Языковые средства, оформляющие реферат




Письменные работы по дисциплине

«История»

 

Письменная работа к разделу 1

Рефераты

Реферирование или составление реферата – это краткое изложение содержания оригинала-первоисточника.

МОДЕЛЬ РЕФЕРАТА

Вступление.

1) дать исходные данные (название исходного текста, где опубликован, в каком году);

2) сообщить сведения об авторе (фамилия, ученые степень и звание, если есть);

3) выявить смысл названия работы, чему посвящена (тема), в связи с чем написана.

Перечисление основных вопросов (проблем, положений), о которых говорится в тексте.

Анализ самых важных, по мнению референта, вопросов из перечисленных выше.

1) обосновать важность выбранных вопросов (почему эти вопросы представляются наиболее важными и интересными автору реферата);

2) коротко передать, что по этим вопросам говорит автор, опуская иллюстрации, примеры, цифры, отмечая только их наличие;

3) выразить свое мнение по поводу суждений автора исходного текста.

Общий вывод о значении всей темы или проблемы реферируемого текста.

В этой части реферата можно выйти за пределы данного текста и связать разбираемые вопросы с более широкими проблемами.

 

 

2. Чтобы написать реферат, необходимо:

ü прочитать текст и составить его план (с учетом перераспределения информации),

ü выделить основную информацию: определить тему текста, микро-темы;

ü выписать к каждому пункту плана ключевые слова и выражения, необходимые для изложения его смыслового содержания;

ü переформулировать основные положения текста, используя экономные способы передачи информации;

ü отобрать языковые средства (клише), оформляющие реферат;

ü на основе полного анализа и отобранного языкового материала написать реферат.


 

Языковые средства, оформляющие реферат

Смысловые компоненты текста Языковые средства выражения
1. Тема и название статьи Данная, настоящая, рассматриваемая статья (книга) … Статья (книга) называется, носит название, озаглавлена… Тема статьи (книги) …; Данная статья (книга) посвящена теме…; Статья (книга) написана на тему о …; В статье говорится о …; Автор статьи (книги) рассказывает о …
2. Проблематика статьи (книги) В статье (книге) рассматривается, ставится вопрос о том, что …; В статье (книге) автор касается вопросов о …; Автор затрагивает, ставит, освещает вопрос о …; Автор говорит о проблемах …; останавливается на следующих вопросах (проблемах)… В статье (книге) излагается, представлена точка зрения, обобщается опыт работы …; дается анализ (чего), дается оценка (чему), дается описание (чего), научное обоснование (чего)
3. Композиция статьи (книги) Статья (книга) делится на …, состоит из …, начинается с … В статье можно выделить вступление, основную часть и заключение. Книга (статья) состоит из глав, частей, разделов. Во вступительной (первой) части говорится о…, ставится вопрос о том, что…, излагается история вопроса, речь идёт … Во вступительной части статьи, в предисловии к книге речь идёт о … В основной части статьи дается описание…, дается анализ, излагается точка зрения на …, дается характеристика (чего). В основной части значительное (большое) место отводится (чему); большое внимание уделяется (чему); основное внимание обращается (на что). В заключительной части, в заключении подводятся итоги исследования; делается вывод, обобщается сказанное выше; дается оценка (чему); В заключении подчеркивается (что); Статья заканчивается (чем).
4. Сравнение различных точек зрения Существует несколько точек зрения по данной проблеме; Можно остановиться на нескольких основных точках зрения по данному вопросу. Одна из точек зрения заключается в том, что…; вторая точка зрения противостоит первой. Если первая утверждает, что …, то вторая отрицает это. Третья точка зрения высказана (кем) в статье (какой)… Мы разделяем третью точку зрения, приведенную здесь. С этой позиции мы попытаемся рассмотреть реферируемую книгу (статью).

 

5. Сообщение о наличии основной информации в авторском тексте Автор статьи называет, описывает, анализирует, рассматривает, разбирает, доказывает, раскрывает, утверждает, подтверждает (что). Автор статьи сравнивает, сопоставляет (что, с чем); противопоставляет (что, чему); критически относится (к чему). В статье называется, описывается, анализируется, доказывается, рассматривается, утверждается (что); опровергается, характеризуется (что, как, каким образом); сравнивается (что, с чем); противопоставляется (что, чему). В статье дан анализ, дается характеристика, приводятся доказательства (чего). В статье приводятся сравнения, сопоставления (чего, с чем); приводится противопоставление (чего, чему).
6. Основание для доказательства, утверждения, соответствия или противоречия Это доказывает, подтверждает то, что …; это соответствует, противоречит тому, что … На этом основании автор считает, утверждает, доказывает, что … Автор опирается на факты, на то, что …; объясняет это тем, что …; исходит из того, что…
7. Описание основного содержания авторского текста В статье высказывается мнение о том, что …; представлена, высказана точка зрения (на что); доказано, что … В статье содержатся спорные, дискуссионные положения, противоречивые утверждения, общеизвестные истины. В статье имеются ценные сведения, важные неопубликованные данные (о чем), убедительные доказательства (чего).
8. Включение дополнительной информации в авторский текст Важно отметить, что …; необходимо подчеркнуть, что …; надо сказать, что …
9. Сообщение о согласии или несогласии А) Согласие: Мы разделяем мнение автора статьи по вопросу о том, что …; стоим на сходной с ним точке зрения на то, что …; согласны с ним в том, что … Следует признать достоинство (чего) … Следует признать необходимым, важным, полезным, интересным, убедительным, оригинальным, достойным внимание (что)… Представляется важным, убедительным, интересным, оригинальным утверждение, вывод о том, что … Нельзя не согласиться с тем, что …; нельзя не признать того, что …; нельзя не отметить того, что … Б) Несогласие: Хотелось бы возразить (кому, на что); хотелось бы

 

  выразить сомнение (по поводу чего) …; хочется возразить автору по вопросу о … Вызывает сомнение утверждение о том, что …; вызывает возражение то, что … Позволим себе не согласиться с автором в том, что …; позволим себе возразить автору на то, что …; позволим себе выразить сомнение по поводу того, что … Мы стоим на противоположной точке зрения по вопросу о том, что...; не разделяем мнения автора о том, что …; расходимся с автором во взглядах на вопрос о том, что … Сомнительно, что …; непонятно (что, почему, как).
10. Оценка А) Элементы положительной оценки: Автор подробно описывает, рассматривает, характеризует (что); останавливается (на чем). Автор широко иллюстрирует, убедительно доказывает, подробно исследует (что); подтверждает выводы примерами; подтверждает основные положения фактами. Б) Элементы отрицательной оценки: Необходимо отметить следующие недостатки; (что) представляется недосказанным, малоубедительным, сомнительным, непонятным. Автор вступает в противоречие (с чем), противоречит (чему); необоснованно утверждает (что). Автору не вполне удалось показать, доказать, раскрыть (что).
11. Адресат статьи (факультативный смысловой компонент) Статья (книга) адресована специалистам / неспециалистам, широкому кругу читателей. Статья рассчитана (на кого), интересна (кому), представляет (может представлять) интерес (для кого).

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: