Издержки производства в краткосрочном периоде




Интеграция и дезинтеграция производства.

Отношение между любым набором факторов производства и максимально возможным объемом продукции, производимой из этого набора факторов, характеризует производственную функцию. Производственная функция – технологическая зависимость между затратами ресурсов и выпуском продукции. Она всегда строится для определенной технологической структуры. Улучшение технологии, увеличивающей максимально достигаемый объем выпускаемой продукции при любой комбинации факторов, всегда находит отражение в новой производственной функции. Производственная функция может использоваться для определения минимального количества затрат, необходимого для производства любого данного объема товаров.

Если весь набор факторов производства и ресурсов представить как затраты труда, материалов и капитала, производственная функция может быть описана следующим образом:

Q = F(L, K, M), где Q – максимальный объем продукции, производимой при данной технологии и данном соотношении труда – L, капитала – K, материалов – M.

Производственная функция характеризует зависимость физического объема производства от использования факторов производства не только по отношению к отдельной фирме, но и пропорцию между этими величинами в масштабах общества.

Специфика анализа деятельности предприятия зависит от периода времени, в течение которого реализуется производственная функция. Различают краткосрочный период (в течение которого производственные факторы остаются фиксированными) и долгосрочный период (отрезок времени, достаточный для внесения изменений во все факторы производства).

Американские экономисты Дуглас и Солоу в 20-х годах нашего столетия на основе статистических исследований производства зерна за 100 лет определили вклад таких факторов, как труд и капитал в общий прирост выпуска продукции. Они обнаружили, что увеличение затрат труда на 1 процент обеспечивает ¾ прироста выпущенной продукции, а увеличение затрат капитала на 1 процент дает возможность получить ¼ прироста выпущенной продукции.

Поскольку эти выводы относились ко всему обществу, то указанные индексы (¾ и ¼) назвали агрегатными, а зависимость между выпуском продукции и факторами производства вошла в жизнь под названием агрегатной функции производства Дугласа и Солоу. Таким образом, на основе выводов Дугласа и Солоу были изготовлены теорией эффективности так называемые рецепты экономического развития: «вложения в «человеческий капитал» - труд – дают больший эффект в увеличении производства, чем рост средств производства (капитал)».

Поэтому экономическая наука должна была уже в дальнейшем находить новые пути повышения отдачи прежде всего такого фактора, как труд. Среди них отметим теорию человеческих отношений, социального партнерства и др., целью которых стало обоснование условий, обеспечивающих наибольшую заинтересованность работника в результатах производства. Сказанное не означает, что производство должно возрастать за счет лучшего использования только труда. Речь идет о другом. Дуглас и Солоу показали, что в настоящее время труд является наиболее важным фактором производства, ибо он обеспечивает наибольшее увеличение выпуска продукции.

Хотя производственные функции различны для разных видов производства, все они обладают общими свойствами.

1. Существует предел для увеличения объема производства, которое может быть достигнуто увеличением затрат одного ресурса при прочих равных условиях. Это предполагает, что на фирме при данном количестве станков и производственных помещений существует предел увеличения производства посредством привлечения большего количества рабочих. Всякий прирост от роста численности занятых будет приближаться к нулю.

2. Существует определенная взаимная заменяемость факторов производства. Например, эффективен труд работников, если они обеспечены производительным инструментом. При отсутствии такого инструмента объем может быть сокращен или увеличен при росте численности занятых. В данном случае происходит замена одного ресурса другим. Тем не менее существует предел замены труда большим количеством капитала, не вызывающего сокращение выпуска продукции. Также есть предел использования ручного труда без применения оборудования. Например, на фирме можно сократить применение машин и увеличить количество ручного труда. Однако при меньшем количестве машин и большем количестве рабочих для замещения каждого часа работы машин потребуется большее количество рабочих часов.

3. За счет взаимодействия факторов производства изготавливаются товары, которые продаются на рынке. При этом предприятия получают торговую выручку, которая должна покрыть факторные затраты и принести прибыль. Одновременно домашние хозяйства получают доход от своих факторов производства. В зависимости от величины своих доходов отдельные хозяйства претендуют на соответствующую долю в произведенном продукте. Таким образом происходит разделение произведенного продукта через систему распределения доходов.

 

Различают два уровня производства – «индивидуальный» и «общественный».

Индивидуальное производство – это деятельность в масштабах основной производственной единицы (предприятия, фирмы).

Общественное производство означает всю систему производственных связей между предприятиями, обрастающую дополнительным элементом – так называемой «производственной инфраструктурой», т.е. отраслями и предприятиями, сами продукты не производящими, но обеспечивающими ее технологическое движение (транспорт, связь, складские помещения и т.д.)

Производственно-технологические, экономические связи между предприятиями, выпускающими однородную продукцию, применяющими однотипную продукцию, применяющими однотипную технологию, называют горизонтальной интеграцией, тогда как вертикальная интеграция означает производственное и организационное объединение, взаимодействие разнородных специализированных предприятий, связанных между собой общим участием в производстве и продаже единого продукта, товара.

 

Остановимся на данных явлениях поподробнее.

В ходе производства предприятия испытывают воздействие двух противоположных тенденций: укрупнения («концентрации») и разукрупнений («деконцентрации»).

Концентрация производства – это сосредоточение средств производства и рабочей силы на крупных предприятиях. Она удешевляет производство и придает выпуску продукции массовый масштаб.

В то же время мелкие предприятия обладают рядом объективных преимуществ. Они оперативнее реагируют на изменения в технологии производства, мобильнее откликаются на рыночный спрос, могут экономить на управленческих расходах и т.д.

Свою жизнеспособность мелкие предприятия доказывают во всех странах. Конечно, если судить по числу мелких предприятий, то картина будет в пользу мелких фирм, но если по удельному весу продукции – то в пользу крупных. В разные периоды и для разных отраслей мера оптимальной концентрации неодинакова и подвижна. В экономической науке возникли две концепции – «теория большого бизнеса» и «теория мелкого бизнеса», дискуссия между которыми идет с переменным успехом.

Концентрация производства порождает новую тенденцию – стремление предприятия к самообеспечению (посредством сосредоточения в его рамках всего цикла операций по изготовлению данного товара). Это тенденция в экономической теории известна под названием «вертикальной интеграции».

Сегодня в развитых рыночных странах преобладает противоположная тенденция – вертикальная дезинтеграция, когда подразделения крупного предприятия становятся самостоятельными предприятиями. Внутрифирменные поставки в этом случае сменяются рыночными сделками. Доказано, что отношения купли-продажи между независимыми фирмами более эффективны, чем внутрифирменные поставки.

Свертывание вертикальной интеграции означает возрастание роли рыночных факторов. Почему? Да потому, что при том же объеме производства возрастает абсолютное число «продавцов» и «покупателей», следовательно, растет и объем «экономики».

Вертикальная дезинтеграция существенно меняет состав потребителей, а с ним – и характер движения продукции: теперь к «конечным» покупателям присоединяется армия «промежуточных», внося рыночную эффективность в те сферы. Где ее не могло быть при вертикальной интеграции.

Отказ от вертикальной интеграции породил новое явление, получившее название «диверсификация» (разнообразие). Так стало обозначаться расширение номенклатуры производимой предприятием продукции. В условиях насыщения рынка предложением и обострения конкуренции диверсификация придает фирме дополнительную коммерческую устойчивость. Диверсификацию можно рассматривать как своеобразную компенсацию за вертикальную дезинтеграцию.

Производству присущи кризисы. Их причины, природа и последствия – очень сложный и обширный вопрос.

Кризис производства – это временное падение объема производства в результате перепроизводства продукции, не соответствующей натуральным потребностям или платежеспособным возможностям общества.

Производство всегда имеет вид «воспроизводства», под которым понимают непрерывно-возобновляемый процесс производства. Благодаря этому в той или иной мере воспроизводятся все отмеченные характеристики (тенденции) производства.

Воспроизводство придает производству циклический характер, заставляя его двигаться в кругообороте «воспроизводственных» фаз (производство распределение обмен потребление).

Потребление – это процесс непосредственного создания материальных и духовных ценностей. Его цель – удовлетворение потребностей индивида и общества. Поэтому если «само производство» - исходная, то потребление – конечная фаза воспроизводства.

 

Глава 1. § 4. Производственный процесс на предприятии.

Рассмотрим теперь производство в более узком смысле, как деятельность, осуществляемая на предприятии, охватывающая технические и организационные фазы процесса от разработки продукции до его поставки потребителю.

Производство включает в себя разработку, научно-технологическую подготовку, закупку средств производства, всю производственную логистику, включая материально-техническое обеспечение и сам производственный процесс.

В начале производства стоит замысел изделия. С применением различных методов при сотрудничестве коммерческих и технических подразделений предприятия замысел изделия продумывается в деталях, что позволяет конкретно планировать производственный процесс.

Уровень научно-технологической подготовки производства определяет эффективность изготовления продукции основным производством, обуславливает возможность ритмичности ее выпуска с заданными потребительскими свойствами.

Уровень научно-технологической подготовки производства зависит от многих факторов, которые подразделяются на технические, экономические, организационные и социальные.

Технические факторы – это разработка и внедрение типовых и стандартных технологических процессов, использование стандартизированных и унифицированных средств технологического оснащения; применение системы автоматизированного проектирования технологической оснастки; применение автоматизированной системы управления производством, станков с ЧПУ; использование прогрессивных режимов механической и термической обработки деталей, использование прогрессивных режимов механической и термической обработки (порошковая металлургия, электрофизические, электрохимические и т.п.); внедрение прогрессивных заготовок (точное литье, штамповка в закрытых штампах, фасонные профили проката и др.) с целью снижения трудоемкости на механическую обработку и материалоемкости продукции, улучшение метрологического обеспечения; применение средств активного и объективного технического контроля качества; автоматизация контроля за выполнением сетевых графиков проектирования и производства средств технологического оснащения.

Экономические факторы – поэтапное опережающее финансирование работ технологической подготовки производства; предоставление льготных кредитов; создание фонда стимулирования освоения и внедрения новой техники.

Организационные факторы – развитие и углубление специализации производства, совершенствование взаимоотношений между вспомогательным и основным производством; расширение внутризаводского, межзаводского кооперирования.

Социальные факторы – повышение квалификации работающих, механизация и автоматизация производственных и вспомогательных операций с целью улучшения условий труда, развития социальной сферы, улучшение микроклимата в коллективе.

Научно-технологическая подготовка – это комплекс нормативно-технических мероприятий, регламентирующих конструкторскую, технологическую подготовку производства и систему постановки продукции на производство.

Комплекс нормативно-технологических мероприятий включает в себя следующие стадии.

Стадия опытно-конструкторских работ – разработка и совершенствование технологических процессов, чертежей на основном изделии, технологическую оснастку, нестандартное оборудование, средства для технического контроля качества и испытаний продукции. Конструкторская документация на основную продукцию может быть получена производством от разработчика или разработана предприятием-изготовителем.

На этой стадии проводятся экспериментальные работы – изготовление макетов, моделей, проверка работы отдельных составных частей технологической оснастки и нестандартного оборудования.

Стадия опытно-конструкторских работ играет значительную роль в формировании технического уровня будущей продукции. Здесь закладываются основные технические параметры и конструкторские решения новой техники, недостатки которых трудно, а подчас невозможно компенсировать на последующих стадиях. Технологическая документация (технологические процессы, технологические условия, производственные инструкции и чертежи и др.) разрабатываются технологическими службами предприятия-изготовителя продукции.

На стадии производства технологического оснащения и нестандартного оборудования материализируются научные разработки, полученные на стадии разработки, полученные на стадии опытно-конструкторских работ. От качества и надежности изготовления названных средств оснащения зависит качество изготовления конечной продукции.

В сложном и многообразном процессе «наука – техника – производство» одна из важнейших стадий – постановка и освоение промышленным производством техники.

Перед постановкой продукции на производство необходимо решить следующие вопросы:

- провести прогноз потребностей на новую продукцию;

- определить тенденции в изменении технико-экономического уровня данной продукции, происходящие под воздействием требований потребителей и НТП;

- осуществить разработку нескольких вариантов решения научно-технической задачи;

- провести сравнительную оценку рассматриваемых вариантов по основным параметрам, характеризующим технико-экономический уровень продукции: надежности, технологичности, энергоемкости, стандартизации и унификации; осуществить выбор наиболее эффективного варианта.

 

Госстандартом совместно с другими ведомствами разработана научно-обоснованная система постановки продукции на производство (СРПП).

СРПП – это система правил, определяющих порядок проектирования, производства, эффективного применения потребителем продукции. Система устанавливает порядок проведения научно-исследовательских, опытно-конструкторских, опытно-технических работ, патентных исследований, прогнозирование технического уровня и тенденций развития техники, способов консервирования, укупорки, упаковки, транспортирования изделий, а также порядок постановки на производство продукции, изготовляемой по лицензиям зарубежных фирм. Регламентирует порядок снятия с производства продукции, не соответствующей современному уровню. И, что особенно важно, системой устанавливаются функции разработчика, заказчика (потребителя) изготовителя продукции.

Разработчик на основе исходных требований заказчика (потребителя), изложенных в техническом задании (ТЗ) на проектирование продукции, маркетинга, условий применения, тенденций развития и имеющегося научно-технического задела проводит необходимые НИР, ОКР и опытно-технологические работы, включая патентные исследования, функционально-стоимостной анализ, моделирование, художественное конструирование и другие прогрессивные методы создания продукции, при этом разработчик руководствуется нормативно-техническими и другими документами, в которых установлены значения показателей, определяющих технический уровень продукции, требования сопротивляемости внешним воздействиям, взаимозаменяемости и совместимости составных частей и продукции в целом, безопасности, охраны здоровья и природы.

Заказчик (потребитель) обосновывает требования, предъявляемые к продукции, обеспечивает надлежащее применение, принимает участие в оценке технического уровня и качества продукции, являющейся предметом экспорта, правами основного потребителя пользуются внешнеторговые организации.

Техническое задание (ТЗ) разрабатывается на основе результатов выполненных НИР, ОКР, краткосрочного и долгосрочного прогнозирования, данных анализа отечественных и зарубежных комплексных и опережающих стандартов, достижений науки и техники. В ТЗ включаются прогнозируемые показатели технического уровня продукции с отражением уровня стандартизации и унификации. Оно содержит технико-экономические требования продукции, определяющие ее потребительские свойства и эффективность применения, перечень документов, требующих совместного рассмотрения, порядок сдачи и приемки результатов разработки. ТЗ может содержать требования к технологической подготовке производства, проведению экспертизы.

Основной целью экспертизы являются определение соответствия разрабатываемой продукции ТЗ заданному техническому уровню, степени унификации и стандартизации. В процессе экспертизы проверяются комплексность решения общей технической задачи, её увязка с перспективой дальнейшего развития, создания и производства однотипных изделий, решения вопросов унификации и стандартизации, возможность сокращения номенклатуры и типоразмеров составных частей, уменьшение количества применяемых марок и сортаментов материалов, соответствия продукции требованиям безопасности и санитарно гигиеническим нормам. Стадии разработки, на которых проводят экспертизу, виды продукции, документацию, которую подвергают экспертизе, перечни показателей и др. устанавливают головные организации по изготовлению конечного продукта.

Изготовитель продукции проводит технологическую подготовку, обеспечивающую стабильное качество изделий, выпуск их в количестве, удовлетворяющем потребности народного хозяйства и населения.

Продукция серийного и массового производства подвергается приёмосдаточным и периодическим испытаниям. Приёмосдаточным и периодическим испытаниям. Приёмосдаточные исследования проводит служба технического контроля качества предприятия-изготовителя, периодические испытания – предприятие-изготовитель или специализированная организация с участием представителей организаций разработчика и основного потребителя.

Цель приёмосдаточных испытаний – проверка соответствия параметров, которыми фактически обладает готовое изделие, заданным параметром в нормативно-технической документации, а периодических – подтверждение стабильности параметров.

Полнота и совершенство технологической подготовки производства подтверждается проведением квалификационных испытаний образцов первой промышленной партии. При положительных результатах квалификационных испытаниях освоение (постановка) продукции, но производство считается завершённой, и продукция может поставляться потребителю.

Само выполнение работ по планированию остается линейной функцией, причем административная иерархия нередко воспринимает проектный менеджмент в качестве мешающего фактора.

 

Глава 1. § 5. Планирование и управление производством.

 

Подготовка производства нового изделия в значительной степени определяется в процессе планирования производства. Здесь задается направление для нахождения экономически разумной концепции производства, которая должна соответствовать прогнозируемым показателям в отношении количества продаваемых изделий и продажных цен.

Решающую роль при этом играет процессная организация. Ее следует отличать от структурной организации предприятия. Последняя делит предприятие на основе анализа стоящих перед ним задач на единицы и устанавливает структуру распределения ответственности на предприятии. В то же время процессная организация фиксирует форму рабочих процессов в соответствии с содержанием труда, рабочим временем, местом его выполнения и распределением работ, при этом может затрагиваться и структурная организация, например, начало изготовления нового изделия может привести к перераспределению ответственности и принятию решения о выборе в пользу распределения ответственности, основывающейся в большей степени на иерархическом принципе, или более ориентирующейся на данный проект. Планированию трудовых или производственных процессов может предшествовать фаза предварительного планирования, задача которой состоит в том, чтобы выбрать возможные технологии и виды организации производственного процесса и привести соответствующие расчеты. На этом основывается следующая далее фаза планирования производства, на которой в соответствии с последовательностью производственных процессов составляется предварительный анализ площадей, т.е. фиксируется приблизительное расположение машин и установок, дается схема прохождения сырья и материалов расположения прочего заводского оборудования, ставя в случае необходимости вопрос о строительстве новых перемещений.

Важным средством анализа по строкам принятия организационных решений в отношении сложных производственных процессов является методика сетевого планирования. Она учитывает в графической модели (сетевом плане) отдельные процессы и сроки, в которые начинаются и заканчиваются отдельные операции. Методика сетевого планирования позволяет осмыслить схему производства во времени и превосходит обычные методы планирования сроков. С ее помощью могут быть выявлены операции, ответственные за возможные задержки в производственном процессе.

 

Всё планирование процесса производства выполняет функцию посредствующего звена между человеком и техникой, планирование, ориентирующееся исключительно на технику, является уже достоянием прошлого, применение достижений науки о труде (эргономические аспекты; физиология и психология труда) стало само собой разумеющимся делом.

В связи с тем, что количество информации в процессе планирования постоянно увеличивается, а горизонт планирования расширяется, необходимо постоянное взаимодействие между причастными к данному процессу подразделениями. Так, например, план производственных площадей должен быть обновлен, когда будет с большей определенностью известно, какое оборудование и какие системы будут использоваться. На фазе запуска производства задачи планирующих подразделений вновь усложняются. При этом должно быть обеспечено, чтобы возникающие в это время частные проблемы были преодолены до того, как была запущена серия. Кроме того, за счет этого удается крепкая организация снабжения в условиях обусловленного обстоятельствами начальной фазы производства изменения количества производимых изделий. Поставленная оптимизация текущего процесса серийного производства обеспечивается планирующим отделом в сотрудничестве со специалистами в области науки о труде.

Планирование сложного производственного процесса требует с самого начала организации другого рода – проектной организации. Здесь следует различать 2 совершенно различных направления: западный вариант и дальневосточный вариант.

Американо-Европейский вариант характеризуется проведением проектного менеджмента, который организационно в значительной степени представляет собой «времянку», сориентированную на результат.

Основные мероприятия сводятся к получению своего рода моментальных снимков ситуации, обеспечиваемых через разработку графика основных сроков выполнения работ и составления сетевых планов. Влияние проектного менеджмента на остающуюся как бы н а заднем фоне основную деятельность по планированию, остается незначительным. Оно ограничивается в основном обеспечением решения проблем, выходящих за рамки отдельных подразделений через предоставление отчетной информации и соответствующие обращения к администрации о принятии необходимых мер.

 

Глава 1. § 6. Макроэкономические показатели производства.

Производство как экономическая категория относится как к микроэкономике, так и к макроэкономике. Если в микроэкономическом аспекте производство рассматривается с позиций выпуска продукции предприятиями, то в макроэкономическом плане – это создание совокупного, общественного продукта.

Самыми важными показателями производственно-экономической деятельности в национальном масштабе, на уровне производства в целом надо считать валовой национальный продукт и валовой внутренний продукт.

Валовой национальный продукт (ВНП) определяет количество, объем произведенных экономикой страны, с применением ее производственных факторов, в течение года (или другого фиксированного периода времени) продукции, товаров, работ, услуг; исчисленных в денежном выражении и измеренных в рыночных ценах. Аналогичным образом ВНП можно определить как рыночную стоимость товаров, работ, услуг; произведенных с использованием ресурсов страны в течение года.

Необходимо подчеркнуть, что в ВНП включается только оконечный продукт, по отношению к которому завершился цикл производства.

Во избежание двойного, повторного счета при определении ВНП посредством суммирование стоимости всех произведенных в течение года продуктов учитывается только так называемая добавленная стоимость. Это стоимость, которая «добавлена» производителем к уже имевшейся, то есть к стоимости использованных им материалов и полуфабрикатов, изготовленных другими производителями. Добавленная стоимость обычно определяется в виде разности между выручкой предприятий. Фирм от продажи произведенной ими продукции и их денежными затратами на приобретенные сырье, материалы, рабочую силу, энергию и другие ресурсы, использованные при данной продукции. По своему экономическому смыслу добавленная стоимость есть вклад предприятий, фирм в общую величину стоимости выпущенной ими продукции.

Однако, точной оценки ВНП просто не может быть, а ест более или менее достоверная. Величины ВНП следует считать до определенной степени условными.

Показатель ВНП с успехом применяется для сопоставления результатов экономической деятельности в разные периоды. Однако, международные сопоставления ВНП затруднены из-за различных методик расчета. Поэтому в ближайшие годы большинству стран мира, в т.ч. и России, предстоит внедрить в национальную статистическую практику основные элементы Системы национальных счетов ООН. Это облегчит международную сопоставимость макроэкономических показателей. Центральным показателем новой Системы является валовой внутренний продукт (ВВП). В чем же его отличие от ВНП?

К валовому национальному продукту страны относится только продукт, созданный с использованием факторов производства, принадлежащих данной стране и ее гражданам. С одной стороны, в ВНП страны включается и его часть, созданная за рубежом, но с применением факторов, находящихся в собственности данной страны и ее граждан. С другой стороны, в ВНП страны не входит то, что произведено в данной стране с использованием факторов, принадлежащих другим странам. Соответственно, когда производство носит совместный характер, а факторы принадлежат в той или иной мере разным странам, приходится вычислять долю совместного ВНП, приходящегося на факторы данной страны.

Показатель ВВП представляет общую стоимость конечного продукта, произведенного только внутри страны, с использованием как собственных, так и чужих факторов производства, то есть в ВВП не находит отражение продукт, созданный за рубежом с применением факторов производства данной страны. Вообще, как правило, разность ВНП и ВВП незначительна и находится в пределах одного или нескольких процентов.

Наряду с таким обобщающим показателем, как валовой национальный продукт, в макроэкономике используется родственный ему показатель, именуемый «валовой национальный доход» (ВНД), который исчисляется как разность между ВВП и величиной износа основных средств производства (амортизационных отчислений).

Чтобы перейти от валового национального продукта к национальному доходу надо выполнить две операции вычитания.

1. Из ВНП следует исключить амортизационные отчисления, так как они представляют собой элемент издержек производства, подлежащий возмещению, и тем самым не могут быть отнесены к чистому доходу. ВНП за вычетом амортизационных отчислений на восстановление износа ОС производства – это и есть чистый национальный продукт (ЧНП).

2. Чтобы перейти от ВНП к национальному доходу, надо вычесть из него также косвенные налоги на продажу, изымаемые в государственный бюджет (налог на добавленную стоимость, акцизные сборы). В случае если производимый товар дотируется государством, то есть часть его рыночной цены компенсируется из средств государственного бюджета, следует, наоборот, добавлять сумму государственных субсидий к ВНП.

Иногда вводится понятие чистых косвенных налогов. Это косвенные налоги, уменьшенные на величину государственных субсидий. Тогда национальный доход вычисляется как чистый национальный продукт минус косвенные налоги.

Национальный доход обычно составляет 70-80% валового национального продукта.

Принято различать произведенный и использованный национальный доход. Произведенный национальный доход представляет собой весь объем созданной стоимости товаров и услуг. Если из него вычесть потери от стихийных бедствий, ущербы при хранении и т.д., а также внешнеторговое сальдо, то получим использованный национальный доход.

Глава 1. § 7. Микроэкономические показатели производства.

 

Рассмотрим теперь производство не в глобальных масштабах, охватывающих всю страну, а на предприятии, занятом выпуском одного или нескольких видов продукции, работ, услуг. Частные предприятия представляют собой один из важнейших объектов микроэкономического анализа. Их можно изучать с самых разнообразных углов зрения, однако в первую очередь их нужно рассматривать с достаточно прозаической точки зрения - как механизм для превращения затрат труда, капитала и природных ресурсов в готовую продукцию, представляющую собой товары и услуги, произведенные для удовлетворения человеческих потребностей. Фирма как производственное звено является ключевым элементом неоклассической традиции микроэкономического анализа.

На микроуровне приобретают большую представительность показатели производства в натуральном выражении, что не исключает, однако, широкого применения стоимостных показателей.

Итак, для предприятий важной характеристикой их производственной деятельности служит прежде всего объем производства конкретного вида экономического продукта в натуральном выражении (в физических единицах измерения) в течение определенного периода (года, квартала, месяца, недели, суток). Соответствующие показатели именуют годовым, квартальным, месячным, недельным, суточным выпуском продукции.

Более универсален показатель валового дохода предприятия, представляющий собой суммарную стоимость конечной продукции, произведенной предприятием за определенный период, выраженную в реальных рыночных ценах. Отметим, что используя понятие «валовой доход» в указанном смысле, мы считаем его идентичным понятию «валовой продукт», полагая, что произведенный для получения дохода продукт реализуется по рыночной цене и приносит доход в денежной форме.

В советской экономической практике применялось несколько объемных показателей производственной деятельности предприятия. Общий объем производства, выраженный в денежном выражении, включая незавершенное производство, получил название валовой продукции. Завершенную в производстве и отгруженную потребителю продукцию называли товарной, а оплаченную продукцию – реализованной.

Объем продаж произведенной предприятием продукции принято также именовать выручкой. Валовой доход (реализованная продукция, выручка) рассчитывают путем умножения объема продукции в физическом измерении на среднюю цену физической единицы. Если предприятие производит несколько видов продукции, то валовой доход определяется суммированием стоимости всех производимых и продаваемых продуктов.

В числе показателей производственной деятельности предприятий доминирующее место занимают издержки производства.

Глава 2. §1. Издержки производства и их виды

 

Многие экономисты внесли существенный вклад в изучение издержек. Например, теория издержек К.Маркса основывается на двух принципиальных категориях - издержки производства и издержки обращения. Под издержками производства понимаются затраты на зарплату, сырье и материалы, сюда же входят амортизация средств труда и т.д. Издержки производства представляют собой расходы на производство, которые должны понести организаторы предприятия с целью создания товаров и последующего получения прибыли. В стоимости единицы товара, издержки производства составляют одну из двух ее частей. Издержки производства меньше стоимости товара на величину прибыли.

Категория издержки обращения связана с процессом реализации товаров. Дополнительными издержками обращения являются издержки на упаковку, сортировку, транспортировку и хранение товаров. Этот вид издержек обращения близок к издержкам производства и, входя в стоимость товара, увеличивает последнюю. Дополнительные издержки возмещаются после продажи товаров из полученной суммы выручки. Чистые издержки обращения - издержки на торговлю (зарплата продавцов и т.д.), маркетинг (изучение потребительского спроса), рекламу, затраты на оплату персонала штаб-квартиры и т.д. Чистые издержки не увеличивают стоимости товаров, а возмещаются после продажи из прибыли, созданной в процессе производства товаров.

Говоря об издержках производства и обращения, К.Маркс рассматривал процесс формирования издержек непосредственно по их основным элементам в производственном процессе. Он абстрагировался от проблемы колебания цен вокруг стоимости. Кроме того, в двадцатом веке появилась необходимость определить изменения издержек в зависимости от количества производимой продукции.

Современные концепции издержек, разработанные экономистами Запада, во многом учитывают оба вышеотмеченных момента. В центре классификации издержек - взаимосвязь между объемом производства и издержками, ценой на данный вид товаров.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: