Монументальная живопись. Специфика вида




ВИДОВАЯ СТРУКТУРА ЖИВОПИСИ

 

Вопросы:

1. Виды живописи.

2. Монументальная живопись. Специфика вида.

3. Станковая живопись. Специфика вида. «Особенное» и «общее» в станковой и монументальной живописи.

 

Виды живописи

Видовая классификация произведений живописи основана на различиях в утилитарно-практическом назначении живописи и, отчасти, на технологических характеристиках, специфичных для каждого вида. По данной классификации живопись делится на такие виды, как монументальная, станковая, декоративная, миниатюра, иконопись, театрально-декорационная. Каждая из разновидностей живописи отличается и спецификой технического исполнения, и решения художественно-образных задач. Внутри каждого вида есть свои подразделения и ветви развития. Существуют пограничные виды живописи, оперирующие цветовыми отношениями и не свойственными, для общепринятого представления о живописи, материалами, такими как мозаика, витраж, батик. Близость видовых границ живописи, их взаимосвязанность, определяет оценку каждого из них, как части целого, со специфическими, отличительными чертами присущими только данному виду.

 

Монументальная живопись. Специфика вида

Монументальная живопись всегда была влиятельным, привилегированным искусством. Как часть архитектурных сооружений и ансамблей она несла особенную идейно-художественную нагрузку. Культовые функции, изначально присущие монументальной живописи, сделали ее объектом религиозного поклонения, гражданские идеалы, отражающиеся в ее содержании, мобилизовали на служение обществу. Лучшие чувства и надежды вкладывают художники-монументалисты в свои произведения, многие из которых становились знаками современности.

Монументальное искусство по определению, создающееся для архитектурной среды, в синтезе с нею обладает наибольшей возможностью воплощения высоких общественных целей в визуальных образах массового искусства, а так же массового воздействия на зрителя.

В монументальных работах одинаково широко воплощаются пропагандистские и мемориальные темы. Монументальная живопись способна увековечивать эпохальные исторические события, образы великих деятелей государства, науки, культуры, собирательные социальные темы общего назначения. Содружество с архитектурой придает ее образам величие и многоплановость содержания. Слово «монументальность», таким образом, приобретает два значения, с одной стороны, ‑ это произведения искусства, непосредственно связанные с архитектурой, с другой, ‑ свойства произведений, характеризующие размах мысли, обобщение в форме, огромные форматы композиций. Прямая связь с природным пространством и отвлеченно-образными объемами архитектуры обязывает монументальную живопись говорить о всеобщем и вечном. Важнейшие общественные идеи, религиозные представления, нравственные нормы обретают в ней статус коллективной мудрости. Именно потому религиозные представления людей, с глубокой древности, полнее всего реализовали себя в монументальных композициях, в том числе первых культовых памятниках ‑ пещерных наскальных изображениях. В Египте, государствах индейцев Центральной Америки, основы порядка, который просуществовал долгие века, монументальное искусство поставило в центр бытия, сохранило память о его ценностях, жизни гениев и владык своего времени.

В современной трактовке монументальная живопись — это широкомасштабные художественные изображения на внутренних или наружных стенах зданий, существующие в неотрывной связи с несущей основой – архитектурой, созвучные ее масштабности и стилю. Монументальная живопись тесно связана с художественными стилями, содержащими в себе частицу социального общего, субъективным моментам в монументалистике остается гораздо меньше места, чем в станковом искусстве.

Личность художника в монументальной живописи всегда крупная, мыслящая, ибо только масштабный человек может подняться до общечеловеческих идей, следовать государственному мышлению. Художнику-монументалисту необходимо слышать не только голос искусства живописи, но и голос архитектуры, обеспечить их согласованность, созвучие. Величие назначения понуждает ясно видеть общее, и образный язык непременно несет в себе обобщение.

В жанровом, тематическом отношении монументальная живопись разных стран очень разнообразна. Кроме мифологической, религиозной, исторической она включает также бытовую тематику, пейзаж, анималистику, народную сказку в русской культуре и др. В XIX-XX вв. реалистические образы внесли нравственные, социальные, политические мотивы. Тематический диапазон зависит от времени, господствующего стиля, общественных требований к искусству и, естественно, пребывает в постоянном движении.

Очень близки к монументальной живописи мозаика и витраж, которые обладая чертами монументального искусства, по характеру изобразительных средств, в большей степени, отождествляются с декоративным искусством.

В истории монументальной живописи есть периоды всеобемлющего господства данного вида над всеми прочими. Такими периодами являются периоды наибольшего расцвета культур Древнего Египта, Древней Греции, Древнего Рима, эпохи Возрождения и др. Великие живописцы-монументалисты раннего возрождения ‑ Мазаччо, С. Боттичелли, А. Мантенья и др. Итальянская настенная живопись с ее гуманистической направленностью стала общечеловеческим образцом воплощения идеала гармоничной личности, объектом восхищения. Итальянские художники безупречно решили проблему синтеза на уровне своего времени и в духе стиля Возрождения, развили тему героического образа, а также внесли новое в технику настенной росписи.

Наиболее широко в истории искусства распространена техника монументальной живописи ‑ фреска, (от итал. fresco ‑ сырой) ‑ изображение красками-пигментами, разведенными водой, по сырой штукатурке. В Италии ее отработали лучше, чем в других европейских странах. Для нее готовили специальные водяные составы, писали минеральными и земляными красками ‑ охрами, умбрами, не вступающими в реакцию с известью. Красители преимущественно были земляные, поэтому добавляли немного медных зеленых и железных красно-коричневых соединений, отчего общая палитра не была слишком яркой, но достаточно сочной. Краски держались хорошо, поскольку известковый раствор по высыхании образовывал пленку. Она, как стекло, предохраняла росписи от разрушения, чем особенно нравилась заказчикам и живописцам. В некоторых случаях контуры дописывали черным поверху и добивались желанной точности изображений. Неудобство было в том, что приходилось быстро работать до высыхания стены, что мешало исполнителям. Тогда появился дополнительный метод оштукатуривания стены частями, а потом — работы по сухому грунту. Умелое пользование техникой фресковой живописи значило также много, как и творение идейных замыслов, композиционных схем и перспективы в эпохе Возрождения.

Кроме того, техниками монументальной живописи являются энкаустика – роспись красками на восковой основе, мозаика, витраж, росписи различными красками, применимыми в условиях смены погодных условий.

 
«Синие обезьяны». Фреска с Санторини. Около 2300‑2200 гг. до н. э. Критское искусство Римская фреска, 40-30 г. до н. э.
Рафаэль Санти. Фреска Афинская школа Микеланджело Буонаротти Фреска, «Иссайя»


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: