Виды информации в тексте научных документов




По содержанию

3.1.1. Фактографическая (лат. factum – сделанное) – это реально существовавший в прошлом или настоящем отдельный предмет, процесс событие. Информация, содержанием которой является факт или совокупность фактов, называется фактографической информацией.

По роду фактов различают следующие виды фактографической информации:

• информация о предметах (технических изделиях, материалах, геологических месторождениях, географических объектах и т.п.;

• информация о процессах (технологических, психологических, соци­альных и др.);

• информация о событиях (фактах общественной жизни, явлениях природы и др.);

• информация о персонах (личностях).

3.1.2. Концептуальная. Концепция (лат. conceptis - мысль, представление) – это осмысление взаимосвязей между фактами. Информация, содержанием которой является концепция или совокупность концепций, называется концептографической информацией. Концептографическая информация выражается в виде мнений, оценок, гипотез, точек зрения, прогнозов (концепции предположения); научных теорий, законов, закономерностей (концепции-законы), правил, методов, приказов, инструкции (концепции-директивы).

3.1.3. Библиографическая – информация о документах, необходимая для их идентификации и использования. Эта информация показывает «дистанционную связь» автора с его предшественниками, коллегами по научным исследованиям. Реализуется с помошью списка литературы, которым, как правило, сопровождается каждый научный документ. Связь между списком литературы и основным текстом научного документа осуществляется с помощью библиографических ссылок – совокупности библиографических сведений о цитируемом, рассматриваемом или упоминаемом документе, необходимых для его идентификации. Различают три вида библиографических ссылок:

3.1.3.1. Внутритекстовая

3.1.3.2. Подстрочная

3.1.3.3. Затекстовая

По функциональному назначению

3.2.1. Основная информация – это основные идеи, мысли, положения, которые автор стремится передать читателю. К основной информации принято относить новые гипотезы и идеи, экспериментальные данные, новые методики, оригинальные конструкции машин и механизмов, качественно новы явления, процессы и т.п.

3.2.2. Дополнительная (разъясняющая, аргументирующая) информация –это тот материал в тексте документа, с помощью которого автор обеспечивает доступность и понятность текста при восприятии. Достижение этой цели осуществляется с помощью рассуждений, объяснений доказательств, примеров, иллюстраций.

По форме представления

3.3.1. Текстуальная. Роль терминов в передаче текстуальной информации.

3.3.2. Табличная. Таблица как способ синтеза и уплотнения информации. Информативность, смысловая емкость таблиц, наглядность и обозримость представления материала.

3.3.3. Графическая: рисунки, схемы, графики и т.п. Роль наглядного представления информации. Информативность подписей к рисункам, схемам

3.4. Рематематическая информация.

Тема (от греч. thema – то, что положено (в основу) – исходный пункт сообщения (предложения) – то, относительно чего нечто утверждается в данном предложении.

Рема (от греч. rhema – слово, изречение, букв. – сказанное) – то, что утверждается или спрашивается об исходном пункте сообщения – теме и создает законченное выражение мысли. Рема – это ядро высказывания, содержание сообщения, то, что говорящий сообщает, отправляясь от темы. Ремой может быть любой член (или члены) предложения. Распознается по главному (логическому) ударению, по контексту и др.

Тема может быть присуща не только всем хорошо известным документам, таким как статья, монография, сборник. Темой обладает и отдельное предложение. Например: «Московский университет основан в 1755 году ». Темой в предложении является уже знакомое, известное, т.е. тема – Московский университет основан (все знают, что есть такой университет). Ремой является новая информация, ради которой написана эта фраза, а именно, что университет основан в 1755 году.

Тема – функции реферата и аннотации

Рема – информационная, поисковая функции.

Следует помнить, что в тексте тема и рема неразрывно связаны друг с другом и как составные элементы текста не имеют смысла один без другого.

Структура и оформление научно-технического текста

Заголовок. Должен адекватно именовать текст. Название не должно быть излишне общим (текст должен рассматривать все заявленное в названии) и излишне частным (в тексте не должно быть ничего сверх заявленного в названии).

2. Аннотация. Обязательна не для всех научно-технических текстов. Кратко описывает содержание текста. По аннотации потенциальный читатель делает для себя вывод о необходимости чтения текста.

Введение

4. Текст, структурированный по разделам и (если необходимо) подразделам:

  • Обоснование актуальности проблемы (почему об этом надо писать?)
  • Историография вопроса (как это было раньше?)
  • Постановка проблемы (о чем будет разговор?)
  • Рассмотрение проблемы (в чем суть?)
  • Вывод (и что теперь?)

Заключение

6. Библиография (список литературы). В последнее время к оформлению библиографии предъявляются не очень строгие требования. Главное, чтобы источники были пронумерованы в порядке появления ссылок в тексте, и для каждого указывались авторы, название, издательство и год издания. Для статей сверх перечисленного необходимо указать название журнала и номер выпуска.

Все иллюстрации, таблицы и листинги должны быть поименованы, пронумерованы и оформлены единообразно в пределах статьи. Например:


Рис. 1 – Воздушный шарик

Таблица 1. Характеристика воздушного шарика

Цвет Диаметр, см Цена, р
Белый    

В тексте должны быть ссылки на рисунки (см. рис. 1), таблицы (см. табл. 1), листинги и библиографию [1].

ЛИСТИНГ, -а; м. [англ. list – список] Информ. Печатная информация о результатах обработки каких-л. данных ЭВМ; бумажная распечатка такого текста.

Дополнительная литература с указанием страниц

ДЛ: 2[20-24; 96-200]; 3[62-111]; 8[91-130]; 9[158-182]; 11[70-77]

Контрольные вопросы:

1. Каково определение структуры научно-технического текста?

2. Что представляет собой аспектная структура?

3. Какие аспекты включает структура научно-техничекого текста?

4. Назовите формальные признаки в структуре научно-технических текстов.

5. Что такое метаинформация?

6. Что представляют собой маркеры?

7. Что такое индикаторы?

8. Что такое коннекторы?

9. Назовите виды информации в текстовом документе?

10. Какая информация представлена по содержанию?

11. Какая информация представлена по функции

12. Какова форма представления информации?

13. Что такое тема и рема?

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: