При выполнении заданий с кратким ответом ответ необходимо записать в месте, указанном в тексте задания.




В1. В приведённом списке указаны черты сходства демократического и тоталитарного режима и черты отличия демократического политического режима от тоталитарного. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку — порядковые номера черт отли­чия.

1) способ осуществления государственной власти

2) отражение уровня политической свободы в обществе

3) политический плюрализм

4) отсутствие правового госудасртва

Черты сходства Черты отличия
       
       

В2. Установите соответствие между примерами нало­гов и их видами. К каждой позиции, данной в первом столбце, подберите позицию из второго столбца.

Примеры налогов Виды налогов
А) налог на прибыль Б) налог с продаж В) подоходный налог Г) таможенная пошлина Д) поимущественный налог 1) прямые налоги 2) косвенные налоги

Запишите в таблицу выбранные цифры.

А Б В Г Д
         

В3. Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого пронумеровано

(А) В стране Z прошли парламентские выборы. (Б) В них приняло участие менее трети граждан, имеющих право голоса. В) Вероятно, столь низкая явка избирателей связана с их недовольством властями.

Определите, какие положения текста

3) отражают факты

4) выражают мнения

Запишите под номером положения цифру, обозначающую его характер.

А Б В
     

 

Прочитайте текст. Проанализируйте данные диаграммы и выполните задания В 4 – В 5.

В одном из регионов социологической службой был проведён опрос совершеннолетних юношей и девушек. Им за­давали вопрос: «Какой способ разрешения межличностного конфликта вы считаете наиболее эффективным?».

Результаты опроса представлены в гистограмме.

В 4. Проанализируйте данные опроса.

Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе гистограммы, и выпишите в строку ответа цифры, под которыми они указаны.

1) Уход из ситуации наиболее популярен среди обеих групп опрошенных.

2) Противоборство выбрало больше юношей, чем девушек.

3) Сотрудничество более популярно у девушек, чем уход из ситуации.

4) Уступку выбирает приблизительно одинаковый процент юношей и девушек.

5) Сотрудничество менее популярно у юношей, чем уступка.

В 5. Результаты опроса, отраженные в диаграмме, были опубликованы и прокомментированы в СМИ. Какие из приведенных ниже выводов непосредственно вытекают из полученной в ходе опроса информации?

1) Девушки в большей степени, чем юноши склонны к агрессии.

2) большая часть опрошенных не понимает, что такое толерантность.

3) Современная молодежь отличается толерантностью.

4) При выборе способа разрешения конфликта проявляются гендерные различия.

5) Юноши в большей степени, чем девушки склонны открыто бороться за свои интересы.

Часть 3 (С)

Для ответов на задания этой части (CI — С6) используйте отдельный подписанный лист. Запишите сначала номер задания (С1 и т. д.), а затем ответ к нему.

Прочтите текст и выполните задания С1 — С6.

«Человек по своей сути есть существо биосоциальное. Он является частью природы и вместе с тем неразрывно связан с обществом. Биологическое и социальное в человеке слиты воедино, и только в таком единстве существует человек. Биологическая природа человека — это его естественная предпосылка, условие существования, а социальность — сущность человека.

Как биологическое существо человек принадлежит квысшим млекопитающим, образуя особый вид Homo sapiens (человек разумный). Биологическая природа человека проявляется в его анатомии, физиологии. Как биологический вид человек обладает кровеносной, мышечной, нервной, костной и другими системами. Уступам животным в развитии отдельных органов, человек про восходит их по своим потенциальным возможностям Его биологические свойства жёстко не запрограммированы, что даёт возможность приспосабливаться к различным условиям существования. Биологическое у человека не существует в чистом виде, оно социально обусловлено. Влияние социального испытывает на себе генетики человека, наследственность. Это проявляется, например, в ускоренном развитии детей, в сокращении рождаемости, детской смертности и др.

Человек как социальное существо неразрывно связан с обществом. Человек становится человеком, лишь вступая в общественные отношения, в общение с другими людьми. Индивид, в силу определённых причин оторванный с рождения от общества, остаётся животным Поскольку человеческая деятельность может сущест­вовать только как общественная, сущность человека предстаёт как совокупность общественных отношений.

Человек не только продукт общественно-исторического развития, но и субъект, своей активностью воздействующий на окружающую среду» (Адаптировано по книге: Обществознание: Пособие для поступающих в вузы / В.В. Барабанов, А.А. Дорская, В.Г. Зарубин и др.;Подред. В.В. Барабанова. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена; Изд-во «СОЮЗ», 2001. С. 11 — 12.).

С1. Составьте план текста. Для этого выделите основ­ные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый на них.

С2. Чем, согласно тексту, по своей сути является человек? Что представляют собой биологическая природа и социальность для человека?

СЗ. Как, по мнению авторов, соотносятся биологическое и социальное в человеке? Какими примерами в тексте это проиллюстрировано?

С4. Используя содержание текста и обществоведче­ские знания, назовите три свойства, раскрывающие социальную сущность человека.

С5. Познакомьтесь со следующими точками зрения.

 

Первая точка зрения Вторая точка зрения
Человек — носитель созна­ния, которое само по себе является общественным про­дуктом. Лишь в обществе и благодаря обществу человек оказывается способным не только познавать и трудиться и осознавать свои внутренние процессы, соот­носить желания и состоя­ние с внешними обстоятельствами жизни и действовать разумно» «Человек — изолированная лич­ность, он сам творец своей жиз­ни, творец самого себя. Жизнь человека независима от измене­ний в обществе, от его экономи­ческого развития. В достиже­нии личного счастья, в овладе­нии культурой человеку не нужны посредники в виде госу­дарства, общественных учреж­дений. Свободная творческая ак­тивность индивида развивается по законам, заложенным в нём самом»

 

Какая из этих двух точек зрения отражена в тексте? Приведите фрагмент текста, помогающий ответить на вопрос.

 

С6. Согласны ли вы со следующим утверждением тад­жикского поэта Фирдоуси:

«В цепи человек стал последним звеном, И лучшее всё воплощается в нём»?

С опорой на текст и обществоведческие знания приведи­те два аргумента (объяснения) в защиту своей позиции.

Вариант 5

Часть 1 (А)

При выполнении заданий с выбором ответа этой части обведите кружком номер правильного ответа в экза­менационной работе.

А1. К социальной сфере жизни общества относится

1)неравенство 2)театр 3)наука 4)государство

А2. Один гражданин утверждал: « Я никогда не иду против своего коллектива, даже тогда, когда я с ним ни согласен. Зачем конфликтовать. Лучше быть, как все». Этот гражданин является

1)коллективистом 2)активистом 3)конформистом 4)эгоистом

A3. Верны ли следующие суждения о соотношении природы и общества?

А. Общество, создав культуру («вторую природу»), утратило связь с природой.

Б. Общество и природа взаимно влияют друг на друга, и это имеет как положительные, так и отрицательныепоследствия и для общества и для природы.

1)верно только А 3) верны оба суждения

2)верно только Б 4) оба суждения неверны

А4. Укажите вид искусства, способом отображении которого являются словесно-письменные образы

1)живопись 2)литература 3)театр 4)правильного ответа нет

А5. Какой из приведённых поступков регулируется только моралью?

1)гражданин Р. не платил налоги

2)гражданка JI. перебегала проезжую часть улицы ми красный сигнал светофора

3)гражданин М. солгал своему другу

4)гражданин К. разбил стекло газетного киоска

А6. Верны ли следующие суждения о роли образова­ния в обществе?

А. Образование характеризует общество с точки зрения соблюдения им моральных норм и правил.

Б. Образование воспроизводит рабочую силу различной квалификации.

1)верно только А 3) верны оба суждения

2)верно только Б 4) оба суждения неверны

А7. Государство формирует систему законов, защи­щающих права и интересы граждан на получение достоверной информации о товарах и услугах. Этот пример иллюстрирует деятельность государства

1) по перераспределению доходов

2) но смягчению неравенства доходов и богатства

3) но созданию общественных благ

4) по противодействию монополизации рынка

А8. Процесс, в котором взамен произведённого про­дукта люди получают деньги или другой продукт, называется

1) специализацией 2)конкуренцией 3)обменом 4) производством

А9. В стране В. имела место передача имущества, находящегося в государственной собственности, в собственность граждан и акционерных обществ. Какой способ прекращения и приобретения собственности осуществ­лялся в стране В.?

1)национализация 2) приватизация 3) реквизиция 4) конфискация

А10. Верны ли следующие суждения об основных источниках инфляции?

А. Основным источником инфляции является избыточ­ный выпуск денег.

Б. Основным источником инфляции является увеличе­ние цен на сырьё и энергию.

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

A11. Государство, которое берёт на себя обеспечение определённого уровня жизни своих граждан, удовлетво­рение их потребностей в объёме, соответствующем его возможностям, называется

1)традиционным 2) социальным 3) правовым 4) светским

А12. В семье И. все семейные роли распределяются между мужем и женой фактически поровну. Это пример семьи

1)традиционной 2) коллективисткой 3) авторитарной 4) бездетной

А13. Верны ли следующие суждения о путях разре­шения межнациональных конфликтов?

А. К путям разрешения межнациональных конфликтов относится недопустимость использования насильственных методов их решения.

Б. К путям разрешения межнациональных конфликтом относится следование соединению принципов территориальной, национально-территориальной и персональной автономии.

1)верно только А 3) верны оба суждения

2)верно только Б 4) оба суждения неверны

А14. Всенародное голосование граждан в РФ по законопроектам, действующим законам и другим наиболее важным вопросам государственного значения называется

1)консилиумом 2)всероссийским совещанием 3)референдумом 4)парламентаризмом

А15. В государстве С. перед парламентом несёт ответственность правительство, которое формируется за счёт представителей партий, набравших большинство голосов в процессе выборов. Президент страны избирается парламентом. Какова форма правления государства С.?

1)президентская республика 2)конституционная монархия

3)парламентская республика 4)абсолютная монархия

А16. Верны ли следующие суждения о политической партии?

А. Политическая партия представляет собой группу лю­дей, объединившихся для обсуждения политических вопросов.

Б. Политическая партия является важным средством выражения мнения различных социальных групп.

1)верно только А 3) верны оба суждения

2)верно только Б 4) оба суждения неверны

А17. Укажите черту, не относящуюся к конституции

1)закрепляет базовые принципы государственного уст­ройства

2)характеризуется постоянными изменениями

3) содержит нормы, имеющие прямое действие

4) обладает высшей юридической силой

А18. Единство государственной власти в РФ обеспе­чивается

1)органами местного самоуправления 2)органами власти субъектов РФ

3) федеральными органами власти 4) законодательством субъектов РФ

А19. Гражданин В. с 16-летним сыном ехали на «Мерседесе» с дачи. По пути домой гражданину В. стало плохо, и он попросил сына сесть за руль. Но сын не смог справиться с управлением автомобилем, и на повороте его машина столкнулась с «Волгой». Удар был настолько сильным, что шофёр «Волги» получил телесные повреж­дения. Это деяние сына является

1) проступком 2) оплошностью 3)преступлением 4) нелепой случайностью

А20. Верны ли следующие суждения о нормах права?

А. Нормы права регулируют общественные отношения только в форме запрета.

Б. Нормы права регулируют общественные отношения только в форме дозволения.

1)верно только А 3) верны оба суждения

2)верно только Б 4) оба суждения неверны

 

Часть 2 (В)



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: