Задания для олимпиады по учебной дисциплине
«Основы философии»
и инструкция по их выполнению
Вам представлены задания, объединенные в 6 частей.
Часть 1 состоит из шести заданий (1 – 6), оцениваемых в 1 балл. В данных заданиях необходимо выбрать один правильный ответ из предложенных. Правильно выполненное задание оценивается в 1 балл. Ответ записывается буквой без скобок, слов и иных символов. Максимальное количество баллов – 6.
Часть 2 состоит из двух заданий (7 – 8), оцениваемых в 1 балл. В данных заданиях необходимо выбрать один правильный ответ из нескольких предложенных. Правильно выполненное задание оценивается в 1 балл. Ответ записывается буквой без скобок, слов и иных символов. Максимальное количество баллов – 2.
Часть 3 состоит из пяти заданий (9 – 13), оцениваемых в 3, 4 балла. В данных заданиях выберите правильные ответы из предложенных и укажите их в бланке ответов. Выберите буквы, соответствующие правильным вариантам ответов. Максимальное количество баллов – 17.
Часть 4 состоит из трех заданий (14 - 16) на установление соответствия, оцениваемых в 3, 5 баллов. В заданиях необходимо установить соответствие между содержанием первого и второго столбцов. Максимальное количество баллов – 13.
Часть 5 состоит из трех заданий (17-19), оцениваемых в 1 балл. В заданиях необходимо указать понятия, соответствующие заданным определениям или дополнить выражение. Ответы записываются словами. Максимальное количество баллов – 3.
Часть 6 состоит из двух заданий (20-21), оцениваемых в 5 баллов. Ответы записываются в текстовом формате. Максимальное количество баллов – 10.
Баллы, полученные за выполненные задания, суммируются. Максимальное количество баллов – 51.
Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов. Внимательно прочитайте каждое задание и проанализируйте все варианты предложенных ответов. Задания необходимо выполнить в том порядке, в котором они даны.
I | Инструкция по выполнению заданий №№ 1-6. Правильно выполненное задание оценивается в 1 балл. Определите правильность или ошибочность утверждения. В заданиях выберите один правильный ответ из предложенных и укажите его в таблице ответов. Напишите в лист ответов, если согласны с утверждением – А, если не согласны – Б. Ответ записывается без скобок, слов, иных символов. Максимальное количество баллов – 6. | ||||||||||||||||||||
Под экстраполяцией понимается метод научного познания, заключающийся в переносе эмпирической и теоретической информации о данной содержательной области на другую содержательную область. | |||||||||||||||||||||
А. Да | Б. Нет | ||||||||||||||||||||
Под эмпиризмом понимается направление в теории познания, считающее рациональный опыт и разумность основными источниками знания. | |||||||||||||||||||||
А. Да | Б. Нет | ||||||||||||||||||||
Одним из существенных достижений Платона является разработка концепции, в соответствии с которой, помимо нашего чувственного мира, существует еще мир сверхчувственный. | |||||||||||||||||||||
А. Да | Б. Нет | ||||||||||||||||||||
Три основных закона логики были сформулированы Аристотелем. | |||||||||||||||||||||
А. Да | Б. Нет | ||||||||||||||||||||
Афоризм «Я мыслю, следовательно, я существую» принадлежит Декарту. | |||||||||||||||||||||
А. Да | Б. Нет | ||||||||||||||||||||
Онтологией называется раздел философии, изучающий человека, существующего отдельно от внешнего мира и социального окружения. | |||||||||||||||||||||
А. Да | Б. Нет | ||||||||||||||||||||
II | Инструкция по выполнению заданий №№ 7-8. Правильно выполненное задание оценивается в 1 балл. В заданиях 7–8 выберите один правильный ответ из предложенных и укажите его в таблице ответов. Ответ записывается буквой без скобок, слов, иных символов. Максимальное количество баллов – 2. | ||||||||||||||||||||
Номинализм – это | |||||||||||||||||||||
А. философское направление обновленного томизма, т.е. философии Фомы Аквинского, философа XIII в. | Б. гносеологическое учение, отрицающее онтологическую самостоятельность общего, понятийное содержание которого заключается в человеческом уме. | В. понятие, которое характеризует такое мировоззрение, которое объясняет существование всего, что есть в мире, как следствие видоизменений субстанции – первоначала, первопричины, единой основы всего сущего. | |||||||||||||||||||
Нирвана - это | |||||||||||||||||||||
А. одно из центральных понятий индийской религии и философии, конечная цель человеческого существования, противоположное сансаре - чувственному миру страданий. | Б. в китайской философии вечное действие или принцип творения, от которого происхождение единственности и двойственности, и вместе с тем начало мира и творения. | В. мировоззрение, рассматривающее каждое событие и каждый человеческий поступок как неотвратимую реализацию предопределения, судьбы. | |||||||||||||||||||
III | Инструкция по выполнению заданий №№ 9-13. Правильно выполненное задание оценивается в 3-4 балла. В заданиях выберите 3-4 правильных ответа из предложенных и укажите их в таблице ответов. Ответы записываются буквами без скобок, слов, иных символов. Максимальное количество баллов – 17. | ||||||||||||||||||||
Чтобы стать добродетельным по Эпиктету, необходимы три вещи: | |||||||||||||||||||||
А. религиозность | Б. теоретические знания | В. моральный долг | Г. внутреннее самосовершенствование | Д. практические упражнения | |||||||||||||||||
К методам философии относятся: | |||||||||||||||||||||
А. диалектический метод | Б. структурализм (структурный метод) | В.прагматический метод | Г. идеологический метод | ||||||||||||||||||
К основным законам диалектики по Гегелю относят: | |||||||||||||||||||||
А. закон тождества | Б. закон единства и борьбы противополож- ностей | В. закон рационализации | Г. закон перехода количественных изменений в качественные | Д. закон отрицания отрицания | |||||||||||||||||
К функциям философии относятся: | |||||||||||||||||||||
А.мировоз- зренческая | Б. практико-политическая | В.социально-диагностическая | Г.методоло- гическая | Д.критическая | Е.гуманистичес- кая | ||||||||||||||||
Ф.Бэкон считал причиной заблуждений ложные идеи, т.н. призраки, к которым относятся: | |||||||||||||||||||||
А. призраки рода | Б. призраки пещеры | В. призраки рынка | Г. призраки театра | Д. призраки логики | Е. призраки музыки | ||||||||||||||||
IV | Инструкция по выполнению заданий №№ 14-16. Правильно выполненное задание оценивается в 3, 5 баллов. В заданиях 14-16 установите соответствие между содержанием первого и второго столбцов. Впишите в таблицу ответы так, чтобы буква из второго столбца соответствовала цифре первого столбца. Ответ записывается буквой без скобок, слов, иных символов. Максимальное количество баллов – 13. | ||||||||||||||||||||
Соотнесите понятия и характеризующие их особенности. | |||||||||||||||||||||
1. Суфизм | А. Философско-этическая система, разработанная в Китае в V в. до н. э., отстаивающая незыблемость установленных небом общественных начал социального неравенства, требующая строгого выполнения обрядов, почитания предков, совершения жертвоприношений и др. | ||||||||||||||||||||
2. Джайнизм | Б. Индийское религиозно-философское учение, оформившееся одновременно с буддизмом в VI-V вв. до н.э. в качестве идейного противовеса кастовому, аристократически замкнутому брахманизму, отрицающее авторитет Вед и открытое для всех слоев населения. | ||||||||||||||||||||
3. Конфуцианство | В. Одна из мировых религий, возникшая среди арабских племен Западной Аравии. Основатель – пророк Мухаммед. | ||||||||||||||||||||
4. Ислам | Г. Учение, зафиксированное в священной книге древних иранцев Авесте предположительно в VII-VI вв. до н.э. | ||||||||||||||||||||
5. Зороастризм | Д. Религиозно-мистическое учение в исламе, возникшее в VIII-IX вв. | ||||||||||||||||||||
Соотнесите термины и определения: | |||||||||||||||||||||
1.Схоластика | А. Мировоззрение, рассматривающее каждое событие и каждый человеческий поступок как неотвратимую реализацию предопределения, судьбы. | ||||||||||||||||||||
2.Утилитаризм | Б. Учение о конечных судьбах мира и человека. | ||||||||||||||||||||
3.Эсхатология | В. Совокупность представлений о будущем человечества; область прогнозирования перспектив социальных изменений. | ||||||||||||||||||||
4.Футурология | Г. Средневековая латинская теологическая философия, разрабатывавшаяся и преподававшаяся в придворных, епископальных и монастырских школах, а затем и в университетах Западной Европы. Представляет собой общеевропейскую наднациональную философию, объединенную христианским мировоззрением и общим языком науки и образования – латынью. | ||||||||||||||||||||
5.Фатализм | Д. Жизненная ориентация и этическое учение, в соответствии с которыми высшей ценностью признается индивидуальная польза, выступающая мерой добродетельности человека. | ||||||||||||||||||||
Сопоставьте философские идеи и их авторов. | |||||||||||||||||||||
1.В.С. Соловьев | А. Главное в человеке – «сердце», чувство. В физическом мире каждое существо живет и поддерживается только разрушением других; в духовном мире созидание каждой личности создает всех и жизнью всех дышит каждая. | ||||||||||||||||||||
2.И.В. Кириевский | Б. Личность есть духовная категория. Ее реализация начитает восхождение. От подсознательного через сознательное к сверхсознательному. Творческая деятельность человека представляет собой дополнение к божественной жизни. Это персоналистическая философия. | ||||||||||||||||||||
3. Н.А. Бердяев | В. Полное определение истины содержится в трех словах: сущее, единое, все. Абсолютная истина это синтез науки, философии и религии. | ||||||||||||||||||||
V | Инструкция по выполнению заданий №№ 17-19. Правильно выполненное задание оценивается в 1 балл. В заданиях 17-19 впишите термины, соответствующие определениям, или дополните выражение. Максимальное количество баллов – 3. | ||||||||||||||||||||
Универсальный метод мышления, соединение множества элементов в единое целое, осуществляемое в познавательной и практической деятельности – это __________. | |||||||||||||||||||||
Дополните на латинском языке одно из основных положений философского учения Д. Беркли - «Еsse est __________». | |||||||||||||||||||||
Философские категории для обозначения во всеобщей форме таких эмпирически проявляющихся качеств, как протяженность и длительность – это ___________, _____________. | |||||||||||||||||||||
VI | Инструкция по выполнению задания №№ 20-21 Внимательно прочитайте задание и выполните его. Правильно выполненное задание оценивается в 5 баллов. Ответы записываются в текстовом формате. Максимальное количество баллов – 10. | ||||||||||||||||||||
Укажите 5 основных категорий потребностей человека по А. Маслоу и расположите их в порядке иерархии от низших к высшим, где под цифрой 1 понимается потребность низшего уровня, а под цифрой 5 потребность наиболее высокого уровня. | |||||||||||||||||||||
1._________________ | |||||||||||||||||||||
2._________________ | |||||||||||||||||||||
3._________________ | |||||||||||||||||||||
4.__________________ | |||||||||||||||||||||
5.__________________ | |||||||||||||||||||||
Укажите авторов публикаций философской направленности. | |||||||||||||||||||||
1. Критика чистого разума _________________ | |||||||||||||||||||||
2. Мир как воля и представление ___________________ | |||||||||||||||||||||
3. Бытие и время __________________ | |||||||||||||||||||||
4. Бытие и Ничто _____________________ | |||||||||||||||||||||
5. Музыка как предмет логики __________________ | |||||||||||||||||||||