Культурологическая концепция Освальда Шпенглера




Освальд Шпенглер (1880—1936) — последний классик фи­лософии жизни и один из основоположников современной фи­лософии культуры, предложивший миру, сразу после первой мировой войны, капитальный культурно-философский труд «За­кат Европы» как живой отклик на события «здесь и теперь». (Первый том был закончен к 1914 г., но вышел в 1918 г., второй том — в 1922 г.) Шпенглер взывает не к рассудку и не к разуму, к которым традиционно обращались философы-ака­демисты, но к эмоциональной, а потому отзывчивой сфере человека с целью мобилизации духа европейской культуры на осмысление апокалипсиса Европы. Такая нетрадиционность вполне естественно вытекала, во-первых, из мировоззренчес­ких установок Шпенглера, который в то время избегал каких бы то ни было отношений с представителями академической философии, не принимал и не признавал традиционные фи­лософские школы и направления. Во-вторых, эмоциональность самого Шпенглера, его непосредственные впечатления после нападения итальянской армии на Триполи в 1911 г., застави­ли задуматься и навеяли мысль о возможности мирового во­енного конфликта. Осмысление такой возможности приводит к переориентации первоначального политико-публицистичес­кого характера работы в русло историологии и философии культуры.

«Закат Европы» является выражением собственных взгля­дов Шпенглера на европоцентризм и панлогизм. Мыслитель развивает идею обособленности культурных образований, ра­ботая одновременно в рамках двух традиций — органицизма и иррационализма. Центральная идея органицизма состоит в ин­терпретации любого культурного явления, исторического про­цесса, события из жизни отдельно взятого человека как биоло­гического (органического), со всеми присущими живому при­знаками и закономерностями. Иррационализм, весьма попу­лярный в то время благодаря работам Ницше, исходил из по­сылки, что культурное явление или событие из личной жизни лежат за пределами рационального объяснения, недоступны мыслительному анализу.

Шпенглер реализует указанные традиции в анализе и объяс­нении явлений культуры. С одной стороны, он выстраивает концепцию морфологического органицизма, представляющего культуру как организм, обладающий своим строением (морфо­логией), с другой стороны, определяет основания культуры как до-рациональные, выражающиеся в глубинных символах (как это делал, например, Ф. Ницше, различая «дионисийскую» куль­туру, языческую и безличную, и «аполлонийскую», обострен­но-личностную).

Философ исходил из того, что развитие того или иного на­рода есть прежде всего развитие его культуры. Каждый народ представляет собой самостоятельный «культурно-исторический тип», непохожий на культурно-исторические типы других на­родов. Типы их культур абсолютно разнородны и нередко чужды друг другу. Каждая культура своеобразна, уникальна, не­повторима и, по сути, замкнута в себе. Замкнутость и непрони­цаемость типов культур не дают возможности установить ка­кое-либо единство мировой истории. Отсюда вытекает, что не существует ничего общечеловеческого, равно как и единого ис­торического процесса.

В самом деле, пишет Шпенглер, до сих пор история пред­ставляла собою свод иллюстраций, в массе которых тонула це­лостная картина исторического бытия. При этом всегда зату­шевывался очевидный факт, о котором никто не потрудился задуматься: прикладные и точные науки не озабочены буду­щим, — они всегда имеют дело с готовыми пространственно обозримыми формами, не вдаваясь в смысл и символическое значение того или иного явления. Если предшествующая фи­лософия занималась поиском закономерностей истории, выяв­лением причин возникновения того или иного исторического явления, Шпенглер вплотную подходит к проблеме соотноше­ния истории и культуры. «Вместо монотонной картины линейнообразной всемирной истории, — писал философ, — держаться за которую можно только закрыв глаза на подавляющее коли­чество противоречащих ей фактов, я вижу феномен множества мощных культур, с первобытной силой вырастающих из недр породившей их страны, к которой они строго привязаны на всем протяжении своего существования».

Когда культура умирает, «ее кровь свертывается», она засты­вает и становится похожей на засохшее дерево. Все это харак­теризует процесс превращения культуры в цивилизацию. Последняя понимается как заключительная стадия развития соответствующей культуры. Шпенглер пишет, что цивилиза­ции следуют за культурой, как смерть за жизнью, как непод­вижность за развитием. По его мнению, переход от культуры к цивилизации в Европе и вообще на Западе начался в XIX и продолжается в XX в.

Культура, каким образом понимает ее Шпенглер, есть не что иное, как модель объяснения мира, средство описания струк­туры житейских отношений. Можно сказать, что культура, по его мнению, есть система допущений, принятых тем или иным социумом. Она являет собой гарант социального порядка, воп­лощающего на основе накопленного запаса наблюдений зако­ны здравого смысла необходимые нормы собственной жизни.

Благодаря анализу исторических форм жизнедеятельности людей различных эпох и географических мест, с помощью бе­зоговорочного введения в научный оборот понятия «культура», мыслитель заложил основы строительства исторически новой онтологии — онтологии культуры, или «философии жизни куль­туры»; «жизни-в-культуре», — скажут после Шпенглера и оп­ределят культуру как форму спецификации жизнедеятельнос­ти исторического человека.

История есть история человека и-человечества. Чтобы по­строить учение о человеческой истории, необходимо раскрыть, что такое история человека, следовательно, необходимо рас­смотреть, что такое человек с точки зрения его природы. Чело­век — это биологический «поток», чистый поток существова­ния, имеющий неповторимые черты. Последние и составляют природу человека, его суть, или сущность. Эта суть человека, его природа, не просто неповторима, но каждый раз особенная в различные периоды жизни, — идея, напоминающая Геракли­тов поток. И это не случайно: за десять лет до написания пер­вого тома «Заката Европы» Шпенглер защитил диссертацию о Гераклите, поэтому часто использовал гераклитовы образы и сравнения.

Природа человека, как считает Шпенглер, так же естествен­на, как природа муравья или бабочки. Природа человека «все­цело вырастает из органического чувства. Ее даже не создают. Она обладает такой же внутренней необходимостью, как рако­вина моллюска, как пчелиный улей, как птичьи гнезда, и каж­дая черта первоначальных обычаев и форм существования, брач­ной и семейной жизни, племенного распорядка». Природа всех живых организмов, от моллюска до человека, однотипна: все живое подчиняется единым закономерностям. Все многообра­зие живого является «оформлением» природного начала. Оче­видно, что под единой закономерностью Шпенглер подразуме­вает логос — принцип существования и развития органическо­го мира (логос — термин, который впервые был введен в фи­лософский язык Гераклитом).

Теория Шпенглера с момента ее обнародования и по сей день неоднозначно воспринята философами, учеными и дру­гими представителями интеллигенции. В частности, такие из­вестные русские философы, как Н. А. Бердяев, Ф. А. Степун, С. П. Франк и др., отдавая должное эрудиции и публицисти­ческому дару О. Шпенглера, указывали на принципиальную антинаучность его философского мышления, на то, что «его книга дышит полным презрением ко всем вопросам совре­менной научной философии, к вопросам методологии и тео­рии знания». Они подчеркивали, что мыслитель на место на­уки ставит «дух гадания и пророчества», указывали на бес­плодность его теории, которая, однако, имеет своих сторон­ников и продолжателей.

Заключение

Актуальность философии жизни как одного из ответвле­ний более широкого направления — иррационализма — была исторически обусловлена. Появление иррационалистических взглядов в философии явилось как бы ответом на кризис в на­учных методах познания, естествознания. В основе рационали­стического миропонимания лежало понятие материи как пер­воосновы всех вещей, и все процессы, происходящие в приро­де, объяснялись (точнее, могли бы быть объяснены) по есте­ственным законам. Материализм, выступая от лица науки, претендовал на роль окончательного «научного мировоззрения». И хотя на его основе возник также и диалектически материа­лизм, старательно не замеченный буржуазными критиками рационализма XIX в., но «кризис в физике» в этот период, хотя и давший последнему новые подтверждения, роковым обра­зом сказался на некоторых сторонах гносеологии естественно-исторического материализма этого времени.

В борьбе с материализмом «философы жизни» попытались использовать несводимость биологических явлений к законам классической механики. Понятие материи было заменено по­нятием «жизнь», «живая материя», которая в философском ис­толковании имеет значение психики, переживания. Рациональ­ные субъектно-объектные отношения заменяются субъектно-субъектными, человек начинает рассматриваться как субъект общения. Таким образом, философия жизни, как и иррациона­лизм вообще, противопоставляет гносеологическому подходу рационализма аксиологический, в основе которого лежат уста­новки антропологизма.

Само понятие жизни многозначно и неопределенно, дает простор для различных трактовок. Оно понимается и в биоло­гическом, и в космологическом, и в культурно-историческом планах. Философия жизни — это философское осмысление явления жизни в его феноменальной, онтологической данно­сти. Это анализ того, как сам факт существования жизни вли­яет на формирование онтологических схем и объяснений, ут­верждение различных познавательных моделей в их конкрет­ном историческом наполнении. Философия жизни была по­пыткой найти интегральные основания для поливариантной творческой реализации человечества, проявляющейся в раз­ных формах существования, в разных типах культурной са­мобытности.

К 50-м гг. XX в. философия жизни, дискредитировавшая себя откровенным иррационализмом и антинаучностью, теря­ет свое самостоятельное значение и влияние. Но она имеет важ­ное значение как составная часть современного иррационализ­ма и философии антропологии. Можно сказать, что проблемы, поднятые философией жизни, и решения, ею предложенные, актуальны до сих пор и требуют разностороннего переосмыс­ления.

Список использованной литературы

1. Бергсон А. Творческая эволюция. - М.: Гардарики, 2005.

2. Дилътей В. Сущность философии. - М.: Владос, 2006.

3. История философии. - Ростов н/Д, Феникс, 2004. Гл. 5.

4. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней: В 4 т. - СПб.: Питер, 2006. Т. 4.

5. Современная западная философия. Словарь. 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Книжный мир, 2007.

6. Сумерки богов. - М.: Знание, 2001.

7. Шпенглер О. Закат Европы. - Ростов н/Д: Феникс, 2005.


[1] Бергсон А. Творческая эволюция. М., 1988. С. 154



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: