Доцент кафедры информационных и коммуникационных технологий




Таджикского государственного педагогического университета им. С. Айни. (Душанбе,) кандидат педагогических наук

ОБЪЕКТИВНЫЙ КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ ПРИ РЕШЕНИИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗАДАЧ В ЭЛЕКТРОННЫХ ТАБЛИЦах С ПРИМЕНЕНИЕМ МЕТОДА ПУЛАТ

В информационный век, который характеризуется бурным развитием науки, технологий и цифровой среды, в процессе обучения информатике важно уделять внимание решению экономических задач. Желательно учить решать такие задачи с помощью электронных таблиц. Роль образования в эпоху информационных технологий и цифрового прогресса настолько велика, что ни одна сверхдержава в мире не может достичь своих целей (в частности, решить экономические и социальные проблемы) без учета этого фактора. В процессе решения экономических задач учащиеся устанавливают межпредметные связи информатики и математики.

В настоящее время национальное образование Таджикистана приобретает глобальные черты. Глобализация образования заставляет и учителей, и учеников идти в ногу со временем. В соответствии с сегодняшними требованиями учителям необходимо использовать новые интерактивные методы преподавания, внедрять в свои занятия информационные технологии и программирование, не нарушая при этом методологию обучения [5]. Учащиеся не только изучают конкретную дисциплину, но и осваивают новые способы обучения, самостоятельные методы работы, благодаря которым они получают дополнительные знания и развивают свои навыки и способности.

В процессе обучения решению экономических задач преподаватель информатики знакомит студентов с категориями экономики — бухгалтерским учетом, налогообложением и т. д.

Рассмотрим и исследуем следующую экономическую задачу.

Задача 1. В ячейку А1 электронной таблицы занесена заработная плата работника, равная ААА рублей. В ячейку В2 занесена формула = А1* РРР, в ячейку С1 занесена формула = А1 %, которые определяют сумму налога и отчислений в пенсионный фонд соответственно. В ячейку D1 занесена формула = А1 – В1 – С1, определяющая сумму к выдаче. Найти значение ячеек В1, С1 и D1.

В этом примере параметры AAA и PPP являются входящими. В первую очередь данная задача ориентирована на изучение электронных таблиц и позволяет оценить знания учащихся о принципах работы с ними. Задача имеет экономическое содержание и требует расчета подоходного налога и отчислений в пенсионный фонд. Знание удержанной из ежемесячной заработной платы суммы налога и отчислений в пенсионный фонд позволяет рассчитать размер заработной платы работника к выдаче. Правильное написание формул с использованием относительных и абсолютных ссылок в ячейках электронной таблицы — одна из тематических компетенций информатики. Также в задаче требуется рассчитать процентное значение в ячейке, для чего необходимы математические знания.

Данную задачу целесообразно предложить учащимся для оценки их компетенций при проведении контрольной работы. В этом случае в условие необходимо подставлять разные входные параметры, что обеспечивает индивидуализацию выполнения контрольной работы. Индивидуализация выполнения контрольной работы традиционным методом и методом тестирования (достигаемая при традиционном методе составления заданий и при тестировании?) создает множество проблем, о которых сказано в предыдущих работах автора [2–4], а также других исследователей [1]. Эти проблемы усложняют работу учителя. Используя достижения науки программирования и созданную нами методику — метод Пулат, можно более простым способом индивидуализировать процесс контроля и лишить учащихся возможности списать ответы друг у друга. Таким образом, труд учителя-предметника облегчается. Следует также отметить, что сосредоточение внимания на индивидуальных особенностях учеников и выявление их талантов — одна из важнейших задач учителя-предметника, которая решается в том числе с помощью индивидуализации выполнения контрольных работ. Вместе с тем важно, чтобы процесс индивидуализации не был трудоемким. Кроме того, при мониторинге качества образования и знаний учащихся через соответствующие структуры оценка должна даваться в короткие сроки и не требовать слишком много усилий. Если ученик проявляет самостоятельность в процессе выполнения контрольной работы, то можно с уверенностью сказать, что он освоил предмет на высоком уровне. Таким образом, сегодня существует потребность в создании новых методов проверки знаний и построении на их основе новых компьютерных программ. Процесс обучения и проведения контрольных работ в век цифровых технологий ставит перед учителями-предметниками не возникавшие прежде важные задачи.

С помощью разработанного нами метода Пулат мы генерируем и определяем значение входящего параметра AAA. При создании компьютерной программы используется язык программирования C ++ Builder (пакет RAD Studio).

На занятиях мы программируем, генерируем и определяем значение входящих параметров для двух других заданий контрольной работы. Далее отображаем их в диалоговой форме работы. Отметим, что условие (решения?) второй и третьей задач зависят от условия первой задачи.

Задача 2. Используя условие первой задачи, найти значения ячеек А1, С1 и D1, если значение ячейки В1 равно RRR.

Задача 3. Используя условие первой задачи, найти значения ячеек А1, В1 и D1, если значение ячейки С1 равно YYY.

После рассмотрения первой части программного проекта, посвященного технологии определения числового значения входящих параметров и отображения условий задач контрольной работы в диалоговой форме, переходим ко второй части программного проекта.

Вторая часть компьютерной программы направлена на автоматическую проверку введенных ответов, определение оценки и результата вычисления (?). В каждой задаче контрольной работы от учащегося требуется ввести три возможных ответа.

В проекте программного обеспечения добавляем три командные кнопки. Первой кнопке даем текстовое название «Задачи » и в привязанную к ней процедуру вводим полный текст программы определения числовых значений входящих параметров и отображения условий всех трех задач в диалоговой форме. Второй кнопке даем текстовое название «Результат » и в привязанную к ней процедуру вводим полный текст программы автоматической проверки введенных ответов, определения и объявления оценки в диалоговой форме. Третьей кнопке даем текстовое название «Продолжить » и в привязанную к ней процедуру вводим полный текст программы для продолжения работы с текущим вариантом.

После нажатия командной кнопки «Результат» все поля компонентов текстового элемента управления переходят в режим «только для чтения», а значение свойства ReadOnly становится равным True. Командные кнопки «Команда» («Задачи»?) и «Результат» исчезают, и появляется третья командная кнопка с текстовым названием «Продолжить».

Скомпилируем проект и подготовим его к работе. После запуска программы мы видим, что вариант контрольной работы отражается автоматически. Ученик может приступить к решению этого варианта или нажать на командную кнопку «Задачи» и выбрать другой вариант.

Компьютерные программы, разработанные с использованием метода Пулат, применяются одинаково в процессе проведения контрольной работы (действуют по одному принципу?). Каждый ученик запускает программу самостоятельно. Программа состоит только из одного программного файла, который может находиться на жестком диске рабочего компьютера ученика, на сервере или удаленном сервере [2; 3]. После запуска программы и отображения условия задачи ученик записывает задания в тетради для контрольных работ, решает их письменно и вводит ответ в текстовое поле соответствующего компонента управления. Правильность введенного ответа(ов) проверяется нажатием на командную кнопку «Результат», оценка видна сразу. Таким образом обеспечивается объективность проверки знаний учащихся и значительно облегчается труд учителя. Необходимость в обеспечении объективного контроля знаний учащихся и усовершенствовании методики проведении контрольных работ по математике и информатике, а также развития у учащихся навыков самоконтроля, формирования у них методологических знаний отражена в исследованиях [1–4].

Разработанный метод проведения самостоятельных и контрольных работ известен в Республике Таджикистан под названием «метод Пулат» и является одним из активно используемых способов внедрения электронно-цифровых средств в обучение. Метод можно применять как при традиционном формате обучения, так при заочном и дистанционном. С помощью метода Пулат уже разработано несколько программ, использующихся в образовательном процессе. Подробнее об этом можно прочитать в исследованиях [2; 3] и др.

Литература

1. Абдукаримов, М. Ф. Развитие творческой активности студентов вузов Республики Таджикистан при проведении лабораторных работ по предмету численных методов / М. Ф. Абдукаримов, Р. Т. Баротов. — Текст: непосредственный // Вестник Таджикского национального университета. Серия естественных наук. — 2016. — № 1–4 (216). — С. 26–35.

2. Назаров, А. П. Компьютерная поддержка проведения проверочных работ по теме «Простые числа» / А. П. Назаров. — Текст: непосредственный // Информатика в школе. — 2020. — № 9 (162). — С. 59–62.

3. Назаров А. П. Компьютерная программа для проверки письменных контрольных работ по математике / А. П. Назаров. — Текст: непосредственный // Школьные технологии. — 2020. — № 1. — С. 92–97.

4. Назаров, А. П. Методика преподавания информатики: [учебник для педагогических вузов] / А. П. Назаров. — Душанбе: Издательство?, 2019 — 462 с. — Текст: непосредственный.

5. Нугмонов, М. Теоретико-методологические основы методики обучения математике как науки(е?) / М. Нугмонов. — Душанбе Издательство?, 2016(1?). — 290 с. — Текст: непосредственный.

Асгар Годрати,



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: