Современные межэтнические отношения. Участие в гражданской войне различных этнических групп




В результате гражданской войны произошел фактический распад Таджикистана на этнокультурные области, населенные субэтническими группами таджиков, а также нетаджикскими памирскими народами, имевшими собственные субкультуры и локальный менталитет. В этих группах сформировались свои собственные экономические и политические цели и установки, частично обоснованные элементами идеологии. В результате конфликт между ними приобрел этническую окраску. Однако, поскольку выше в соответствующих разделах об этих группах уже говорилось подробно, здесь мы остановимся на других народах, сыгравших значительную роль в братоубийственном конфликте.

Наиболее значительную роль в судьбе республики вслед за таджиками играют узбеки Таджикистана, что определяется как значительной их численностью (в 1989 г. учтен 1197841 узбек), так и территориальной близостью Узбекистана. Существенное значение имеет и вовлеченность узбекистанского руководства в таджикистанский конфликт, и традиционное противостояние ираноязычных и тюркоязычных народов в Средней Азии, не говоря уже о том, что и таджикистанские и узбекистанские узбеки принимали и принимают непосредственное участие в боевых действиях.

По имеющимся сведениям, регарские (турсунзадевские) и гиссарские узбеки составляли значительную часть отряда, который 24-25 октября 1992 г. ворвался в Душанбе и сделал попытку закрепиться там. Они входили и в формирования Народного фронта, причем в конце 1992 г. в этих формированиях было много узбеков-бедняков из кишлаков Сурхандарьинской обл. По материалам некоторых журналистских расследований, такие узбеки-крестьяне вовлекались в вооруженные формирования благодаря обещаниям обеспечить каждого легковым автомобилем после занятия Душанбе. Есть также сообщения о том, что кургантюбинские узбеки совместно с арабами принимали участие в погромах каретегинцев. Узбекистан являлся главным поставщиком оружия для сторонников Верховного Совета Таджикистана. Рынок оружия, как сообщали наблюдатели, находился в Карши, где сторонники "красных", вооружаясь, меняли имевшиеся у них хлопок и алюминий.

Уже с конца 1992 г. отмечались факты непосредственного участия вооруженных сил Узбекистана в событиях. Так, например, во время XVI сессии ВС Таджикистана патрулирование на дорогах Ленинабадской обл. осуществлялось в том числе и военнослужащими из Ферганской воздушно-десантной дивизии. В середине декабря 1992 г., уже после занятия Душанбе силами Народного фронта, позиции так называемых демократов и исламистов обстреливались с вертолетов вооруженных сил Узбекистана. Эти обстоятельства, безусловно, не способствовали гармонизации межнациональных отношений в Таджикистане и еще долго будут служить дестабилизирующим социальную обстановку фактором.

По имеющимся данным, обострение узбекско-таджикских противоречий выражается и в том, что многие узбекские отряды выходят из-под контроля таджикистанского правительства, ведя вооруженные действия на свой страх и риск. Видимо, особую позицию занимали и формирования локайцев под командованием своего лидера Ф.Саидова, прославившегося особой жестокостью, и убитого вместе с С.Сафаровым при не вполне ясных обстоятельствах. Сообщалось, что один из отрядов локайцев под командованием близкого Ф.Саидову полевого командира действовал самостоятельно в районе Калаихумба в конце лета 1993г.

Весьма значительным явился и вооруженный конфликт между узбеками- народофронтовцами и каратегинцами в августе 1993 г., когда на стороне последних выступили их враги — кулябцы.

Строго говоря, узбекско-таджикское противостояние, на государственном уровне приобретшее форму братской помощи Узбекистана законному таджикистанскому руководству, затрагивает интересы не только этих двух республик, но и значительно более широкого политического пространства. Известно, например, что осуществлялись контакты между президентом Узбекистана И.Каримовым и узбекским лидером из Афганистана генералом Дустумом, для чего последний неофициально посещал Ташкент. В Афганистане же Дустум однажды арестовал министра обороны Афганистана таджика Ахмадшаха Масуда с целью заставить последнего отказаться от оказания помощи таджикской оппозиции. По одному из сообщений из Таджикистана, на месте падения сбитого вертолета в районе Тавильдары 21 октября 1993 г. были обнаружены документы членов экипажа — узбекских военнослужищих.

Достаточно сложные узбекско-таджикские отношения проявлялись на юге Таджикистана в районах Турсунзаде и Курган-Тюбе вплоть до сегодняшних дней, когда в феврале 1996 г. местными узбеками, в т.ч. и военнослужащими правительственных сил было организовано вооруженное давление на высшее руководство Таджикистана с целью принудить его к принятию некоторых политических и кадровых решений83.

Непропорционально большую роль относительно своей малой численности сыграли таджикистанские арабы, на протяжении многих столетий жившие на юге, в пределах Курган-Тюбинской и Кулябской областей (84). Перенаселенность этих территорий уже в 80-х годах провоцировала межнациональные конфликты. Один из них — между арабами и таджиками-переселенцами — произошел, как уже говорилось, в конце 1991 г. в Таджикистане. Осенью 1992 г. таджикистанские арабы активно выступили на стороне кулябских формирований. Согласно сообщениям, молодые люди арабского происхождения ходили по домам своих соседей-каратегинцев и под угрозой физической расправы вынуждали их бросать дома и имущество и покидать насиженные места. Отмечались также случаи зверских убийств арабами каратегинцев, тела которых сбрасывались в арыки. Известен случай, когда двум молодым людям каратегинского происхождения удалось избежать расправы только потому, что за них вступился некий престарелый и влиятельный араб, хороший знакомый родственника этих молодых людей — жителя Душанбе. Несмотря на подобные факты, один из руководителей арабской общины в Таджикистане, кандидат экономических наук Ш.Акрамов утверждал, что он лично и другие руководители арабской общины, проживавшие в Душанбе, делали попытки примирить враждующие стороны, для чего ездили в Курган-Тюбинскую обл. в разгар ведения там боевых действий.

Несомненно, такая позиция арабов обуславливалась не политическими и идеологическими, а чисто хозяйственно-экономическими причинами, поскольку до сих пор арабы Таджикистана ощущают себя не только потомками пророка Мухаммеда и его сподвижников и законными носителями исламского начала и мусульманского благочестия, но и равным образом, собственниками земли в районах своего проживания. В то же время в условиях политизации и социального кризиса современного таджикистанского общества, сохраняющего при этом в значительной мере традиционную патриархальную основу, арабская община также испытывает определенные трансформации. В результате некоторое время тому назад возник Союз арабов Таджикистана, председателем которого стал уже упоминавшийся доцент Таджикского сельскохозяйственного университета Ш. Акрамов. По его словам, на конец 1992 г. в Союзе было 16 тыс. членов старше 16 лет (переписью 1989 г. в Таджикистане зафиксировано всего 276 арабов). Таким образом, численность арабов в Таджикистане значительно больше официальных данных, и они представляют собой определенную силу, с которой приходится считаться правительству республики.

Заключение

Таким образом, рассмотрев основные социально-экономические процессы в Таджикистане, произошедшие за достаточно длительный исторический период, мы должны констатировать, что таджикистанское общество переживает острейший социальный кризис, принявший форму широкомасштабной и склонной к интернационализации гражданской войны.

Этот кризис был вызван особенностями развития республики, в основе которых лежал в первую очередь неконтролируемый демографический взрыв, запредельное использование пахотных и пастбищных земель, что привело к нарушению экологического равновесия и наступлению экологического кризиса. Определенную роль в ухудшении ситуации сыграли недальновидная политика правительства бывшего СССР, заключавшаяся в создании и размещении на территории Таджикистана современной индустриальной инфраструктуры, чуждой местному обществу, а также ввоз рабочей силы из России.

Следствием этого стало то, что таджикистанское общество все больше отставало не только от мирового, но и от общесоюзного прогресса, и сохраняло свою стабильность лишь за счет широкомасштабных вложений из общесоюзной (российской) копилки.

События, приведшие к распаду СССР, самым негативным образом сказались на Таджикистане, выявив его полную неспособность не только к современному индустриальному, но и к традиционному существованию.

Борьба сословно-региональных интересов, принявшая причудливые формы традиционалистских и современных политических движений, с самого начала была направлена на контроль над ресурсами, причем решалась эта задача традиционным для восточных обществ путем: изгнанием за пределы национальной территории и частичным уничтожением "излишков" населения.

Такая ситуация не позволяет надеяться на скорую нормализацию социальной ситуации в Таджикистане, которая, все ухудшаясь, может привести к распаду таджикской государственности. Последнее ставит на повестку дня острейшие проблемы не только для региональной среднеазиатско-казахстанской межгосударственной политики, но и для внешней политики России.

Примечания:

1. Таджикская Советская Социалистическая Республика. Энциклопедический справочник. Советский Союз. Таджикистан. — М.: 1968. Т. 19: Народное хозяйство Таджикской ССР в 1989 г., - Душанбе: 1990; Брук С.И. Население мира. Этнодемографический справочник. — М.: 1986.

2. Табл. сост. по: Материалы Всесоюзной переписи населения 1989 г. Таджикская ССР. — М.: 1990.

3. Бушков В.И. Население Северного Таджикистана: формирование и расселение. — М.: 1995. — С.191-192.

4. Моногарова Л.Ф. Современная городская семья таджиков. // Таджики. - Ч.2 / Материалы к серии "Народы Содружества независимых государств". Вып. 8. — М.: 1992. — С. 16; Андреев М.С. Таджики долины Хуф. — Сталинабад: 1958. — Т.2 — С. 283.

5. Юсупов Ш.Т. Вахшская долина накануне установления Советской власти. Душанбе: 1975. — С. 9; он же. Очерки истории Кабадианского бегства в конце XIX — начале XX века. — Душанбе: 1986. — С. 19; Варыгин М.А. Опыт описания Кулябского бегства // Изв. ИРГО. — Пг.: 1916. — Т. 57. — С.770-774, 777; Кармышева Б.Х. Очерки этнической истории южных районов Таджикистана и Узбекистана. — М.: 1976 — С. 30 и др.

6. Кармышева Б.Х. Указ. соч. С. 22 и далее.

7. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. — Т. 21 — С. 62; Моногарова Л.Ф., Мухитдинов И.М. Современная сельская семья таджиков // Таджики. — Ч.1 / Вып. 8. М.: 1992. — С. 46 и далее.

8. Бушков В.И. Полевые материалы СААЭЭ за 1971 г. Файзуллаев М. Таджики предгорий Северного Таджикистана. // Рукопись дис. канд. ист. наук. — М.: 1987 — С. 171.

9. Зафиксированы также случаи использования таджиками узбекских терминов. Так в таджикском сел. Ругунд одна из родовых групп называлась уруги-кози-род судей, но это, видимо, свидетельство тюркского происхождения основателя рода.

10. Полевые материалы В.И.Бушкова за 1970 и 1990 гг. Трудности в адекватной оценке понятий, обслуживающих трансформационные процессы, видим в работах и некоторых современных исследователей. См., например: М.Файзуллаев. Указ. соч. — С. 135-136; 166-185; Моногарова Л.Ф. Материалы по этнографии язгулемцев // Среднеазиатский этнографический сборник. — М.: 1959. Т. 2. — С. 54; Кисляков Н.А Следы первобытного коммунизма у горных таджиков Вахио-боло // Труды ИАЗ и А АН СССР. Т. 10 — М.: 1936; — С. 26-27, 37; Полевые материалы В.А. Медведевой за 1969 г.

11. Поляков С.П. Традиционализм в современном среднеазиатском обществе. — М.: 1989. — С. 100.

12. Большаков О.Г. Средневековый арабский город // Очерки истории арабской культуры V-XV вв. — М.: 1982. — С. 204-206.

13. Поляков С.П. Указ. соч. — С. 100.

14. Лычагина Н.И., Чамкин А.С. Влияние культурных традиций Востока на хозяйтственную деятельность // Социологические исследования. — 1989. — №4. — С. 13-15.

15. Моногарова Л.Ф. Современная городская семья... — С. 114, 116-118.

16. Газ. Хакикати Ленинобод. — 1992. — 8 декабря.

17. Бушков В.И. Сложение современной этнической ситуации в северном Таджикистане // Советская этнография. — 1990. — № 2.

18. Буняковский А.В. О пространстве и населении Туркестанского края // Материалы для статистики Туркестанского края. Ежегодник. — СПб.: 1872. — Вып. 1. — С. 131; Яворский И. Опыт медицинской географии и статистики Туркестана. — СПб.: 1889. — Ч.1 — С. 433; Серебряков В.А. К характеристике основных демографических процессов среди сельского населения Южного Таджикистана / Труды ИКМ АН Тадж. ССР. — 1962. — Т.2. — С.82.

19. Из истории коллективизации сельского хозяйства и колхозного строительства в Таджикской ССР. — Т. 1. Сборник документов и материалов. — Душанбе: 1973. — С. 208-209; Саидмурадов Х. Аграрные преобразования и формирование социалистической системы сельского хозяйства в Таджикистане // Автореферат дис. канд. ист. наук. — Душанбе: 1972. — С. 35; Марсаков К.П. Очерк истории колхозного строительства в Таджикистане (1917-1965 гг.) — Душанбе: 1968. С. 31.

20. Сборник статистических материалов. 1990 г. — М.: 1991. — С. 6.

21. Серебряков В.А. Указ. соч. — С. 82.

22. Составлено по: Численность, состав и движение населения СССР. Статистические материалы — М.: 1965. — ЦСУ СССР. — С. 247, 250, 251, 522-524; Воспроизводство населения СССР — М.: 1983. — С. 227, 236; Население СССР. 1988. — М.: 1989. — С. 69; Демографический ежегодник СССР. — М.: 1990. — С. 512-513 и др.

23. Сборник статистических материалов. 1990. — С. 6.

24. Газ. Коммунист Таджикистана. — 1947. — 30 апреля.

25. История таджикского народа. — Т. 3. — Кн. 2. М.: 1965. — С. 141; Коситов О. Миграции населения и трудовые проблемы Таджикской ССР // АКД. — Душанбе: 1971. — С. 12.

26. Из истории колхозного строительства в Таджикской ССР. — Т. 2. Сборник документов и материалов. — Душанбе: 1985. — С. 50.

27. Бушков В.И., Микульский Д.В. Общественно-политическая ситуация в Таджикистане: январь 1992 г. // Исследования по прикладной и неотложной этнологии. — Документ № 26. — М.: ИЭ и А РАН. — С. 43.

28. Таджикская Советская Социалистическая Республика. Энциклопедический справочник. — Изд. 2-е. – Душанбе: 1974 — С. 203 и др.; Народное хозяйство Таджикской ССР в 1989 году. — Душанбе: 1991. — С. 245 и далее.

29. Из истории коллективизации... — С. 199.

30. Таджикская Советская... — С. 205.

31. Там же. — С. 210; Народное хозяйство... — С. 248.

32. Подсчитано по: Воспроизводство населения...; Население СССР. 1987 и 1988; Демографический ежегодник СССР. М.: 1990.

33. Мукомель В.И. Депортированные народы в Средней Азии: проблемы и перспективы социально-демографического развития // Доклад на 4-й Всесоюзной школе-семинаре "Демографическая политика..." — Ашхабад. — 11-15 ноября 1991 г. — С. 14; Статистические материалы Ленинабадского областного статистического управления, текущее делопроизводство.

34. Таджикская Советская... — С. 207.

35. Подсчитано по: Народное хозяйство Таджикской ССР в 1989 г. — С, 225 и далее.

36. Сборник статистических материалов... — С. 66. 36а. Поляков С.П. Указ. соч. – С.59-60.

37. Хайдаров Г.Х. Северные районы Таджикистана в восстановительный период (1921-1925 гг.) // Очерки из истории северных районов Таджикистана / ученые записки ЛГПИ. — Вып. 30. — Ленинабад: 1967. С. 92-93.

38. Тишков В.А. Тупики национальной государственности // Правда. — 1990 г. — 4 сентября.

39. Брисина О.И., Осипов А.Г. Межнациональные отношения: взгляд на проблемы Узбекистана // Советская этнография. — 1993. — № 3. — С. 22.

40. Бушков В.И. Формирование современной этнической ситуации в Северном Таджикистане // Советская этнография. — 1990. — № 2. — С. 39; он же. О некоторых аспектах межнациональных отношений в Средней Азии // Документ № 9. — М.: Ин-т этнографии АН СССР; 1990. — С.3 и далее.

41. Подсчитано по: Численность, состав и движение населения СССР. Статистические материалы. М.: 1965; Население СССР. 1988. — М.: 1989; Демографический ежегодник СССР. М.: 1990 и др.

42. Поляков С.П. Современная среднеазиатская деревня: традиционные формы собственности в квазииндустриальной системе // Крестьянство и индустриальная цивилизация. — М.: 1993. — С. 192 и др.

43. Бушков В.И., Микульский Д.В. Общественно-политическая ситуация... — С. 36-40.

44. Бушков В.И. О некоторых аспектах межнациональных отношений в Средней Азии // Исследования по прикладной и неотложной этиологии. — Документ № 9. — М.: 1990; ИЭ АН СССР.

45. Абашин С.Н., Бушков В.И. Социальная напряженность и межнациональные конфликты в северных районах Таджикистана // Исследования по прикладной и неотложной этнологии. 1991; ИЭ и А РАН.

46. Медведев В. Праздник общей беды // Дружба народов — 1990. — № 8.

47. Газ. Ленинабадская правда. — 1991. — 2 августа.

48. Газ. Комсомольская правда. — 1991. — 6 ноября.

49. В целом события 1992, 1995 гг. даны по газетам: Известия, Комсомольская правда, Красная звезда, Независимая газета, Правда, Экспресс-хроника, Ленинабадская правда, а также другим периодическим и иным изданиям. Дополнительные ссылки даются преимущественно на цитируемые источники.

50. Сафарали Кенджаев — один из лидеров противостоящей нынешнему правительству Таджикистана группировки. Родился 18 февраля 1942 г. в с.Айни одноименного района Ленинабадской области. В 1965 г. закончил юридический факультет Таджикского университета. Работал в прокуратуре Фрунзенского р–на г.Душанбе, с 1983 по 1989 г. возглавлял транспортную прокуратуру, был зам. прокурора Среднеазиатской железной дороги. Возглавлял комиссию по расследованию событий февраля 1990 г. в Душанбе и завел ее работу в тупик (ибо сам имел к их организации прямое отношение). Его отряды не подчинялись кулябским лидерам. В сентябре 1992 г. объявил о создании Народного фронта. В октябре 1992 г. предпринял попытку захвата Душанбе. В декабре 1992 г. его отряды вошли в Душанбе. В настоящее время — прокурор г.Кайраккума Ленинабадской обл.

51. Представитель "деловых" кругов Таджикистана, второй по значению после А.Абдуллоджанова. Глава корпорации "Хизмат", преемницы Министерства бытового обслуживания.

52. Аслиддин Сахибназаров — родился около 1945 г. в Ордженикидзеабаде (ныне этому населенному пункту возвращено традиционное название Кофарнихон); закончил Душанбинский сельскохозяйственный институт; был Заместителем министра сельского хозяйства Таджикистана. В настоящее время является заместителем председателя Таможенного комитета Таджикистана.

53. Родился в 1928 г. С 7 лет сирота. В 1951 г. отбыл первое заключение за угон автомобиля. В 1957 г. задавил пешехода. В 1964 г. в пьяной драке убил клиента буфета, где работал поваром. В исправительно-трудовой колонии Советского района Куляба организовал бунт заключенных, за что получил еще 6 лет. Общий тюремный стаж — 23 года. В уголовной иерархии занимал низшую ступень — "баклан" (хулиган). Женат, имеет восьмерых детей. Руководил отрядами кулябцев, в последнее время возглавлял Народный фронт. Убит 29 марта 1993 г.

54. "Наджот". — 1992. — № 6, июль. — С. 1.

55. Там же.

56. Абдумалик Абдулладжанов — родился в 1949 г. в Ленинабаде (Ходженте); окончил Одесский технологический институт им. М.В.Ломоносова; поступил на работу мастером на Кайраккумский мукомольный комбинат, а затем стал директором этого комбината. В 1986 г назначен заместителем министра хлебопродуктов Таджикистана. По окончании Академии народного хозяйства при Совете министров СССР стал министром хлебопродуктов Таджикистана. В 1991-1993 гг. — сначала исполняющий обязанности премьер-министра, а затем премьер-министр Республики Таджикистан; с марта 1992 г. председатель государственного концерна "Нон" ("Хлеб"). Подал в отставку с поста премьер-министра Республики из-за несогласия с политикой президента Р. Набиева. В 1994 г. был послом Таджикистана в России. В ноябре 1994 г. баллотировался на президентских выборах. В июле 1996 г. основал политический блок Национальное единство. Женат, имеет двух дочерей.

57. Мулла Абдулгафур Худойдодов из пос. Южный (пригород Душанбе), бывший стрелок ВОХР Фрунзенского райотдела милиции г. Душанбе, командир одного из отрядов ИПВТ, стоял на крайне экстремистских позициях. В сентябре 1992 г. его люди захватили русскую школу в Душанбе, освобожденную под угрозой применения силы со стороны командира 201-й мсд М.Ашурова. Его же люди убили зам. председателя Кулябского облисполкома С.Сангова, заподозрив его в измене.

58. Экспресс-хроника. — № 32. — 5-12 августа 1993 г.

59. Независимая газета. — 4 ноября 1993 г.

60. Независимая газета. — 3 марта 1994 г.

61. Известия. — 17 марта 1994 г.

62. Независимая газета. — 26 марта 1994 г.

63. Права человека в Таджикистане. После событий гражданской войны 1992 г. — М.: 1994. — С. 11; Экспресс-хроника. — № 18. — 6 мая 1994 г.; Независимая газета. — 24, 26 мая, 8 июня; Московский комсомолец. — 19 июня; Правда. — 31 мая и др.

64. Независимая газета. — 16 июня 1994 г.

65. Известия. — 26 апреля 1994 г.; Экспресс-хроника. — № 18. — 1994г.

66. Независимая газета. — 23, 28, 29 июня, 6, 17 августа 1994 г.

67. Там же. — 22 июля 1994 г.

68. Там же. — 3, 20, 23 августа, 15, 24 сентября; Известия. — 17 сентября; Правда. — 16 сентября 1994 г.

69. Независимая газета. — 20, 30 августа, 24 сентября; Известия. — 17 сентября; Московские новости. — № 34. — 21-28 августа.

70. Независимая газета. — 27 октября 1994 г.

71. Независимая газета. — 6 декабря 1994 г.

72. Там же. — 10 декабря 1994 г.

73. Бушков В.И., Микульский Д.В. Таджикское общество на рубеже тысячелетий (этнологическая ситуация в начале 1990-х годов). — М.: Горбачев фонд, 1992. — С. 40-45; Гражданские движения в Таджикистане. — М.: ЦИМО, 1990.

74. Здесь и далее цитирование Устава и Программы ИПВТ дано по русскому переводу, опубликованному в кн.: Бушков В.И., Микульский Д.В. "Таджикистанская революция" и гражданская война (1989-1994 гг.). — М.: ЦИМО, 1995. — С. 183-196.

75. Игнатенко А.А. Халифы без Халифата. Исламские неправительственные религиозно-политичесике организации на Ближнем Востоке: история, идеологическая деятельность. — М.: 1988. — С. 90-91.

76. Логофет Д.Н. Бухарское ханство под русским протекторатом. — Спб.: 1911. — С. 30.

77. Галузо П.Г. Туркестан-колония. (Очерк истории Туркестана от завоевания русскими до революции).

78. Поляков С.П. Указ. соч. — С. 49 и др.

79. Бушков В.И., Микульский Д.В. Общественно-политическая ситуация... — С.8 и далее; Состояние религиозности и атеистического воспитания... С. 41-55; Ислам. Энциклопедический словарь. — М.: 1991. — С. 203-204, 280; Сухарева О.А. Потомки Ходжи Ахраря // Духовенство и политическая жизнь на Ближнем и Среднем Востоке в период феодолизма. — М.: 1985. — С. 157, 168; газ. Известия, Комсомольская правда, Красная звезда, Независимая газета, Правда, Экспресс-хроника и др.; История Узбекской СССр. — Т.2. — Ташкент: 1968. — С. 123, 129, 500; Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. — Изд. 2-е — М.: 1984. — С. 230.

80. Варыгин М.А. Указ. соч. — С. 742

81. Таджикский узел / Советская Россия. — 1993. — 29 июля.

82. Мец А. Мусульманский Ренессанс. — М.: 1973. — С. 297, 298.

83. Независимая газета. — 30 января, 9, 25 апреля 1996 г.; Правда. — 3 февраля 1996 г.; Московский комсомолец. — 5 февраля 1994 г.; Правда 5. — 16-23 февраля 1994 г. — № 7.

84. Бушков В.И., Мадамиджанова З.М. Арабы Таджикистана: некоторые вопросы этнической истории // Современное развитие этнических групп Средней Азии и Казахстана. — М.: 1992 г. — С. 48.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: