и инструкция по их выполнению




Задания для олимпиады по учебной дисциплине

«Основы философии»

и инструкция по их выполнению

Вам представлены задания, объединенные в 6 частей.

Часть 1 состоит из шести заданий (1 – 6), оцениваемых в 1 балл. В данных заданиях необходимо выбрать один правильный ответ из предложенных. Правильно выполненное задание оценивается в 1 балл. Ответ записывается буквой без скобок, слов и иных символов. Максимальное количество баллов – 6.

Часть 2 состоит из двух заданий (7 – 8), оцениваемых в 1 балл. В данных заданиях необходимо выбрать один правильный ответ из нескольких предложенных. Правильно выполненное задание оценивается в 1 балл. Ответ записывается буквой без скобок, слов и иных символов. Максимальное количество баллов – 2.

Часть 3 состоит из пяти заданий (9 – 13), оцениваемых в 3, 4 балла. В данных заданиях выберите правильные ответы из предложенных и укажите их в бланке ответов. Выберите буквы, соответствующие правильным вариантам ответов. Максимальное количество баллов – 17.

Часть 4 состоит из трех заданий (14 - 16) на установление соответствия, оцениваемых в 3, 5 баллов. В заданиях необходимо установить соответствие между содержанием первого и второго столбцов. Максимальное количество баллов – 13.

Часть 5 состоит из трех заданий (17-19), оцениваемых в 1 балл. В заданиях необходимо указать понятия, соответствующие заданным определениям или дополнить выражение. Ответы записываются словами. Максимальное количество баллов – 3.

Часть 6 состоит из двух заданий (20-21), оцениваемых в 5 баллов. Ответы записываются в текстовом формате. Максимальное количество баллов – 10.

Баллы, полученные за выполненные задания, суммируются. Максимальное количество баллов – 51.

Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов. Внимательно прочитайте каждое задание и проанализируйте все варианты предложенных ответов. Задания необходимо выполнить в том порядке, в котором они даны.

 

I Инструкция по выполнению заданий №№ 1-6. Правильно выполненное задание оценивается в 1 балл. Определите правильность или ошибочность утверждения. В заданиях выберите один правильный ответ из предложенных и укажите его в таблице ответов. Напишите в лист ответов, если согласны с утверждением – А, если не согласны – Б. Ответ записывается без скобок, слов, иных символов. Максимальное количество баллов – 6.
  Под экстраполяцией понимается метод научного познания, заключающийся в переносе эмпирической и теоретической информации о данной содержательной области на другую содержательную область.
А. Да Б. Нет
  Под эмпиризмом понимается направление в теории познания, считающее рациональный опыт и разумность основными источниками знания.
А. Да Б. Нет
  Одним из существенных достижений Платона является разработка концепции, в соответствии с которой, помимо нашего чувственного мира, существует еще мир сверхчувственный.
А. Да Б. Нет
  Три основных закона логики были сформулированы Аристотелем.
А. Да Б. Нет
  Афоризм «Я мыслю, следовательно, я существую» принадлежит Декарту.
А. Да Б. Нет
  Онтологией называется раздел философии, изучающий человека, существующего отдельно от внешнего мира и социального окружения.
А. Да Б. Нет
II Инструкция по выполнению заданий №№ 7-8. Правильно выполненное задание оценивается в 1 балл. В заданиях 7–8 выберите один правильный ответ из предложенных и укажите его в таблице ответов. Ответ записывается буквой без скобок, слов, иных символов. Максимальное количество баллов – 2.
  Номинализм – это
А. философское направление обновленного томизма, т.е. философии Фомы Аквинского, философа XIII в. Б. гносеологическое учение, отрицающее онтологическую самостоятельность общего, понятийное содержание которого заключается в человеческом уме. В. понятие, которое характеризует такое мировоззрение, которое объясняет существование всего, что есть в мире, как следствие видоизменений субстанции – первоначала, первопричины, единой основы всего сущего.
  Нирвана - это
А. одно из центральных понятий индийской религии и философии, конечная цель человеческого существования, противоположное сансаре - чувственному миру страданий. Б. в китайской философии вечное действие или принцип творения, от которого происхождение единственности и двойственности, и вместе с тем начало мира и творения. В. мировоззрение, рассматривающее каждое событие и каждый человеческий поступок как неотвратимую реализацию предопределения, судьбы.
III Инструкция по выполнению заданий №№ 9-13. Правильно выполненное задание оценивается в 3-4 балла. В заданиях выберите 3-4 правильных ответа из предложенных и укажите их в таблице ответов. Ответы записываются буквами без скобок, слов, иных символов. Максимальное количество баллов – 17.
  Чтобы стать добродетельным по Эпиктету, необходимы три вещи:
А. религиозность Б. теоретические знания В. моральный долг Г. внутреннее самосовершенствование Д. практические упражнения
  К методам философии относятся:
А. диалектический метод Б. структурализм (структурный метод) В.прагматический метод Г. идеологический метод
  К основным законам диалектики по Гегелю относят:
А. закон тождества Б. закон единства и борьбы противополож- ностей В. закон рационализации Г. закон перехода количественных изменений в качественные Д. закон отрицания отрицания
  К функциям философии относятся:
А.мировоз- зренческая Б. практико-политическая В.социально-диагностическая Г.методоло- гическая Д.критическая Е.гуманистичес- кая
  Ф.Бэкон считал причиной заблуждений ложные идеи, т.н. призраки, к которым относятся:
А. призраки рода Б. призраки пещеры В. призраки рынка Г. призраки театра Д. призраки логики Е. призраки музыки
IV Инструкция по выполнению заданий №№ 14-16. Правильно выполненное задание оценивается в 3, 5 баллов. В заданиях 14-16 установите соответствие между содержанием первого и второго столбцов. Впишите в таблицу ответы так, чтобы буква из второго столбца соответствовала цифре первого столбца. Ответ записывается буквой без скобок, слов, иных символов. Максимальное количество баллов – 13.
  Соотнесите понятия и характеризующие их особенности.
1. Суфизм А. Философско-этическая система, разработанная в Китае в V в. до н. э., отстаивающая незыблемость установленных небом общественных начал социального неравенства, требующая строгого выполнения обрядов, почитания предков, совершения жертвоприношений и др.
2. Джайнизм Б. Индийское религиозно-философское учение, оформившееся одновременно с буддизмом в VI-V вв. до н.э. в качестве идейного противовеса кастовому, аристократически замкнутому брахманизму, отрицающее авторитет Вед и открытое для всех слоев населения.
3. Конфуцианство В. Одна из мировых религий, возникшая среди арабских племен Западной Аравии. Основатель – пророк Мухаммед.
4. Ислам Г. Учение, зафиксированное в священной книге древних иранцев Авесте предположительно в VII-VI вв. до н.э.
5. Зороастризм Д. Религиозно-мистическое учение в исламе, возникшее в VIII-IX вв.
  Соотнесите термины и определения:
1.Схоластика А. Мировоззрение, рассматривающее каждое событие и каждый человеческий поступок как неотвратимую реализацию предопределения, судьбы.
2.Утилитаризм Б. Учение о конечных судьбах мира и человека.
3.Эсхатология В. Совокупность представлений о будущем человечества; область прогнозирования перспектив социальных изменений.
4.Футурология Г. Средневековая латинская теологическая философия, разрабатывавшаяся и преподававшаяся в придворных, епископальных и монастырских школах, а затем и в университетах Западной Европы. Представляет собой общеевропейскую наднациональную философию, объединенную христианским мировоззрением и общим языком науки и образования – латынью.
5.Фатализм Д. Жизненная ориентация и этическое учение, в соответствии с которыми высшей ценностью признается индивидуальная польза, выступающая мерой добродетельности человека.
  Сопоставьте философские идеи и их авторов.
1.В.С. Соловьев А. Главное в человеке – «сердце», чувство. В физическом мире каждое существо живет и поддерживается только разрушением других; в духовном мире созидание каждой личности создает всех и жизнью всех дышит каждая.
2.И.В. Кириевский Б. Личность есть духовная категория. Ее реализация начитает восхождение. От подсознательного через сознательное к сверхсознательному. Творческая деятельность человека представляет собой дополнение к божественной жизни. Это персоналистическая философия.
3. Н.А. Бердяев В. Полное определение истины содержится в трех словах: сущее, единое, все. Абсолютная истина это синтез науки, философии и религии.
V Инструкция по выполнению заданий №№ 17-19. Правильно выполненное задание оценивается в 1 балл. В заданиях 17-19 впишите термины, соответствующие определениям, или дополните выражение. Максимальное количество баллов – 3.
  Универсальный метод мышления, соединение множества элементов в единое целое, осуществляемое в познавательной и практической деятельности – это __________.
  Дополните на латинском языке одно из основных положений философского учения Д. Беркли - «Еsse est __________».
  Философские категории для обозначения во всеобщей форме таких эмпирически проявляющихся качеств, как протяженность и длительность – это ___________, _____________.
VI Инструкция по выполнению задания №№ 20-21 Внимательно прочитайте задание и выполните его. Правильно выполненное задание оценивается в 5 баллов. Ответы записываются в текстовом формате. Максимальное количество баллов – 10.
  Укажите 5 основных категорий потребностей человека по А. Маслоу и расположите их в порядке иерархии от низших к высшим, где под цифрой 1 понимается потребность низшего уровня, а под цифрой 5 потребность наиболее высокого уровня.
1._________________
2._________________
3._________________
4.__________________
5.__________________
  Укажите авторов публикаций философской направленности.
1. Критика чистого разума _________________
2. Мир как воля и представление ___________________
3. Бытие и время __________________
4. Бытие и Ничто _____________________
5. Музыка как предмет логики __________________
                                           

 

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: