Типы контрастных отношений




Основная часть

Тоновой (светлотный) и цветовой природные контрасты можно назвать основными. На их основе возникают и действуют другие виды контрастов — контрасты линий, форм, размеров, характеров, состояний, а также контрасты, связанные с идеями (контрасты идей, положений), контрасты в построении сюжета (контрасты в нахождении конструктивной идеи) и т. д.

Контраст в графической композиции

Светлое и темное

В изобразительном искусстве контраст светлого и темного является одним из наиболее выразительных средств создания образа. Но при этом надо понимать, что все эффекты контрастов относительны. Линия кажется более длинной или короткой в зависимости от соотношения ее с другой линией. Серый тон представляется то светлым, то темным в зависимости от того, с чем его сравнивают – с более светлым или более темным тоном. Контрастные пары следует подбирать так, чтобы они производили задуманное впечатление.

Полезно построить шкалу с градациями от светлого к темному.

 

 


Шкала тональной растяжки от белого к черному

 

 


Созвучие светлого и темного

 

Линии и пятна на листе воспринимаются по-разному. Белый круг будет казаться тем белее, чем темнее вокруг него фон.

Контрасты светлого и темного служат средством передачи как соотношений света и тени, так и пластики форм. На светлом фоне могут быть выразительны темные формы, а на темном фоне – светлые.

 


Белые и черные круги. Белые чашки, черные блюдца и белое яйцо.

Ф. Дикер, Веймар Л. Мюллер, Берлин

 

 

При компоновке сочетаний темного и светлого становится видно, что тональная насыщенность форм разных размеров бывает различной.

 

Иногда в картине светлый и темный планы сосуществуют рядом друг с другом. Такой прием называется приемом смещения.

Задание на композицию с переходом светлого пятна в темный фон и темного в светлый. Отдельные пятна лишены контурной проработки.

 

Наперстянка. Е. Анбеланг, Вена

Уравновешенная композиция из

различных по размеру и тону плоскостей

 

Поначалу, чтобы научиться точнее передавать тональные отношения и характер форм,

следует отказаться от моделирования объемов.

 

 


Натюрморт, решенный на градациях светлого и темного. Рисунок соцветия с четким разделением тонов.

Е. Боймер, Берлин. С. Баумейстер, Берлин.

 

Через тональные характеристики изображения можно выразить свои эмоциональные переживания. При изображении дерева, покрытого изморозью, ставилась задача подчеркнуть выразительные возможности сочетания светлого и темного.

В рисунке лошадей кроме контраста светлого и темного присутствует контраст объемных форм с линейным рисунком.

 


Дерево, покрытое изморозью. П. Шмидт, Берлин Черно-белое изображение лошадей. Б. фон Грефе, Берлин.

 

Светлое и темное, крупные и мелкие пятна вступают в живое взаимодействие.

 


Прогулка. И. Хиршлаф, Берлин

Изображение прыгающей собаки – исследование соотношения светлого и темного. Одинаковые тона объединяют, разные отталкивают. Белую собаку белый фон притягивает, а черный выталкивает, она может выпрыгнуть из него. Черная собака не в состоянии прыгнуть, если сзади нее сдерживающий черный фон, а спереди, отпугивающий белый.

 


Прыгающая собака. А. Резе, Берлин.

 

Каждый художник, исходя из своего темперамента, использует контраст светлого и темного, например, или для конструктивного построения композиции или для оптической передачи света и тени, или как инструмент для выражения тончайших ощущений.

Сопоставление крупных пятен черного и белого, широкие заливки тушью или акварелью по всей массе изображаемой формы развивают чувство пропорций, помогают восприятию целостного объема натуры, нахождению выразительной композиции в листе.

В рисунке художник сталкивается с необходимостью передать средствами графики различные поверхности. У каждой поверхности есть текстура или узор, который можно изобразить штрихами, тонами, линиями, точками и т.п. Через текстуру выражается фактура, т.е. материальность предмета. Каждая текстурная область рисунка как-то связана с окружающими ее текстурами. Они подчеркивают друг друга. Можно усилить эффект одной за счет другой. Впечатления, производимые текстурными эффектами, зависят от того, что изображено рядом с ними. Графическое изображение и точная передача текстуры различных материалов: дерева, коры, стекла, меха, камня развивают наблюдательность и раскрывают возможности восприятия. Дерево может быть волокнистым, сухим, грубым, гладким или с бороздками, а металл – твердым, тяжелым, блестящим. Контрасты гладкого – шершавого, твердого – мягкого, легкого – тяжелого, колючего - нежного дают возможность передать индивидуальный текстурный характер предметов.

 

 

 


Чертополох. Г. Штольцель, Веймар. Текстура тушью по влажной бумаге. Менцель, Веймар.

 

 

 


Цветущая бузина. Ж. Блес, текстильная школа в Цюрихе.

Светлые на солнце и темные в тени, переплетенные между собой соцветия бузины контрастируют с темными листьями, создавая дифференцированные текстуры и структуру темного и светлого.

 

Если видеть в рисунке набор взаимоотношений, то они могут быть сведены к следующим контрастным парам определений: «большой – маленький», «светлый – темный», «гладкий – шероховатый» и т. д. При этом интерес представляет не только объект изображения, но и область вокруг него.

 

Типы контрастных отношений

 


Точка Линия Плоскость Объем


Большое – маленькое Высокое – низкое Толстое – тонкое Широкое – узкое


Прозрачное – непрозрачное Гладкое – шершавое Спокойное – беспокойное Много - мало


Контраст разных направлений Светлое – темное Мягкое – твердое Легкое - тяжелое



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: