Структура проекта. Анализ внешней среды




Структура проекта

 

Анализ внешней среды

В настоящее время в отечественной педагогике термины «экологическое воспитание» и «экологическое образование» используются в качестве синонимов. Такая ситуация объясняется рядом причин. В предыдущие годы возникла необходимость преподнесения детям экологических знаний на научной основе. Термин «экологическое образование» включает воспитание, обучение и развитие ребенка.

Под экологическим воспитанием понимается целостный процесс воспитания и развития интеллектуальных, чувственно-эмоциональных и волевых черт личности. Эти черты формируются через систему научных и практических знаний и умений, ценностных ориентаций, усвоение экологических норм поведения и деятельности в окружающей среде.

Экологическое воспитание занимает все более широкое место в развитии и воспитании детей дошкольного возраста.

На протяжении 25 лет многие педагоги-психологи занимаются изучением этой проблемы. Каждый из них описывает свой подход в экологическом воспитании.

С.Н. Николаева рассматривает экологическое воспитание дошкольников, как ознакомление детей с природой, в основе которого положен экологический подход, при котором педагогический процесс опирается на основополагающие идеи и понятия экологии.

Т.С. Комарова считает, что экологическое воспитание детей проходит через воспитание эстетических чувств. Экологическое отношение к миру формируется и развивается на протяжении всей жизни человека. Умение жить в согласии с природой, с окружающей средой следует начинать как можно раньше. Известно также, что истинная красота заложена в природе, и задача состоит в том, чтобы помочь ребенку увидеть её, научиться ценить её.

Одним из необходимых условий экологического воспитания является формирование у детей эмоционального отношения к миру природы. Желательно, чтобы они радовались, огорчались, удивлялись природным объектам, чтобы мир природы сделался неотъемлемой частью мира каждого ребенка (М. Большакова).

Любое воспитание, как нам представляется, будь то экологическое, эстетическое, нравственное, должно стать воспитанием сердца, которое и рождает чувства, мысли и поступки. Об этом говорят все великие педагоги мира. И еще раз нас убеждает в этом В. Ашиков «экологическое воспитание дошкольников без воспитания сердца невозможно. И срок для этого отпущен небольшой – семь лет, дальше это сделать будет крайне трудно»

Дошкольный возраст является первой ступенью системы непрерывного экологического воспитания, цели и задачи которой должны определяться с учетом концепции общего экологического образования.

Экологическое воспитание на сегодняшний день является одним из приоритетных направлений в воспитании детей дошкольного возраста. Многие педагоги-психологи исследуют и развивают различные подходы в экологическом воспитании детей.

 

Актуальность

Экологические проблемы, прежде всего ухудшение среды жизни человека, являются общими проблемами населения Земли. Обширные экологические изменения на планете побуждают ныне живущих людей все глубже вникать в их суть и практически включаться в их разрешение.

Обретение экологической культуры, экологического сознания – это единственный выход из сложившейся ситуации. Формирование экологической культуры надо начинать с дошкольного детства. Это ответственный период в жизни человека, в нем закладываются основы отношения к окружающему миру, ценностной ориентации в нем. Работа по экологическому воспитанию детей обладает большими возможностями и перспективами. Её цель – формирование начал экологической культуры, становление осознано-правильного отношения к природе во всем её многообразии, к людям, охраняющим её, кроме того, отношение к себе как части природы. Понимание ценности жизни и здоровья и их зависимости от окружающей среды.

Положительные эмоции, по мнению психологов, являются могучими побудителями человеческой деятельности. Такой деятельностью в дошкольном возрасте, как известно, является игра, которую мы рассматриваем как важное средство формирования экологической направленности личности ребенка.

«Игра способствует углубленному переживанию детей, расширению их представлений о мире» (П.С. Комарова).

«Игра – это деятельность ребенка, в которой он выражает свое отношение к окружающей действительности» (С.Л. Рубинштейн).

Я ограничила свое исследование экологического образования дошкольников областью игры как средства экологического образования детей. Учитывая важность проблемы экологического образования в детском саду мною была выбрана тема: Игра как средство экологического образования дошкольников.

Цель проекта: формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе экологического сознания. Это предполагает соблюдение принципов природопользования и пропаганду идей его оптимизации, активную деятельность по охране природы.

 

 

Задачи проекта:

1.Развитие экологического сознания и чувств.

2.Формирование экологических представлений.

3.Формирование убеждений в необходимости экологической

деятельности.

4. Выработка навыков и привычек поведения в природе.

5. Преодоление потребительского отношения к природе.

6. Провести анализ психолого-педагогической литературы по исследуемой проблеме, обосновать значение экологического воспитания детей дошкольного возраста.

7. Разработать модель эксперимента по проверке эффективности исследования игры в процессе экологического образования детей старшего дошкольного возраста.

8. Разработать критерии и уровни экологической воспитанности у детей старшего дошкольного возраста.

9. Разработать перспективный план по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста.

10.По результатам эксперимента разработать консультацию для родителей «Игра помогает воспитывать интерес детей к природе»

Ожидаемый результат

Дети:

- играя, дошкольники научатся устанавливать существующие в природе взаимосвязи между объектами и явлениями, средой обитания и особенностями питания, поведения и повадок животных, экосистемой и приспособлениями растений и животных к условиям данной среды, последовательной сменой сезонов и адекватными изменениями, происходящими в живой и не живой природе.

-расширится кругозор детей, активизируется познавательнаядеятельность.

-дети овладеют способностью работать в микроколлективах.

- игры позволят удовлетворить детскую любознательность, вовлечь ребенка в активное усвоение окружающего мира, помощь овладеть ему способами познания между предметами и явлениями.

Родители:

-повысится интерес у родителей к данному вопросу

-расширится кругозор родителей о влиянии игры на экологическое воспитание и образование детей дошкольного возраста

-родители будут играть дома с детьми в игры экологического содержания

-помощь и участие в разнообразных мероприятиях

Педагоги:

-разработанная система помогает повысить уровень развития экологической воспитанности через игру

-устанавливается эмоциональный контакта ребенка с другими детьми, с педагогом

-стремление взаимодействовать с родителями

Участники проекта

1. Педагоги группы

2.Родители воспитанников

3.Воспитанники

 

Пути реализации проекта

1. Беседы

2.Занятия

2.Анкетирование

3.Пополнение материала

4.Консультации

5.Использование игр экологического содержания во всех воспитательно-образовательных блоках

6.Проведение родительских собраний в нетрадиционной форме

 

 

Тип проекта: познавательно - игровой, групповой.

Срок реализации: краткосрочный, январь - март.

Диагностика экологическойвоспитанности детей дошкольного возраста осуществляется на уровне экологических представлений, умений взаимодействовать с природой и субъективного отношения к природным объектам. Для этого используются беседы, тестовые задания, игры. Разрабатываются специальные методики на выявление субъективного отношения ребенка к природе. Особенностью данных методик является их направленность на развитие эмоциональной сферы, эмпатической чувствительности ребенка.

 

Этапы реализации проекта

1 этап – подготовительный

Направления Мероприятия Срок
1. Повышение своей профессиональной компетентности 1. Подобрать и изучить соответствующую методическую литературу. 2. Анализ состояния воспитательно–образовательного процесса детского сада по экологической воспитанности. 3. Обмен опытом работы с педагогами по расширению знаний экологической воспитанности у детей дошкольного возраста. 4.Разработать перспективный план.     январь
2. Изучение уровня детей. Диагностическое обследование по экологической воспитанности детей старшего дошкольного возраста на начало проекта.     январь
3. Взаимодействия с родителями. Привлечение родителей к насыщению предметно – развивающей среды в группе.     январь
4. Пополнение материально – технической базы. 1.Распределение развивающей среды по зонам. 2. Подбор игр и упражнений, способствующих развитию экологической воспитанности.   январь

 

 

II этап – основной

Направления Мероприятия Срок
Работа с детьми. Работа по экологической воспитанности ведется во всех воспитательно–образовательных блоках: - в непосредственно образовательной деятельности, - в совместной деятельности воспитателя с детьми, - в самостоятельной деятельности детей.     в течении проекта
2. Работа с родителями. 1. Родительское собрание «Экологическое воспитание в жизни ребенка. 2.Анкетирование. 3. Консультация «Игра помогает воспитывать интерес детей к природе». 4.Индивидуальные работы, домашние задания. 6. Изготовление папки – передвижки «С заботой о будущем».   февраль
3. Работа с педагогами 1. Консультация «Экологическое воспитание дошкольников на занятиях». 2. Выставка методической литературы и пособий по данной проблеме.   февраль    

 

III этап –заключительный

Направления Мероприятия Срок
1. Работа с детьми 1.Диагностическое обследование по экологической воспитанности детей старшего дошкольного возраста на конец проекта.   март
2. Работа с родителями. Показ занятия по развитию экологическому воспитанию детей.   март
3. Работа с педагогами. 1. Ознакомление с результатами работы и данными диагностики март    

 

 

Список литературы

 

Ашиков В. Путь к экологическому человеку //Дошкольное воспитание – 2001-№7-с.9-11.

Быстрова И., Рыжова Н. Поговорим “о природе” //Дошкольное воспитание-2000, №7-с.8.

Виноградова Н.Ф. Экологическое воспитание детей дошкольного и младшего школьного возраста. //Экологическое образование: концепция и методические подходы /Отв. Ред. Мамедов И.М.-М: Агентство “Технотрон”- 1996-с.35-42.

Зебзеева В.А. О комплексном использовании игры в экологическом образовании дошкольников. // Педагогический журнал – 2003, №217) – с.28-

Левина Р. Метеоцентр в детском саду или экология и творчество. //Дошкольное воспитание – 1998, №7 – с.49-53.

Менджерицкая Д.В. Воспитателю о детской игре. М.: Просвещение, 1982.

Николаева С.Н. Игра и экологическое воспитание // Дошкольное воспитание – 1994, №12 – c. 37-41.

Николаева С.Н. Место игры в экологическом воспитании дошкольников. М.: Новая школа, 1996г.

Павлова Л. Игра как средство эколого-эстетического воспитания. // Дошкольное воспитание – 2000, №10 – с.40-49.

Парамонова А.М. Что плавает? Что тонет? (сборник занимательных игр развивающего характера). Чебоксары. 1997

Плюхин В. Тема экологии в детском изобразительном творчестве. //Дошкольное воспитание – 2000, №7 – с.13.

Эльконин Д.Б. Психология игры. М., 1989.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: