ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Реферат относится к разряду научных работ. Реферат представляет
собой краткое изложение сущности какого-либо вопроса или проблемы в письменном виде на основе анализа литературы.
Работа над рефератом состоит из нескольких этапов:
- выбор темы (под роспись у преподавателя)
-сбор и анализ литературы,
- написание реферата.
Реферат должен содержать суждения студента, основанные
на изучении научной литературы и источников (монографии, научные
сборники, журналы, газеты). Минимум использованной литературы
составляет 3-5 библиографических единиц. Следует обратить внимание на источники, на которые делают ссылки авторы книг и статей. Это позволит расширить поиск. В качестве дополнительного информационного источника возможно использование Интернет-ресурсов, но только с указанием на адрес сайтов.
Структура реферата включает в себя:
1. титульный лист,
2. содержание (с указанием страниц),
3. введение,
4. основную часть
5. заключение,
6. список литературы
Введение должно включать в себя актуальность темы, обзор литературы по проблеме, цель и задачи реферативной работы.
В основной части целесообразно выделение двух-трёх вопросов,
отражающих разные аспекты темы. В реферате важно привести различные точки зрения на проблему и дать им оценку.
В заключении подводятся итоги рассмотрения темы, обязательно дается личная оценка рассмотренной проблемы.
Список литературы выполняется в алфавитном порядке:
1. Автор, название источника, издательство, год выпуска
Общий объем реферата должен составлять от 10 до 12 страниц. Текст печатается на листе формата А 4.
Поля страницы: левое –3 см, правое - 1,5 см, нижнее - 2 см, верхнее - 2 см. Текст печатается через 1,5 интервала. Текст реферата набирается в текстовом редакторе Microsoft Word; шрифт - Times New Roman, размер шрифта - 14 пт, выравнивание – по левому краю
Каждая структурная часть реферата (введение, главная часть,
заключение и т.д.) начинается с новой страницы. Расстояние между названием главы и следующим за ней текстом, составляет 2 интервала.
После заголовка, располагаемого посередине строки, не ставится точка. Номера страниц ставятся внизу в правом углу листа. Титульный лист реферата включается в общую нумерацию, но номер страницы на нем не проставляется.
В тексте реферата инициалы авторов указываются перед фамилиями.
Положение рисунков – «В тексте». Все имеющиеся в работе рисунки
должны иметь сквозную нумерацию. Подрисуночные подписи выполняются размером шрифта 12 пт и выравниванием по центру.
Таблицы должны также иметь сквозную нумерацию и собственное
название. Название помещается над таблицей размером шрифта 14 пт с выравниванием по правому краю. Текст внутри таблицы выполняется шрифтом 14 пт. Цитаты (даются в кавычках), цифры и факты, приведенные в тексте, должны сопровождаться указаниями источников.
Образец: «Концепция – это совокупность основных идей, определенная трактовка, основная точка зрения на какое-либо явление или совокупность явлений» [2],
где 2 – номер книги из списка литературы.
Если необходимо указать несколько источников, то разделение
осуществлять знаком «;»: [1, 10; 3].
Весь реферат помещается в папку с файлами (каждая страница реферата в отдельный файл) и предъявляется преподавателю для предварительной проверки не позднее, чем за 2 недели до экзамена.
На экзамене студент должен кратко рассказать о содержании реферата, дать оценку фактам и мнениям авторов и высказать свое мнение по рассматриваемой теме.
Образец титульного листа
Санкт – Петербургское государственное бюджетное
профессиональное образовательное учреждение
«Колледж Петербургской моды»
Экзаменационная работа
по предмету: «Литература»
Реферат на тему:
«ТЕМА РЕФЕРАТА »
Выполнила:
Студентка ___ группы
ФИО (полностью)
Проверила:
Преподаватель Колядная И.В.
__________________
Оценка:
_________
Санкт-Петербург
ТРЕБОВАНИЯ К УСТНОЙ ЗАЩИТЕ РЕФЕРАТА
Для защиты реферата на устном экзамене обучающемуся предоставляется время (10-15 минут) для подготовки устного ответа (5-7 минут). Доклад готовится отдельным текстом.
Речь обучающегося во время доклада должна соответствовать стилевым особенностям языка реферата и включать в себя ту терминологию, которая используется в реферате.
После доклада обучающегося аттестационная комиссия может задать докладчику дополнительные вопросы по теме реферата.
Решение об оценке реферата комиссия выносит в отсутствие обучающегося. При этом учитывается:
- необходимость, достаточность и значимость использованных в реферате источников;
- содержание реферата, ясность изложения и глубина проработки источников;
- самостоятельность в работе над рефератом;
- речевая культура реферата и устного доклада;
- грамотность;
- компетентность учащегося в избранной области;
- ораторские умения (эмоциональность, выразительность речи и пр.)
- оформление работы (в том числе наличие правильно оформленной библиографии).
Подготовка обучающегося к написанию реферата включает в себя несколько последовательных шагов:
- ознакомление с отличительными признаками реферата как жанра научной литературы;
- обучение четкой формулировке темы, определению ее границ, всех аспектов ее содержания, разъяснение требований, которым должна удовлетворять выбранная для реферата тема;
- обучение умению определять и точно формулировать цели и задачи реферата;
- формирование умений осмысленно читать и анализировать тексты-первоисточники, определять их тему и проблематику, выделять главную и второстепенную информацию, опорные слова и ключевые предложения, составлять план текста и т.д;
- ознакомление учащихся со способами сжатия текста;
- формирование умения создавать на основе первичных текстов новый вторичный текст, обладающий всеми свойствами текста;
- ознакомление учащихся со структурными особенностями реферата, спецификой его введения, заключения, основной части; делением текста на параграфы и абзацы, их оптимальным соотношением;
- обогащение речи учащихся языковыми клише, характерными для научного стиля;
- ознакомление учащихся со спецификой оформления реферата.
В конце реферата обязателен список использованной литературы
Предлагаемые ученикам темы рефератов должны отвечать следующим требованиям:
- тема должна быть актуальной, отражать злободневные проблемы современной науки, практики, соответствовать насущным запросам общества, отрасли образования, школы. Она должна вызывать интерес у обучающихся;
- тема должна быть содержательной, информативной и довольно разработанной в науке, чтобы по ней можно было найти достаточное количество литературы;
- тема должна соответствовать познаниям обучающихся, опираться на материал учебной программы. Вместе с тем тема должна содержать элемент новизны, в какой-то степени выходить за рамки изученного;
- формулировка темы должна содержать какой-либо спорный момент, подразумевать столкновение разных точек зрения на одну проблему.
- конкретность, суженность границ темы, т.к. объемные темы требуют освещения многих вопросов, чего не в состоянии сделать ученик
Для обучающихся предлагается 77 тем рефератов по произведениям русских и зарубежных писателей четырех временных периодов: Средневековья, 18 века, 19 века, 20 века, что соответствует программе 11 класса.
ТЕМЫРЕФЕРАТОВ
1. Героический эпос в русской и мировой литературе
ХIХ век
1. Социально-политическая обстановка в России в начале ХIХ века. Влияние идей Великой французской революции на формирование общественного сознания и литературного движения.
2. Романтизм. Социальные и философские основы его возникновения.
3. Литературная сказка эпохи романтизма
4. Основные эстетические принципы реализма. Этапы развития реализма в XIX в.
5. А.С. Пушкин – создатель русского литературного языка; роль Пушкина в развитии отечественной поэзии, прозы и драматургии.
6. Вольнолюбивая лирика А.С. Пушкина, ее связь с идеями декабристов («Вольность», «К Чаадаеву», «Деревня»).
7. Тема духовной независимости поэта в стихотворных манифестах Пушкина («Поэт и толпа», «Поэт», «Поэту»).
8. Философская лирика поэта («Дар напрасный, дар случайный…», «Брожу ли я вдоль улиц шумных…»).
9. Сказки Пушкина, их проблематика и идейное содержание.
10. Значение творческого наследия А.С. Пушкина. Пушкин и наша современность.
11. Развитие реалистических тенденций в лирике М.Ю. Лермонтова, взаимодействие лирического, драматического и эпического начал в лирике, ее жанровое многообразие.
12. Особенность творческого дарования Н.В. Гоголя и его поэтического видения мира. А.С. Пушкин о специфике таланта Гоголя.
13. Основные черты русской классической литературы XIX века: национальная самобытность, гуманизм, жизнеутверждающий пафос, демократизм и народность.
14. Познавательная, нравственно-воспитательная и эстетическая роль русской литературы XIX в., ее мировое значение и актуальное звучание для современности.
15. Историческая проза А.С.Пушкина
16. Н.А. Некрасов – организатор и создатель нового «Современника».
17. Роман И.А. Гончарова «Обломов» как социально-психологический и философский роман.
18. Роман «Отцы и дети» И.С. Тургенева, его проблематика, идейное содержание и философский смысл. Основной конфликт романа и отражение в нем общественно-политической борьбы накануне и во время проведения реформ.
19. Образ Базарова как «переходный тип» «человека беспокойного и тоскующего» в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети». Полемика вокруг романа. Д.И. Писарев, М.А. Антонович и Н.Н. Страхов об «Отцах и детях».
20. Драма «Гроза» А.Н. Островского. Проблема личности и среды, родовой памяти и индивидуальной активности человека по отношению к нравственным законам старины.
21. Новаторский характер драматургии А.Н. Островского. Актуальность и злободневность проблем, затронутых в его произведениях.
22. Душа и природа в поэзии Ф.И. Тютчева.
23. Особенности любовной лирики Ф.И. Тютчева, ее драматическая напряженность («О, как убийственно мы любим…», «Последняя любовь», «Накануне годовщины 4 августа 1864 года» и др.).
24. Непосредственность художественного восприятия мира в лирике А.А. Фета («На заре ты ее не буди…», «Вечер» «Как беден наш язык!..» и др.).
25. Жанровое многообразие творчества А.К. Толстого. Основные мотивы лирики поэта («Средь шумного бала…», «Не ветер, вея с высоты…» и др.).
26. Общественно-политическая и культурная жизнь России 1870-х – начала 1880-х гг. Формирование идеологии революционного народничества.
27. Роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание», постановка и решение в нем проблем нравственного выбора и ответственности человека за судьбы мира.
28. Раскольников и его теория преступления. Сущность «наказания» заблудшей личности и ее путь к духовному возрождению в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».
29. Н.С. Лесков и его сказания о правдоискателях и народных праведниках («Соборяне», «Очарованный странник», «Левша»).
30. «Война и мир» Л.Н. Толстого. Замысел, проблематика, композиция, система образов.
31. Новаторство чеховской драматургии.
32. Познавательная, нравственно-воспитательная и эстетическая роль русской литературы XIX в., ее мировое значение и актуальное звучание для современности.