Тематика самостоятельных, контрольных, курсовых работ и рефератов




РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ ИММАНУИЛА КАНТА

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

 

 

«Согласовано» «Утверждаю»

Декан экономического факультета Начальник Управления

к.э.н., доцент образовательных программ

к.ю.н., доцент

 

___________________А.М.Чуйкин ______________Д.Г.Житиневич

«____»_____________ 2010 г. «____»_______________ 2010 г.

 

 

Рабочая программа модуля «Организационное поведение»

учебной дисциплины «Теория менеджмента»

 

Направление подготовки: 080200.62 «Менеджмент»

 

Профиль подготовки: «Производственный менеджмент»

 

Квалификация (степень) выпускника: бакалавр

Форма обучения: очная

Калининград 2010


Лист согласования

Составитель: к. э. н., доцент кафедры менеджмента Солдатова Светлана Эдуардовна.

 

Рабочая программа обсуждена и утверждена на заседании кафедры менеджмента

Протокол №____от «____»__________ 2010 г.

Зав.кафедрой: ___________/Бильчак В.С./

 

Рабочая программа одобрена учебно-методическим советом экономического факультета

Протокол №_____от «____»_______________2010 г.

Председатель учебно-методического совета _________________ (Шеховцева Л.С.)

 

Программа пересмотрена на заседании кафедры менеджмента

Внесены следующие изменения (или изменений не внесено):_______________________

___________________________________________________________________________

Протокол №____от «____»__________ 20__ г.

Зав.кафедрой: ___________/Бильчак В.С./

 

 

Менеджер ООП _________________ (Тихонова Н.Ю.)

 


 

 

СОДЕРЖАНИЕ

РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫУЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Пояснительная записка. 4

2. Тематический план. 6

Содержание дисциплины. 7

Тематика самостоятельных, контрольных, курсовых работ и рефератов. 9

Вопросы для текущего и промежуточного контроля. 9

Критерии выставления итоговой оценки 12

Список основной и дополнительной литературы, нормативных документов. 13


 

Пояснительная записка

1.1. Место модуля в структуре Основной образовательной программы (ООП) подготовки бакалавра по направлению 080200.62 «Менеджмент» (профили«Производственный менеджмент», «Маркетинг»).

Модуль «Организационное поведение» является составной частью дисциплины «Теория менеджмента», включенной в базовую часть профессионального цикла основной образовательной программы бакалавриата по направлению 080200.62 «Менеджмент».

Изучению организационного поведения должно предшествовать освоение базовых дисциплин гуманитарного, социального и экономического цикла – философии, микро- и макроэкономики, а также выбранной вузом дисциплины из набора институциональная экономика\социология\ психология. В рамках изучения теории менеджмента модулю «Организационное поведение» должны предшествовать «История управленческой мысли» и «Теория организации».

 

 

 

1.2. Цели освоения дисциплины.

Целью освоения модуля «Организационное поведение» является

формирование у обучающихся по направлению 080200.62 «Менеджмент» (профили «Производственный менеджмент» и «Маркетинг») профессиональных компетенций в сфере управления индивидуальным и групповым поведением в организациях

 

 

1.3. Задачи изучения дисциплины.

Задачами изучения модуля «Организационное поведение» являются:

 

- приобретение знаний в области организационного поведения;

- изучение методов и инструментов в сфере управления организационным поведением, которые будут полезны при реализации профессиональных компетенций;

- приобретение навыков самообразования в сфере управления организационным поведением;

- поддержка российской экономики посредством подготовки выпускников, способных к эффективной профессиональной деятельности.

 

 

1.4. Требования к начальной подготовке, необходимые для успешного изучения модуля

Для успешного изучения модуля «Организационное поведение» студент должен обладать следующими знаниями, навыками икомпетенциями:

а) общекультурные компетенции:

- знает базовые ценности мировой культуры и готов опираться на них в своем личностном и общекультурном развитии (ОК-1);

- знает и понимает законы развития природы, общества и мышления и умеет оперировать этими знаниями в профессиональной деятельности (ОК-2);

- владеет культурой мышления, способен к восприятию, обобщению и анализу информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-5);

- готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-7);

- стремится к личностному и профессиональному саморазвитию (ОК-10);

- умеет критически оценивать личные достоинства и недостатки (ОК-11);

- осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-12);

- способен анализировать социально-значимые проблемы и процессы (ОК-13);

- учитывает последствия управленческих решений и действий с позиций социальной ответственности (ОК-20)

 

б) профессиональные компетенции в сфере организационно-управленческой деятельности:

- знает основные этапы эволюции управленческой мысли (ПК-1);

- способен проектировать организационную структуру, осуществлять распределение полномочий и ответственности на основе их делегирования (ПК-2);

- готов к разработке процедур и методов контроля (ПК-3)

 

в) профессиональные компетенции в сфере информационно-аналитической деятельности:

- имеет представление об экономическом образе мышления (ПК-26);

- способен анализировать поведение потребителей экономических благ и формирование спроса (ПК-29);

- знает экономические основы поведения организаций, имеет представление о различных структурах рынков и способен проводить анализ конкурентной среды отрасли (ПК-30).

 

 

1.5. Перечень дисциплин, для которых освоение данной дисциплины необходимо как предшествующее

- маркетинг;

- управление человеческими ресурсами;

- стратегический менеджмент;

- корпоративная социальная ответственность;

- выбранная вузом дисциплина из перечня лидерство \ деловые коммуникации \ управление изменениями

 

 

1.6. Компетенции, формируемые у обучающегося в результате освоении модуля «Организационное поведение»

- способен использовать основные теории мотивации, лидерства и власти для решения управленческих задач (ПК-4);

- способен эффективно организовать групповую работу на основе знания процессов групповой динамики и принципов формирования команды (ПК-5);

- знаком с основами кросскультурных отношений в менеджменте, способен выполнять свои функции в кросскультурной среде (ПК-25);

- умеет проводить аудит человеческих ресурсов и осуществлять диагностику организационной культуры (ПК-37) – в части оценки поведенческих аспектов человеческих ресурсов и осуществления диагностики организационной культуры

 

 

1.7. Перечень знаний, умений и владений студента в результате освоения дисциплины:

В результате освоения дисциплины студент должен:

Знать:

- основные теории и концепции взаимодействия людей в организации, включая вопросы мотивации, групповой динамики, командообразования, коммуникаций, лидерства и управления конфликтами;

- типы организационной культуры и методы ее формирования;

- основы делового общения, принципы и методы организации деловых коммуникаций

 

Уметь:

- организовывать командное взаимодействие для решения управленческих задач;

- анализировать коммуникационные процессы в организации и разрабатывать предложения по повышению их эффективности;

- диагностировать организационную культуру, выявлять ее сильные и слабые стороны, разрабатывать предложения по ее совершенствованию

 

 

 

Владеть:

- современными технологиями эффективного влияния на индивидуальное и групповое поведение в организации;

- навыками деловых коммуникаций

 

 

 

 

2. Тематический план

Темы Количество часов
Аудиторные занятия Самос-тоят. работа
Всего аудиторных в том числе
Лекции Практ. занятия Лаборат. занятия
           
Тема 1.Идейные и концептуальные источники организационного поведения.       -  
Тема 2.Теории поведения человека в организации.       -  
Тема 3.Основы типологии. Коммуникативное поведение в организации.       -  
Тема 4. Теории и методы мотивации.       -  
Тема 5. Формирование группового поведения в организации.       -  
Тема 6. Лидерство в организации.       -  
Тема 7. Организационная культура. Менеджмент в условиях кросскультурных отношений.       -  
Итого часов       -  
Итого по дисциплине 72 часа  
2 ЗЕ*  

*ЗЕ – зачетная единица

 

Содержание дисциплины.

3.1. Содержание основных разделов и тем курса

№ п/п Наименование темы Содержание темы
  Тема 1.Идейные и концептуальные источники организационного поведения. История формирования и предмет организационного поведения. Характеристика вклада представителей основных школ управленческой мысли в формирование организационного поведения. Роль базовых концепций социологии и психологии в формировании организационного поведения.
  Тема 2.Теории поведения человека в организации Эволюция моделей организационного поведения. Ролевая концепция индивидуального поведения в организации. Классификация ролей в организации. Ролевые конфликты и методы управления ними. Рационально-индивидуалистическая концепция поведения в организации. Психические свойства и особенности восприятия как факторы индивидуального поведения. Ценностная и целевая основы индивидуального поведения.
  Тема 3.Основы типологии. Коммуникативное поведение в организации. Типология как инструмент управления организационным поведением.Понятие коммуникаций. Виды, способы и средства коммуникаций. Процесс коммуникаций и факторы его эффективности. Особенности деловых коммуникаций. Коммуникативные качества личности и их использование в организации эффективных коммуникаций. Методы и средства повышения коммуникативной эффективности менеджера.
  Тема 4. Теории и методы мотивации. Сущность мотивации. Влияние мотивации на эффективность выполнения рабочих функций. Содержательные и процессуальные теории мотивации. Концепция психологического контракта. Концепция проектирования работы. Оценка уровня мотивации членов организации. Методы и инструменты повышения уровня мотивации сотрудников.
  Тема 5. Формирование группового поведения в организации. Характеристики малой группы в организации. Позитивный эффект группы для индивидов и организации. Внутренние и внешние факторы эффективности группы. Продуктивное и контрпродуктивное групповое поведение. Групповая динамика, проблемы формирования группы. Конфликты в группе, их причины. Способы поведения менеджера в конфликте. Подходы к разрешению конфликта. Специфика команды. Основные методы формирования команд.
  Тема 6. Лидерство в организации. Характеристики власти, полномочий и влияния в организации. Источники власти. Стратегии влияния. Характеристики лидерства. Традиционные теории лидерства. Лидерство как процесс. Способности и навыки лидерства у менеджера.
  Тема 7. Организационная культура. Менеджмент в условиях кросскультурных отношений. Сущность организационной культуры и ее структура. Модель культурной сети как способ характеристики культуры организации. Типология организационных культур. Методы диагностики и анализа организационной культуры. Способы формирования и развития организационной культуры. Влияние национальной среды на культуру организации. Пересечение национальных культур в культуре организации. Особенности поведения менеджера в кросскультурной среде.

 

3.2. Тематика практических занятий

№ п/п Наименование темы Содержание темы
  Тема 1. Идейные и концептуальные источники организационного поведения. Характеристика соотношения рационального и поведенческого аспектов в менеджменте на разных исторических этапах на Западе и в России. Определение причин возрастания значимости поведенческих аспектов в управлении современными деловыми организациями.Оценка вклада представителей доктрины «человеческих отношений» в становление организационного поведения. Характеристика индустриальной социологиии ее роли в формировании организационного поведения. Оценка влияния школы социальных систем на формирование организационного поведения. Оценка роли ключевых направлений психологической мысли 19-20 вв. в становлении организационного поведения.    
  Тема 2. Теории поведения человека в организации Практический анализ ролевой концепции поведения: характеристика особенностей ролевого поведения; рассмотрение типичных образцов ролевого поведения; примеры ролевых конфликтов; оценка влияния ролевых конфликтов на эффективность работы.Практический анализ рационально-индивидуалистической концепции поведения: характеристика психических свойств индивидов и их влияния на поведение; характеристика специфики индивидуального восприятия и ее проявления в поведении; оценка влияния ценностей на индивидуальное поведение. Диагностика темперамента и характера. Выполнение упражнений: 1) на выявление ментальных моделей восприятия; 2) на выявление иерархии индивидуальных ценностей. Обсуждение отчетов по групповым проектам.
  Тема 3. Основы типологии. Коммуникативное поведение в организации. Рассмотрение практических аспектов типологии: оценка коммуникативных и профессионально значимых свойств психотипов; знакомство со способами диагностики психотипов; соотнесение психотипа и ролевого поведения индивида в организации. Обсуждение отчетов по групповым проектам. Выполнение упражнений на развитие коммуникативных навыков и навыков деловых коммуникаций. Обсуждение отчетов по индивидуальным проектам.
  Тема 4. Теории и методы мотивации. Знакомство с методами оценки уровня мотивации. Выполнение задания на оценку личной мотивации. Рассмотрение методов и инструментов управления мотивацией. Обсуждение отчетов по групповым проектам.
  Тема 5. Формирование группового поведения в организации. Знакомство с методами групповой диагностики. Социометрия. Обсуждение отчетов по групповым проектам. Способы повышения эффективности взаимодействия в группе: тренинги и Т-группы, круговой сбор идей, дискуссии в малых группах, мозговой штурм. Рассмотрение отчетов по индивидуальным проектам. Выполнение упражнения на оценку способа поведения в конфликтной ситуации в группе.
  Тема 6. Лидерство в организации. Сравнительный анализ традиционных и современных концепций лидерства. Выполнение упражнения на групповую динамику, оценку ролевого поведения участников и лидерство в малой группе.
  Тема 7. Организационная культура. Менеджмент в условиях кросскультурных отношений. Знакомство со способами диагностики организационной культуры. Обсуждение групповых проектов. Анализ специфики межкультурных отношений на примере организаций Калининградской области. Обсуждение индивидуальных проектов.

 

Тематика самостоятельных, контрольных, курсовых работ и рефератов

4.1. Тематика самостоятельных работ

№ п/п Наименование темы Тематика самостоятельных работ
  Тема 1.. Идейные и концептуальные источники организационного поведения. На базе литературных источников, интернет-ресурсов и личного опыта провести сравнительный анализ проявления рационального и поведенческого подходов в практике менеджмента за рубежом, в России, в частности в Калининградской области, на протяжении 20 века и на современном этапе. Оценить вклад представителей различных направлений управленческой мысли в формирование организационного поведения.
  Тема 2.. Теории поведения человека в организации На базе литературных источников, интернет-ресурсов и личного опыта провести анализ: 1) влияния роли на поведение индивида в организации; 2) влияния темперамента, характера, способностей, иерархии ценностей и особенностей восприятия на поведение индивида. Работа над групповым проектом «Темперамент и профессиональная роль» на базе материала одной из организаций Калининградской области.
  Тема 3. Основы типологии. Коммуникативное поведение в организации. На базе литературных источников, интернет-ресурсов и личного опыта проанализировать влияние психотипа на поведение индивида в организации, в частности оценить влияние психотипа на выбор ролевого репертуара. Работа над групповым проектом «Психотип и профессиональная роль» на базе материала одной из организаций Калининградской области. На базе литературных источников, интернет-ресурсов и личного опыта проанализировать факторы, влияющие на эффективность коммуникаций в организации. Работа над индивидуальными проектами «Методы и инструменты повышения коммуникативной эффективности менеджера».
  Тема 4. Теории и методы мотивации. На базе литературных источников, интернет-ресурсов и личного опыта проанализировать влияние уровня мотивации на эффективность выполнения рабочих функций. Работа над групповым проектом «Оценка эффективности мотивации» на базе материала одной из организаций Калининградской области.
  Тема 5. Формирование группового поведения в организации. На базе литературных источников, интернет-ресурсов и личного опыта проанализировать влияние внешних и внутренних факторов на эффективность работы группы в организации. Работа над групповым проектом «Социометрический анализ группы» на базе материала одной из организаций Калининградской области. На базе литературных источников и интернет-ресурсов рассмотреть способы повышения эффективности групповой работы. Работа над индивидуальными проектами на тему «Тренинг повышения эффективности работы в группе. Теория и практика тренинг-групп» На базе литературных источников, интернет-ресурсов и личного опыта рассмотреть методы управления конфликтами и способы поведения менеджера в конфликтной ситуации..
  Тема 6. Лидерство в организации. На базе литературных источников, интернет-ресурсов и личного опыта провести сравнительный анализ традиционных и современных концепций лидерства. Подготовиться к участию в выполнении упражнения.
  Тема 7. Организационная культура. Менеджмент в условиях кросскультурных отношений. На базе литературных источников иинтернет-ресурсов ознакомиться с методами диагностики организационных культур. Работа над групповым проектом «Организационная культура фирмы» на базе материала одной из организаций Калининградской области. На базе литературных источников, интернет-ресурсов и личного опыта оценить влияние национально-культурных ценностей на поведение индивида в организации. Найти примеры проявления межкультурных отношений в организациях, в частности в Калининградской области. Работа над индивидуальными проектами на тему «Зарубежный и российский опыт учета межкультурных отношений в менеджменте».

 

4.2. Контрольные, курсовые работы и рефераты не предусмотрены.

 

Вопросы для текущего и промежуточного контроля

5.1.Вопросы для текущего контроля

1. На каком историческом этапе и в связи с какими потребностями сформировалась дисциплина «Организационное поведение»?

2. В чем суть рационального подхода в менеджменте?

3. В чем суть поведенческого подхода в менеджменте?

4. Охарактеризуйте вклад школы «человеческих отношений» в формирование дисциплины «Организационное поведение».

5. Охарактеризуйте вклад индустриальной социологии в формирование дисциплины «Организационное поведение».

6. Охарактеризуйте вклад школы социальных систем в формирование дисциплины «Организационное поведение».

7. Охарактеризуйте вклад основных направлений психологии 19-20 вв. в формирование методологического аппаратадисциплины «Организационное поведение».

8. Охарактеризуйте структуру модели организационного поведения.

9. Охарактеризуйте эволюцию моделей организационного поведения.

10. Раскройте смысл термина «роль». В чем особенности ролевого поведения?

11. Какие виды ролей существуют в организации?

12. Что представляет собой ролевой конфликт?

13. Каковы основные методы разрешения ролевых конфликтов?

14. В чем состоит суть рационально-индивидуалистической концепции организационного поведения?

15. Что такое темперамент и как он влияет на поведение индивида в организации?

16. Что такое характер и как он влияет на поведение индивида в организации?

17. В чем состоит специфика индивидуального восприятия, как она влияет на поведение индивида в организации?

18. Назовите ошибки восприятия, влияющие на эффективность организационного поведения.

19. Что такое ценности? Каково влияние иерархии ценностей на поведение индивида в организации?

20. Что такое психотип? Назовите основные критерии выделения психотипов.

21. Какие социально и коммуникативно значимые черты поведения определяет психотип?

22. Определите сущность управления коммуникативным поведением в организации.

23. Каковы факторы эффективности коммуникаций? В чем сущность коммуникативных барьеров и как их преодолеть?

24. Какие черты поведения повышают коммуникативную эффективность менеджера?

25. Как использовать в организации коммуникаций знания опсихотипах?

26. Что такое невербальные коммуникации? Каковы виды невербальных коммуникаций и их роль в общении?

27. Что такое трансакционный анализ (анализ эго-состояний) и как с его помощью организовать эффективные коммуникации?

28. Сущность мотивации.

29. Классические концепции мотивации.

30. Современные концепции мотивации.

31. Сущность понятия «малая группа». Виды малых групп в организации.

32. Внешние факторы эффективности малой группы.

33. Внутренние факторы эффективности малой группы.

34. Проблемы малых групп.

35. Сущность лидерства в организации.

36. Классические концепции лидерства.

37. Современные концепции лидерства.

38. Сущность организационной культуры.

39. Типология организационных культур.

40. Кросскультурная среда современных организаций и учет ее особенностей в менеджменте.

5.2.Вопросы для промежуточного контроля

1. Предмет и практическое назначение дисциплины «Организационное поведение».

2. Идейные и методологические источники формирования дисциплины «Организационное поведение».

3. Характеристика рационального и поведенческого подходов в менеджменте. Роль поведенческого подхода в современной практике управления.

4. Характеристика моделей организационного поведения.

5. Ролевая концепция организационного поведения.

6. Управление ролевым поведением.

7. Рационально-индивидуалистическая концепция организационного поведения.

8. Управление индивидуальным поведением в организации на основе учета психических особенностей сотрудника.

9. Управление индивидуальным поведением в организации на основе учета факторов индивидуального выбора.

10. Типология и ее роль в управлении организационным поведением.

11. Коммуникации в организации.

12. Поведенческие факторы обеспечения эффективности коммуникаций в организации.

13. Особенности управленияделовыми коммуникациями.

14. Сущность и роль мотивации.

15. Классические теории мотивации.

16. Современные теории мотивации: концепция психологического контракта; концепция проектирования работы.

17. Анализ уровня мотивации сотрудников организации.

18. Способы воздействия на уровень мотивации сотрудников организации.

19. Основные характеристики малой группы в организации.

20. Факторы эффективности малой группы в организации.

21. Особенности поведения в малой группе. Ролевое поведение в малой группе.

22. Управление групповой динамикой.

23. Команда и методы ее формирования.

24. Концепции ролевого поведения в команде.

25. Управление конфликтом.

26. Власть и влияние в организации.

27. Выбор стратегий влияния менеджером.

28. Сущность и роль лидерства в организации.

29. Традиционные и современные концепции лидерства.

30. Способы и средства развития навыков лидерства у менеджера.

31. Сущность и роль организационной культуры.

32. Структура организационной культуры.

33. Типология организационных культур.

34. Способы диагностики и анализа организационных культур.

35. Методы формирования и развития организационной культуры.

36. Взаимодействие национальных социокультурных норм и норм организационной культуры.

37. Мультикультурные особенности современных организаций.

38. Анализ и согласование социокультурных норм вкросскультурной среде организаций.

39. Специфика организационной культуры в России.

40. Организационная культура и инновации.

 

 

 

6. Критерии выставления итоговой оценки

 

Общая оценка за курс определяется на основе методики рейтинговых оценок. Она включает: 1) оценку работы студента на практических занятиях по 25-балльной шкале; 2) оценку участия в групповом проекте по 25-балльной шкале; 3) оценку участия в текущем тестировании по 25-балльной шкале; 4) оценку на экзаменационном тестировании по 25-балльной шкале. В приводимой далее таблице описан перевод процентной оценки в балльную для каждого этапа контроля.

 

Шкала балльной оценки

Процент выполнения задания или ответов на вопросы теста Оценка в баллах
86-100 21-25
66-85 13-20
51-65 7-12
0-50 0-6

 

Конечной формой аттестации по курсу «Организационное поведение» является экзамен, проводимый в форме теста. Максимальная оценка за тест составляет 25 баллов по схеме, описанной выше.

Итоговый рейтинг определяется суммированием баллов по четырем этапам контроля. Студент получает оценку «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно» путем перевода стобалльной системы в четырехбалльную: 1) оценка «отлично» ставится при рейтинге 90-100 баллов; 2) оценка «хорошо» - при рейтинге 71-89 баллов; 3) оценка «удовлетворительно» - при рейтинге 55-70 баллов; 4) оценка «неудовлетворительно» - при рейтинге менее 55 баллов.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: