Введение.
Современная экология – это наука, занимающаяся изучением взаимоотношений организмов, в том числе и человека, со средой, определением масштабов и допустимых пределов воздействия человеческого общества на среду, возможностей уменьшения этих воздействий или их полной нейтрализации. стратегическом плане - это наука о выживании человечества и выходе из экологического кризиса, который приобретает глобальные масштабы - в пределах всей планеты Земли.
Э. Геккель называл экологию наукой об экономике. Пренебрежение экологическими требованиями ради быстрой экономической выгоды приводит к тяжелым последствиям для людей и, в конечном счете, невосполнимым экономическим потерям. Эти вопросы являются основой нового направления экономической науки - экономики природопользования. Для успешного функционирования системы правовой охраны окружающей среды специалисты-экологи и природопользователи должны разработать правовой механизм управления природопользованием, обладать знаниями в области общей экологии и охраны окружающей среды.
В условиях экологического кризиса до предела обостряются противоречия между экономикой и экологией, наблюдается деградация окружающей природной среды. Это сопровождается кризисом государственных и общественных структур, не способных обеспечить проведение эффективных мер по экологической безопасности общества. В связи с этим весьма актуальны попытки сформулировать научную теорию взаимодействия природы и общества с целю выхода из кризисного состояния. Одной из таких теорий является концепция устойчивого долговременного экономического развития общества, учитывающая все аспекты жизнедеятельности государств и дающая возможность приведения в соответствие общественного развития состоянию и возможностям природы.
Экономическая и политическая стабильность Республики Казахстан, ее экологическая и национальная безопасность невозможны без решения экологических проблем, важнейшей составной частью которых является экологическое образование населения. Стихийное взаимоотношение общества с природой поставило человечество на грань экологической катастрофы. Дефицит экологического воспитания и образования приводит ко многим непоправимым ошибкам как в сфере производства, науки и в целом всей хозяйственной деятельности, так и в сфере охраны здоровья. Поэтому экологическая образованность должна стать неотъемлемым компонентом в становлении и профессиональной деятельности врача любого профиля.
Цель дисциплины: - формирование основ экологических знаний, являющихся теоретическим фундаментом всех природоохранных мероприятий, в том числе мероприятий по обеспечению экологической безопасности человека, сохранению его здоровья;
- экологизация сознания и воспитание экологической культуры, позволяющие будущему специалисту использовать экологические знания не только в узкопрофессиональных интересах, но и содействовать выходу общества из экологического кризиса и движению по пути устойчивого развития.
Задачи обучения:
- Познакомить студентов с основами фундаментальной экологии – наиболее общими закономерностями взаимоотношений организмов и их сообществ со средой в естественных условиях.
- Дать представления о взаимоотношениях в системе «общество-природа», специфической роли человека в биосферных процессах.
- Научить видеть последствия антропогенного воздействия на окружающую среду и здоровье человека.
- Дать представление об основных принципах и методах охраны окружающей природной среды и рационального природопользования.
- Научить оценивать состояние качества объектов окружающей среды и выделять возможную роль экологических факторов в развитии преморбидных состояний и заболеваний индивидуума и населения.
- Ознакомить студентов с основными причинами и чертами экологического кризиса и путями его преодоления.
- Дать представление о Концепции устойчивого развития общества и путях ее реализации в Республике Казахстан.
- Научить анализировать закономерности протекания экологических процессов, связанных с антропогенным воздействием на окружающую среду.
- Научить применять экологические знания для повышения экологической грамотности населения, пропаганды природоохранных мероприятий и рационального природопользования.
Конечные результаты обучения:
Студент должен знать:
- Цели, задачи и объекты изучения экологии.
- Историю развития экологии и видных ученых, сыгравших роль в ее становлении.
- Структуру современной экологии, методы и связь с другими науками.
- Значение общей экологии (биоэкологии) в системе экологических знаний, ее цели, задачи и структуру.
- Экологические факторы и общие закономерности их действий на организм.
- Специфические закономерности функционирования популяций, их роль в процессах эволюции, естественного отбора и адаптации.
- Роль концепции экосистемы в экологии. Состав и свойства экосистем. Гомеостатические механизмы само регуляции экосистем.
- Состав, границы и структуру биосферы. Средообразующие свойства и функции живого вещества в биосфере.
- Основные свойства биосферы и механизмы, обеспечивающие ее потенциальное бессмертие. Значение круговорота веществ.
- Эволюцию биосферы. Фундаментальное значение учения В.И.Вернадского о биосфере и ноосфере.
- Содержание и основные положения экологии человека, социальной и прикладной экологии.
- Степень согласованности деятельности человека с законами и принципами общей экологии.
- Экологические последствия глобального (парниковый эффект, озоновые дыры, кислотные дожди), регионального и локального загрязнения атмосферы.
- Влияние загрязнителей атмосферного воздуха на здоровье человека и условия жизни.
- Основные экологические проблемы гидросферы и здоровье населения.
- Экологические последствия антропогенного воздействия на литосферу. Влияние на здоровье человека.
- Экологическое значение естественных и искусственных биогеохимических провинций.
- Последствия антропогенного воздействия на биотические сообщества.
- Экологические проблемы современного города и сельских населенных мест и особенности здоровья населения.
- Экологические проблемы энергетики.
- Экологические проблемы Казахстана и возможные пути их решения.
- Методы и критерии оценки состояния окружающей среды.
- Основные принципы охраны окружающей среды и рационального природопользования.
- Современные научные теории экономического развития общества в условиях ограниченных природно-ресурсных возможностей окружающей среды;
- Концепцию устойчивого долговременного экономического развития общества, ее основные аспекты и пути реализации.
- Законодательство РК в области охраны окружающей среды.
- Механизмы государственного регулирования природопользования.
- Цели, задачи и функции Единой государственной системы мониторинга окружающей среды и природных ресурсов в РК.
- Роль стандартизации и сертификации в области охраны окружающей среды. Цели и задачи экологической экспертизы в РК.
- Экономические механизмы охраны окружающей среды.
- Основные принципы нормирования качества окружающей природной среды.
- Мероприятия по инженерной защите окружающей среды.
- Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды. Международно-правовые принципы охраны окружающей среды.
- Значение экологического воспитания и образования для решения экологических проблем.
Студент должен уметь:
- Самостоятельно работать с нормативной и справочной литературой по вопросам охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов.
- Выделять задачи экологического плана и объекты, подлежащие изучению.Оценивать прикладное значение законов экологии.
- Использовать принцип «эмерджентности» и закон толерантности В.Шелфорда в практической деятельности, выделять лимитирующие факторы и учитывать влияние взаимодействия и компенсации действия экологических факторов на пределы толерантности.
- Оценивать гомеостаз популяции, используя данные возрастной структуры и динамики популяции.
- Выделять факторы, которые могут нарушить стабильность экосистем. Учитывать закономерности биологического накопления загрязнителей в тропических цепях.
- Видеть возможную связь между внешними воздействиями и изменениями, происходящими в биосфере или отдельных ее звеньях.
- Осознавать биосферные функции человека и действовать в рамках собственных возможностей в направлении повышения устойчивости экосистем и биосферы в целом.
- Использовать знание закономерностей взаимодействия организма и среды, функционирования популяций, экосистем, биосферы, как один из подходов в решении профессиональных вопросов.
- Оценивать качество окружающей среды и выделять возможную роль экологических факторов в развитии преморбидных состояний и заболеваний индивидуума и населения.
- Использовать навыки анализа экологических процессов в решении конкретных задач и приоритетов в природоохранной деятельности;
- Использовать знание закономерностей развития биосферы и условий сохранения экологического равновесия для обеспечения экологической безопасности окружающей среды.
- Применять экологические знания для предупреждения заболеваний, повышения экологической грамотности населения, пропаганды природоохранных мероприятий и рационального природопользования.
Пререквизиты: молекулярная биология и медицинская генетика, медицинская биофизика, основы права
Постреквизиты: внутренние болезни, детские болезни, эпидемиология, общая гигиена, общественное здравоохранение, акушерство и гинекология, неврология, психиатрия, наркология.
Краткое содержание дисциплины: Предмет, содержание, структура и задачи общей экологии. Понятие о биосфере. Место человека в биосферных процессах. Медицинская экология. Антропогенное воздействие на атмосферу, гидросферу, литосферу, растительный и животный мир. Основные принципы рационального природопользования и охраны окружающей среды. Концепция перехода к устойчивому развитию общества, ее основные принципы.
Тематический план лекций:
№ | Наименование темы | Форма провед. | Продол-жительн. |
1. | Современная экология: предмет, задачи, объекты и методы изучения. Краткая история развития. | Проблемная лекция | 1 час |
2. | Биосфера как глобальная экосистема. Экологические проблемы биосферы. | Проблемная лекция | 1 час |
3. | Природные ресурсы земли и рациональное природопользование. | Проблемная лекция | |
4. | Глобальные социально-экологические проблемы современности | Проблемная лекция | 1 час |
5. | Оценка состояния окружающей среды. Здоровье населения как интегральный показатель загрязнения окружающей среды. | Проблемная лекция | 1 час |
6. | Основные направления охраны окружающей среды и рационального природопользования. | Проблемная лекция | 1 час |
7. | Атмосфера - элемент биосферы. Источники загрязнения атмосферного воздуха. Влияние атмосферных загрязнений на здоровье населения. | Проблемная лекция | 1 час |
8. | Гидросфера - важнейший элемент биосферы. Загрязнение водоисточников и влияние его на здоровье населения. | Проблемная лекция | 1 час |
9. | Почва - элемент биосферы. Источники и характер загрязнения почвы. Естественные и искусственные биогеохимические провинции Казахстана и особенности здоровья населения регионов республики. | Проблемная лекция | 1 час |
10. | Мониторинг и прогнозирование состояния окружающей среды. | Проблемная лекция | 1 час |
11. | Экологические проблемы городов и сельских населенных мест. Урбанизация как экологическая проблема. | Проблемная лекция | 1 час |
12. | Стратегия взаимодействия общества и природы. Концепция перехода к устойчивому развитию в РК. | Проблемная лекция | 1 час |
Всего часов: |
Тематический план практических занятий:
№ | Наименование темы | Форма проведения | Продол- жительн. |
1. | Введение в экологию. Предмет, задачи и структура общей экологии. | Семинар | 2 часа |
2. | Среда обитания и экологические факторы. | Семинар | 2 часа |
3. | Популяционный уровень жизни. Экосистемный уровень жизни. | Семинар | 2 часа |
4. | Учение о биосфере. Место человека в биосферных процессах. | Семинар | 2 часа |
5. | Среда, окружающая человека и ее специфика. Роль природы в становлении и развитии человеческого общества. | Семинар | 2 часа |
6. | Проблемы роста и развития человеческой популяции. | Семинар | 2 часа |
7. | Природные ресурсы как лимитирующий фактор выживания человека. Проблемы, связанные с их использованием и исчерпаемостью. | Семинар | 2 часа |
8. | Заключительное занятие по разделу | Коллоквиум | 2 часа |
9. | Содержание и основные положения социальной и прикладной экологии. Медицинская экология как отрасль прикладной экологии | Семинар | 2 часа |
10. | Экологические проблемы атмосферы. Влияние загрязнения атмосферного воздуха на здоровье и условия проживания человека. Интегральная оценка загрязнения атмосферного воздуха | TBL-обучение в команде (TEAM- BASID LEARNING) | 2 часа |
11. | Водные ресурсы Казахстана, ограниченность ресурсов пресной воды, рост производства и загрязнения водоемов, ущерб от загрязнения воды. Влияние загрязнения воды на здоровье населения. Интегральная оценка загрязнения воды. | PBL – проблемно-ориентриованное обучение (PROBLEM – BASID LEARNING) | 2 часа |
12. | Почвенные ресурсы и их охрана. Антропогенные воздействия на почву. Химическое и биологическое загрязнение почвы и здоровье населения. Интегральная оценка загрязнения почвы. | Решение ситуационных задач | 2 часа |
13. | Антропогенные воздействия на растительный и животный мир. Оценка загрязнения растительности. Леса. Запасы древесины. Экономические ресурсы леса. | Семинар | 2 часа |
14. | Экологические проблемы современных городов. Урбанизация и ее влияние на природные ресурсы. Качество природной среды и состояние здоровья населения. | TBL-обучение в команде (TEAM- BASID LEARNING) | 2 часа |
15. | Экологические проблемы современных сельских населенных мест. | TBL-обучение в команде (TEAM- BASID LEARNING) | 2 часа |
16. | Заключительное занятие по разделу | Коллоквиум | 2 часа |
17. | Показатели здоровья населения как один из критериев для оценки качества окружающей среды. Методология изучения влияния факторов окружающей среды на здоровье населения. | Решение ситуационных задач | 2 часа |
18. | Организация контроля состояния природной среды. Инженерная защита окружающей среды. | Семинар | 2 часа |
19. | Основные принципы охраны окружающей среды. Основы экологического права. | Семинар | 2 часа |
20. | Причины загрязнения окружающей среды, его социально-экономические и экологические последствия. Экологический кризис: причины и следствия. | Семинар | 2 часа |
21. | Планирование и управление в области природопользования и законы об охране природы. | Семинар | 2 часа |
22. | Охрана окружающей среды в разных странах и роль международного сотрудничества. | Семинар | 2 часа |
23. | Стратегия взаимодействия общества и природы. Концепция перехода к устойчивому развитию. | Семинар | 2 часа |
24. | Заключительное занятие по разделу | коллоквиум | 2 часа |
Всего: | 48 часов |
Время консультаций: консультации проводятся ежедневно с понедельника по пятницу с 16.00 до 18.00
Время рубежного контроля:
специальность | Курс/поток/группа | дисциплина | Неделя/дата | время |
Общая медицина | Курс 1/ поток – второй | Экология и устойчивое развитие | 8 неделя | |
130,131,132,133,134, 135,136,137,140 | 17.00-17.50 | |||
161, 162, 163, 164, 165, 166, 167, 168, 169, 170, 171,172 | 17.00-17.50 | |||
121, 122, 123, 124,125, 126, 127, 128 | 17.00-17.50 | |||
173, 174, 175, 176, 177, 178, 179, 180 | 17.00-17.50 | |||
16 неделя | ||||
121, 122, 123, 124, 125, 126, 127, 128, 129, 130, 131, 132, 133, 134, 135, 136, 137, 138, 139, 140 | 12.12.11 | 17.00-17.50 | ||
161, 162, 163, 164, 165, 166, 167, 168, 169, 170, 171,172, 173, 174, 175, 176, 177, 178, 179, 180 | 12.12.11 | 17.00-17.50 |
Время итогового контроля: по академическому каледарю.
· Задания для самостоятельной работы студентов
Тематический план СРС:
№ | Наименование темы | Форма выполнения | Продол- жительн. |
История развития экологии. Среды жизни и адаптация к ним организмов. | работа с литературой, подготовка проекта | 3 часа | |
Ноосфера как высшая стадия эволюции биосферы. Учение В.И. Вернадского о ноосфере. Эволюционные особенности человека как биологического вида. | работа с литературой, подготовка проекта | 3 часа | |
Экологические проблемы Казахстана. Экологические функции литосферы | работа с литературой, подготовка проекта | 3 часа | |
Важнейшие свойства атмосферы и их экологическое значение. | работа с литературой, подготовка проекта | 3 часа | |
Гидросфера как элемент биосферы и природный ресурс. Экологические проблемы мирового океана. Негативные последствия создания крупных водохранилищ. | работа с литературой, подготовка проекта | 3 часа | |
Видовое разнообразие флоры и фауны в Казахстане. Экологические проблемы биоресурсов. | работа с литературой, подготовка проекта | 3 часа | |
Город как урбанистическая система. Специфические свойства урбосистем, отличие от природных. | работа с литературой, подготовка проекта | 3 часа | |
Экономические механизмы охраны окружающей среды. Экологические кризисы в развитии биосферы и цивилизаций и пути выхода из них. | работа с литературой, подготовка проекта | 3 часа | |
Органы государственной власти и местного самоуправления РК по охране окружающей среды и их полномочия. Основные законодательные документы РК по охране окружающей среды. | работа с литературой, подготовка проекта | 3 часа | |
Планирование и управление в области природопользования. Экологические принципы в концепции устойчивого развития. | работа с литературой, подготовка проекта | 3 часа | |
Всего часов: |
· График выполнения и сдачи заданий по дисциплине:
изучение всех тем по дисциплине, защита научных проектов.
Неделя | ||||||||||||||||||
№ темы | 1,2 | 3,4 | 5,6 | 7,8 |
Рекомендуемая литература:
Основная:
1. Коробкин В.И., Передельский. Л.В. Экология. Учебник для вузов/ В.И. Коробкин, Л.В. Передельский. Изд. 11-е. Дополн.-Ростов н/Д: Феникс, 2006.-608 с.
2. Кенесариев У.И. Экология и здоровье населения: Учеб. пособие для мед. вузов и колледжей / Кенесариев У. И., Жакашов Н.Ж. - Алматы: Гылым, 2002. - 230 с
· Более новой литературы нет в библиотеке, сделана заявка.
Дополнительная:
1. Пивоваров Ю.П. Гигиена и основы экологии человека: учебник для студ. высш. мед. учеб. заведений/ Ю. П. Пивоваров, В. В. Королик, Л. С. Зиневич. - 4-е изд., испр. и доп. - М.: Академия, 2008. - 528 с.
2. Экологическая безопасностьКазахстана: мифы и реальность. - Астана:2006. - 544 с
3. Новиков Ю. В. Экология, окружающая среда и человек: Учеб. пособие для вузов, средних школ и колледжей / Новиков, Юрий Владимирович. - М.: ФАИР-ПРЕСС, 2005. - 736 с
4. Коробкин В.И. Экология: Учеб. для вузов / Коробкин, Владимир Иванович, Передельский Л.В. - Ростов н/Д: Феникс, 2005. - 576 с. - (Высшее образование)
Методы обучения и преподавания
· Лекции: проблемные
· Практические занятия: семинары, решение ситуационных задач, работа в малых группах (ТBL): деловые игры, разбор случаев, моделирование ситуаций, проведение текущего контроля.
· Самостоятельная работа студентов: работа с литературой, подготовка проекта