Исходные данные для SWOT-анализа




Задание 2. Проведение SWOT-анализа

При формировании портфеля инноваций, определении стратегии развития организации рекомендуется проводить комплексный анализ всех сторон ее деятельности. Одним из компонентов комплексного анализа является SWOT-анализ (рис. 1).

Рис. 1. Схема проведения SWOT -анализа

Идея SWOT- анализа заключается в следующем:

а) изучение потенциала фирмы с целью превращения ее слабых сторон в сильные стороны и угроз в возможности;

б) развитие сильных сторон фирмы в соответствии с ее ограниченными возможностями.

^ SWOT -анализ можно проводить в пять этапов.

На первом этапе изучаются сильные стороны фирмы – ее конкурентные преимущества в следующих областях:


  • патентоспособность выпускаемых товаров;

  • цена товаров;

  • прогрессивность технологии;

  • квалификация кадров;

  • стоимость ресурсов, применяемых фирмой;

  • возраст основных производственных фондов;

  • географическое расположение фирмы;

  • инфраструктура;

  • системы маркетинга и менеджмента;

  • сила конкуренции на входе и выходе системы менеджмента фирмы и др.


На втором этапе изучаются слабые стороны фирмы. Этап начинается с анализа конкурентоспособности выпускаемых товаров по всем рынкам. Строится дерево показателей конкурентоспособности товаров. Рассчитываются показатели в соответствии с построенным деревом. Собираются или прогнозируются аналогичные показатели по конкурирующим товарам. Определяются слабости по изученным на первом этапе конкурентным преимуществам фирмы. На третьем этапе изучаются факторы макросреды фирмы (политические, экономические, технологические, рыночные и др.) с целью прогнозирования стратегических и тактических угроз фирме и своевременного предотвращения убытков. На четвертом этапе изучаются стратегические и тактические возможности фирмы (капитал, активы, патенты и др.), необходимые для предотвращения угроз, уменьшения слабых и умножения сильных сторон фирмы. На пятом этапе, последнем, согласуются силы с возможностями формирования проекта отдельных разделов стратегии фирмы.

^ Ситуации для анализа

Ситуация 1. Фирма и ее конкуренты

Допустим, фирма и ее конкуренты имеют следующие показатели, представленные в табл. 1. На основе этих данных требуется провести SWOT- анализфирмы и подготовить предложения к формированию портфеля новшеств и инновации, стратегии развития фирмы на ближайшие 5 лет. Следует иметь в виду, что по показателям, отсутствующим в таблице, фирмы находятся примерно в одинаковом положении.

^ Таблица 1

Исходные данные для SWOT-анализа

Показатель по конкретному товару данной группы Значение показателя
конкуренты фирма
1 2 3
1. Число патентов, полученных по конструкции товара 1 1 4
2. Полезный эффект (интегральное качество) товара, единица полезного эффекта 1250 1100 1300 1400
3. Цена товара, ден. ед. 340 320 310 350
4. Затраты на техническое обслуживание и ремонт товара за срок его службы, ден. ед. 4 200 4150 5 300 3 200
5. Интегральный показатель качества сервиса товара 0,95 0,96 0,93 0,9
6. Удельный вес прогрессивной технологии 0,3 0,45 0,25 0,7
7. Средний возраст основных производственных фондов, лет 5,5 8,3 6,4 4,5
8. Удельный вес высококвалифицированных кадров 0,3 0,42 0,35 0,5
9. Количество конкурентов на входе системы менеджмента 4 7 5 9
10. Количество конкурентов на выходе системы менеджмента 5 6 6 7
11. Географическое расположение Удобное Среднее Среднее Удобное
12. Товарная марка фирмы Известная Известная Известная Неизв.
13. Угроза налоговых изменений Отсутств. Отсутств. Имеется Имеется
14. Угроза повышения цен на сырье и материалы Отсутств. Имеется Отсутств. Имеется
15. Наличный капитал фирмы, млн ден. ед. 150 60 110 140


Ситуация 2. ЗАО «Текстилъ-1»

Общая информация. Компания «Текстиль-1» была основана в 1831 г. как маленькая шерстяная мануфактура при водяной мельнице. Компания находится в небольшом подмосковном промышленном поселке, окруженном дачами и военными городками. В 30–50-х годах предприятие было дважды реконструировано. Была создана также развитая социальная инфраструктура, включая детский сад, общежитие, пионерлагерь, дом отдыха, дома для работников и т.д. Последняя реконструкция проводилась в 1988–1990 гг. Почти 20% установленного оборудования поступило из Италии и ФРГ, остальное было отечественным. После реконструкции производственные мощности достигли 2 млн. погонных метров шерстяных тканей в год, численность работников была доведена до 1 тыс. человек, а основные фонды составили 22 млн. руб. Приватизация фабрики произошла в 1992 г. Уставный капитал был разделен на 220 тыс. обычных акций, выкупленных работниками завода. Распределение акций было относительно равномерным и зависело в основном от стажа работы. Генеральный директор, прослуживший на фабрике 35 лет, получил 7,5 тыс. акций.

^ Организационная структура. Как в типичном акционерном обществе, высшим органом управления является общее собрание акционеров, которое назначает генерального директора. Генеральный директор в свою очередь назначает членов правления. В состав правления «Текстиль-1» входят 7 человек: генеральный директор, коммерческий директор, главный инженер, главный бухгалтер и три начальника производства. Организационная структура следует технологической цепочке: прядение –> ткачество –> окраска и отделка.

В 1993 г. было создан отдел маркетинга, подчиненный коммерческому директору и практически монополизировавший как собственно маркетинговые исследования и подготовку договоров и контрактов, так и обработку экономической информации. Генеральный директор оставил за собой общий контроль, определение стратегических приоритетов и контакты с важнейшими хозяйственными партнерами местной администрацией. На деле все важнейшие решения на предприятии принимаются двумя людьми: генеральным директором Иваном Алексеевичем Васильевым и коммерческим директором Арнольдом Валентиновичем Зеленовым.

Иван Алексеевич – ветеран текстильной отрасли. Он работает на заводе более 35 лет, прошел путь от мастера до директора. Арнольд Валентинович – недавний выпускник МГУ, свободно владеющий английским и немецким языками, стажировавшийся за рубежом.

Иван Алексеевич, правда, сетует на то, что на стратегические решения у него практически не остается времени. Он объясняет это так: «У нас нет настоящей управленческой команды, и отсюда – все проблемы направляются к руководству. Очень сложно научить начальников цехов не бояться брать инициативу в свои руки, принимать решения и отвечать за них. Нас столько лет приучали беспрекословно выполнять приказы, что и мне нелегко дается принимать самостоятельные решения».

^ Ситуация в российской текстильной промышленности. Российская текстильная промышленность – одна из отраслей, в наибольшей степени пораженная экономическим кризисом. Если свести воедино все негативные факторы, сказавшиеся на производстве текстиля в России, то можно получить следующую картину.


  1. ^ Спад массового спроса. Население стало гораздо больше, чем прежде, тратить денег на питание и гораздо меньше – на одежду. Опросы свидетельствуют, что 75% населения России покупают сейчас одежды меньше, чем до 1992 г.

  2. ^ Дезинтеграция СССР превратила потребителей сырья (хлопка и шерсти) в импортеров. Цены на узбекский хлопок достигли мирового уровня в ноябре 1993 г., цены на шерсть держатся на уровне 80–90% от мирового уровня.

  3. После либерализации внешней торговли организованные и «челночные» поставки текстиля и обуви приняли обвальный характер. В 1994 г. на обувь и текстиль приходилось до 30% всего российского импорта и более половины «челночных» поставок. Шерстяная отрасль разделила общую судьбу текстильной промышленности. Во втором квартале 1994 г. производство шерстяных тканей в России составило 22 млн погонных метров – 22,4% от уровня соответствующего периода 1991 г.


^ Рыночная позиция «Текстиль-1». Для оценки рыночной позиции следует рассмотреть поставщиков, маркетинг и сбыт.

Поставщики. Шерсть – главное сырье для выпуска шерстяных тканей – оказалась в дефиците. В 1994 г. в России было произведено лишь 48 тыс. т шерсти по сравнению с 90 тыс. т в 1991 г., из этого количества около 50% было экспортировано. Потребление шерсти компанией «Текстиль-1» составляет около 1100 т в год. Кроме того, в России всего 9 шерстомоечных фабрик, так что рынок шерсти сегментирован и монополизирован. И.А. Васильев убежден, что «шерстомоечные фабрики поставляют на внутренний рынок только ту шерсть, которую оказалось невозможно продать на Запад из-за ее низкого качества». Руководство «Текстиль-1» пыталось преодолеть дефицит шерсти путем организации собственной закупочной фирмы. Пытались организовать систему многоуровневой бартерной торговли – обменивать шерстяные ткани на товары народного потребления и затем поставлять их совхозам и колхозам (бывшим) в обмен на шерсть. Затея оказалась неудачной из-за низкой ликвидности шерстяных тканей и отсутствия квалифицированного торгового персонала.

В 1994 г. положение с сырьем стало катастрофическим. Предприятие работало «с колес», т.е. без запасов сырья. Многие заказы стали выполняться на давальческом сырье. Так, одна немецкая фирма, разместившая на фабрике заказ на 100 тыс. м ткани, была вынуждена закупить шерсть в Австралии и предоставить ее «Текстиль-1» как кредит, погашаемый экспортными поставками.

Маркетинг и сбыт. Традиционный рынок шерстяных тканей практически разрушился к 1994 г. Если во времена СССР ткани «Текстиль-1» закупали почти 80 швейных фабрик по всей стране, то сейчас лишь одна швейная фабрика продолжает делать регулярные закупки. Одновременно прекратили свое существование государственные оптовые снабженческо-сбытовые структуры. Частных оптовиков в 1994 г. было слишком мало, чтобы обеспечить устойчивый сбыт – как правило, размер закупок частного «оптовика» не превышал 1 тыс. м тканей. В результате единственными надежными отечественными потребителями остались 6 специализированных торговых домов, но они закупают в год не более 150 тыс. м тканей – меньше месячной производственной программы при нормальной загрузке мощностей.

С 1992 г. появились новые потребители – американские и германские оптовики швейных изделий. На данном рынке «Текстиль-1» выступает в кооперации с российскими и украинскими швейниками. Спрос, таким образом, полностью зависит от конкурентных преимуществ российских и украинских текстильщиков.

Руководство «Текстиль-1» сформулировало 4 важнейших конкурентных преимущества:


  • низкие издержки производства по сравнению с европейскими производителями из Италии, Шотландии, Испании, особенно затраты на рабочую силу. Действительно уровень зарплаты работников «Текстиль-1» не превышает 200 дол. в месяц;

  • высокое качество российских шерстяных тканей. Большинство шерстяных фабрик в Центральном регионе России было основано более 100 лет назад в небольших городках, где работники бережно сохраняют традиции ремесла;

  • высокий образовательный уровень рабочей силы. На «Текстиль-1» все менеджеры имеют высшее образование, а 50% рабочих – среднетехническое. Высокий уровень образования облегчает освоение новой технологии производства и нового оборудования;

  • высокая интенсивность труда. Средняя зона обслуживания (число станков, обслуживаемых одновременно) российского рабочего в текстильной промышленности в 4 раза превышает данный показатель для Германии и в 12 раз для Индии.


Руководство «Текстиль-1» объективно оценивает свои конкурентные преимущества как временные. Действительно: во-первых, дальнейший рост внутренних цен на шерсть, энергию и транспорт сводит на нет преимущества по издержкам; во-вторых, качество тканей постепенно снижается с износом оборудования. Так, «Текстиль-1» не смог принять несколько заказов, поскольку выпускаемые ткани не соответствовали отдельным западным стандартам по дизайну и плотности тканей. В целом структура рынка «Текстиль-1» в 1994 г. выглядела следующим образом:


  • 80% тканей поставлялись четырем американским фирмам;

  • 10% тканей забирала одна немецкая фирма;

  • 10% реализовались через шесть российских торговых домов, мелких оптовиков и поставлялись на одно российское швейное предприятие.


^ Рыночная ситуация глазами руководства компании. Иван Алексеевич Васильев говорит: «Мы все еще производим ткани высокого качества, но у нас нет сбыта в России. Если российская женщина захочет обновить гардероб, то она будет выбирать что-либо из импортных товаров, а не пальто, сшитое на фабрике «8 Марта». Так что нам пришлось обратиться на Запад и, в конечном счете, мы вышли на людей из Гармент дистрикт в Нью-Йорке – квартала, в котором сосредоточены офисы крупнейших торговцев одежды.

Ребята из Нью-Йорка нашли, что наши ткани идеально соответствуют вкусам американских бабушек. Но шить в Америке невозможно, затраты на зарплату там слишком высоки, а в Латинской Америке, кроме пончо, ничего из шерсти никогда не шили. Тогда мы нашли одну швейную фабрику на Украине, которая берет наши ткани и шьет из них пальто. Какие этикетки к ним прилепляются – это уже на наше дело». Продолжает Арнольд Валентинович Зеленов: «Этикетки – это не наше дело, но знать цены надо по всей цепочке. Мы продаем нашу ткань, скажем, по 5 дол. за метр. На одно пальто идет 3 м ткани. Украинцы берут за пошив еще 4 дол. В то же время оптовая цена одного пальто в Нью-Йорке колеблется между 60 и 70 дол., а розничная цена – 89,95 дол. Так что вы видите, наша доля в цене не превышает 17%».

Иван Алексеевич Васильев добавляет: «Единственная возможность повысить рентабельность работы – установить прямые поставки на зарубежные рынки. В принципе такая возможность существует, ведь российская квота на экспорт в ЕС не выбирается. Однако американцы покупают 80% нашей продукции. С одной стороны, сразу от этих контрактов не откажешься, а с другой – поле для маневра слишком мало. В то же время условия, выставляемые американцами, прижимают нас все сильнее». Далее он поясняет: «Давайте разложим наши издержки. Из 5 дол. за метр ткани 2 дол. – затраты на сырье. Дальше идут дополнительные расходы. Мы платим за ремонт домов, в которых живут работники предприятия. Да я и сам живу в таком же доме. Мы платим за обеды для рабочих, поддерживаем дом отдыха и профилакторий, а тут еще налоги. В результате из стандартной «штуки» сукна длиной 27 м мы имеем только 3,4 м чистой прибыли, т.е. 12,6%. Теперь вспомните про инфляцию».

^ Финансовая ситуация на фирме глазами руководства. Арнольд Валентинович Зеленов убежден, что компания находится на грани финансовой катастрофы: «В четвертом квартале 1993 г. уровень текущей ликвидности был 0,83, а сейчас – 1,20. На самом деле улучшение это лишь кажущееся. У нас дебиторской задолженности на 2,3 млрд руб., в большинстве своем она никогда не будет погашена. Мы сами задолжали кредиторам 2,8 млрд руб. Главная причина наших долгов – политика поставщиков шерсти и красителей, требующих 100% предоплаты. Мы замораживаем оборотный капитал. По норме нам надо около 2 млрд руб. оборотного капитала, а имеется лишь 1,3–1,5 млрд. Остальное достаем через кредиты под людоедские проценты». Иван Алексеевич Васильев подхватывает: «На самом деле самое неприятное – так это то, что мы задолжали зарплату за 3–4 месяца. Я прилагаю все усилия, чтобы расплатиться с рабочими к Новому году».

^ Стратегический выбор руководства. Руководство компании «Текстиль-1» разработало три сценария возможного развития событий.

Сценарий 1. Это вариант сохранения нынешней ситуации. Компания продолжает полагаться на западные заказы. Требуемое качество продукции будет достигаться более тщательной работой и увеличением доли ручного труда.

Сценарий 2. Компания будет продолжать работать на западные заказы, но руководство будет стараться внедрить ряд мер по улучшению качества продукции:

а) будет создан специальный отдел внешнеэкономических связей. В задачу отдела будет входить не только оформление контрактов и отслеживание ситуации на мировых рынках сырья и готовой продукции, но и подготовка технических спецификаций по зарубежным стандартам для внедрения в производство;

б) будет перестроена система контроля качества. В настоящее время контроль за качеством рассредоточен по разным подразделениям (ОТК, заводская лаборатория, инженеры по качеству в цехах). Предлагается создать единую службу сквозного контроля качества и подчинить ее руководителю в ранге заместителя директора;

в) предлагается децентрализовать экономическую работу. Вместо планово-экономического отдела предлагается создать в каждом производстве экономические бюро по прядению, ткачеству, отделке. Главной задачей экономических бюро будет анализ издержек и разработка мер по их снижению.

Сценарий 3. Компания видит свое будущее в более тесной кооперации с зарубежными партнерами. Для этого предлагается передать значительный пакет акций (не менее 30%) в обмен на современную технологию (патенты, ноу-хау и оборудование). Руководство хочет иметь представителя зарубежной фирмы не только в составе совета директоров, но и в составе правления, чтобы влиять на стиль управления и принятие текущих решений. Генеральный директор склоняется к варианту 3, но опасается, что зарубежный партнер потребует ликвидировать весь дорогостоящий соцкультбыт. Между тем среди рабочих уже распространяются слухи о возможном скором приходе «варягов», и значительное число работников считает это последним шансом на выживание компании.


 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: