1. Цель и задачи тренинга.
2. Психологические механизмы изменения коммуникативной компетентности участников тренинга.
3. Характеристика методов тренинга (групповая дискуссия, кейс- стадинг, ролевая игра, психотехнические упражнения и др.).
4. Особенности проведения тренинга с сотрудниками ОВД.
5. Правила поведения в ходе тренинговых занятий.
6. Пути и способы закрепления позитивных изменений в коммуникативной компетентности сотрудников ОВД.
7. Важность точности восприятия партнера по общению в деятельности сотрудника полиции.
8. Человек как система сигналов (внешний вид, психические состояния, поведение, особая атрибутика (татуировки, жаргон, жестикуляция).
9. Психологические механизмы восприятия и понимания партнера по общению (социально-психологическая идентификация, рефлексия, эмпатия, каузальная атрибуция, стереотипизация. физиогномическая редукция.
10. Приемы и правила построения точного образа партнера по общению.
11. Методы профайлинга (построение психологического и поведенческого профиля партнера и отнесение к конкретной социальной группе).
12. Визуальная диагностика характерологических особенностей партнера.
13. Выявление ведущей репрезентативной системы человека.
14. Методы оценки эмоционального состояния партнера.
15. Методика FAST.
16. Ошибки и эффекты, возникающие при построении образа другого (эффект первичности, гало-эффект, ошибка центральной тенденции, эффект переноса, ингрупповой фаворитизм и аутгрупповая дискриминация).
17. Практический учет принципа психофизиологического взаимодействия.
18. Практический учет принципа межполушарной асимметрии коры головного мозга.
19. Практический учет принципа мимических реакций.
20. Практический учет принципа глазодвигательных сигналов и изменения размера зрачка.
21. Практический учет принципа жестов.
22. Практический учет правила левой стороны, индикаторов неконгруэнтности в комплексной психологической оценке партнера по общению.
23. Роль вхождения в контакт в целях эффективности общения с партнером.
24. Понятие коммуникативного присоединения (подстройки).
25. Виды и методы коммуникативного присоединения к партнеру по общению.
26. Динамическое присоединение (громкость, темпо-ритм речи и дыхания).
27. Стратегийное присоединение.
28. Методы «калибровки» (выявление ведущей модальности) партнера по общению.
29. Позиционное присоединение (определение актуального Я- состояния).
30. Ценностное присоединение (подчеркивание важности личности партнера).
31. Особенности использования психологических «плюсов» для разного типа партнеров в различных ситуациях профессиональной деятельности.
32. Вербальные и невербальные средства и техники коммуникации.
33. Приемы эффективной коммуникации с партнером по профессиональному общению.
34. Особенности речи в социально ориентированном общении сотрудника полиции.
35. Использование правил, стратегии и тактики речевой коммуникации.
36. Правила и культурные нормы сотрудника полиции по телефону,
37. Правила и культурные нормы сотрудника полиции ведения служебной переписки.
38. Правила и культурные нормы сотрудника полиции поведения в общественных местах
39. Правила и культурные нормы сотрудника полиции осуществлении взаимодействия с гражданами.
40. Взаимодействие и воздействие в процессе общения.
41. Методы и средства воздействия на партнера по общению.
42. Слушание как метод воздействия.
43. Нерефлексивное и рефлексивное слушание.
44. Техника задавания вопросов.
45. Психологические условия эффективного общения с несовершеннолетними.
46. Психологические условия эффективного общения с пенсионерами.
47. Психологические условия эффективного общения с зависимыми личностями (алкоголики и наркоманы).
48. Психологические условия эффективного общения с лицами, имеющие психопатологию.
49. Особенности взаимодействия с партнерами-манипуляторами.
50. Корыстные формы общения: обман, ложь.
51. Агрессивно-конфликтное взаимодействие.
52. Закономерности агрессивного поведения и взаимодействия.
53. Типичные модели поведения личности в конфликте.
54. Психологические приемы: «Третейский судья», «Переводчик»,
«Регулировщик» и др.
55. Специфика личностно-группового профессионального общения.
56. Виды личностно-группового общения: служебные совещания, групповое принятие решений, брифинги, публичные выступления и др.
57. Правила и рекомендации успешного публичного выступления сотрудника полиции.
58. Методы психологической подготовленности и психической саморегуляции при публичном выступлении.
59. Уверенность в себе как фактор воздействия на партнера по общению.
60. Методы развития у себя ассертивности и самонастройки на общение.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Основная литература
1. Виговская М.Е. Психология делового общения [Электронный ресурс]: учебное пособие для ССУЗов/ Виговская М.Е., Лисевич А.В., Корионова В.О. – Электрон. текстовые данные. – Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2016.
2. Семенова Л.Э. Методологические основы психологии [Электронный ресурс]: учебно-методическое пособие/ Семенова Л.Э. – Электрон. текстовые данные. – Саратов: Вузовское образование, 2016..
3. Сорокотягин И.Н. Юридическая психология [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Сорокотягин И.Н. – Электрон. текстовые данные. – М.: Дашков и К, Ай Пи Эр Медиа, 2017.
4. Соснова М.Л. Тренинг коммуникативного мастерства [Электронный ресурс]: учебно-практическое пособие/ Соснова М.Л. – Электрон. текстовые данные. – М.: Академический Проект, 2017.
5. Шуванов И.Б. Теоретические основы психологии безопасного поведения в экстремальных ситуациях [Электронный ресурс]: учебное пособие для студентов по направлению 030300 «Психология» и специальности 030301 «Психология служебной деятельности»/ Шуванов И.Б., Шаповалов В.И. – Электрон. текстовые данные. – Саратов: Вузовское образование, 2017.
Дополнительная литература
1. Батюта М.Б. Возрастная психология. Практикум для студентов [Электронный ресурс]: учебно-методическое пособие/ Батюта М.Б., Князева Т.Н. – Электрон. текстовые данные. – Саратов: Вузовское образование, 2016.
2. Гафиатулина Н.Х. Социальная коммуникация в профилактике конфликтов [Электронный ресурс]: учебно-методическое пособие/ Гафиатулина Н.Х., Самыгин С.И. – Электрон. текстовые данные. – М.: Русайнс, 2016.
3. Милорадова Н.Г. Психология саморазвития и самоорганизации в условиях учебно-профессиональной деятельности [Электронный ресурс]: учебное пособие для студентов магистратуры, обучающихся по направлению подготовки 38.04.02 Менеджмент/ Милорадова Н.Г., Ишков А.Д. – Электрон. текстовые данные. – М.: Московский государственный строительный университет, Ай Пи Эр Медиа, ЭБС АСВ, 2016.
4. Першина Л.А. Возрастная психология [Электронный ресурс]: учебное пособие для вузов/ Першина Л.А. – Электрон. текстовые данные. – М.: Академический Проект, Альма Матер, 2016.
5. Тужикова Е.С. Социально-психологические особенности групп [Электронный ресурс]: учебно-методическое пособие/ Тужикова Е.С. – Электрон. текстовые данные. – СПб.: Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, 2016.
Подготовлено профессором кафедры юридической психологии учебно-научного комплекса психологии служебной деятельности, доктором психологических наук Агаповым В.С..
Обсуждено на заседании кафедры юридической психологии учебно- научного комплекса психологии служебной деятельности «29» ноября 2018г., протокол № 4;