XXVII Международной научно-практической конференции
«Мировая словесность
для детей и о детях»
Января 2020 года
МОСКВА
Января
10.00–11.30 — регистрация участников конференции (ауд. 306 филологического факультета МПГУ, Главный корпус, ул. Малая Пироговская, д.1, стр.1)
11.30–13.00 — открытие конференции (ауд. 204)
Открытие конференции —
v Чернышева Елена Геннадьевна, доктор филологических наук, профессор, зав. кафедрой русской классической литературы, директор Института филологии;
v Урюпин Игорь Сергеевич, доктор филологических наук, профессор, заместитель директора Института филологии по научной работе
Вступительное слово — Трубина Людмила Александровна, доктор филологических наук, профессор, зав. кафедрой русской литературы XX–XXI веков, проректор
Поздравительный экспромт — Зиман Леонид Яковлевич, член Союза писателей Москвы, член Союза переводчиков России
Выступление со стихотворным поздравлением с Новым годом.
Доклады пленарного заседания
Зиман Леонид Яковлевич (член Союза писателей, кандидат педагогических наук)
Концепция детства и стихи для детей
Каравашкина Марина Викторовна (Московский педагогический государственный университет, Институт детства, заведующий кафедрой русского языка и методики его преподавания в начальной школе им. М.Р. Львова, кандидат филологических наук)
Читая, понимаем родителей
Черемисинова Лариса Ивановна (Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского, зав. кафедрой начального языкового и литературного образования, доктор филологических наук)
Образ ребенка в цикле стихотворений Елены Благининой "Почему ты шинель бережешь?"
Полехина Майя Мударрисовна ( Московский государственный институт международных отношений (университет) МИД России (Одинцово), профессор кафедры лингвистики и переводоведения, доктор филологических наук)
"Охранная грамота" Бориса Пастернака: становление художника
Дворяшина Нина Алексеевна (Сургутский государственный педагогический университет, профессор, доктор филологических наук; главный научный сотрудник Лаборатории лингвистических и литературоведческих исследований)
“Мысли семейныеˮ в семейных рассказах Олега Кургузова
Минералова Ирина Георгиевна (Московский педагогический государственный университет, профессор кафедры русской литературы ХХ–ХХI веков, доктор филологических наук)
Национальные доминанты в русской детской литературе: вчера, сегодня, завтра
Секриеру Анжела Емиловна, Алёхина Анна Александровна (Московский педагогический государственный университет, кафедра русской литературы ХХ-XXI вв.)
Синтез искусств в книге Турбьёрна Эгнера «Люди и разбойники из Кардамона»
Дмитриевская Лидия Николаевна (Литературный институт им. А.М.Горького, доцент кафедры русской классической литературы и славистики, доктор филологических наук)
Какой должна быть иллюстрация в детской книге. Беседа с иллюстратором Платоном Швецом
Презентации книг, монографий, учебников
по тематике конференции
Выставка студенческих работ Всероссийского конкурса
«Моя любимая детская книга»
13.10–13.30 — обед
13.30–16.00 — работа секций (ауд. 306, 307)
Секция 1
Образ ребенка и образ детства
В ИСТОРИИ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ СЛОВЕСНОСТИ
(ауд. 306)
Руководитель секции:
Логвинова Ирина Владимировна, кандидат филологических наук, ст. преподаватель
1. Гущина Дарья Александровна (Московский педагогический государственный университет, Институт филологии, магистрант)
«Я пишу стихи для древнедетского человека, который должен быть в каждом...»: мудрость и детскость в поэзии Юнны Мориц
2. Крутина Людмила Борисовна (Тульский государственный педагогический университет имени Л. Н. Толстого, кафедра русского языка как иностранного, преподаватель)
Образ ребенка в рассказах Н. Носова
3. Логвинова Ирина Владимировна (кандидат филологических наук), Малянова Анна Артуровна (студентка) (Московский государственный институт музыки им. А.Г. Шнитке, кафедра философии, истории, теории культуры и искусства)
Образ гуттаперчевого мальчика у Д.В. Григоровича и П.С. Цейхенштейна
4. Логвинова Ирина Владимировна (Московский государственный институт музыки им. А.Г. Шнитке, кафедра философии, истории, теории культуры и искусства; кандидат филологических наук)
Образ сироты-"калачика" в книге П. С. Цейхенштейна "Из жизни "Калачиков"
5. Ломоносова Екатерина Юрьевна (Московский педагогический государственный университет, Институт филологии, студент)
Способы создания портрета ребёнка «Рассказах о детях» В.В.Вересаева
6. Михеенко Яна Сергеевна (Московский педагогический государственный университет, кафедра русской литературы XX-XXI веков, магистрант)
Образ и функции образа рассказчика в рассказе А.П. Гайдара «Чук и Гек»
7. Овчинникова Зоя Олеговна (Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого, факультет искусств социальных и гуманитарных наук, студент)
Мотивы и образы детства в творчестве В.Ю. Ткач
8. Пуштаева Елена Игоревна (Московский педагогический государственный университет, Институт филологии, студент)
Детское в образе Святого
9. Сироткина Наталья Михайловна (Московский педагогический государственный университет, Институт филологии, студент)
Детство в изображении поэтов серебряного века
10. Стольников Григорий Андреевич (Московский педагогический государственный университет, Институт филологии, магистрант)
Семантика названия и внутренняя форма сверхповести В. Хлебникова "Дети Выдры"
11. Харитонова Екатерина Владимировна (Уральский государственный экономический университет, доцент)
Сказочная повесть Светланы Лавровой «Требуется гувернантка для детей волшебника»: проблема жанроопределения и авторская интенциональность.
12. Черепнева Людмила Михайловна (МГУ им. М.В. Ломоносова, факультет журналистики, кафедра истории русской литературы и журналистики, аспирант)
Образы ребёнка-героя и ребёнка-читателя в первом российском журнале для детей «Детское чтение для сердца и разума»
Секция 2
Литература для детей и о детях: история и современность. Роль писателей, педагогов, литературных критиков в формировании всемирной детской литературы
(ауд. 311)
Руководитель секции —
Секриеру Анжела Емиловна, кандидат филологических наук, доцент
1. Астащенко Елена Васильевна (Московский государственный строительный университет, кандидат филологических наук)
Роль русской детской литературы в преподавании РКИ
2. Вартазарова Жаклин Артуровна (Московский педагогический государственный университет, Институт филологии, кафедра русской классической литературы, магистрант)
Оппозиция Свет/Тьма в духовной поэзии М.В. Ломоносова и К.Д. Бальмонта: стилистический аспект
3. Инькова Анна Викторовна, (Гуманитарный колледж РГГУ, к.филол.н., преподаватель)
Обоснование стиля писателя: детство как творческая лаборатория в книге Захара Прилепина «Истории из легкой и мгновенной жизни»
4. Липина Анна Анатольевна (Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, филологический факультет, кафедра истории и теории литературы, магистрант)
Тема Моцарта и Сальери в повести Нины Дашевской “День числа Пи”, маленькой трагедии А.С. Пушкина “Моцарт и Сальери” и фильме Милоша Формана “Амадей”
5. Маханькова Алена Леонидовна (Московский педагогический государственный университет, Институт филологии, кафедра русской литературы ХХ–ХХI веков, магистрант)
Функционирование эмотивной лексики и фразеологии в поэзии Н.М. Карамзина
6. Понкратова Мария Александровна (Московский педагогический государственный университет, Институт филологии, кафедра русской литературы ХХ–ХХI веков, магистрант)
Национальное как фактор художественности в японской сказке (на примере произведения Кунихико Аояма "Мост к Кругам Ада")
7. Секриеру Анжела Емиловна, (Московский педагогический государственный университет, Институт филологии, к.филол.н., доцент)
Современный мультфильм для детей: текст, контекст, адресат
8. Ступина Надежда Алексеевна, ( Институт ЭМИТ, РАНХиГС при Президенте РФ, экономический факультет, старший преподаватель)
Миниатюра, этюд, новелла в прозе Я. Шипова и писателей-священников
9. Ткач Виктория Юрьевна (Заведующая Домом-музеем В.В. Вересаева)
«Игра в «Воспоминаниях» В.В. Вересаева как способ познания детьми окружающего мира»
10. Фурсова Анастасия (Московский педагогический государственный университет, Институт филологии, кафедра русской классической литературы, магистрант)
Волшебство и чудо в современной сказочной прозе для детей
11. Хан Эмилия Романовна (Московский педагогический государственный университет, Институт филологии, кафедра русской литературы ХХ–ХХI веков, соискатель)
Проза Веры Пановой о детях и подростках: портрет, фабула, синтез жанров
12. Цуруева Петимат Шариповна (Московский педагогический государственный университет, Институт филологии, кафедра русской литературы ХХ–ХХI веков, соискатель)
Взгляд ребенка на события Великой Отечественной войны в поэзии и прозе Бориса Рахманина
Секция 3