Здание Наркомата тяжелой промышленности




Архитектура новой эпохи

Содержание:

Введение

Планы реконструкции Москвы

Сталинская архитектура

Послевоенные «хрущевки»

Новый облик городов

Выводы

Введение

Победа пролетарской революции в Октябре 1917 года ознаменовала начало новой эпохи в истории человечества. Первое социалистическое государство ставило перед собой планы, которые и спустя более чем сто лет способны ошеломить. Помимо скорейшего развития экономической и военной мощи страны, обеспечения всеобщего образования и здравоохранения, большевики намеревались изменить и облик страны Советов. Из отсталой аграрной страны СССР должен был превратиться в передовую индустриальную державу, и города также должны были соответствовать «пролетарскому духу». Требовались новый размах, новые идеи, новая архитектурная школа. И всё это действительно претворялось в жизнь. Началась разработка нового облика страны, конечно же, с Москвы и Ленинграда.

Планы реконструкции Москвы

Первым предложенным советскому руководству вариантом реконструкции Москвы был «Город будущего» архитектора Б.В. Сакулина (1918 год). Этот план предполагал районное расселение Москвы и включение в план радиального переустройства города. Москва, по этому плану, должна была стать центром огромного мегаполиса, включающего в себя прилегающие города (такие как Люберцы, Подольск, Наро-Фоминск и т.д.), а также напрямую соединялась с Волоколамском, Коломной, Владимиром, Ярославлем сетью шоссейных и железных дорог. План на тот момент казался слишком амбициозным и затратным, поскольку затрагивал сразу огромную площадь, и поэтому был отвергнут.

Одновременно с этим планом разрабатывался еще один – «Новая Москва» архитекторов Щусева и Жолтовского. Этот план затрагивал только Москву и согласно нему, планировалось создание сквозных колец с новыми мостами через Москву-реку, при этом не нарушая коренным образом старую систему планировки Москвы.

Третий план (1921-1925 гг.) «Большой Москвы» был разработан Сергеем Шестаковым. Он являлся чем-то средним между планами Сакулина и Щусева, а именно предполагал строительство новых колец, не сильно изменяя классическую планировку Москвы, но при этом сильно расширяя площадь города, включая в него близлежащие города. План так и не был реализован.

В конце 20-х годов, когда страна окончательно утвердила план строительства социализма, вновь встал вопрос о градостроительных планах. Остро встало противостояние двух строительных концепций – урбанизации и дезурбанизации. Первая предполагала строительство высоких, монументальных зданий для большого количества жителей, вторая наоборот стояла за развитие города «в ширину» и строительство малоэтажных зданий. Также принципиально встал транспортный вопрос – «урбанисты» стояли за создание развитой сети общественного транспорта, который бы связывал районы города, в свою очередь «дезурбанисты» предлагали систему магистралей и развитие концепции личного авто.

В 1932 году Моссоветом был организован закрытый конкурс на идею генерального плана Москвы. В конкурсе приняли участие такие именитые архитекторы как: Г.Б. Красин, Эрнст Май, Ханнес Майер, Ле Корбюзье, Николай Ладовский и др. Все их проекты серьезно отличались друг от друга. К 1935 году государственная комиссия отвергла все вышеуказанные проекты, из-за слабой проработки и низкой функциональности. Именно поэтому еще в 1933 году были созданы проектные мастерские Моссовета.

10 июля 1935 году Иосиф Сталин и Вячеслав Молотов утвердили постановление «О генеральном плане реконструкции города Москвы», разработанном архитекторами Владимиром Семеновым и Сергеем Чернышевым. К моменту утверждения генплана по нему уже велись масштабные градостроительные работы: в 1935 году завершили первую очередь метрополитена и развернулись проектные и строительные работы по сооружению канала имени Москвы.

Вид на строительные работы на Охотном ряду летом 1935 года

Охотный ряд после реконструкции. Гостиница «Москва» и Дом комитетов СТО. Иллюстрация из сборника «Генеральный план реконструкции города Москвы» издания 1936 года

План предусматривал строительство новых высотных зданий в центре города, расширение главных улиц, а также значительную перепланировку тогдашней черты города. По этому плану были построены: парк ВДНХ, здание Военного наркомата, здание на Лубянке, Центральный Детский магазин и т.д.

Проект реконструкции жилого квартала между Марксистской и Воронцовской улицами. Иллюстрация из сборника фотографий и агитационных плакатов «Реконструкция Москвы» издания 1936 года

План был рассчитан на выполнение за 10 лет, и немалую его часть удалось реализовать. Однако начавшаяся вскоре Великая Отечественная война вынудила свернуть реализацию грандиозных планов. Так, например, было полностью свёрнуто строительство монументального Дворца Советов, который к началу войны уже имел готовый фундамент.

Затронем немного и послевоенное строительство в Москве, Генеральный план продолжал реализовываться со значительными коррективами. В частности, 7 сентября 1947 года были заложены знаменитые 7 сестёр – Сталинские высотки, ставшие одним из главных символов эпохи социализма. Также не отказались от продолжения строительства «восьмой сестры» - Дворца Советов. Однако со смертью Иосифа Виссарионовича Сталина значительную часть реализации гигантских проектов было решено прекратить. Дворец Советов, точнее его фундамент, был переделан под самый большой в мире открытый бассейн, а план строительства монументальных зданий, который должен был прийти на смену временным панельным «хрущевкам» так и не был реализован.

Сталинская архитектура

В период с 1930 по 1955 в СССР появился целый новый архитектурный стиль, который пришел на смену популярным в 20-е годы авангарду и конструктивизму. Архитектурная политика 1930—1950-х годов получила название «Сталинской» и являлась чрезвычайно удачным синтезом (эклектикой) нескольких архитектурных стилей — неоклассицизма, ар-деко, ампира и некоторых элементов конструктивизма.

Отличительные черты стиля: комплексный подход к застройке с планированием рекреационных зон, транспортной инфраструктуры, магазинов и комбинатов бытового обслуживания на основе социалистической урбанистики. Особенными атрибутами «сталинского архитектурного стиля» является использование:
— мотивов ренессанса и развитие традиций русского классицизма
— симметрии и иерархии корпусов, ансамблевая застройка
— декоративных элементов, таких как архитектурные ордеров, барельефов, элементов скульптуры и живописи
— мрамора, бронзы, ценных пород дерева и лепнины в оформлении интерьеров

Неоклассицизм

Советский неоклассицизм в архитектуре основывался на наследии античности и ренессанса, и развивался благодаря активной позиции еще дореволюционных мастеров. В период с 1931 по 1955 год в стиле неоклассицизма были значительно перестроены такие большие транспортные магистрали, как улица Горького, Ленинский, Ленинградский и Кутузовский проспекты, Садовое кольцо и др. В послевоенной архитектуре неоклассицизм стал определяющим стилем в планировке и застройке таких восстанавливаемых городов, как Калинин, Минск, Сталинград и др. К сталинскому неоклассицизму относятся почти все серии типовых двух- и трёхэтажек.
Примеры:

Здание Кабинета министров Украины, Киев

Ленинградская школа (1947)

Белорусский национальный технический университет в Минске

Основоположники советского неоклассицизма:
— И. В. Жолтовский
— А. В. Щусев
— И. А. Фомин
— М. А. Шепилевский
— В. А. Щуко

Ар-деко

Практически все крупные объекты и ансамбли в Москве — библиотека им. В. И. Ленина, довоенные павильоны ВСХВ и станции Московского метрополитена, а также высотные здания 1940-50-х гг — по своим особенностям и конструктивно-художественным решениям несут в себе черты стиля ар-деко. Почти все послевоенные станции Московского метрополитена (до 1955 года), высотные здания, общее художественное решение реконструированной ВСХВ, ряд зданий в Москве, Минске и в других городах СССР. Последним крупным объектом, полностью совпадающим с основными принципами стиля, стала первая очередь Ленинградского метрополитена.
Примеры:

Здание МИДа, Москва

Библиотека имени Ленина, Москва

Станция Маяковская, Московский метрополитен

Станция Автово, Петербургский метрополитен

«Ворота Минска» на Привокзальной площади Минска

Основоположники советского ар-деко:
— Е. А. Левинсон
— Б. М. Иофан
— Д. Ф. Фридман
— А. Н. Душкин
— А. Я. Лангман

Сталинский ампир

Значительно отличается от ампира 19 века. Сочетая классические пропорции и основные символические мотивы во внешней отделке, сталинский ампир был развит и существенно расширен, в лепных украшениях фигурировали героизированные люди разных профессий. Фасады подчёркнуты укрупнённым композитным ордером, и очень часто применялся в цокольных этажах руст (облицовка стен камнями/рельефная кладка). Сочетает помпезность, роскошь, величественность и монументальность. Также в оформлении интерьеров в стиле сталинского ампира используется резьба (изображения лавровых венков, колосьев и пятиконечных звезд) и декоративные люстры.
Примеры:

Станция Новокузнецкая, Московский метрополитен

Главный павильон ВСХВ(ВДНХ)

Свердловский горсовет (1947—1954)

Гостиница «Пекин», Москва

Основоположники советского ампира:
— Г. А. Голубев
— М. В. Рейшер
— Д. Н. Чечулин

В других странах

Сталинская архитектура оказала большое влияние на архитектуру социалистических стран.

Карл Маркс Аллее. Берлин

Дворец Парламента. Бухарест

Дворец культуры и науки. Варшава

Шанхайский выставочный центр

Дом народных собраний. Пекин

Не следует ставить в один ряд архитектурный стиль Третьего Рейха и Сталинскую архитектуру, даже несмотря на большое количество внешних соответствий. Нацистская архитектура зиждилась на синтезе неоклассицизма и германского традиционализма, а целью ставила подавление и смирение личности перед «новым германским духом». Сталинская архитектура же наоборот ставила своей целью воспевание триумфа человека труда и вызов чувства восхищения и гордости за свою причастность к величию трудового народа, который априори интернационален и устремлён в светлое будущее.

Послевоенные «хрущёвки»

Великая Отечественная война уничтожила более 1700 городов, полностью или частично разрушено 1,5 миллиона зданий. Остро встала жилищная проблема, которую необходимо было быстро решать. Разрушенная страна требовала ещё больших масштабов строительства, чем в довоенное время, при этом ресурсы страны были даже более ограниченны, чем в 30-х годах — около 30% экономического потенциала уничтожено, погибли миллионы людей, а также вовлечённость в масштабные научные и военные проекты легли тяжелым, но необходимым бременем на послевоенную экономику СССР. Налицо была необходимость создания качественно новых строительных технологий, позволяющих возводить здания быстрее и с меньшими трудозатратами. Советское руководство осознавало необходимость реформирования существующих строительных технологий, творческий поиск и эксперименты в этом направлении начались ещё до войны во второй половине 30-х годов. Доминирующим направлением мысли стало уменьшение числа деталей, из которых «складывается» здание, которое влекло очевидные преимущества - сокращение времени строительства, уменьшение трудозатрат и экономия ресурсов. Возникла идея строительства дешёвого, но при этом функционального массового жилья, которое можно быстро и качественно строить, и которое было бы рассчитано на 15-20 лет, до того, как будут разработаны новые, более сложные архитектурные проекты, и когда экономика достаточно восстановится для осуществления таких планов.

Первым опытом крупноблочного строительства в нашей стране является «Ажурный дом» (или «дом Бурова») — шестиэтажный жилой дом, один из первых жилых домов из бетонных блоков заводского изготовления, построенный по проекту архитекторов А. К. Бурова и Б. Н. Блохина в 1936-1940 годах. Выполненный в неоклассическом стиле, «ажурным» дом назван по закрывающим лоджии орнаментальным решёткам, выполненным по рисункам художника. Большая продолжительность строительства здания объяснялась инновационностью для советских строительных технологий. Так в нашей стране появились предпосылки для появления массового крупноблочного и крупнопанельного строительства.

"Ажурный дом". Архитекторы: Буров А. К., Блохин Б. Н.
Годы постройки: 1936-1940
Москва, Ленинградский проспект., 27

Следующий этап для крупноблочного строительства наступил в послевоенное время. Новый эксперимент провели в рамках реконструкции Москвы. В 1948 году на Соколиной горе и Хорошевском шоссе были сооружены первые экспериментальные каркасно-панельные дома по проектам, разработанным, соответственно Госстройпроектом (при участии Академии Архитектуры СССР) и Мосгорпроектом. Автором проекта жилых домов был В. П. Лагутенко. Вначале эти дома высотой в четыре этажа сооружались со стальным каркасом, но из-за большого расхода металла (более 16 кг на 1 м³ здания) вскоре перешли на сборный железобетонный каркас (расход стали до 3,75 кг на 1 м³). Через два года опыт строительства и эксплуатации таких домов был признан удачным, и Постановлением Совета Министров СССР от 9 мая 1950 года № 1911 «О снижении стоимости строительства » было инициировано проектирование первых высокомеханизированных заводов ЖБИ. В тот же год в Москве, Ленинграде, Киеве, Магнитогорске и других советских городах началось сооружение бескаркасных панельных домов по доработанным проектам.

Из всего вышесказанного читатель логично может сделать вывод: «Неужели именно Сталин, а не Хрущев, придумал загнать людей в тесные, одинаковые серые коробки »? Но это будет далеко от истины. Да, подобное жилье намного уступало по размаху и стоимости «классической сталинской архитектуре», но(!) при этом намного превосходило именно «хрущевки» (здания, построенные уже при Хрущеве). Так, например, в «сталинских панельках» высота потолков достигала 3 метра, площадь квартир начиналась от 50 кв. м., а по толщине стен наши современники могут легко перепутать такой дом с кирпичным. Нормы строительства в то время не позволяли делать иначе, качественно изменятся нормы уже позже, при Хрущёве. Более того, здания были украшены лепниной, имели просторные и красивые подъезды.

После успешных опытов крупнопанельного строительства, был взят курс на подготовку к началу массового жилого строительства. В конце 1952 года был объявлен конкурс на лучший фасад крупнопанельного дома. В нём участвовали как ведущие, так и начинающие архитекторы СССР — А. Буров, М. Посохин, Н. Рудман, М. Адрианов, А. Мидоянц и многие другие. Представленные на конкурсе работы не имеют ничего общего (кроме принципа, по которому они сделаны) с панельными домами, которыми будет впоследствии застроена вся страна. Все дома собирались из стандартизированных ячеек-панелей, но добиваться индивидуальности каждого дома предполагалась с помощью декоративных фасадных панелей и элементов.

Набор разных комбинаций из панелей и элементов был настолько велик, что задумываться об одинаковых зданиях не было причин. Столп отечественной архитектуры, академик Жолтовский видел будущее городов следующим образом:

«Широкие улицы, застроенные свободно стоящими домами - радостными и светлыми, неповторимо разнообразными, с зеленью, скульптурами, фонтанами, монументальными оградами, - такими представляются мне районы новой крупнопанельной застройки».

Опыт сталинского плана реконструкции Москвы предполагалось распространить на всю страну. Вкупе с планами реорганизации деревни в форме «колхозных городов», массовое городское строительство могло изменить облик страны до неузнаваемости.

Однако, после смерти Сталина, от этих концепций постепенно отказались. Сиюминутный популизм постепенно взял верх над вопросами продуманности планировки, удобства и эстетики. Всего через несколько месяцев после кончины вождя, Председатель Совета министров СССР - Георгий Маленков – провозглашает курс на удовлетворение человеческих нужд, среди них – производство товаров народного потребления и массовое строительство жилья. При Маленкове и, впоследствии, Н.С. Хрущеве, наметился отход от жесткой товарной экономической политики в сторону более внимательного отношения к нуждам и потребностям населения (принцип «создание потребителя»). В конечном итоге, этот процесс вылился в постепенный переход к количеству продукции в ущерб качеству. Не обошла данная тенденция и архитектуру. Прототип массового панельного дома, построенного в Ленинграде на ул. Полярников, уже был лишь тенью амбициозных планов трехлетней давности, что, впрочем, не помешало ему быть на голову выше будущих хрущёвок.

Экспериментальная «хрущевка» на ул. Полярников. Ленинград.

Одна из первых столичных настоящих «хрущевок»

Из описания дома (на улице Полярников):

«В экспериментальном доме высота потолков больше трех метров; большие окна — по два в каждой комнате, благо размеры комнат позволяют (14-19 кв. м); кухни по 12-14 кв. м, смежные комнаты есть только в четырехкомнатных квартирах; санузел раздельный, туалет и ванна просторные; входные двери в квартиры — дубовые.»

Экспериментальная модель не понравилась Хрущёву — он счел ее слишком дорогой. Резкой критике подверглась высота потолков, декор на фасаде и наличие "избыточных" площадей в квартире. Н.С. Хрущёв решил радикально изменить строительные нормы. Апофеозом строительного популизма Хрущёва является печально известное постановление № 1871 ЦК КПСС и СМ СССР от 4 ноября 1955 года «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве » - поставившее крест на эпохе архитектуре «сталинских городов». Последствиями такого постановление явилось падение стандартов жизни советских граждан, а также утеря архитектурной привлекательности советских городов по сравнению с западными, что явилось одной из идеологических бомб замедленного действия, в богатом количестве заложенных Н. С. Хрущёвым.

Новый облик городов

Но давайте всё-таки вспомним какие планы были у сталинского руководства на счет нового облика страны.

«Аэрофлот»

По проекту главного архитектора Москвы Д.Н. Чечулина строительство «Аэрофлота» запланировали на площади около Белорусского вокзала в 1934 году. Здание представляло собой крупномасштабный монумент героической советской авиации с фигурами летчиков-героев, с полюбившимися в то время арками. Проект так и не был воплощен, но частично его концепцию можно наблюдать в современном Доме Правительства.

«Зарядье»

Еще одной «сталинской» высоткой должно было стать административное здание в Зарядье, 32-этажный небоскреб, заложенный в день восьмисотлетия Москвы, не был завершен. Все возведенные конструкции были демонтированы, и в 1964-1967 годах на оставшемся фундаменте была построена гостиница «Россия» по проекту Д. Чечулина.

Здание Наркомата тяжелой промышленности

В 1934 году был объявлен конкурс по проектам здания Наркомата тяжелой промышленности(на картинке выше 1 эскизный вариант здания). Строение должно было быть возведено на Красной площади вместо ГУМа. При этом были бы ликвидированы ряды прилегающих улиц и площади Китай-города, так как главную площадь страны должны были расширить вдвое. В 1936 году объявили о втором этапе конкурса. Согласно новому генплану Москвы, для возведения штаб-квартиры Наркомата тяжелой промышленности отвели другое место — район Зарядье на берегу Москвы-реки, один из немногих мест столицы, сохранивший на тот момент свой первозданный вид. Проектов-участников было очень много. По итогам был одобрен один из проектов братьев Александра и Виктора Весниных и Сергея Лященко.
В 1937 году строительство здания отменили в связи с кончиной Орджоникидзе и ослаблением после этого влияния Наркомтяжпрома.

Еще один эскизный вариант 1934 года.

Утвержденный вариант здания



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: