Особенности парадного портрета




Муниципальное образовательное учреждение

Дополнительное образование детей

«Детская художественная школа»

 

ЖЕНСКИЕ ОБРАЗЫВ ПОРТРЕТАХ XVIII ВЕКА

 

(Ф.С. Рокотова, Д.Г. Левицкого, В.Л. Боровиковского)

 

Выполнила: учащаяся 4 –А кл.

МОУ ДОД ДХШ г. Зеленогорска

Григорьева Анастасия Владленовна

 

Научный руководитель: учитель

Истории искусства МОУ ДОД ДХШ

Соломатина Татьяна Леонидовна

 

г. Зеленогорск

2010 г.

 

 

План – содержание

 

Место женщины в русском обществе XVIII века и искусство портрета ………………………………………………………………………………… 3

Образ русской женщины в портретном искусстве XVIII века…………4

2.1. Парадный женский портрет первой половины XVIII века:

2.1.Особенности парадного портрета;

2.2. И.Я. Вишняков

2.3. Д.Г. Левицкий

Камерный женский портрет второй половины XVIII века:

Особенности камерного портрета

2.2.2. В.Л. Боровиковский

2.2.3. Ф.С. Рокотова

Женский портрет XVIII века – одно из высших достижений русской портретной живописи……………………………………………………16

Список использованной литературы……………………………………17

Список иллюстраций………………………………………………………18

Приложения……………………………………………………………….19

 

Место женщины в русском обществе XVIII века

И искусство портрета

 

С начала XVIII века от довольно примитивного изображения человеческого лица художники довели свое мастерство до необычайного совершенства. Обучаясь у зарубежных живописцев, отечественный мастера не только переняли их знания, но и превзошли их и добавили в свое искусство глубоко русский колорит (https://www.referat77.ru/docs/1415/1866/2.html).

Портреты начала века изображают преимущественно социальную принадлежность человека, его лучшие стороны, его помпезность, порой выдуманную красоту. Но на протяжении всего столетия сильно менялось государство, общественное настроение, а также и отношение художника к изображаемому человеку. Мастера уже не ставили себе задачу сделать портрет похожим на модель. Их не столько интересовала торжественность подачи, сколько внутренний мир человека, его сущность, его предрасположенность к духовности. К концу XVIII века живописцы передают душу своих моделей, тончайшие настроения, изменчивость характеров.

Цель моей работы – доказать эту тенденцию, т.е. постепенный переход от внешней характеристики человека к передаче его внутреннего состояния.

Для решения поставленной задачи я остановила свое внимание на портретном творчестве следующих выдающихся русских художников:

И.Я. Вишнякова;

Ф.С. Рокотова;

Д.Г. Левицкого;

В.Л. Боровиковского.

Для характеристики портретного творчества этих художников я использовала довольно широкий круг источников, список которых приведен в конце работы. Среди книг, которые я использовала, есть работы по искусству выбранного периода (1,4,5,6,7, 8, 11, 12,14,16,17), так и монографии, посвященные творчеству отдельных художников (2,3, 9,13,15).

 

 

Образ русской женщины в портретном искусстве XVIII века

 

Парадный женский портрет первой половины XVIII века

Ведущая рол в живописи первой половины XVIII века принадлежала портрету. Портретное искусство развивалось в двух жанрах: парадном и камерном.

 

Особенности парадного портрета

 

Парадный портрет – во многом порождение стилистики барокко его тяжеловатой пышностью и мрачноватым величием. Его задача – показать не просто человека, но важную особу во всем блеске ее высоко социального положения. Отсюда обилие аксессуаров, призванных подчеркнуть это положение, театральная парадность позы. Модель изображается на фоне пейзажа или интерьера, но непременно на первом плане, часто в полный рост, как бы подавляя своим величием окружающее пространство. (12)

Именно парадными портретами прославился один из ведущих портретистов этого времени И.Я. Вишняков.

Безупречный «глаз» художника и безукоризненный вкус вывели Вишнякова в ряд лучших портретистов того времени. Недаром, он был допущен, не только копировать, но и писать портреты царствующих особ, а затем «тиражировать» их для многочисленных дворцов, государственных учреждений и частных высокопоставленных лиц.(https://www.nearyou.ru/vishnyakov/0vishn.html)

Художнику нравилась декоративная роскошь парадных нарядов его эпохи, их театральность и праздничность. С восхищением он передает вещность и предметность мира, тщательно, с любовью выписывает изумительные костюмы XVIII столетия, с их тканями со сложными узорами, различных расцветок и фактур, с тончайшими вышивками и кружевами и украшениями. Как мастер-декоратор Вишняков создает исключительную цветовую гамму. И хотя узор словно наложен поверх негнущихся складок одежды, он осязаем, и напоминает, по словам искусствоведа Т.В.Ильиной,(6)источник «поле роскошной древнерусской миниатюры XVII в. или растительный орнамент фрески того времени». А над всем этим богатством вещного мира смотрят и дышат лица людей.

 

В 1743 году Вишняков написал портрет императрицы Елизаветы — репрезентативный, те пышный. Елизавета — в короне, со скипетром и вой, в роскошном блестящем муаровом платье. Любопытно, что этот портрет настолько понравился, что Вишнякову поручили впредь выверять стиль других портретов Елизаветы, кто бы ни писал оные,— он стал, так сказать верховным арбитром в делах императорской иконографии. А между тем он сам, несмотря на пышность обстановки в контрасте с нею, изобразил Елизавету обыкновенной женщиной — кровь с молоком, чернобровой и румяном русской красавицей, скорее приветливой и доступной, нежели величавой или царственной. Присвоив себе и атрибуты власти, Елизавета так и не освоилась.Что-то домашнее, теплое, улыбчиво-простоватое, конечно, не без хитрости и не без ума, всегда сохранялось в ее облике, и Вишняков точно это почувствовал.

Лучше всего получались у Вишнякова портреты детей.

Одно из самых интересных – портрет Сарры Фермор. (ил.3) Это типичное для того времени парадное изображение. Девочка представлена в рост, на стыке открытого пространства и пейзажного фона с обязательной колонной и тяжелым занавесом. На ней нарядное платье, в руке веер. Ее поза скованна, но в этой застылой торжественности много поэзии, ощущения трепетной жизни, овеянной высокой художественностью и большой душевной теплотой. В портрете соединены, что типично для Вишнякова, как будто бы резко контрастные черты: в нем ощущается еще живая русская средневековая традиция – и блеск формы парадного европейского искусства XVIII в. Фигура и поза условны, задник трактован плоскостно – это открыто декоративный пейзаж,– но лицо вылеплено объемно. Изысканное письмо серо-зелено-голубого платья поражает богатством многослойной живописи и имеет традицию к уплощению. Оно передано иллюзорно-вещественно, мы угадываем даже вид ткани, но цветы по муару рассыпаны без учета складок, и это «узорочье» ложится на плоскость, как в древнерусской миниатюре. А над всей схемой парадного портрета – и это самое удивительное живет напряженной жизнью серьезное, грустное лицо маленькой девочки с задумчивым взглядом.

 

Цветовое решение – серебристая тоновая живопись, отказ от ярких локальных пятен (что вообще-то было свойственно кисти этого мастера) – обусловлено характером модели, хрупкой и воздушной, сходной с каким-то экзотическим цветком.(https://www.bestreferat.ru/referat-101159.html) Как из стебля, вырастает ее головка на тонкой шее, бессильно опущены руки, об излишней длине которых писал не один исследователь. Это вполне справедливо, если рассматривать портрет с позиций академической правильности рисунка: заметим, что руки вообще давались наиболее трудно мастерам, не получившим систематического «учебного» образования, каковыми и были художники середины XVIII в., и Вишняков в частности, но их длина здесь также гармонически подчеркивает всю хрупкость модели, как и тонкие деревца на заднем плане. Сарра Фермер как будто воплощает не истинный XVIII век, а эфемерный, лучше всего выраженный в причудливых звуках менуэта, XVIII век, о котором только мечтали, и сама она под кистью Вишнякова – как воплощение мечты.

 

Вишняков сумел соединить в своих произведениях восторг перед богатством вещного мира и высокое чувство монументальности, не потерянное за вниманием к детали. У Вишнякова этот монументализм восходит к древнерусской традиции, в то время как изящество, изысканность декоративного строя свидетельствуют о прекрасном владении формами европейского искусства. Гармоническое соединение этих качеств делает Ивана Яковлевича Вишнякова одним из самых ярких художников такой сложной переходной поры в искусстве, какой являлась в России середина XVIII столетия.

 

 

Д.Г. Левицкий

В творчестве Левицкого большое место занимает парадный портрет. Здесь присущая его живописи декоративность открывается во всем своем блеске.

В парадных портретах зрелого периода Левицкий освобождается от театральной риторики, они проникнуты духом жизнерадостности, праздничного ощущения жизни, ярким и здоровым оптимизмом.

Особо следует остановиться на больших, образующих единый декоративный ансамбль парадных портретах (в рост) воспитанниц Смольного института для благородных девиц.

«Портрет Хованской и Хрущовой» 1773 г. ГРМ (Ил.8)

По заказу Екатерины Второй Левицкий написал целый ряд портретов воспитанниц Смольного института благородных девиц. (https://www.1143help.ru/russkayagivopis-18) Две девушки, изображенные на данном портрете, разыгрывают на институтской сцене роли из комической оперы «Капризы любви, или Нинетта при дворе».

Хрущова, лихо подбоченившись, игриво касается подбородка своей подружки. На некрасивом, но очень выразительном лице девушки играет насмешливая улыбка. Она уверенно исполняет мужскую роль. Ее партнерша, Хованская, застенчиво смотрит на «кавалера», ее растерянность читается в неловком повороте головы, в том, как беспомощно лежит на сияющем атласе юбки ее рука. Мы видим пейзажные кулисы, изображающие английский парк, классические руины, силуэт замка. Слева раскидистое дерево – фон для фигуры Хрущовой, на переднем плане – бутафорский холмик, прикрывающий от зрителей дополнительный свет. Девушки озарены светом рампы, поэтому так отчетливы тени на полу и контуры фигур. На Хрущовой темно-серый шелковый камзол, украшенный золотым галуном. В институтском театре, где никогда не выступали мальчики, Хрущова считалась непревзойденной исполнительницей мужских ролей. Но после института ее судьба сложилась неудачно и она не смогла занять в свете важное место. А Катя Хованская станет привлекать к себе всеобщее внимание, станет женой поэта Нелединского- Мелецкого и первой исполнительницей песен, написанных ее мужем.

«Портрет Нелидовой» 1773 г. (Ил.7)

 

Это самая старшая из смолянок. Еще учась в Смольном, стала известна своей прекрасной игрой на сцене, особенно блистала в танце и исполнении песен. На портрете она исполняет роль в пьесе «Служанка – госпожа». Она уже осознает собственную прелесть, у нее есть потребность нравиться, прекрасно усвоены навыки театрального поведения. Фигурка уверенно встала в балетную позу, ручка изящно приподнимает кружевной передничек, розовые ленты украшают соломенную шляпку «пастушки» – все создает ощущение кукольной фарфоровости. А живое лицо, смеющиеся глаза, улыбка объясняют, что все это – только игра. На фоне мягкие зеленые купы деревьев, легкие нарядные облака

Портреты Е. И. Нелидовой (1773), (Ил.7) Е. Н. Хрущовой и Е. Н. Хованской (1773),(Ил.8),Г. И. Алымовой (1776) (Ил.2)и других. Образный строй этих произведений связан с характерным для парадного портрета 18 в. изображением женщины как существа «веселонравного, любящего только смехи и забавы». Но под кистью Левицкого эта общая формула наполнилась реалистически убедительным жизненным содержанием.

Высокий классицизм в живописи – «Екатерина Вторая – законодательница в храме богини Правосудия» 1783 г. ГРМ. (Ил.3)

Это настоящая живописная ода со всеми присущими данному жанру чертами. Персонаж – государыня, в парадном одеянии, справедливая, разумная, идеальная правительница. Императрица представлена в белом, отливающем серебром платье строгого покроя с лавровым венком на голове и орденской лентой на груди. На ней тяжелая мантия, ниспадающая с плеч и подчеркивающая величие государыни.

Екатерина изображена на фоне торжественного занавеса, широкими складками окутывающего широкие колонны и пьедестал, на котором помещена статуя Фемиды- богини правосудия. За колоннадой, за строгой балюстрадой изображено бурное небо и море с плывущими по нему кораблями. Екатерина широким жестом простерла руку над зажженным жертвенником. Рядом с жертвенником на толстых фолиантах сидит орел – птица Зевса. Море напоминает об успехах русского флота в 18 веке, тома законов о том, что Екатерина создала Законодательную комиссию, статуя Фемиды – о прославляемом поэтами законотворчестве императрицы. Но это, конечно, не реальный облик Екатерины, а образ идеального монарха, каким его желала видеть эпоха Просвещения. Картина пользовалась большим успехом, и с нее было сделано немало копий.

 

В.Л. Боровиковсий

 

Своеобразием русского парадного портрета в творчестве Боровиковского, призванного прославлять, прежде всего, положение человека в сословном обществе, было стремление к раскрытию внутреннего мира человека.

«Екатерина II на прогулке в Царскосельском парке» — портрет Екатерины II работы Владимира Боровиковского, написанный в русле сентиментализма, одно из самых известных изображений императрицы.

Боровиковский написал портрет, который был для того времени необычным и был проникнут духом свежего течения сентиментализма — в отличие от господствовавших в то время в императорских портретах классицизма. Характерные черты этого направления — идеализация жизни на лоне природы, культ чувствительности, интерес к внутренней жизни человека. Сентиментализм проявляется в отказе автора от парадных дворцовых интерьеров и предпочтении природы, которая «прекраснее дворцов». «Впервые в русском искусстве фон портрета становится важным элементом в характеристике героя. Художник воспевает бытие человека среди естественного окружения, трактует природу как источник эстетического наслаждения»].

65-летняя Екатерина представлена на прогулке в Царскосельском парке, опирающейся на посох из-за своего ревматизма. Её одежда подчеркнуто неофициальна — она одета в шлафрок, украшенный кружевным жабо с атласным бантом, и кружевной чепец, у её ног резвится собака. Правительница представлена не богиней, а простой «казанской помещицей», которой любила казаться в последние годы жизни, созерцательницей, без всякого официоза, торжественности и парадных атрибутов. Портрет стал отечественным вариантом английского типа «портрет-прогулка». В полумраке парка видна пристань со сфинксами, в озере плавают лебеди. Лицо модели написано обобщённо и условно, возраст смягчён.

Таким образом, в парадный портрет проникает «естественная простота», кроме сентиментализма отчасти сближающая картину с просветительским классицизмом. Однако поза императрицы полна достоинства, жест, которым она указывает на памятник своих побед, сдержан и величествен.

В отличие от Екатерины – Фемиды Левицкого, Екатерина Боровиковского - изображена «старушкой «казанской помещицей», гуляющей в саду с любимой левреткой. Боровиковский создал необычный для того времени портрет. Екатерина представлена на прогулке в Царскосельском парке в шлафроке и чепце, с любимой левреткой у ног. Не Фелицей, не богоподобной царицей, сошедшей с небес, предстает она перед зрителем, а простой «казанской помещицей», которой любила казаться в последние годы жизни.

Фигуру Екатерины художник изобразил с непревзойденной симпатией. Это не императрица в старости, а прежде всего человек, женщина, немного уставшая от государственных дел, придворного этикета, которая в свободную минуту, непрочь побыть одна, предаваясь воспоминаниям и любуясь природой. «В русском искусстве это первый пример интимного по своему существу царского портрета, приближающегося к жанровой картине.

Однако, даже в этом интимном портрете присутствует «эмблематический мотив колонны-«столпа» - Чесменская колонна (Кагульский обелиск – на варианте портрета ГРМ), который при всей сентиментальности образа Екатерины всего сюжета портрета, символизирует «твердость или постоянство», «непоколебимость духа», «Твердую надежду». Полотна художника очень нарядны благодаря грациозной постановке моделей, изящным жестам и умелому обращению к костюму.

 

Вывод:

 

В парадных портретах Вишнякова характерно высокое чувство монументальности, не потерянное за вниманием к детали. У Вишнякова этот монументализм восходит к древнерусской традиции, в то время как изящество, изысканность декоративного строя свидетельствуют о прекрасном владении формами европейского искусства.

Своеобразием русского парадного портрета в творчестве Боровиковского, призванного прославлять, прежде всего, положение человека в сословном обществе, было стремление к раскрытию внутреннего мира человека. Его портреты проникнуты духом свежего течения сентиментализма — в отличие от господствовавших в то время в императорских портретах классицизма.

 

Левицкому одинаково хорошо удавались и камерные портреты и парадное изображение в рост.

Парадным портретам Левицкого присущая его живописи декоративность открывается во всем своем блеске.

В парадных портретах зрелого периода Левицкий освобождается от театральной риторики, они проникнуты духом жизнерадостности.

 

 

2. Особенности камерного портрета второй половины XVIII века:

 

Камерный портрет - портрет, использующий поясное, погрудное или поплечное изображение изображаемого человека. Обычно в камерном портрете фигура дается на нейтральном фоне.

 

Камерный портрет - это не только набор внешних признаков, это - новый способ видения человека. Если в парадном изображении критерием ценности человеческой личности были ее деяния (о которых зритель узнавал через атрибуты), то в камерном - на первый план выдвигаются моральные качества.

Cтремление передать индивидуальные качества личности и вместе с тем вынести ей этическую оценку.

Боровиковский обращался к различным формам портрета - интимным, парадным, миниатюрным Владимир Лукич Боровиковский был наиболее ярким русским художником-сентименталистом. Книга А.И. Архангельской «Боровиковский»(3) повествует об основных этапах творчества этого замечательного русского художника, который был в русском изобразительном искусстве выразителем сентиментализма. По мнению автора В. Л. Боровиковский – «певец человеческой личности, стремящийся дать идеал человека, каким он представлялся ему и его современникам». Он первый среди русских портретистов раскрыл красоту эмоциональной жизни. Преобладающее место в творчестве Боровиковского занимают камерные портреты.

Боровиковский становится популярным среди широкого круга петербургского дворянства. Художник портретирует целые семейные «кланы» - Лопухиных, Толстых, Арсеньевых, Гагариных, Безбородко, распространявших его известность по родственным каналам. К этому периоду его жизни относятся портреты Екатерины-II, ее многочисленных внуков, министра финансов А.И.Васильева и его жены. Полотна художника очень нарядны благодаря грациозной постановке моделей, изящным жестам и умелому обращению к костюму. Герои Боровиковского обычно бездеятельны, большинство моделей пребывает в упоении собственной чувствительностью. Это выражают и портрет М.И.Лопухиной (1797 г.), и портрет Скобеевой (середина 1790-х г.), и изображение дочери Екатерины-II и А.Г.Потемкина – Е.Г.Темкиной (1798 г.).

«Портрет М.И.Лопухиной (Ил.7) (5) принадлежит к той поре, когда наряду с господством классицизма утверждается сентиментализм. Внимание к оттенкам индивидуального темперамента, культ уединенно-частного существования выступают как своеобразная реакция на нормативность общественного по своей природе классицизма. Естественная непринужденность сквозит в артистически-небрежном жесте Лопухиной, капризно-своенравном наклоне головы, своевольном изгибе мягких губ, мечтательной рассеянности взгляда».

Образ М.И. Лопухиной пленяет зрителя нежной меланхоличностью, необыкновенной мягкостью черт лица и внутренней гармонией. Эта гармония передана всем художественным строем картины: и поворотом головы, и выражением лица женщины, она подчеркивается и отдельными поэтическими деталями, вроде сорванных и уже поникших на стебле роз. Гармонию эту легко уловить в певучей плавности линий, в продуманности и соподчиненное всех частей портрета.
Лицо М.И. Лопухиной, может быть, и далеко от классического идеала красоты, но оно исполнено такого несказанного очарования, такой душевной прелести, что рядом с ним многие классические красавицы покажутся холодной и неживой схемой. Пленительный образ нежной, меланхоличной и мечтательной женщины передан с большой душевностью и любовью, с поразительной убедительностью раскрывает художник ее душевный мир.
Задумчивый, томный, грустно-мечтательный взгляд, нежная улыбка, свободная непринужденность чуть усталой позы; плавные, ритмично падающие вниз линии; мягкие, округлые формы; белое платье, сиреневые шарф и розы, голубой пояс, пепельный цвет волос, зеленый фон листвы и наконец мягкая воздушная дымка, заполняющая пространство, - все это образует такое единство всех средств живописного выражения, при котором полнее и глубже раскрывается создание образа.

Портрет Лопухиной написан на фоне пейзажа. Она стоит в саду, облокотившись на старую каменную консоль. Природа, среди которой уединилась героиня, напоминает уголок пейзажного парка дворянской усадьбы. Она олицетворяет прекрасный мир, полный естественной прелести и чистоты. Вянущие розы, лилии навевают легкую грусть, раздумья об уходящей красоте. Они перекликаются с тем настроением печали, трепетности, меланхолии, в которые погружена Лопухина. В эпоху сентиментализма художника особенно привлекают сложные, переходные состояния внутреннего мира человека. Элегическая мечтательность, томная нежность пронизывают всю художественную ткань произведения. Задумчивость и легкая улыбка Лопухиной выдают ее погруженность в мир собственных чувств.

Всю композицию пронизывают медленные, текучие ритмы. Плавному изгибу фигуры, мягко опущенной кисти руки вторят клонящиеся ветви деревьев, белые стволы берез, колосья ржи. Неясные размытые контуры создают ощущение легкой воздушной среды, прозрачной дымки, в которую "погружены" фигура модели и окружающая ее природа. Обтекающий ее фигуру контур - то теряющийся, то возникающий в виде тонкой, гибкой линии - вызывает в памяти зрителя контуры античных статуй. Ниспадающие, сходящиеся или образующие плавные изломы складки, тончайшие и одухотворенные черты лица - все это составляет уже как бы и не живопись, а музыку. Нежная голубизна небес, приглушенная зелень листвы, золото колосьев с яркими вкраплениями васильков перекликаются по цвету с жемчужно-белым платьем, голубым поясом и поблескивающим украшением на руке. Сиреневому шарфу вторят оттенки увядающих роз.

В портретах Боровиковского, «Лизанька и Дашенька» (Ил.6)(3) воплощают тип чувствительных девушек той эпохи. Их нежные лица прижаты щека к щеке, движения полны юной грации. Брюнетка серьезна и мечтательна, блондинка — живая и смешливая. Дополняя друг друга, они сливаются в гармоничном единстве. Характеру образов соответствуют нежные тона холодных голубовато-сиреневых и теплых золотисто-розовых цветов.

Боровиковскому особенно удавались изображения «юных дев» из дворянских семейств. Таков «Портрет Екатерины Николаевны Арсеньевой» (4), которая была воспитанницей Смольного института благородных девиц, фрейлиной императрицы Марии Федоровны. Юная смолянка изображается в костюме «пейзанки»: на ней просторное платье, соломенная шляпка с колосьями, в руках наливное яблочко. Круглолицая Катенька не отличается классической правильностью черт. Однако вздернутый носик, искрящиеся лукавством глаза и легкая усмешка тонких губ придают образу задорность и кокетство. Боровиковский прекрасно уловил непосредственность модели, ее живое обаяние и жизнерадостность.

Ф.С. Рокотов

Творчество Ф.С. Рокотова (1735-1808) составляет одну из самых обаятельных и труднообъяснимых страниц нашей культуры.

Парадное изображение не было для Рокотова ни излюбленной, ни наиболее типичной областью творчества. Его излюбленный жанр — погрудный портрет, в котором все внимание художника сосредоточено на жизни человеческого лица. Его композиционная схема отличалась простотой, несколько граничащей с однообразием. Вместе с тем его портретам присуще тонкое живописное мастерство.

Его влекли другие живописные задачи: создание камерных, интимных полотен, в которых отражались бы представления мастера о возвышенном душевном строе

Обращаясь к творчеству Ф.С. Рокотова, как приверженца камерного портрета, авторы отмечают, что у этого художника идеальное начало сочетается с чертами индивидуального облика, наряду с мастерским изображением особенностей лица, одежды, украшений портретируемого, художник умеет выявлять духовные качества модели.

В рокотовской характеристике образа очень важны выразительность глаз и мимика, причем художник не стремится к конкретной передаче настроения, скорее он хочет создать ощущение неуловимости, мимолетности чувств человека Его работы удивляют нежной, утонченной красотой цветовой гаммы. Колорит, в основу которого обычно берутся три цвета, благодаря переходам выражает богатство и сложность внутренней жизни портретируемого. Художник своеобразно использует светотень, выделяя лицо и как бы растворяя второстепенные детали.

Отличительной чертой Рокотова является повышенный интерес к внутреннему миру человека; в портретируемом художник подчеркивает присутствие сложной духовной жизни, поэтизирует ее, сосредоточивает на ней внимание зрителя, утверждая тем самым ее ценность.

Рокотовские портреты — это история в лицах. Благодаря им мы имеем возможность представить себе картины давным-давно ушедшей эпохи.

В конце 1770-х—1780-х гг.

Эти черты рокотовского творчества наиболее цельно проявились в женских портретах, занимавших особое место в искусстве XVIII века. В пору своего творческого расцвета живописец создает галерею прекрасных женских образов: А. П. Струйской (1772)(Ил.13), В. Е. Новосильцевой. (Ил.14)

Одним из лучших здесь может считаться портрет В. Е. Новосильцевой (1780; Третьяковская галлерея). Он удивляет богатством психологических нюансов в характеристике образа и виртуозностью письма.

Следующий женский портрет “Неизвестная в розовом платье” написанный в 1770-х годах. Он считается одним из шедевров Рокотова. Тончайшие градации розового — от насыщенного в тенях, то теплого, светлого, создают эффект мерцания, трепетания тончайшей световоздушной среды, словно созвучной внутренним душевным движениям, скрытым непременной в портретах 18 в. любезной улыбкой, просвечивающей в глубине взгляда. Этот образ исполнен особым лирическим очарованием.

«Портрет неизвестной в розовом платье» особенно примечателен. Открытость человека к другому и миру предполагает интимность, затаенное внимание и интерес, возможно, где-то снисходительность, улыбку про себя, а то задор и веселость, порыв, исполненный благородства, - и эта открытость, доверие к другому человеку и к миру в целом - свойства юности, молодости особенно в эпохи, когда новые идеалы добра, красоты, человечности витают в воздухе, как дуновения весны. (https://www.renclassic.ru/Ru/35/50/75/)

Портрет неизвестной молодой женщины с задумчиво прищуренными глазами, в лёгком розовом платье (Неизвестная в розовом), написанный Фёдором Степановичем Рокотовым, привлекает тонкостья, душевным богатством. Рокотов пишет мягко, воздушно. Полунамёком, ничего не вырисовывая до конца, передаёт он прозрачность кружев, мягкую массу напудренных волос, светлое лицо с затенёнными глазами.

 

 

Ф.Рокотов «Портрет А.П. Струйской» (Ил.13)

1772, холст, масло, 59,8х47,5cм

Государственная Третьяковская галерея, Москва

Портрет Александры Струйской, несомненно, самый блестящий образ идеально прекрасной женщины во всей русской портретистике. Изображена обаятельная юная женщина, полная пленительной грации. Изящный овал лица, тонкие летящие брови, легкий румянец и задумчивый, отсутствующий взгляд. В ее глазах – гордость и душевная чистота. Портрет написан переливами цвета и света. Тени неуловимо переходят в свет, пепельно-серые тона перетекают в голубые, а розоватые — в бледно-золотые. Световые переливы и цветовые градации не ощутимы и создают легкую дымку, быть может, какой-то загадки.

Сохранилась легенда о любви Рокотова к Струйской, видимо, навеянная особым тоном очарования и удачей таланта художника, создавшего ее портрет.(https://www.nearyou.ru/rokotov/1Struiska.html)

 

Левицкий

 

Созданные Левицким портреты «интимного», камерного свойства отмечены глубиной и разносторонностью психологических характеристик, им присуща большая сдержанность художественных средств.

В его камерных портретах заметно берет верх объективное отношение к модели. Характеристика индивидуальности становится более обобщенной, в ней подчеркиваются типические черты. Левицкий остается большим психологом и блестящим живописцем, но не показывает своего отношения к модели.

Однотипные улыбки, слишком яркий румянец щек, один прием расположения складок. Поэтому неуловимо похожими между собой становятся жизнерадостная барыня Е.А.Бакунина (1782) и по-немецки чопорная и сухая Доротея Шмидт (начало 1780-х).

 

Портрет Урсулы Мнишек (Ил.12)

1750-1808

1782.г, холст, масло,

Государственная Третьяковская галерея, Москва

Портрет Урсулы Мнишек был написан в зените мастерства и славы художника. Овал был редок в портретной практике Д. Г. Левицкого, однако именно эту форму он выбрал для изысканного изображения светской красавицы. С натурной иллюзорностью мастер передал прозрачность кружев, ломкость атласа, седину пудры модного высокого парика. Щеки и скулы «горят» жаром наложенного косметического румянца.

 

Лицо написано сплавленными мазками, неразличимыми благодаря прозрачным высветленным лессировкам и придающими портрету гладко-лакированную поверхность. На темном фоне выигрышно сочетаются голубовато-серые, серебристо-пепельные и золотисто-бледные тона.

 

Отстраненный поворот головы и любезно-заученная улыбка придают лицу вежливое светское выражение. Холодный прямой взгляд кажется уклончивым, скрывающим внутреннее «Я» модели. Ее светлые открытые глаза обдуманно скрытны, но не таинственны. Эта женщина помимо воли вызывает восхищение, так же как и виртуозная живопись мастера.

(https://www.nearyou.ru/levitsk/1mnishek.html)

Вывод:

Боровиковский в своих камерных портретах прекрасно улавливает непосредственность модели, ее живое обаяние и жизнерадостность. Боровиковский первый среди русских портретистов раскрыл красоту эмоциональной жизни. Полотна художника очень нарядны благодаря грациозной постановке моделей, изящным жестам и умелому обращению к костюму.Герои Боровиковского обычно бездеятельны, большинство моделей пребывает в упоении собственной чувствительностью.

 

Созданные Левицким портреты «интимного», камерного свойства отмечены глубиной и разносторонностью психологических характеристик, им присуща большая сдержанность художественных средств.

В его камерных портретах заметно берет верх объективное отношение к модели. Характеристика индивидуальности становится более обобщенной, в ней подчеркиваются типические черты.

 

Ф.С. Рокотов, приверженец камерного портрета

Отличительной чертой Рокотова является повышенный интерес к внутреннему миру человека; в портретируемом художник подчеркивает присутствие сложной духовной жизни, поэтизирует ее, сосредоточивает на ней внимание зрителя, утверждая тем самым ее ценность.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: