Ответы на задания B1–B9 записывайте словами или цифрами.
В1. Замените слово «ропот» в предложении 20 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
Ответ: ___________________________.
В2. Замените словосочетание (сущ.)+ (сущ.) «берег Африки» (предложение 2), синонимичным (прил.) + (сущ.). Напишите получившееся словосочетание.
Ответ: ___________________________.
В3. Выпишите грамматическую основу предложения 2.
Ответ: ___________________________.
В4.Среди предложений 18-20 найдите предложение с однородными членами. Напишите номер этого предложения.
Ответ: ___________________________.
В5. В приведѐнных ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при деепричастном обороте.
Артиллерист,(1) бледный как полотно, (2)не шевелясь, смотрел на детей. Матросы спустили лодку,(3) бросились в нее и,(4) сгибая весла, (5)понеслись что было силы к мальчикам. Но они были еще далеко от детей, (6)а акула была уже близко.
Ответ: ___________________________.
В6.Укажите количество грамматических основ в предложении 6. Ответ запишите цифрой.
Ответ: ___________________________.
B7. В приведѐнных ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.
На корабле с нами было два мальчика. Мальчики первые попрыгали в воду, (1)но им тесно было в парусе,(2) и они вздумали плавать наперегонки в открытом море. Оба, (3)как ящерицы,(4) вытягивались в воде и что было силы поплыли к тому месту, (5)где был бочонок над якорем.
Ответ: ___________________________.
А1-2; А2-4; А3-1; А4-1; А5-2; А6-2; А7-3; В1-звук; В2- африканский берег; В3-день был прекрасный дул ветер; В4- 19; В5-4, 5; В6-1; В7-5.
Вариант 3 ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КОРИДОР
(1)Это было в сорок первом году. (2)Темная и суровая Москва, спасая нас, детей, от войны, погрузила в поезда и отправила в Сибирь. (3)Мы ехали медленно, задыхаясь от недостатка кислорода, и страдали от голода. (4)В Челябинске нас высадили и повели на вокзал. (5)Была ночь.
(6)— Здесь есть пища, — сказал Николай Петрович, сутулый, желтый от болезни человек.
(7)Вокзал хлестанул по глазам ярким светом. (8)Но скоро мы увидели и другое. (9)Многотысячная толпа беженцев осаждала единственный ресторан.(10) Там шевелилось что-то черное, и ухало, и кричало. (11)Ближе к нам, прямо на рельсах, стояли, сидели, лежали люди. (12)Здесь начиналась очередь.
(13)Мы стояли и смотрели на окна. (14)Там было тепло, там раздавали людям горячую, дымящуюся жизнь, наполняя ею тарелки. (15)Потом встал наш Николай Петрович на ящик и что-то закричал. (16)И нам было видно, как он нервно вздергивает острые плечи. (17)И голос у него слабый, голос чахоточного человека. (18)Кто из этих голодающих, сутками простаивающих беженцев сможет его услышать?..
(19)А люди вдруг зашевелились. (20)Они подались назад, и маленькая трещинка расколола черную толпу. (21)А потом мы увидели еще: какие-то люди взялись за руки и образовали коридор. (22)Человеческий коридор...
(24)Я потом побродил немало, но всегда мне казалось, что я не перестаю шагать этим человеческим коридором. (25)А тогда — мы шли через него, качающийся, живой, трудный.(26) И мы не видели лиц, просто стена больших и верных людей. (27)И яркий свет «дали». (28)Свет, где нам было очень тепло, где и нам отвалили по целой порции жизни, горячей жизни, наполнив ею до краев дымящиеся тарелки. (А. Приставкин)
Задания A1–A7 выполните на основе анализа содержания прочитанного текста. К каждому заданию A1–A7 даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный.
Номера выбранных ответов на задания A1–A7 обведите кружком.
A1. В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Зачем люди взялись за руки и образовали «человеческий коридор»?
1) Люди хотели увидеть приехавших в эвакуацию детей.
2) Стоявшие в очереди за едой люди пропустили по «человеческому коридору» голодных детей.
3) Чем быстрее получат еду дети, тем быстрее дойдёт очередь до взрослых.
4) Эти люди приехали в Челябинск уже давно и не так страдали от голода.
A2. Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «осаждать» (предложение 9).
1) тормошить
2) наседать
3) упрашивать
4) надоедать
A3. В каком предложении в качестве средства выразительности речи используется метафара?
1) А тогда — мы шли через него, качающийся, живой, трудный.
2) Многотысячная толпа беженцев осаждала единственный ресторан
3) Они подались назад, и маленькая трещинка расколола черную толпу.
4) Я потом побродил немало, но всегда мне казалось, что я не перестаю шагать этим человеческим коридором.
А4. Укажите ошибочное суждение.
1) В слове очередь есть буква, которая обозначает непроизносимый согласный звук.
2) В слове вдруг происходит оглушение звонкого согласного звука.
3) В слове раздавали все согласные звуки мягкие.
4) В слове больших букв больше чем звуков.
А5. Укажите слово с непроверяемой безударной гласной в корне.
Кислорода 2)осаждала
Закричал 4) побродил
А6. В каком слове правописание приставки зависит от последующего глухого согласного?
1) здесь 2) раздавали
3) расколола 4)вздёргивает
А7. В каком слове правописание суффикса определяется правилом «В суффиксе наречия пишется столько же букв н, сколько в суффиксе прилагательного, от которого оно образовано»?
1) медленно 2) единственный
3) увлечённый 4)каменный