Статья 14. Презумпция невиновности
1. Обвиняемый считается невиновным, пока его виновность в совершении преступления не будет доказана в предусмотренном настоящим Кодексом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда.
2. Подозреваемый или обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность. Бремя доказывания обвинения и опровержения доводов, приводимых в защиту подозреваемого или обвиняемого, лежит на стороне обвинения.
3. Все сомнения в виновности обвиняемого, которые не могут быть устранены в порядке, установленном настоящим Кодексом, толкуются в пользу обвиняемого.
4. Обвинительный приговор не может быть основан на предположениях.
Статья 5. Основные понятия, используемые в настоящем Кодексе
Если не оговорено иное, основные понятия, используемые в настоящем Кодексе, имеют следующие значения:
3) близкие лица - иные, за исключением близких родственников и родственников, лица, состоящие в свойстве с потерпевшим, свидетелем, а также лица, жизнь, здоровье и благополучие которых дороги потерпевшему, свидетелю в силу сложившихся личных отношений;
4) близкие родственники - супруг, супруга, родители, дети, усыновители, усыновленные, родные братья и родные сестры, дедушка, бабушка, внуки;
2. Статья 14 главы 3 Уголовного кодекса Р.Ф. гласит:
1. Преступлением признается виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное настоящим Кодексом под угрозой наказания.
2. Не является преступлением действие (бездействие), хотя формально и содержащее признаки какого-либо деяния, предусмотренного настоящим Кодексом, но в силу малозначительности не представляющее общественной опасности.
Содержание данной статьи показывает, что основанием уголовной ответственности может быть только преступное поведение лица, выразившееся в конкретном деянии, а не антиобщественные свойства человека, его помыслы и убеждения.
Деяние - это термин, обозначающий общественно опасное поведение человека.
Лицо подлежит уголовной ответственности и наказанию за деяния, если они были осознаны им, и если он был способен регулировать свое поведение, т.е. если в совершенных деяниях проявились сознание и воля.
3 Подсудимый - обвиняемый, в отношении которого дело принято к производству судом. Подсудимый, в отношении которого вынесен приговор, именуется осужденным - если приговор обвинительный, или оправданным - если приговор оправдательный (ст. 47 ч. 2 УПК).В силу принципа осуществления судопроизводства на основе состязательности и равноправия сторон (п.3 ст. 123 Конституции РФ).
4. Подозреваемый - в уголовном процессе - лицо, задержанное по подозрению в совершении преступления или подвергнутое мере пресечения до предъявления обвинения (ст. 46 УПК РСФСР). Подозреваемый имеет право знать, в совершении какого преступления он подозревается, давать объяснения, показания, заявлять ходатайства приносить жалобы на действия и решение лица, производящего дознание, следователя и прокурора, заявлять отводы следователю, лицу, производящему дознание, переводчику, представлять доказательства.
5. Основание для прекращения уголовных дел – это предусмотренные законом обстоятельства, которые исключают возможность обвинения (реабилитирующие основания), либо при доказанности обвинения исключают возможность применения мер уголовного наказания и мер общественного воздействия, либо позволяют применить вместо уголовного наказания меры общественного воздействия (нереабилитирующие основания).
К нереабилитирующим основаниям прекращения уголовного дела (уголовного преследования) относятся следующие: за примирением сторон (ст. 25 УПК РФ), в связи с деятельным раскаянием (ст.28 УПК РФ), в связи с удовлетворением судом ходатайства о применении к несовершеннолетнему принудительных мер воспитательного воздействия (ст.ст. 427,428,432 УПК РФ)
Методика проведения социально-педагогического мониторинга причин совершения учащимися преступлений
Выявление причин совершения учащимися преступленийявляется важным элементом системы профилактики правонарушений учащихся в образовательном учреждении, что отражено в ФЗ «Об основах системы профилактики и безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». В соответствии с ч.1. ст. 22 ФЗ «Об основах системы профилактики и безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» одной из основных задач деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних является выявление причин и условий безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних
Анализ нормативно-правой базы деятельности общеобразовательных учреждений показал невозможность использования понятия «педагогическое расследование» по выявлению причин совершения учащимися преступлений по ряду причин.
Во первых, - существует понятие «дисциплинарное расследование», которое проводится по жалобе на работника ОУ согласно п.2 ст.55 закона РФ «Об образовании». При этом процедура рассмотрения жалоб по дисциплине труда работника предполагает сбор объяснительной с работника, сбор материалов удостоверяющих факт нарушения дисциплины труда работником или наоборот опровергающих этот факт. Все собеседования и заседания дисциплинарной комиссии фиксируются протоколом, на основании представленных документов составляется решение комиссии, в соответствии с которым руководитель может вынести дисциплинарное взыскание (см. ст. 192, ст. 193 ТК РФ).
Во вторых, - в соответствии с Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» образовательные учреждения осуществляют «социальный или педагогический контроль» за поведением детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, изучают условия их жизни, диагностируют отклонения в развитии и поведении.
В - третьих, в соответствии с ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» государственное образовательное учреждение ведёт индивидуальную профилактическую работу по своевременному выявлению несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, а также по их социально-педагогической реабилитации и (или) предупреждению совершения ими правонарушений и антиобщественных действий; участие в деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений осуществляется в пределах их компетенции в порядке, установленном законодательством РФ; в соответствии со ст.9 п.2 выявлять, а также незамедлительно информировать: - орган управления образованием - о выявлении несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства в связи с самовольным уходом их детских домов, школ-интернатов и других детских учреждений либо в связи с прекращением по неуважительным причинам занятий в образовательных учреждениях;
В связи с этим, более точным, чем понятие «педагогическое расследование» является понятие «социально-педагогический мониторинг». Педагогический мониторинг — это диагностика, оценка и прогнозирование социальной защиты и адаптации личности учащегося в тех или иных условиях.
Социально-педагогический мониторинг причин совершения учащимися преступлений - это выявление причинно-следственных связей между личностными особенностями ребенка, его социальным статусом, особенностями ближайшего окружения и общения, и совершением преступления. Он позволяет, по каждому случаю преступления, устанавливать причины и условия, способствовавшие его совершению.
Социально-педагогический мониторинг по выявлению причин совершенного преступления проводится в случае прекращения уголовного дела (уголовного преследования) в отношении несовершеннолетнего по нереабилитирующим основаниям и после приговора суда о признании несовершеннолетнего, совершившего преступление, виновным.
В случае, если ранее учащийся не имел отклонений в поведении, на учете в ОДН не состоял, никакой информации о его противоправном поведении в ОУ не поступало, основным материалом для изучения является психолого-педагогическая характеристика учащегося.
Для проведения социально-педагогического анализа (мониторинга) по выявлению причин совершенного преступления учащимся создается комиссия, в которую могут входить:
· специалист районного отдела образования;
· директор ОУ;
· заместитель директора по воспитательной работе;
· представитель школьной общественности (социальный педагог).
Комиссия проверяет и анализирует документы на учащегося, совершившего преступление, и выносит заключение о причинах, приведших данного учащегося к совершению преступления.
Документы, подлежащие рассмотрению:
· информация об отклоняющемся поведении и правонарушениях учащегося, поступившая в ОУ из различных организаций (ОДН, КДН и ЗП, ОО и П и др.), а также докладные на имя директора ОУ от классного руководителя, учителей-предметников, других сотрудников школы;
· протоколы, акты и распоряжения администрации о мерах, принимаемых к учащемуся по фактам отклоняющегося поведения и правонарушениям (проведение бесед, обсуждение на заседаниях Совета профилактики, педсоветов, вынесение выговоров по школе, направление представлений в КДНиЗП, информаций в ОДН, организация работы с родителями, организация досуга учащегося и т.д.);
· документы, в которых зафиксированы факты помощи, которая оказывалась учащемуся со стороны школы, если в этом была необходимость;
· заключения и акты по контролю о результативности принимаемых мер;
· подробная характеристика на учащегося (учеба, взаимоотношения с учителями, сверстниками, особенности характера учащегося, ситуация в семье, характеристика родителей, их отношение к воспитанию ребенка).
Методика проведения социально-педагогического мониторинга о возможных причинах совершенного преступления:
1. Анализ семейной ситуации | ||
Содержание | Методы сбора информации | Документы |
- состоит ли на учете (дата постановки; где, причина) – внутришкольный контроль, ОДН; - полная, неполная семья; - количество детей в семье; - кто занимается воспитанием (родители или лица, их заменяющие); - характеристика взаимоотношений в семье; - воспитательный потенциал семьи; - материальное положение семьи; - информированность специалистов ОУ о проблемах семьи; - формы взаимодействия с семьей, причины контактов (или их отсутствие); - готовность семьи к сотрудничеству с ОУ в решении проблем ребенка; - виды помощи оказанной семье в ОУ (психолого-педагогическая, социально-правовая, материальная, др.) | Наблюдение, беседа, анализ документации, запросы, посещение семьи | - характеристика семьи, - социальный паспорт семьи, - акт о ЖБУ; - протоколы заседаний совета по профилактике ОУ, запросы (в органы опеки и попечительства, КДН и ЗП, кризисные службы, социальные гостиницы и т.д.); - личное дело ребенка, - документы из учреждений системы профилактики, от родителей (договора, заявления) - журналы или банки данных, в которых зафиксирована (отражена) профилактическая работа с родителями (законными представителями), с близкими людьми для учащегося, - заключение ПМПК, -рекомендации психолога |
2. Анализ информации о учащемся | ||
2.1. Характеристика учебной деятельности: - успеваемость; - посещаемость; - характеристика проблем учащегося; - особенности взаимоотношений в классе и с учителями; - проделанная педагогическая работа при наличии у учащегося проблем в учебной деятельности. | Наблюдение, тестирование, анкетирование, беседа с учителями - предметниками, классным руководителем, психологом, одноклассниками, анализ документации. | - характеристика классного руководителя; - выписка из классного журнала; - выписка из журнала учета посещаемости; -информация по внутришкольному контролю, из базы данных по правонарушениям; - психолого-педагогическая характеристика класса; -социальный паспорт класса; - заключения и рекомендации психолога и ПМПК; - индивидуальная карта сопровождения; - - докладные записки педагогов; - журнал регистрации консультаций. |
2.2. Характеристика психического и физического развития, поведенческих особенностей: -индивидуально-личностные особенности учащегося, - социальный статус в классе, взаимоотношения со сверстниками, - уровень физического развития, - принадлежность учащегося к молодежным субкультурам, - вредные привычки - оказание психолого-педагогической поддержки специалистов ОУ, и специалистов др. учреждений, - дата направления и результаты обследования РМПК, ГМПК (если было). | Беседы с одноклассниками, учителями, психологом и т.д.; наблюдение, беседа, тестирование; анкетирование; анализ документации. | - характеристика психолога; - справка (выписка) о состоянии здоровья; - заключения и рекомендации психолога и ПМПК; - психолого-педагогическая характеристика класса; - заключение по результатам проведенного психодиагностического исследования; -карты сопровождения - приказ о постановке на внутришкольный учет; - входящие документы: протоколы КДН и ЗП, документация из ОДН РУВД; -докладные, служебные объяснительные, записки, - ходатайства. |
2.3. Внеурочная деятельность: - интересы и предпочтения в проведении свободного времени; - организация досуга (занятость в системе дополнительного образования, клубах (где)); - участие в жизни класса, школы (внеклассная работа). | Беседы с учащимся, родителями или законными представителями и (или) кружководами или тренерами и сверстниками; опрос, тестирование, анкетирование запрос в подростковые клубы, дома творчества. | -запросы и акты; - протоколы бесед; - характеристика из ОДОД или ПМК (Спорт. школы, ДДТ, КЦТТ и т.п.); - справки о занятости во внеучебное время, в каникулярное время; -грамоты за участие в соревнованиях, играх и т п. |
По окончании социально-педагогического мониторинга составляется обзорная справка (Приложение 1).
Приложение 1
Обзорная справка
Ученика школы №____, совершившего правонарушение:__________________
1. Фамилия, имя, отчество ______________________________________________
2. Дата рождения______________________________________________________
3. Постоянное место жительства _________________________________________
4. Место регистрации: __________________________________________________
5. Состояние здоровья: __________________________________________________
- состоит ли на диспансерном учете: _______________________________________
6. Обучался в ______ классе. Прибыл из СШ №____ дата _____в класс, основание:_____________________________
7. Отношение к обучению: ______________________________________________
-интерес к каким-либо учебным предметам _________________
-оставался ли на повторное обучение: __________________________________
8. Досуг:______________________________________________________________
9. Участие в общественной жизни школы: __________________________________
_____________________________________________________________________
10. Особенности поведения в школе: _____________ Отношение к
педагогам ___________________________________________________________
11. Характеристика ближайшего окружения
12. Вредные привычки и наклонности:
13. Правонарушения в школе:
14. Причины отклонения от нормы поведения:
15. Индивидуальная профилактическая работа со стороны школы:
16. В работе с учащимся школа взаимодействовала:
17. Сведения о родителях:
18. Характеристика семьи:
19. Характер влияния семьи на несовершеннолетнего:
20. Бюджет семьи в расчете на одного человека:
21. Предполагаемые меры, необходимые для исправления социальной и
психологической реабилитации несовершеннолетнего:
22. Справка утверждена Советом по профилактике школы №___ дата_______
Дата Директор ГОУ СОШ №_____
Обзорная справка
Ученика школы №____, совершившего правонарушение:__________________
1. Фамилия, имя, отчество ______________________________________________
2. Дата рождения______________________________________________________
3. Постоянное место жительства _________________________________________
4. Место регистрации: __________________________________________________
5. Состояние здоровья: __________________________________________________
- состоит ли на диспансерном учете: _______________________________________
6. Обучался в ______ классе. Прибыл из СШ №____ дата _____в класс, основание:_____________________________
7. Отношение к обучению: ______________________________________________
-интерес к каким-либо учебным предметам _________________
-оставался ли на повторное обучение: __________________________________
8. Досуг:______________________________________________________________
9. Участие в общественной жизни школы: __________________________________
_____________________________________________________________________
10. Особенности поведения в школе: _____________ Отношение к
педагогам ___________________________________________________________
11. Характеристика ближайшего окружения
12. Вредные привычки и наклонности:
13. Правонарушения в школе:
14. Причины отклонения от нормы поведения:
15. Индивидуальная профилактическая работа со стороны школы:
16. В работе с учащимся школа взаимодействовала:
17. Сведения о родителях:
18. Характеристика семьи:
19. Характер влияния семьи на несовершеннолетнего:
20. Бюджет семьи в расчете на одного человека:
21. Предполагаемые меры, необходимые для исправления социальной и
психологической реабилитации несовершеннолетнего:
22. Справка утверждена Советом по профилактике школы №___ дата_______
Дата Директор ГОУ СОШ №_____