрачные, нормально прикрепленные к языку, но ограничивающие его подвижность в связи с незначительной протяженностью;
2) тонкие полупрозрачные, прикрепленные близко к кончику языка, имеющие незначительную протяженность; при поднятии кончика языка в его центре образуется желобок;

3) представляющие собой плотный короткий тяж, прикрепленный близко к кончику языка. В результате натяжения уздечки кончик языка подворачивается внутрь, а спинка набухает. Облизывание верхней губы затруднено, а иногда невозможно. При пальпаторном исследовании такой уздечки выявляется, что подвижность языка обусловлена фиксацией его кончика соединительно-тканным тяжом. Под ним, имеющим форму шнура, располагается дубликатура слизистой оболочки;

4) характеризуемые выделяемым тяжом, но сращенным с мышцами языка;
5) с малозаметным тяжом, его волокна переплетаются с мышцами языка и ограничивают его подвижность.

 


ПРАВИЛА ВЫПОЛНЕНИЯ УПРАЖНЕНИЙ. (по М.А. Поляковой):


1. При выполнении упражнений рот нужно открывать максимально широко, но в то же время так, чтобы ребёнок мог дотянуться кончиком языка до альвеол.
Все движения должны выполняться медленно, на улыбке, близко к пределу возможного.
Имейте в виду, что выполнение упражнений для ребёнка физически тяжело, язык может уставать, подъязычная связка может болеть – дайте ему отдых.

АРТИКУЛЯЦИОННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАСТЯГИВАНИЯ УЗДЕЧКИ ЯЗЫКА. (Е. М. Косинова, Е. Н. Краузе, О.А.Новиковская):

«МАЛЯР»
Улыбнуться, открыть рот. Широким кончиком языка погладить нёбо от зубов к горлу. Нижняя челюсть не должна двигаться.

 


«ЛОШАДКА»
Улыбнуться, открыть рот. Пощёлкать кончиком языка, как цокают лошадки. Рот при этом открыт, кончик языка не вытянут и не заострён. Следить, чтобы он не подворачивался внутрь, а нижняя челюсть оставалась неподвижной.
Едем, едем на лошадке


«ГРИБОК»
Улыбнуться, открыть рот. Присосать широкий язык к нёбу. Это шляпка гриба, а подъязычная связка – ножка. Кончик языка не должен подворачиваться, губы – в улыбке. Если ребёнку не удаётся присосать язык, то можно пощёлкать языком, как в упражнении «Лошадка». В пощёлкивании тренируется нужное движение языка.


«ГАРМОШКА»
Положение языка как в упражнении «Грибок», губы в улыбке. Не отрывая язык, открывать и закрывать рот.

 

«БАРАБАН»
Улыбнуться, открыть рот. Многократно и отчетливо произносить звук Д-Д-Д. Язык при произнесении этого звука упирается в верхние зубы, рот не закрывать. Очень часто при выполнении этого упражнения ребенок закрывает рот. Чтобы этого не происходило, можно зажать зубами палочку шириной примерно 1 см или ручку детской зубной щетки прямоугольной формы (ручка не должна быть толстой, она должна быть прямой, как линеечка).

«КАЧЕЛИ»
Улыбнуться, открыть рот. На счет «раз-два» поочередно упираться языком то в верхние, то в нижние зубы. Нижняя челюсть при этом неподвижна.
На качелях я качаюсь

«ДОТЯНИСЬ ДО НОСА»

Улыбнуться, открыть рот. Широкий кончик языка поднять к носу и опустить к верхней губе. Следить, чтобы язык не сужался, а губы и нижняя челюсть были неподвижны.

«ФУТБОЛ»
Рот закрыть, кончик языка с напряжением упирать то в одну, то в другую щёку так, чтобы под щекой надувались мячики.

«КОТЕНОК»
На блюдечко положить немного сгущёнки (сметаны, варенья) и предложить ребенку слизать её языком как котёнок. Можно также лизать мороженое.

«ГРИБОК» С ЭЛЕМЕНТАМИ САМОМАССАЖА

Предложить выполнить упражнение «Грибок». Ребёнок сам перетирает уздечку большим и указательным пальцами руки.
Механическая помощь при выполнении артикуляционных упражнений
Если язычок провисает, ребенок не может выполнить упражнения «Лошадка», «Грибок», то для правильного растягивания логопед берет зонд («расчёска») и поднимает язык или «качает» его на «расчёске».

МАССАЖ УЗДЕЧКИ ЯЗЫКА

Большим и указательным пальцами левой руки, взявшись за кончик языка, поднять его вверх. Рот раскрыт. Указательным и большим пальцами правой руки растягивающим движением скользить по уздечке языка снизу вверх.


РАСТЯГИВАНИЕ УЗДЕЧКИ. Прием Е.В. Новиковой

Наложив на язык стерильный платок (салфетку), поставить указательный и средний пальцы под язык, уздечка между пальцами, большим пальцем нажать на переднюю часть языка и выполнить подтягивающие движения языка наружу. Указательный и средний пальцы неподвижны.

ПРИЕМ ВОДОВОЗОВОЙ Н. Г.

Указательными и большими пальцами рук тянуть язык за кончик вниз. Указательными и большими пальцами рук тянуть язык за кончик вверх. Указательным пальцем с силой поглаживать снизу вверх подъязычную уздечку, растягивая её.

УПРАЖНЕНИЕ С РЕЗИНОВЫМ КОЛЕЧКОМ. (Ф.Я. Хорошилкина)
На кончик языка накладываете резиновое кольцо (из пипетки). Ребёнок широко открывает рот, прижимая кольцо кончиком языка к нёбу, затем закрывает. После усвоения упражнения повторяют 3 раза в день по 10 раз.


ПРАВИЛА ПОСТАНОВКИ ЗВУКОВ ПРИ КОРОТКОЙ УЗДЕЧКЕ. (М.А. Полякова)

Звуки, требующие заметного подъёма кончика языка вверх ([р], [ш], [ж]) ставятся после полного вытягивания у ребёнка подъязычной связки.
Звуки ([л], [ч], [щ], [т’], [д’]) можно начинать ставить, когда уздечка ещё не до конца растянулась, но уже есть некоторый подъём вверх кончика языка.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-12-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: