МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФГБОУ ВО «Удмуртский государственный университет»
Институт экономики и управления
Кафедра экономики и социологии труда
«Утверждаю»
Директор ИЭиУ
____________ А.В. Аношин
«_____» _________________
Программа учебной практики
(по получению первичных профессиональных умений и навыков)
Направление подготовки 38.03.03 Управление персоналом
Профиль подготовки Управления персоналом организации
Экономика труда
Квалификация (степень) выпускника Бакалавр
Курс, семестр 2 курс, 4 семестр
Трудоемкость 216 час., 6 зачетных единиц
ИЖЕВСК 2017
1. Требования ФГОС ВО:
Область профессиональной деятельности выпускников, освоивших программу бакалавриата, включает:
разработку философии, концепции, кадровой политики и стратегии управления персоналом;
кадровое планирование и маркетинг персонала;
найм, оценку, аудит, контроллинг и учет персонала;
социализацию, профориентацию, адаптацию и аттестацию персонала;
трудовые отношения;
управление трудовым потенциалом и интеллектуальным капиталом персонала;
управление этическими нормами поведения, организационной культурой,
конфликтами и стрессами;
управление занятостью;
организацию, нормирование, регламентацию, безопасность, условия и дисциплину труда;
развитие персонала: обучение, в том числе повышение квалификации и профессиональная переподготовка, стажировка, управление деловой карьерой и сдужебно-профессиональным продвижением, управление кадровым резервом;
мотивацию и стимулирование персонала;
социальное развитие персонала;
работу с высвобождающимся персоналом;
организационное проектирование, формирование и развитие системы управления персоналом, в том числе ее организационной структуры;
кадровое, нормативно-методическое, делопроизводственное, правовое и информационное обеспечение системы управления персоналом;
оценку и бюджетирование затрат на персонал, а также оценку экономической и социальной эффективности проектов совершенствования системы и технологии управления персоналом;
управленческий (в том числе кадровый) консалтинг.
Объектами профессиональной деятельности выпускников, освоивших программу бакалавриата, являются:
службы управления персоналом организаций любой организационно-правовой формы в промышленности, торговле, на транспорте, в банковской, страховой, туристической и других сферах деятельности, в том числе научно-исследовательских организаций;
службы управления персоналом государственных и муниципальных органов управления;
службы занятости и социальной защиты населения регионов и городов, кадровые агентства;
организации, специализирующиеся на управленческом и кадровом консалтинге и аудите.
Виды профессиональной деятельности к которым готовятся выпускники, освоившие программу бакалавриата:
организационно-управленческая и экономическая;
информационно-аналитическая;
социально-психологическая;
проектная;
организационная;
экономическая;
информационно-аналитическая.
Задачи профессиональной деятельности:
а) организационно-управленческая и экономическая деятельность:
- разработка кадровой политики и стратегии управления персоналом;
- планирование кадровой работы и маркетинг персонала;
- обеспечение организации кадрами специалистов требуемой квалификации, необходимого уровня и направленности подготовки;
- организация профессиональной ориентации и трудовой адаптации молодых специалистов, деятельность по их закреплению и рациональному использованию;
- участие в разработке стратегии профессионального развития персонала; организация и контроль подготовки, профессиональной переподготовки и повышения квалификации и стажировки персонала;
- организация работы по оценке и управлению деловой карьерой, формированию резерва, аттестации персонала;
- мотивация и стимулирование труда персонала, в том числе оплата труда;
- участие в обеспечении безопасных условий труда, экономической и информационной безопасности;
- участие в обеспечении соблюдения требований психофизиологии, эргономики и эстетики труда;
- организация работ с высвобождающимся персоналом;
- применение законов о труде, иных нормативно-правовых актов социально-трудовой сферы для решения правовых вопросов трудовых отношений;
- экономический анализ показателей по труду, затрат на персонал (в том числе бюджетирования затрат);
- оценка экономической и социальной эффективности управления персоналом;
б) информационно-аналитическая деятельность:
- анализ рынка труда;
- прогнозирование и определение потребности в персонале;
- анализ кадрового потенциала и интеллектуального капитала организации, отдельного работника;
- изучение профессиональных, деловых и личностных качеств работников с целью рационального их использования;
- анализ социальных процессов и отношений в организации;
- анализ системы и процессов управления персоналом организации;
- использование автоматизированных информационных технологий управления персоналом;
в) социально-психологическая деятельность:
- осуществление социальной работы с персоналом;
- участие в разработке и внедрении планов социального развития организации;
- формирование трудового коллектива (групповые и межличностные взаимоотношения, морально-психологический климат);
- управление этикой деловых отношений, конфликтами и стрессами;
- предупреждение личной профессиональной деформации и профессионального выгорания;
г) проектная деятельность:
- применение современных методов управления персоналом;
- участие в разработке, обосновании и внедрении проектов совершенствования системы и технологии управления персоналом и организации в целом (в том числе в кризисных ситуациях);
- участие в процессах планирования и оптимизации структуры персонала организации.
2. Место практики в структуре ОП ВО:
Дисциплины, на освоении которых базируется практика
Б1.Б.14 Управление персоналом организации
Б1.Б.16 Психофизиология профессиональной деятельности
Б1.В.04.01 Управление человеческим капиталом и уровень жизни
Б1.Б.18 Основы организации труда
Б1.Б.19 Регламентация и нормирование труда
Б1.Б.21 Оплата труда персонала
Б1.ВР.09 Экономика труда
Логические и содержательно-методические взаимосвязи практики с другими частями ОП: Учебная практика позволяет развить компетенции студента (п.3 ООП).
3. Цели практики:
- направлены на закрепление и углубление теоретической подготовки обучающегося и приобретение им компетенций в сфере профессиональной деятельности, в соответствии с требованиями ФГОС ВО.
- предоставление студенту возможность приобретения реального практического опыта, навыков самостоятельной работы необходимых ему в дальнейшей профессиональной деятельности, а также закрепить и обогатить теоретические знания, полученные в ИЭиУ организации, нормированию, экономике и социологии труда и управлению персоналом.
По окончании практики у студента складывается более ясное и глубокое понимание того, каким образом знания, умения и навыки, получаемые им в университете, могут быть использованы в реальной профессиональной деятельности.
4. Задачи практики:
- приобретение навыков проведения экономического анализа трудовых показателей деятельности предприятия (организации или его подразделения), в т.ч. приобретение навыков самостоятельной работы в области экономики и организации труда путем непосредственного участия студентов в работе по выявлению внутрипроизводственных резервов роста производительности труда, ознакомления с имеющимся положительным опытом организации и планирования труда на предприятии, организации и участия во внедрении в производство достижений науки и техники;
- изучение основных направлений деятельности служб персонала предприятия; приобретение практических навыков социологического обследования трудовых коллективов;
- закрепление теоретических знаний студентов путем участия в производственной работе предприятия и приобретения практических навыков самостоятельной работы по анализу производственных ситуаций, по нормированию и организации труда, управлению персоналом;
- умение соблюдать правила техники безопасности и внутреннего трудового распорядка данной организации;
- изучение программы и учебно-методической документации по учебной практике, а также научной и учебной литературы по направлению «Управление персоналом».
5. Компетенции обучающегося, формируемые в результате прохождения практики:
В результате прохождения данной практики обучающийся должен приобрести общекультурные и профессиональные компетенции:
- готовностью к кооперации с коллегами, к работе на общий результат, а также владением навыками организации и координации взаимодействия между людьми, контроля и оценки эффективности деятельности других (ОПК-7);
- знанием основ разработки и реализации концепции управления персоналом, кадровой политики организации, основ стратегического управления персоналом, основ формирования и использования трудового потенциала и интеллектуального капитала организации, отдельного работника, а также основ управления интеллектуальной собственностью и умение применять их на практике (ПК-1);
- знанием принципов и основ формирования системы мотивации и стимулирования персонала (в том числе оплаты труда), порядка применения дисциплинарных взысканий, владение навыками оформления результатов контроля за трудовой и исполнительской дисциплиной (документов о поощрениях и взысканиях) и умением применять их на практике (ПК-8).
6. Сроки, способы организации и место проведения практики:
Учебная практика (по получению первичных профессиональных умений и навыков) проходит в соответствии с календарным графиком учебного процесса компетентностно-ориентированного учебного плана по направлению бакалавриата «Управление персоналом» профили «Управление персоналом организации», «Экономика труда». Местами проведения данной практики являются предприятия и организации любой формы собственности Удмуртской республики и других регионов страны.
7. Структура и содержание практики:
Практика студентов проводится в подразделениях предприятия, осуществляющих производственную деятельность или оказывающих услуги, службах управления персоналом.
Планирование работ по практике должно обеспечить равномерное их проведение в течение всей практики.
Организацию практики со стороны предприятия осуществляет отдел технического обучения или служба персонала предприятия, непосредственное руководство осуществляют квалифицированные специалисты, которые назначаются и утверждаются приказом руководителя предприятия.
Перед выполнением заданий практики студенты проходят инструктаж по технике безопасности.
Организация практики на предприятиях может осуществляться в следующих вариантах:
1) Практика проходит в организации, где работает студент на его рабочем месте специалиста.
2) Практика проходит в организации в соответствии с заключенным договором о прохождении практики студентом.
Примерный порядок прохождения практики: общее ознакомление с предприятием, его производственной и организационной структурой, правилами внутреннего распорядка; прохождение инструктажа по технике безопасности и ознакомление с конкретным производственным подразделением, на базе которого будет проходить практика;
- ознакомление с работой службы управления персоналом. Собирается и анализируется статистический материал отражающий деятельность данной службы.
В ходе практики студент изучает, анализирует и собирает практический материал для написания отчета по практике и курсовой работы. Студент изучает и анализирует следующие вопросы:
- история создания предприятия (год создания, местоположение, этапы развития);
- экономическая среда функционирования рассматриваемого объекта;
- организационно - правовая форма и организационная структура предприятия;
- характеристика выпускаемой продукции или оказываемых услуг (объем продукции, услуг, прибыли и т.п.):
- рынок сбыта, организация рекламы и маркетинга;
- система менеджмента на предприятии;
- система управления персоналом;
- методы работы с персоналом;
- анализ динамики основных трудовых показателей: характеристику трудового потенциала (численность персонала, в том числе по категориям в общей численности работающих, половозрастную структуру, профессионально-квалификационную структуру, движение персонала, в том числе текучесть кадров), организацию и оплату труда (системы оплаты труда, тарификация работ, применяемые виды доплат, социальные льготы, структура заработка по отдельным элементам);
- анализ существующего положения в области функционирования автоматизированной системы в области управления персоналом.
В зависимости от специфики объекта исследования отдельные задания по практике могут быть конкретизированы руководителем практики от выпускающей кафедры.
8. Организация самостоятельной работы студентов:
Документальным выражением результатов практики являются надлежащим образом оформленные отчет и дневник учебной практики студента.
Весь комплекс сведений и материалов, полученных в установленном в организации порядке при прохождении практики, студент записывает в академический дневник практики.
В дневник заносятся:
- календарный план прохождения практики, с описанием выполненных работ за каждый день практики;
- дополнительно выполненная студентами производственная работа;
- список материалов, собранных студентом в период прохождения практики для отчета по практике и написания курсовой работы;
- заключение студента по итогам практики и его предложения;
- рекомендации и замечания руководителя производственной практики от организации (места прохождения практики) за период прохождения студентом учебно-ознакомительной практики.
По окончании практики дневник подписывается и заверяется печатью руководителя практики от организации.
Отчет по практике должен включать в себя:
- титульный лист (см. приложение 1);
- содержание (см. приложение 2);
- введение;
- глава 1 - общая характеристика предприятия (учреждения, организации);
- глава 2 - характеристика трудового потенциала предприятия;
- заключение - основные выводы и критическая оценка студента рассмотренных в отчете вопросов;
- приложения.
Во введении (объемом 1 страница) должны быть сформулированы цели и задачи прохождения учебной практики с указанием объекта исследования (предприятия, организации, учреждения).
В первой главе должны быть рассмотрены следующие вопросы, характеризующие объект исследования:
- история создания предприятия (год создания, местоположение, этапы развития), определить место и роль предприятия в отрасли (народном хозяйстве;
- правовой статус и организационная структура управления с описанием выполняемых подразделением (должностным лицом) функций. Особое внимание уделить изучению деятельности экономических служб предприятия, определить их место в организационной структуре предприятия. Ознакомиться со структурой, составом и функцией подразделений или специалистов, занимающихся вопросами экономики, организации и охраны труда;
- тип производства, назначение и характер выпускаемой продукции (оказываемых услуг), уровень механизации и автоматизации производства;
- показатели масштабов деятельности: объем продукции, услуг, прибыль и т.д.. При рассмотрении основных технико-экономических показателей необходимо дать им краткое определение.
Вторая глава должна содержать информацию об обеспеченности предприятия кадрами. Необходимо определить абсолютное и относительное отклонение по численности от штатного расписания за последние 2-3 года.
Изучить состав, структуру и движение кадров на предприятии за исследуемый период (профессиональная, квалификационная, по стажу работы, образованию, полу, возрасту и др.). Ознакомиться со штатным расписанием предприятия.
При анализе, возможно, использовать следующие таблицы и формулы:
1. Для анализа численности и структуры персонала по категориям.
Таблица 1
Анализ структуры промышленно-производственного персонала (ППП)
Категории ППП | 201__г. | 201__г. | Отклонение | Темп роста, % | |||
чел. | уд. вес | чел. | уд. вес | чел. | уд. вес | ||
Среднесписочная численность всего: | |||||||
в том числе: | |||||||
1.Рабочих, из них: | |||||||
основных | |||||||
вспомогательных | |||||||
2.руководители | |||||||
3. Специалистов | |||||||
4. Служащих |
2. Для анализа качественной характеристики персонала, в том числе по половозрастному составу, профессионально-квалификационному уровню (соответствие средних разрядов работ и рабочих), по трудовому стажу, уровню образования. Результаты анализа могут быть представлены либо в форме таблиц, либо в виде диаграмм. Примеры их оформления представлены в таблицах 2, 3 и приложении 7 соответственно.
Таблица 2
Качественные характеристики персонала
Группа работников | 201__г. | 201__г. | Темп роста, % | |||
чел. | уд. вес | чел. | уд. вес | |||
По возрасту, лет - до 20 - от 20 до 30 - от 30 до 40 - от 40 до 50 - от 50 до 60 - старше 60 | ||||||
По образованию - Высшее - Незаконченное высшее - Среднее специальное | ||||||
- Среднее общее - Неполное среднее - Начальное | ||||||
По трудовому стажу, лет - до 1 - 1-5 - 6-10 - 10-15 | ||||||
- 15-20 - 20-25 - 25-30 - свыше 30 |
Таблица 3
Распределение разрядов рабочих и работ
Разряд рабочих | 201__г. | 201__г. | Разряд работ | 201__г. | 201__г. | ||||
всего | % | всего | % | всего | % | всего | % | ||
I | I | ||||||||
II | |||||||||
… | … | ||||||||
ИТОГО | ИТОГО |
3. Для анализа движения персонала, в том числе для анализа текучести кадров. Исходные и расчетные данные свести в таблицу (табл. 4).
Таблица 4
Данные для анализа движения персонала
Показатель | 201__г. | 201__г. | Темп роста, % |
Среднесписочная численность работников | |||
Принято в течение года новых работников | |||
Выбыло работников | |||
- уход на пенсию, на учебу, в армию | |||
- по собственному желанию | |||
- за нарушение дисциплины | |||
Оборот по приему, % | |||
Оборот по выбытию, % | |||
Общий оборот, % | |||
Текучесть кадров, % | |||
Коэффициент постоянства кадров |
Рекомендуется анализировать все статистические данные за два последних года с комментариями и выводами по ним.
Заключение (объемом 2-3 страницы) должно содержать основные выводы и предложения студента по улучшению работы исследуемого предприятия.
В начале отчета помещается титульный лист. За титульным листом следует содержание, включающее название разделов, подразделов с указанием страниц начала каждого из них. Заголовки в содержании и тексте должны совпадать.
В отчете не должно быть орфографических, статистических, вычислительных неточностей.
Цифровой материал, содержащийся в отчете, должен быть сгруппирован в таблицы. Каждая таблица должна иметь порядковый номер, заголовок, единицы измерения. По тексту отчета следует помещать итоговые и наиболее важные таблицы. Таблицы справочного и наглядного характера или таблицы, содержащие исходные справочные данные, следует помещать в приложении в конце отчета.
Все виды иллюстрированного материала (схемы, диаграммы, графики, рисунки, фотографии и т.п.) являются рисунками и должны иметь порядковый номер и название. Иллюстрированный материал следует помещать по ходу изложения, на каждый вид названного материала должны быть ссылки в тексте.
Если в отчете приведены материалы, заимствованные из различных источников, или цитаты, то должны быть сделаны ссылки на источник.
9. Контроль деятельности студента:
По итогам практики на кафедру экономики и социологии труда представляется отчет, структура которого соответствует содержанию раздела 8 данного положения.
По результатам проверки отчета по учебной практике выставляется дифференцированный зачет.
Учебно-методическое и информационное обеспечение практики
Основная литература
1. Егоршин, А. П. Основы управления персоналом: учеб. пособие / А. П. Егоршин. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2008.
2. Кибанов, А. Я. Управление персоналом организации: актуальные технологии найма, адаптации и аттестации: учеб. пособие / А. Я. Кибанов, И. Б. Дуракова; Гос. ун-т упр. - М.: КноРус, 2009.
3. Одегов Ю.Г., Руденко Г.Г. Экономика персонала. – М.:Альфа-Пресс, 2009.
4. Тебекин, А. В. Управление персоналом: учеб. для вузов по спец. 080500 "Менеджмент" / А. В. Тебекин. - М.: КноРус, 2009.
5. Управление персоналом организации: учеб. рек. МО РФ / И.Я. Кибанов, И.А. Баткаева, И.Е. Ворожейкин [и др.]; под ред. А.Я. Кибанова. - 3-е изд., доп. и перераб. - М.: Инфра-М, 2008.
Дополнительная литература
1. Аксенова, Е. А. Стратегический ассесмент: как сформировать человеческий ресурс организационных изменений: учеб. пособие / Е. А. Аксенова. - М.: Аспект Пресс, 2008.
2. Аширов, Д. А. Управление персоналом: учеб. пособие / Д. А. Аширов. - М.: Проспект, 2009.
3. Белякова, Е. М. Кадровый менеджмент: учеб. пособие / Е. М. Белякова, Т. Н. Оливанова, Т. В. Иванова; ФГОУВПО "Чуваш. гос. ун-т им. И. Н. Ульянова". - Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та, 2009.
4. Вишнякова, М. В. Охота на менеджера в кризисный период: книга для эффективных собственников и вменяемых менеджеров / М. В. Вишнякова. - М.: Ред. журн. "Упр. персоналом", 2009.
5. Волосский, А. А. Мотивация и стимуляция труда / А. А. Волосский. - М.: Техносфера, 2007.
6. Дёмин, Ю. М. Ассессмент персонала: как объективно оценить деловые качества сотрудника и соискателя за 15 минут / Ю. М. Дёмин. - СПб.: Питер, 2008
7. Закаблуцкая, Е. Эффективное собеседование. Подбор сотрудников на 100% / Е. Закаблуцкая; предисл. Ю. Вировца. - Спб.: Питер, 2009.
8. Иванова, С. В. Искусство подбора персонала. Как оценить человека за час / С. В. Иванова. - 3-е изд. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2006.
9. Кибанов А.Я. Дуракова И.П. Управление персоналом организации: практикум.- М.Инфра-М, 2006
10. Купер Д., Робертсон И.Т., Гордон Т. Отбор и найм персонала: технологии тестирования и оценки 2005.
11. Магура М.И. Курбатова М.Б. Современные персонал-технологии. - М.: ООО «Журнал «Управление персоналом», 2003.
12. Магура М.И. Курбатова М.Б. Современные персонал-технологии. - М.: ООО «Журнал «Управление персоналом», 2003.
13. Некрасов, В. И. Формирование системы мотивации трудовой деятельности: учеб.-метод. пособие / В. И. Некрасов; ГОУВПО "Удмурт. гос. ун-т", Ин-т экономики и упр. - Ижевск: Изд-во ИЭиУ УдГУ, 2009. -
14. Травин В.В., Магура М.И., Курбатова М.Б. Управление человеческими ресурсами. - М. Дело, 2004.
15. Управление персоналом организации: отбор и оценка при найме, аттестация: учеб. пособие /А.Я. Кибанов, И.Б. Дуракова; Гос. ун - т упр. - Изд. 2 - е, перераб. и доп. - М.: Экзамен, 2005.
16. Управление персоналом организации: Учебник/ под ред. А.Я.Кибанова. – М.Инфра-М, 2006
17. Управление персоналом. Учебник. Под ред. Базарова Т.Ю., Еремина Б.Л. – М. Юнити, 2005.
18. Фёдорова, Н. В. Управление персоналом организации: учеб. для вузов / Н. В. Фёдорова, О. Ю. Минченкова. - 3-е изд., перераб., доп. - М.: Кнорус, 2007
19. Федосеев, В. Н. Управление персоналом: учеб. пособие / В. Н. Федосеев. - М.; Ростов н/Д.: МарТ, 2006.
20. Хруцкий, В. Е. Оценка персонала. Критика теории и практики применения системы сбалансированных показателей / В. Е. Хруцкий, Р. А. Толмачев. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Финансы и статистика, 2009.
21. Управление персоналом. Дуракова И. Б. М.: ИНФРА-М 2009 https://ibooks.ru/product.php?productid=22201&cat=1704&page=55
22. Управление персоналом. Учебное пособие. 6-е изд. Лукичева Л.И. М.: Издательство «Омега-Л» 2011 https://ibooks.ru/product.php?productid=22157&cat=1704&page=55
23. Управление персоналом. Конспект лекций Валиева О.В. "А-Приор" 2010 https://e.lanbook.com/books/element.php?pl1_cid=25&pl1_id=3123
24. Управление кадрами. Руководство для персонала и топ-менеджмента Андреева И.Н. СПб.: БХВ-Петербург 2011 https://ibooks.ru/product.php?productid=24831&cat=1704&page=54
25. Антикризисное управление человеческими ресурсами: Учебное пособие Под ред. Горелова Н. "Допущено Учебно - методическим объединением вузов России по образованию в области национальной экономики и экономики труда в качестве учебного пособия для студентов, обучающихся по специальности 080104 "Экономика труда" и другим зкономическим специальностям СПб.: Питер 2010 https://ibooks.ru/product.php?productid=21760&cat=1704&page=3
26. Управление трудовыми ресурсами. Красноженова Г. Ф., Симонин П. В. М.: ИНФРА-М 2008 https://ibooks.ru/product.php?productid=22216&cat=1704&page=57
Периодические издания
Журналы “Управление персоналом”, “Служба кадров”, “Справочник по управлению персоналом”, “Справочник кадровика”.
Интернет-ресурсы
1. www.kadrovik.ru
2. www.hrm.ru
3. www.pro-personal.ru
4. www.hr-portal.ru