ТРЕБОВАНИЯ К УСТНОЙ ЗАЩИТЕ РЕФЕРАТА




ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Реферат относится к разряду научных работ. Реферат представляет

собой краткое изложение сущности какого-либо вопроса или проблемы в письменном виде на основе анализа литературы.

Работа над рефератом состоит из нескольких этапов:

- выбор темы (под роспись у преподавателя)

-сбор и анализ литературы,

- написание реферата.

Реферат должен содержать суждения студента, основанные

на изучении научной литературы и источников (монографии, научные

сборники, журналы, газеты). Минимум использованной литературы

составляет 3-5 библиографических единиц. Следует обратить внимание на источники, на которые делают ссылки авторы книг и статей. Это позволит расширить поиск. В качестве дополнительного информационного источника возможно использование Интернет-ресурсов, но только с указанием на адрес сайтов.

Структура реферата включает в себя:

1. титульный лист,

2. содержание (с указанием страниц),

3. введение,

4. основную часть

5. заключение,

6. список литературы

Введение должно включать в себя актуальность темы, обзор литературы по проблеме, цель и задачи реферативной работы.

В основной части целесообразно выделение двух-трёх вопросов,

отражающих разные аспекты темы. В реферате важно привести различные точки зрения на проблему и дать им оценку.

В заключении подводятся итоги рассмотрения темы, обязательно дается личная оценка рассмотренной проблемы.

Список литературы выполняется в алфавитном порядке:

1. Автор, название источника, издательство, год выпуска

Общий объем реферата должен составлять от 10 до 12 страниц. Текст печатается на листе формата А 4.

Поля страницы: левое –3 см, правое - 1,5 см, нижнее - 2 см, верхнее - 2 см. Текст печатается через 1,5 интервала. Текст реферата набирается в текстовом редакторе Microsoft Word; шрифт - Times New Roman, размер шрифта - 14 пт, выравнивание – по левому краю

Каждая структурная часть реферата (введение, главная часть,

заключение и т.д.) начинается с новой страницы. Расстояние между названием главы и следующим за ней текстом, составляет 2 интервала.

После заголовка, располагаемого посередине строки, не ставится точка. Номера страниц ставятся внизу в правом углу листа. Титульный лист реферата включается в общую нумерацию, но номер страницы на нем не проставляется.

В тексте реферата инициалы авторов указываются перед фамилиями.

Положение рисунков – «В тексте». Все имеющиеся в работе рисунки

должны иметь сквозную нумерацию. Подрисуночные подписи выполняются размером шрифта 12 пт и выравниванием по центру.

Таблицы должны также иметь сквозную нумерацию и собственное

название. Название помещается над таблицей размером шрифта 14 пт с выравниванием по правому краю. Текст внутри таблицы выполняется шрифтом 14 пт. Цитаты (даются в кавычках), цифры и факты, приведенные в тексте, должны сопровождаться указаниями источников.

Образец: «Концепция – это совокупность основных идей, определенная трактовка, основная точка зрения на какое-либо явление или совокупность явлений» [2],

где 2 – номер книги из списка литературы.

Если необходимо указать несколько источников, то разделение

осуществлять знаком «;»: [1, 10; 3].

Весь реферат помещается в папку с файлами (каждая страница реферата в отдельный файл) и предъявляется преподавателю для предварительной проверки не позднее, чем за 2 недели до экзамена.

На экзамене студент должен кратко рассказать о содержании реферата, дать оценку фактам и мнениям авторов и высказать свое мнение по рассматриваемой теме.

 

Образец титульного листа

Санкт – Петербургское государственное бюджетное

профессиональное образовательное учреждение

«Колледж Петербургской моды»

 

 

Экзаменационная работа

по предмету: «Литература»

 

Реферат на тему:

«ТЕМА РЕФЕРАТА »

 

 

Выполнила:

Студентка ___ группы

ФИО (полностью)

Проверила:

Преподаватель Колядная И.В.

__________________

Оценка:

_________

Санкт-Петербург

ТРЕБОВАНИЯ К УСТНОЙ ЗАЩИТЕ РЕФЕРАТА

Для защиты реферата на устном экзамене обучающемуся предоставляется время (10-15 минут) для подготовки устного ответа (5-7 минут). Доклад готовится отдельным текстом.

Речь обучающегося во время доклада должна соответствовать стилевым особенностям языка реферата и включать в себя ту терминологию, которая используется в реферате.
После доклада обучающегося аттестационная комиссия может задать докладчику дополнительные вопросы по теме реферата.
Решение об оценке реферата комиссия выносит в отсутствие обучающегося. При этом учитывается:
- необходимость, достаточность и значимость использованных в реферате источников;
- содержание реферата, ясность изложения и глубина проработки источников;
- самостоятельность в работе над рефератом;
- речевая культура реферата и устного доклада;
- грамотность;

- компетентность учащегося в избранной области;

- ораторские умения (эмоциональность, выразительность речи и пр.)
- оформление работы (в том числе наличие правильно оформленной библиографии).

 

 

Подготовка обучающегося к написанию реферата включает в себя несколько последовательных шагов:

- ознакомление с отличительными признаками реферата как жанра научной литературы;

- обучение четкой формулировке темы, определению ее границ, всех аспектов ее содержания, разъяснение требований, которым должна удовлетворять выбранная для реферата тема;

- обучение умению определять и точно формулировать цели и задачи реферата;

- формирование умений осмысленно читать и анализировать тексты-первоисточники, определять их тему и проблематику, выделять главную и второстепенную информацию, опорные слова и ключевые предложения, составлять план текста и т.д;

- ознакомление учащихся со способами сжатия текста;

- формирование умения создавать на основе первичных текстов новый вторичный текст, обладающий всеми свойствами текста;

- ознакомление учащихся со структурными особенностями реферата, спецификой его введения, заключения, основной части; делением текста на параграфы и абзацы, их оптимальным соотношением;

- обогащение речи учащихся языковыми клише, характерными для научного стиля;

- ознакомление учащихся со спецификой оформления реферата.

В конце реферата обязателен список использованной литературы

Предлагаемые ученикам темы рефератов должны отвечать следующим требованиям:

- тема должна быть актуальной, отражать злободневные проблемы современной науки, практики, соответствовать насущным запросам общества, отрасли образования, школы. Она должна вызывать интерес у обучающихся;

- тема должна быть содержательной, информативной и довольно разработанной в науке, чтобы по ней можно было найти достаточное количество литературы;

- тема должна соответствовать познаниям обучающихся, опираться на материал учебной программы. Вместе с тем тема должна содержать элемент новизны, в какой-то степени выходить за рамки изученного;

- формулировка темы должна содержать какой-либо спорный момент, подразумевать столкновение разных точек зрения на одну проблему.

- конкретность, суженность границ темы, т.к. объемные темы требуют освещения многих вопросов, чего не в состоянии сделать ученик

Для обучающихся предлагается 77 тем рефератов по произведениям русских и зарубежных писателей четырех временных периодов: Средневековья, 18 века, 19 века, 20 века, что соответствует программе 11 класса.

 

ТЕМЫРЕФЕРАТОВ

1. Героический эпос в русской и мировой литературе

ХIХ век

1. Социально-политическая обстановка в России в начале ХIХ века. Влияние идей Великой французской революции на формирование общественного сознания и литературного движения.

2. Романтизм. Социальные и философские основы его возникновения.

3. Литературная сказка эпохи романтизма

 

4. Основные эстетические принципы реализма. Этапы развития реализма в XIX в.

5. А.С. Пушкин – создатель русского литературного языка; роль Пушкина в развитии отечественной поэзии, прозы и драматургии.

6. Вольнолюбивая лирика А.С. Пушкина, ее связь с идеями декабристов («Вольность», «К Чаадаеву», «Деревня»).

7. Тема духовной независимости поэта в стихотворных манифестах Пушкина («Поэт и толпа», «Поэт», «Поэту»).

8. Философская лирика поэта («Дар напрасный, дар случайный…», «Брожу ли я вдоль улиц шумных…»).

9. Сказки Пушкина, их проблематика и идейное содержание.

10. Значение творческого наследия А.С. Пушкина. Пушкин и наша современность.

11. Развитие реалистических тенденций в лирике М.Ю. Лермонтова, взаимодействие лирического, драматического и эпического начал в лирике, ее жанровое многообразие.

12. Особенность творческого дарования Н.В. Гоголя и его поэтического видения мира. А.С. Пушкин о специфике таланта Гоголя.

13. Основные черты русской классической литературы XIX века: национальная самобытность, гуманизм, жизнеутверждающий пафос, демократизм и народность.

14. Познавательная, нравственно-воспитательная и эстетическая роль русской литературы XIX в., ее мировое значение и актуальное звучание для современности.

15. Историческая проза А.С.Пушкина

16. Н.А. Некрасов – организатор и создатель нового «Современника».

17. Роман И.А. Гончарова «Обломов» как социально-психологический и философский роман.

18. Роман «Отцы и дети» И.С. Тургенева, его проблематика, идейное содержание и философский смысл. Основной конфликт романа и отражение в нем общественно-политической борьбы накануне и во время проведения реформ.

19. Образ Базарова как «переходный тип» «человека беспокойного и тоскующего» в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети». Полемика вокруг романа. Д.И. Писарев, М.А. Антонович и Н.Н. Страхов об «Отцах и детях».

20. Драма «Гроза» А.Н. Островского. Проблема личности и среды, родовой памяти и индивидуальной активности человека по отношению к нравственным законам старины.

 

 

21. Новаторский характер драматургии А.Н. Островского. Актуальность и злободневность проблем, затронутых в его произведениях.

22. Душа и природа в поэзии Ф.И. Тютчева.

23. Особенности любовной лирики Ф.И. Тютчева, ее драматическая напряженность («О, как убийственно мы любим…», «Последняя любовь», «Накануне годовщины 4 августа 1864 года» и др.).

24. Непосредственность художественного восприятия мира в лирике А.А. Фета («На заре ты ее не буди…», «Вечер» «Как беден наш язык!..» и др.).

25. Жанровое многообразие творчества А.К. Толстого. Основные мотивы лирики поэта («Средь шумного бала…», «Не ветер, вея с высоты…» и др.).

26. Общественно-политическая и культурная жизнь России 1870-х – начала 1880-х гг. Формирование идеологии революционного народничества.

27. Роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание», постановка и решение в нем проблем нравственного выбора и ответственности человека за судьбы мира.

28. Раскольников и его теория преступления. Сущность «наказания» заблудшей личности и ее путь к духовному возрождению в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».

29. Н.С. Лесков и его сказания о правдоискателях и народных праведниках («Соборяне», «Очарованный странник», «Левша»).

30. «Война и мир» Л.Н. Толстого. Замысел, проблематика, композиция, система образов.

31. Новаторство чеховской драматургии.

32. Познавательная, нравственно-воспитательная и эстетическая роль русской литературы XIX в., ее мировое значение и актуальное звучание для современности.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: