Глава 2. Опытно-экспериментальная работа




2.1. Организация театрально игровой деятельности

Театрализованная игра позволяет решать многие педагогические задачи, связанные с нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств, интеллектуальным и художественно-эстетическим развитием. Она является эффективным средством социализации школьника в процессе осмысления им нравственного подтекста литературного или фольклорного произведен и участия в игре, которая имеет коллективный характер, что создает благоприятные условия для развития чувства партнерства и освоения способов взаимодействия со сверстниками и для развития самостоятельности. В театрализованной игре осуществляется эмоциональное развитие: дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы их внешнего выражения, осознают причины того или иного настроения. Велико значение этих игр для развития коммуникативных навыков ребенка: свободное общение в процессе совместной деятельности, совершенствование диалогической, монологической речи, развитие выразительности речи. Дети учатся замечать в окружающем мире интересные идеи, воплощать их, создавать свой художественный образ персонажа, у них развиваются творческое воображение, ассоциативное мышление, умение видеть необычное в обыденном. Театрализованная игра - одно из ярких эмоциональных средств, формирующих художественный вкус детей. Занятия театрализованной деятельностью не только знакомят детей с миром прекрасного, но и пробуждают в них способность к состраданию, сопереживанию.

Кроме того театрализованная игра – предоставляет возможность для интеграции образовательных областей.

В психолого-педагогической литературе отсутствует обобщенное определение театрализованной игры. Например, Л.С. Выготский детское театральное творчество рассматривает как драматизацию, Е.Л. Трусова употребляет как синонимы понятия «театрализованная игра», «театрально-игровая деятельность и творчество» и «игра-драматизация».

Обобщив литературные данные, мы считаем театрализованную игру как деятельность по моделированию биосоциальных отношений, внешне подчиненную сюжету-сценарию в обозначенных временных и пространственных характеристиках; деятельность, в которой принятие образа овеществлено (переодеванием или куклой) и выражается различными символическими средствами (мимикой и пантомимой, графикой, речью, пением и т.п.).

Театрализованная игра близка и к сюжетной игре, и к игре с правилами. Принимая во внимание, что исследователи.выделяют семь различных форм игровой деятельности: индивидуальную, одиночную, парную, групповую, коллективную, массовую и планетарную, — мы считаем, что театрализованная игра как сюжетная по существу является групповой, но может быть индивидуальной.

Театрализованная игра - это действия в заданной художественным произведением или заранее оговоренной сюжетом реальности, т.е. она может носить репродуктивный характер. Причем в театрализованных играх роль, привлекательная для ребенка, требует большего, чем в сюжетно-ролевых, подчинения сюжету, почти правилу, отражающему фиксированную автором логику отношений и взаимодействий объектов окружающего мира, но не исключает творчества. В театрализованной игре нет отношений состязания (если они не заложены в сценарии) в отличие от игры с правилами.

В работу по театрализации последовательно включается значительное количество художественных произведений. Как правило, одно литературное произведение (стихотворение, сказка) предполагает проведение трех занятий.

Первое занятие начинается с небольшой вступительной беседы, вводящей детей в сказочную атмосферу или в ту сферу действительности, которая освещается в произведении. Эта часть включает игровые моменты, рассматривание картины или обложки книги. Вторая часть занятия посвящается знакомству с произведением. Педагог пересказывает его, наблюдает за реакцией детей, усиливает эмоциональные моменты, изменяет текст для облегчения понимания содержания, мотивов поступков героев. Затем следует краткий разбор произведения: ответы на вопросы по фабуле произведения, словарная работа. Повторное чтение произведения сопровождается театрализацией с помощью театра на фланелеграфе, настольного театра, бибабо, пальчиковых кукол, комментированным рисованием педагога. В зависимости от объема произведения (короткое стихотворение или длинная сказка) можно повторить рассказ на следующем, втором занятии, во время которого педагог побуждает детей в соответствии с индивидуальными возможностями воспроизвести сюжет сказки по вопросам, причем анализируются не только конкретные события сказки, но и нравственное ее содержание. На третьем занятии вопросы по сказке задаются для уточнения ее содержания и хода рассказывания. Педагог пользуется различными формами моделирования ситуации: последовательными картинами (план сказки), конструктивными приемами (составление отдельных деталей — частей декораций из объемного конструктора, плоскостного материала), всеми видами театра. В работе с детьми старшего дошкольного возраста применяются символическое моделирование, элементы приемов мнемотехники.

Театрализованная игра используется на традиционных занятиях по ознакомлению с художественными произведениями как вспомогательное средство для решения программных задач: закрепления знания литературного произведения, развития диалогической и монологической связной речи, а самое главное для обогащения словарного запаса младших школьников.

Тематика и содержание игр имеют нравственную направленность, которая заключена в каждой сказке, литературном произведении. Это развивает чувство дружбы, отзывчивости, доброты, честности, смелости. Непроизвольно дети подражают, отождествляют себя с полюбившимся образом. Способность к такой идентификации и позволяет через образы оказывать влияние на формирование личности ребенка. Самостоятельно разыгрывая какие-либо роли дети приобретают опыт нравственного поведения.Театрализованные игры позволяют решать многие задачи – от ознакомления с общественными явлениями, формирования элементарных представлений до физического совершенствования. Умело поставленные педагогом вопросы побуждают думать, анализировать, делать выводы и обобщения. Эстетическое влияние игр может быть более глубоким: восхищение прекрасным и отвращение к негативному, что создает в свою очередь настроение, эмоциональный подъем, повышает жизненный тонус детей.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: