Причины разные:
- генетические,
- родовая травма,
- неправильное строение артикуляционного аппарата,
- неблагоприятное влияние окружающей среды,
-общие или нервно-психические заболевания ребенка.
Причина иногда кроется и в дородовом периоде: хронические заболевания будущей мамы, ее вредные привычки – курение, алкоголь, неблагоприятно протекающая беременность, несовместимость крови матери и ребенка по резус-фактору.
А может быть, вы недостаточно времени уделяете ребенку в младенческом возрасте - это тоже может сказаться. В зависимости от степени нарушения развития речи, последствиямогут быть разные. Нарушения речи отражаются на психическом развитии ребенка, формировании личности и поведении, глубокие расстройства речи ограничивают умственное развитие.
Речь напрямую связана с интеллектом - об этом нужно помнить!
Школьнику приходится много отвечать и задавать вопросы, читать вслух - и недостатки речи быстро обнаружатся. Особенно необходимо правильное произношение звуков и слов при овладении грамотой. Здесь нарушение устной речи может привести к нарушению письменной, к снижению успеваемости в целом.
На что нужно обратить внимание родителям и что нужно делать, чтобы предупредить, если это возможно, нарушение речи у ребенка?
Во-первых, надо следить за развитием речи ребенка. Читать ему как можно больше, стихи можно разучивать уже с двух лет. У детей первых лет жизни особое значение имеет развитие понимания речи, поэтому все, что вы делаете, проговаривайте: ребенок должен слышать правильную речь уже в раннем возрасте, до года.
При общении с малышом следует задавать простые вопросы и терпеливо ждать ответа. Следить за тем, чтобы развивалась мелкая моторика рук у малыша: с двух-трех лет пусть он активно занимается мозаикой, рисованием, лепкой из пластилина.
С трех четырех лет, даже если вас ничего не тревожит, полезно заниматься артикуляционной моторикой - специальными упражнениями для развития язычка и губ. Как это делать правильно - вам подскажет логопед.
Поощряйте желание вашего ребенка рассказывать вам об увиденном и услышанном, не уставайте отвечать на его многочисленные "почему" и не раздражайтесь при этом.
Что же касается сроков исправления речи, то все зависит от сложности: как правило, это от трех месяцев до года и более.
Будьте внимательны!
Признаки нарушения речевого развития очевидны, если:
-К концу 1-го месяца ребенок никогда не кричит перед кормлением.
-К концу 4-го месяца он не улыбается, когда с ним заговаривают, не гулит.
-К концу 5-го месяца не пытается, находясь на руках матери, отыскивать те предметы и тех людей, которых она называет, не прислушивается к музыке.
-К 7 месяцам не узнает голоса близких, не может правильно реагировать на интонации, не отдает предпочтение мелодичным погремушкам.
-К концу 9-го месяца у него нет лепета и он не может повторять за взрослым различные звукосочетания и слоги, подражая интонации говорящего.
-К концу 10-го месяца малыш не машет головой в знак отрицания либо ручкой в знак прощания.
- К году он не может произнести ни слова, не может выполнить простейшие просьбы («покажи», «принеси», не способен адекватно реагировать на похвалу и на замечания по поводу неправильного поведения.
-К 1 году 4 месяцам он не может адекватно ситуации употреблять слова «мама» и «папа».
-К 1 году 9 месяцам не может произнести 6 осмысленных слов.
-К 2 годам ребенок не может показать части тела, которые ему называет взрослый, не выполняет сложные просьбы: «Сходи на кухню и принеси чашку», не узнает близких на фотографиях.
-К 2,5 годам не понимает разницу между словами «большой» и «маленький».
-К 3 годам не понимает короткие стихи, рассказы, сказки, не пытается их пересказать, не может показать, какая линия самая длинная, не может ответить на вопрос, как его имя и фамилия.
-В 4 года не знает названия цветов, не считает в пределах пяти, не слушает длинные сказки, не может рассказать ни одного стихотворения.
Разговаривайте со своим ребенком во время всех видов деятельности, таких как приготовление еды, уборка, одевание-раздевание, игра, прогулка и т. д. Говорите о том, что вы делаете, видите, что делает ребенок, что делают другие люди и что видит ваш ребенок.
Говорите, используя ПРАВИЛЬНО построенные фразы, предложения. Ваше предложение должно быть на 1-2 слова длиннее, чем у ребенка.
Речь ребенка развивается под влиянием речи взрослых и зависит от достаточной речевой практики, нормального
социального окружения, от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней его жизни
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Им. 1 Мая»
Раннее выявление отклонений в развитии речи и их преодоление
Учитель-логопед: Рассейкина А.А.