По содержанию
3.1.1. Фактографическая (лат. factum – сделанное) – это реально существовавший в прошлом или настоящем отдельный предмет, процесс событие. Информация, содержанием которой является факт или совокупность фактов, называется фактографической информацией.
По роду фактов различают следующие виды фактографической информации:
• информация о предметах (технических изделиях, материалах, геологических месторождениях, географических объектах и т.п.;
• информация о процессах (технологических, психологических, социальных и др.);
• информация о событиях (фактах общественной жизни, явлениях природы и др.);
• информация о персонах (личностях).
3.1.2. Концептуальная. Концепция (лат. conceptis - мысль, представление) – это осмысление взаимосвязей между фактами. Информация, содержанием которой является концепция или совокупность концепций, называется концептографической информацией. Концептографическая информация выражается в виде мнений, оценок, гипотез, точек зрения, прогнозов (концепции предположения); научных теорий, законов, закономерностей (концепции-законы), правил, методов, приказов, инструкции (концепции-директивы).
3.1.3. Библиографическая – информация о документах, необходимая для их идентификации и использования. Эта информация показывает «дистанционную связь» автора с его предшественниками, коллегами по научным исследованиям. Реализуется с помошью списка литературы, которым, как правило, сопровождается каждый научный документ. Связь между списком литературы и основным текстом научного документа осуществляется с помощью библиографических ссылок – совокупности библиографических сведений о цитируемом, рассматриваемом или упоминаемом документе, необходимых для его идентификации. Различают три вида библиографических ссылок:
|
3.1.3.1. Внутритекстовая
3.1.3.2. Подстрочная
3.1.3.3. Затекстовая
По функциональному назначению
3.2.1. Основная информация – это основные идеи, мысли, положения, которые автор стремится передать читателю. К основной информации принято относить новые гипотезы и идеи, экспериментальные данные, новые методики, оригинальные конструкции машин и механизмов, качественно новы явления, процессы и т.п.
3.2.2. Дополнительная (разъясняющая, аргументирующая) информация –это тот материал в тексте документа, с помощью которого автор обеспечивает доступность и понятность текста при восприятии. Достижение этой цели осуществляется с помощью рассуждений, объяснений доказательств, примеров, иллюстраций.
По форме представления
3.3.1. Текстуальная. Роль терминов в передаче текстуальной информации.
3.3.2. Табличная. Таблица как способ синтеза и уплотнения информации. Информативность, смысловая емкость таблиц, наглядность и обозримость представления материала.
3.3.3. Графическая: рисунки, схемы, графики и т.п. Роль наглядного представления информации. Информативность подписей к рисункам, схемам
3.4. Рема – тематическая информация.
Тема (от греч. thema – то, что положено (в основу) – исходный пункт сообщения (предложения) – то, относительно чего нечто утверждается в данном предложении.
Рема (от греч. rhema – слово, изречение, букв. – сказанное) – то, что утверждается или спрашивается об исходном пункте сообщения – теме и создает законченное выражение мысли. Рема – это ядро высказывания, содержание сообщения, то, что говорящий сообщает, отправляясь от темы. Ремой может быть любой член (или члены) предложения. Распознается по главному (логическому) ударению, по контексту и др.
|
Тема может быть присуща не только всем хорошо известным документам, таким как статья, монография, сборник. Темой обладает и отдельное предложение. Например: «Московский университет основан в 1755 году ». Темой в предложении является уже знакомое, известное, т.е. тема – Московский университет основан (все знают, что есть такой университет). Ремой является новая информация, ради которой написана эта фраза, а именно, что университет основан в 1755 году.
Тема – функции реферата и аннотации
Рема – информационная, поисковая функции.
Следует помнить, что в тексте тема и рема неразрывно связаны друг с другом и как составные элементы текста не имеют смысла один без другого.
Структура и оформление научно-технического текста
Заголовок. Должен адекватно именовать текст. Название не должно быть излишне общим (текст должен рассматривать все заявленное в названии) и излишне частным (в тексте не должно быть ничего сверх заявленного в названии).
2. Аннотация. Обязательна не для всех научно-технических текстов. Кратко описывает содержание текста. По аннотации потенциальный читатель делает для себя вывод о необходимости чтения текста.
Введение
4. Текст, структурированный по разделам и (если необходимо) подразделам:
- Обоснование актуальности проблемы (почему об этом надо писать?)
- Историография вопроса (как это было раньше?)
- Постановка проблемы (о чем будет разговор?)
- Рассмотрение проблемы (в чем суть?)
- Вывод (и что теперь?)
Заключение
|
6. Библиография (список литературы). В последнее время к оформлению библиографии предъявляются не очень строгие требования. Главное, чтобы источники были пронумерованы в порядке появления ссылок в тексте, и для каждого указывались авторы, название, издательство и год издания. Для статей сверх перечисленного необходимо указать название журнала и номер выпуска.
Все иллюстрации, таблицы и листинги должны быть поименованы, пронумерованы и оформлены единообразно в пределах статьи. Например:
Рис. 1 – Воздушный шарик
Таблица 1. Характеристика воздушного шарика
Цвет | Диаметр, см | Цена, р |
Белый |
В тексте должны быть ссылки на рисунки (см. рис. 1), таблицы (см. табл. 1), листинги и библиографию [1].
ЛИСТИНГ, -а; м. [англ. list – список] Информ. Печатная информация о результатах обработки каких-л. данных ЭВМ; бумажная распечатка такого текста.
Дополнительная литература с указанием страниц
ДЛ: 2[20-24; 96-200]; 3[62-111]; 8[91-130]; 9[158-182]; 11[70-77]
Контрольные вопросы:
1. Каково определение структуры научно-технического текста?
2. Что представляет собой аспектная структура?
3. Какие аспекты включает структура научно-техничекого текста?
4. Назовите формальные признаки в структуре научно-технических текстов.
5. Что такое метаинформация?
6. Что представляют собой маркеры?
7. Что такое индикаторы?
8. Что такое коннекторы?
9. Назовите виды информации в текстовом документе?
10. Какая информация представлена по содержанию?
11. Какая информация представлена по функции
12. Какова форма представления информации?
13. Что такое тема и рема?