Предмет и метод правового регулирования.




\Проблема предмета и метода правового регулирования в юридической науке обычно рассматривается на основе поиска критериев выделения отраслей права (Самостоятельности отрасли признаки –свой предмет и метод правового регулирования).

Данному вопросу были посвящены 3 дискуссии:

1. 1939-1941гг., в ходе которой в качестве основания деления права на отрасли рассматривался предмет правового регулирования.

2. 1956-1958гг. – предмет и метод (предмет основной, метод дополнительный)

3. Дискуссия 1982-1984 годов подтвердила выводы второй дискуссии. В то же время она характеризовалась крайней полярностью мнений. Кроме того, было предложено отказаться от самого понятия «отрасль права» в пользу понятия «отрасль законодательства». Лившиц всегда считал, что нет отраслей правая, есть отрасль законодательства как совокупность НПА, регулирующих определённую группу общественных отношений

4. В настоящее время рассматривается проблема метода правового регулирования в связи с возрождением идеи о делении права на публичное и частное.

Предмет правового регулирования-это определённая сфера общественных отношений, обусловленная спецификой человеческой деятельности. Является основным материальным критерием отрасли. Он охватывает следующие элементы:

1. Субъекты (то есть круг потенциальных участников правоотношений)

2. Обстоятельства, с которыми связывается действие норм права (юридическиефакты)

3. Объекты регулирования(в определённых случаях право содержит требования к объектам правовой деятельности и называет объекты интереса- участие в обороте тех или иных объектов- вопрос об оборотоспобности).

Метод правового регулирования- совокупность приёмов, способов и средств воздействия на общественные отношения. Метод является юридическим (дополнительным) критерием отрасли.

Компоненты метода:

1. Установление границ правового регулирования

2. Закрепление прав и обязанностей субъектов правоотношений

3. Наделение участников отношений правоспособностью и дееспособностью

4. Определение мер юридической ответственности.

Виды методов:

Императивный и диспозитивный

См. учебник Лазарева учебник ТГП.

Жёсткие ограничения для правовоприменителей д.б установлены.

Типы правового регулирования различаются в зависимости от того, какая это сфера: публичное право или частное право.

Общедозволительный тип «разрешено все кроме прямо запрещённого».- для граждан.

Соотношение: состояние здоровья депутатов общедозволительный – любое., состовние здоровья служащих полиции- основание для отказа в приеме на работу. (общезапретительный)

Общезапретительный «Запрещено всё, кроме прямо разрешённого» для ОГВ и ОМУ.

Выделяют метод поощрений и метод рекомендаций.

Соотношение системы права, правовой системы и законодательства.

Правовая система представляет собой совокупность всех правовых явлений, всей правовой действительности, направленный на регулирование общественных отношений.

Правовая система охватывает: право, юридическую практику и правовое сознание.

ВОПРОСЫЮРИДИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ ТЕМА КАРТАШОВА «ОСовокупность юридической деятельности, накопленного прового опыта

Правотворчество (правотворческая практика)

Правоприменение

 

Интерпретационная практика(правотолкование)

Систематизация права

Правосознание то как право отражается в сознании

Система права является объективным основанием системы законодательства.

Система права и система законодательства соотносятся в целом как содержание и форма.

СП СЗ.
норма права

Могут излагаться не только в виде

НПА но и обычаев и прецедентов

НПА

Система права носит объективный характер, система законодательства во многом субъективна (зависит от усмотрения законодателя). Лившиц говорит, что нет отраслей права, нужно рассматривать только отрасли законодательства. Система права состоит из норм права. СИСТЕМ ЗАКОНОДАТЕЛСТВА – из нормативно-правовых актов. Система права строится главным образом, по горизонтали. Система законодательства- как по горизонтали, так и по вертикали.

В системе законодательства можно выделить более крупные, нежели отрасль компоненты. Это так называемые законодательные массивы(комплексы).

Законодательный комплекс борьбы с преступностью (УК, УПК, УИК).

Правотворчество

Первый вид юридической практики.

1. Понятие правотворчества

2. Принципы и функции правотворчества

3. Стадии правотворчества

Правотворчество- по содержанию возведение государственной воли («общенародной воли») в статус закона

По существу: деятельность компетентных государственных органов и должностных лиц, а в случае референдума всего народа, направленная на создание, изменение, или отмену норм права путём принятия нормативно- правовых актов (форма в которой содержатся нормы права).

Есть примеры расширительного, толкование Конституционного суда (Гаджиев ещё указывал что КС негативный правотворец).

ПРИЗНАКИ ПРАВОТВОРЧЕСТВА.

Являются составной частью правовой системы и правовой культуры любого общества. Через правотворчество правовое регулирование приобретает юридическую форму.

По актам правотворчества можно судить об уровне правовой культуры общества.

Является разновидностью юридической практики

Осуществляется:

1. Компетентными государственными органами

2. Должностными лицами

3. Народом.

4. Общественными организациями (санкционированное или делегированное правотворчества. Создание правил «вовне» для других. ПРИМЕР СССР: деятельность профессиональных союзов.

С этими четырьмя субъектами не согласуется локальное правотворчество.

Локальное правотворчество – деятельность субъектов управления в организациях различных форм собственности по принятию нормативных актов, распространяющихся на данные организации.

Правотворчество носит властный характер.

Направлено на расширение, уточнение или сужение сферы правового регулирования.

Опосредуется правом и иными социальными нормами.

Правотворчество опосредуется правом. Существует строгая законодательная процедура. Существуют регламенты палат парламента.

Представляет собой средство социального управления. (в первую очередь- государственного).

Представляет собой особое производство, которое необходимо соотвествующим образом организовать и спланировать, где есть свои производители и потребители

А также своя технология.

Связано с преобразованием социальной действительности- влечёт разнообразные изменения в общественной жизни.

Правообразование и правотворчество. Раньше и позже правотворчества закаончивается правообразование

 

Реализация права.

1. Действие права

2. Понятие реализации права

3. Формы и методы реализации права

4. Применение права

Действие права- это 1)информационное, «)ценностно-мотивационное и непосредственно 3)регулирующее воздействие на общественные отношения в пределах определённого пространства, времени, круга лиц.

Действие права означает перевод социальных моделей и абстрактных ценностей в реальную практику в поведение личности, образ жизни общества.

Ценностно- мотивационное получая информацию о нпа мы соизмеряем с ним поступки.

Согласование поведения с правилом.

Действие права имеет внутреннюю и внешнюю стороны.

Внутренняя сторона связана с восприятием права его адресатами.

Внешняя сторона- с формами и методами правового воздействия, а также с формами правомерного поведения.

Действие права в целом связано с интересами и потребностями людей, а также с деятельностью государства по претворению права в реальную действительность.

Правовое воздействие включает в себя правовое регулирование, будучи более широким понятием.

Реализация права.

Нерсесесянц различает право и закон.

С позиции различения права и закона реализация права представляет собой воплощение права как высшей социальной справедливости в действиях субъекта социального общения.

В этом смысле реализация права происходит в первую очередь путём законотворчества.

Путём принятия правовых законов, в которых отражаются объективные и естественные требования, вытекающие из самой природы вещей.

Принятие подзаконных актов представляет собой вторичный процесс, а именно: конкретизацию права, выраженного в законах.

Две сущности: классовая и государственная.

В англосаксонской правовой системе реализацией права занимаются и судебные органы. В романно - германской суды обращаются к праву при пробельности права (аналогия права).

Принципы права применяются Конституционным судом.

Граждане реализуют право в процессе референдума.

Обычно реализация права в учебной и научной литературе, а также в юридической практике отождествляется с реализацией закона (нормативно-правового акта), или норм права.

В этом смысле реализация норм права- процесс и результат осуществления нормативно-правовых предписаний путём соблюдения, исполнения и использования, через правомерное поведение граждан, их организаций, а также органов государства.

Реализация права- деятельность, согласная с выраженной в законе волей.

Реализация права как процесса и как результата.

Толкование грамматическое

Систематическое толкование

Реализация права как результат-это достижение полного соответствия между требованиями норм права и фактическим поведением.

Реализация права как процесс имеет объективную и субъективную стороны.

Объективная сторона-это правомерные деяния, субъективная сторона-это отношения субъета к реализуемым нормам права.

Форма реализации права – по субъекту индивидуальная и коллективная.

По характеру праворелизующих действий

По способам правового регулирования

1. Соблюдение

2. Исполнение

3. Использование.

Особая форма – применение права.

От необходимости привлечения уполномоченных субъектов выделяется непосредственная реализация права и опосредованная (применение права).

Соблюдение запреты

Исполнение обязанности

использование дозволение

Исполнение –активное совершение действий, предписанных законом

Право в объективном смысле предоставляет и право в субъективном смысле.

Использование- использование представленных законом возможностей.

Выделение форм реализации права связано с проблемой формирования у граждан, должностных лиц, организаций, определённых мотивов к реализации правовых предписаний.

Использование обеспечивается таким стимулом, как интерес, который содержит управомочивающие нормы.

Правовые запреты реализуются преимущественно под угрозой наступления неблагоприятных последствий.

Правовые обязанности реализуются как под угрозой неблагоприятных последствий, так и путём компенсации затраченных усилий.

Обязанности предполагают выполнение активных действий, затрату усилий.

 

Способы реализации права- принуждение и побуждение

Можно выделить политические и идеологические методы реализации права.

Применение права- деятельность компетентных органов по реализации норм права путём вынесения индивидуально конкретных предписаний.

Основные признаки применения права:

1. ЯВЛЯЕТСЯ РАЗНОВИДНОСТЬЮ ЮРИДЧИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ

 

2. ПРЕДСТАВЛЯЕТ СОБОЙ ВЛАСТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КОМПЕТЕНТНЫХ СУБЪЕКТОВ

Власть подразумевает минимум двух неравных субъектов: властвующего и подвластного

3. СВЯЗАНА С РЕШЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ЮРИДИЧЕСКИХ ДЕЛ ПУТЁМ ВЫНЕСЕНИЯ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ДЛЯ КОНКРЕТНЫХ АДРЕСАТОВ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРЕДПИСАНИЙ.

АКТЫПРИМЕНЕНИЯ ПРАВА-

4. ЯВЛЯЕТСЯ ОСОБЫМ МАТЕРИАЛЬНО-ДУХОВНЫМ ПРОИЗВОДСТВОМ

 

5. НОСИТ УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ ХАРАКТЕР. ПРЕДСТАВЛЯЕТ СОБОЙ КАЗУАЛЬНОЕ ПРАВОВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ акты казуальаного регулирования (конкретная ситуация).

 

6. Осуществляется в особых процедурных формах. Регламентировано процессуальными нормами права.

 

7. Представляет собой сложный стадийный процесс

 

8. Носит творческий характер, подразумевающий персоницфицированный подход к разрешению. конкретных дел.

.ПОЧЕМУ НЕЛЬЗЯ НАЗЫВАТЬ ЧЕТВЁРТОЙ: потому что субъект права занимается и соблюдением и использованием норм права.

«опосредованная форма реализации права через властный орган.

Стадии:

Одна из особенностей применения права в том, что это сложный стадийный процесс.

1. Установление фактической основы дела

2. Установление юридической основы дела.

3. Вынесения решения по делу.

 

Принципы правоприменения.

1. Обоснованность (относимость, допустимсоть доказатльств)

2. Законность (неправильное примненние неправильный выбор неверное толкование)

3. Целесообразность

Относится к вынесению решения по делу. Соответствие решения определённым целям.

Противники принципа считают, что закон сам по себе целесообразен.

(принцип справедливости) действует когда есть возможность усмотрения, выбора правоприменителя.

4. Стадия- стадия исполнения решения.

Способы преодоления пробелов в праве. (примеры найти к экзамену).

Пробел в праве- это отсутствие в действующем праве нормативно-правовых предписаний, в отношении конкретных обстоятельств, которые находятся в сфере правовой регламентации и требует юридического воздействия.

Возможно восполнение- создание нормы права законотворцем

Преодоление пробела- к данному случаю.

Пример: Были случаи рассылки сибирской язвы затем шутники начаи рассылать в организации порошок.

Правоприменительные органы вынуждены преодолевать пробелы.

Виды аналогия закона норма права регулирующая сходные отношения

Аналогия права- использование общих принципов права.

В уголовном праве аналогия закона не применятся

Нет преступления, предусмотренного в законе нет наказания, предусмотренного в законе.

Пример аналогия закона

ЗАКОН ОБ ООО НЕ ПРЕДУМОТРИВАЕТ ПОРЯДОК ОПРЕДЕЛЕНИЯ СТОИМОСТИ ЧИСТЫХ АКТИВОВ И ИСП_СЯ ПОРЯДОК ОПРЕДЕЛЕНИЯ СТОИМОСТИ АКТИВОВ В АО

По аналогии права пример: Постановление Пленума Верховного суда обвиняемый в преступлении обратился в суд с просьбой предоставить переводчиков так как большая часть свилдетелей укараинцы.

УПК ничего не говорит об этом случае, а ВС отменил приговор на основе общих принципов права.

Со стадиями взаимосвязаны принципы и структура. В судебном решении выделяются части: вводная, мотивировочная, описательная и резолютивная.

Не все акты применения права могут иметь все части.

Пример: приказ о приёме на работу.

Усечённая часть

Указ Президента о награждении орденом, почётным знаком.

Требования к применению права структура актов применения права и стадии нояст практический характер.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: