Архимандрит Ианнуарий (Ивлиев). Евангелие от Матфея. Беседы на радио «Град Петров». Беседа № 5.




Рождество Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа.

Порядок чтений, согласно календарю: Лит. – Мф., 3 зач., II, 1–12.

Перевод РБО:

1. Иисус родился в иудейском городе Вифлееме во времена правления царя Ирода [1]. После рождения Иисуса в Иерусалим пришли мудрецы с востока. 2. Они спрашивали:

– Где новорожденный Царь иудеев? Мы видели Его звезду [2] на востоке и пришли поклониться Ему.

3. Услышав об этом, царь Ирод встревожился, а с ним и весь Иерусалим. 4. Он созвал к себе всех знатных священников и учителей Закона и спросил их, где должен был родиться Христос.

5. – В иудейском Вифлееме,– ответили ему, – потому что так написано у пророка:

6. «И ты, Вифлеем, земле Иудеи,

ты вовсе не наименьший среди главных городов Иудеи.

Из тебя выйдет Правитель,

Который будет пасти народ Мой Израиль [3].

7. Тогда Ирод тайно пригласил к себе мудрецов и узнал у них точное время появления звезды. 8. Он отослал их в Вифлеем с наказом:

– Идите и тщательно разузнайте все о Младенце. Когда вы Его найдете, известите меня, чтобы и я смог пойти и поклониться Ему.

9. Выслушав наказ царя, они отправились в путь. Звезда, которую они видели на востоке, шла впереди них, пока наконец не остановилась над местом, где был Младенец.10. Увидев звезду, мудрецы очень сильно обрадовались. 11. Когда они вошли в дом и увидели Младенца и Его мать Марию, они, павши, поклонились Ему и, открыв свои сокровища, поднесли Ему подарки: золото, ладан [4] и смирну [5]. 12. Но во сне они были предупреждены о том, что им нельзя возвращаться к Ироду, и вернулись в свою страну другим путем.

Архимандрит Ианнуарий (Ивлиев). Евангелие от Матфея. Беседы на радио «Град Петров». Беседа № 5.

Местом рождения Иисуса Христа называется Вифлеем Иудейский, то есть в земле колена Иуды. Дело в том, что был ещё один Вифлеем, в колене Завулона. Кроме того, для Матфея важно подчеркнуть значение Иудеи. Четыре раза повторяется имя Иуды в этом маленьком отрывке. Ведь Мессия – Царь Иудейский, Он родился в Иудее, Он жил и действовал в Иудее и в Иудее будет убит и воскреснет. Вифлеем как город Мессии важен для традиционного иудейского сознания. Хотя значительная часть жизни Иисуса прошла в Назарете, Вифлеем остается столь важным, что переселение в Назарет потребует далее особого подтверждения Писанием: «И … поселился в городе, называемом Назарет, да сбудется реченное через пророков, что Он Назореем наречется» (Мф 2:23). Важен Вифлеем был потому, что он – «град Давидов», то есть родной город царя Давида. А Иисус – Сын Давидов. Как говорится в Евангелии от Иоанна, «не сказано ли в Писании, что Христос придет от семени Давидова и из Вифлеема, из того места, откуда был Давид?» (Ин 7:42).

Время описываемого события обозначено неопределенно – «во дни царя Ирода». Речь идет о царе Ироде Великом, который умер в 4 году до РХ. Конечно, странно читать, что Иисус Христос родился до Рождества Христова. Но вопрос о времени рождения Иисуса мы рассмотрим несколько позже.

«Пришли в Иерусалим волхвы с востока». Это неопределённое «с востока» отвечает представлению о Востоке как месте происхождения магии, астрологии и религиозной мудрости. Само слово «волхвы» в оригинале звучит «маги». Вавилонские маги, или, как их называет пророк Даниил, «халдеи» (Дан 2:4), – это мудрецы, ученые астрологи.

«Где родившийся Царь Иудейский?», – расспрашивают волхвы жителей Иерусалима. Но иудеи вряд ли понимали их вопрос. Ведь они о Мессии говорили как о «Царе Израиля». Так что вопрос волхвов выдает в них язычников, ибо «Царь Иудейский» – так могли бы сказать язычники, например, римляне, но никак не иудеи. Вспомним, что именно римская издевательская надпись на Кресте гласила, что распятый Господь –«Царь Иудейский».

«Мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему», – поясняют свое любопытство волхвы. Лучше было бы перевести не «на востоке», а «на восходе»: «мы видели, как восходит Его звезда». Они ведь были учеными астрологами и появление на небе необычной звезды привлекло их внимание. Иудейство вообще-то очень отрицательно относилось ко всякому виду волшебства и магии, но не могло полностью оградить себя от эллинистического влияния астрологии. Тем более отрицательно относилось к магии христианство. Однако в нашем тексте о волхвах не говорится ничего отрицательного. Это мудрые и благочестивые язычники, которые с самого начала желают совершить истинное и достойное действие – поклониться Младенцу Иисусу. Что касается глагола «поклониться», то следует напомнить, что это слово означает в греческом языке не просто «почтить», или «отвесить земной поклон» или даже «преклонить колена», но в прямом смысле – «пасть ниц». Такое падение ниц прилично было только перед Богом или (у язычников) перед божественным существом, например, перед фараоном или восточным царем.

Матфей совсем не заостряет наше внимание на астрологии, так как для него решающим является не указание астрологии, как бы к ней ни относиться, но только водительство Божие. О том, какую звезду видели волхвы, в истории толкования было много предположений. Но для самого евангелиста Матфея она, несомненно, была чудесной.

Благочестивым волхвам противопоставляется Ирод и весь народ Иерусалима: «Ирод царь встревожился, и весь Иерусалим с ним». Они образуют как бы единый фронт против нового царственного Младенца, что, разумеется, исторически было невозможно. Ирода в Иерусалиме так люто ненавидели, что любое известие о рождении другого Царя, не говоря уже о Мессии, должно было бы вызвать великую радость. Но здесь Матфея заботит не историческая точность, ибо для него Иерусалим – город убийства Иисуса, город, чьё население в конце его Евангелия призывало на себя и своих детей кровь Иисуса. Так Матфей уже в начале своего Евангелия подаёт «сигнал» того, что случится в конце, в истории Страстей Христовых. Что касается тревоги Ирода, то она объясняется тем, что он был в вечном страхе за свой трон. Естественно, рождение какого-то нового «Царя Иудейского» не могло в нем вызвать ничего кроме желания немедленно его устранить. Поэтому он, «собрав всех первосвященников и книжников народных, спрашивал у них: где должно родиться Христу?». Волхвы ведь знали только об Иудее, но не о конкретном месте рождения Царя. Упомянутые «первосвященники» (по-гречески «архиереи») означают членов тех семейств, из которых Ирод поставлял первосвященников. «Книжники» – это ученые знатоки и толкователи Писания. И снова: описана прекрасная гармония Ирода с книжниками, которая в действительности тоже была невообразимой, так как ученые книжники ненавидели Ирода. Но Матфей здесь тоже смотрит вперёд, на историю Страстей, где книжники будут выступать непримиримыми врагами Иисуса Христа. Примечательно, что Ирод спрашивает не просто о Царе, но о Мессии, о Христе. Это указывает на то, что Ирод боится не просто какого-то соперника, но именно Мессии, Спасителя. Ирод представлен не просто как злой и жестокий царь, но как противник спасения, как сообщник сатаны, как некий анти-Христос.

Книжники выдают Ироду место рождения Христа. Они цитируют Священное Писание. Но вот что показательно: евангелист Матфей в уста враждебных книжников не вкладывает свою торжественную «формулу исполнения»: «да сбудется реченное Господом через пророка, который говорит…». Нет, у Матфея книжники просто отвечают Ироду на его вопрос: «в Вифлееме Иудейском, ибо так написано через пророка». То есть иудейские книжники всё знают о Мессии, Пастыре народа Божия, но не только не делают для себя выводов, но фактически вступают в союз с Иродом. Цитата, на которую опираются книжники, представляет собой вольную передачу текстов из пророка Михея и из Второй книги царств. У пророка Михея сказано:

«И ты, Вифлеем-Ефрафа,

мал ли ты между тысячами Иудиными?

из тебя произойдет Мне Тот,

Который должен быть Владыкою в Израиле

и Которого происхождение из начала,

от дней вечных» (Мих 5:2).

Во Второй книге царств Господь обещает Давиду: «ты будешь пасти народ Мой, Израиля, и ты будешь вождем Израиля» (2 Цар 5:2).

После совещания с архиереями и книжниками, узнав, что Мессия должен родиться в Вифлееме, Ирод тайком призывает к себе волхвов, чтобы узнать и возраст родившегося Младенца: когда они наблюдали появление вещей звезды? Они ему сказали об этом, и теперь он лицемерно посылает их в Вифлеем, чтобы они тщательно все разузнали. Он, мол, желает тоже «пойти поклониться» царственному Младенцу.

Итак, астрология привела волхвов в Иерусалим, а пророчества Священного Писания – в Вифлеем. Вновь появившаяся звезда (видимо, они шли ночью) дает им подтверждение, что они на верном пути, чему они «возрадовались радостью весьма великою». Наступает кульминация всего рассказа о волхвах. Примечательно, что при встрече волхвов с Младенцем упоминается только Мария и не упоминается Иосиф. Это не случайно, но подчёркивает особое значение Девы Марии и девственного рождения.

Волхвы открыли ларцы с сокровищами и принесли Младенцу драгоценные дары: «золото, ладан и смирну». Эти волхвы со своими дарами напоминают некоторые пророческие места Ветхого Завета, в которых говорится о паломничестве язычников и их царей к Сиону.

«Достояние народов придет к тебе. …

Все они из Савы придут,

принесут золото и ладан,

и возвестят славу Господа» (Ис 60:5-6).

«Цари Фарсиса и островов

поднесут ему дань;

цари Аравии и Савы

принесут дары;

и поклонятся ему все цари;

все народы будут служить ему» (Пс 71:10-11).

Ладан (буквально «ливан») производился из душистой смолы разных деревьев, росших в Аравии, Индии и Сомали. Смирна тоже добывалась из смолы деревьев в Аравии и Эфиопии. В истории толкования эти дары играли большую роль. Христологическое их толкование мы находим уже у святителя Иринея Лионского и у Оригена[6]: золото указывает на Царя, ладан на Бога, смирна на человека (использовалась при погребении, ср. Мк 15:23; Ин 19:39). Увещательное толкование начинается с раннего Средневековья. Так Евфимий Зигабен: золото – благие дела, ладан – молитва, смирна –умервщление плоти. Лютер: вера, надежда, любовь. Он пишет: «Эти дары может принести Христу каждый, бедный не меньше, чем богатый». На этом фоне довольно трогательно толкование, встречающееся у Фомы Аквинского и у Эразма Роттердамского: золото, мол, указывает на бедность родителей Иисуса, благовоние – на духоту и неприятный запах в яслях для скота, а смирна даётся ради здоровья Младенца.

Итак Ирод пытается вовлечь волхвов в свой коварный план, но его злые замыслы разрушает Божественное вмешательство в события. Во сне волхвы получают «откровение не возвращаться к Ироду» и они «иным путем отошли в страну свою». Это предотвращает опасность стать соучастниками, пусть и невольными, убийственных замыслов Ирода. С этого момента волхвы исчезают не только с глаз Ирода, но также и из Евангельских текстов. Но память о замечательных волхвах продолжала жить и расцвечиваться разными яркими цветами в народном благочестии. Складывается легенда. Живописцы начинают изображать их в персидских, месопотамских и эфиопских одеяниях. Далее волхвы стали представлять потомков Сима, Иафета и Хама, то есть всемирную Церковь. Появляется и число волхвов: на Западе утвердилось, что волхвов было трое, в Сирии – двенадцать. Потом волхвы становятся царями (на основании Ис 60:3 и Пс 71:10-11). Начиная с 6-го века называются имена волхвов: Каспар, Мельхиор и Валтасар. Формируется их внешний вид: Каспар – безбородый юноша, Мельхиор – бородатый старец, Валтасар – чернокожий африканец. Со временем подробно описывается их обратное путешествие на корабле, обращение в христианство апостолом Фомой, их кончина. Появляется праздник Трёх Царей. Естественно, со временем находятся их святые мощи, мощи «трех царей». Это уже в 12-м веке. Сначала мощи находились в Константинополе, потом были вывезены в Милан, а когда Фридрих Барбаросса захватил Милан, он перенёс мощи в Кёльн, где они хранятся и поныне.

Но это всё толкования, будь то богословские, будь то фольклорные и легендарные. Что же касается буквальной экзегезы, то мы, конечно, понимаем, что самому евангелисту Матфею все эти трогательные рассуждения Фомы Аквинского или Лютера, не говоря уже о народных выдумках, показались бы любопытными, но все же очень странными. Так что в истории с волхвами мы видим яркий пример почти полного расхождения экзегезы с герменевтикой. Богатая история воздействия нашего текста есть в то же время история его полного бездействия. Благая весть была практически почти забыта, уступив место мифотворчеству.

Экзегетический же вывод из истории таков: На первом плане для евангелиста Матфея стоит важная в его Евангелии тема: поклонение Иисусу язычников и отказ от Него жителей Иерусалима. Волхвы олицетворяют языческий мир, который возвещает Израилю рождение его Мессии. Но с самого начала эта Благая весть не тронула тот народ, которого она касалась прежде всего. Другая важная тема – поклонение Божественному Младенцу. И еще важно отметить мысль о промысле и водительстве Божием в истории.

Нам осталось хотя бы бегло обсудить вопрос: Как же вышло так, что «Иисус Христос (согласно Евангелию) родился до Рождества Христова?». Действительно, в каком же году родился Иисус Христос? Для простого человека этот вопрос звучит странно: мы ведь отсчитываем наши годы от года Рождения Христа? – Но историческая наука отвечает: Нет, это ошибка. Мы отсчитываем наши годы не от реального Рождения Христа. Ошибка вкралась в начале VI века, когда ученый римский монах Дионисий Малый ошибочно определил год Рождества как 753 год от основания Рима. Так мы до сих пор традиционно и считаем. Но это – просто общепринятая условность. На самом деле Иисус Христос родился на несколько лет раньше. Когда же? Большинство историков склоняется к мысли, что на этот вопрос точный ответ невозможен. Но приблизительно мы все-таки можем составить себе представление о том, в каком же году произошло великое событие Воплощения и Вочеловечения Сына Божия, Второго Лица Пресвятой Троицы.

Приблизительный ответ может быть дан только на основании двух Евангелий – от Луки и от Матфея. Мы здесь ограничим себя только Евангелием от Матфея. В нем говорится: «Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода » (Мф 2:1). Мы точно знаем, что царь Ирод умер в 749 году от основания Рима, то есть в 4 г. до РХ. Далее, из Евангелия от Матфея мы можем вывести некоторое уточнение. В нем сказано, что «Ирод, увидев себя осмеянным волхвами, весьма разгневался, и послал избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже, по времени, которое выведал от волхвов» (Мф 2:16). Отсюда следует, что, если Ирод умер вскоре после избиения Вифлеемских младенцев, то Иисус родился где-то между 6-м и 4-м годом до Р.Х. Вот этими неопределенными данными нам поневоле следует и удовлетвориться.

Любопытно, что с этой расплывчатой датой согласуется и гипотеза великого астронома и астролога Иоганна Кеплера о том, что Вифлеемская звезда, о которой пишет Евангелист Матфей, и которая вела волхвов в Иерусалим, была связана с неким небесным феноменом, который был описан Кеплером в 1603-4 годах. Он наблюдал троекратное соединение (конъюнкцию) планет Юпитера и Сатурна в созвездии Рыб[7]. К этим планетам присоединился также Марс, так что из трех планет временами составлялась как бы одна яркая планета. При помощи математических вычислений Кеплер нашел, что такое соединение планет происходит один раз приблизительно каждые 800 лет. Понятно, что такое важное, с точки зрения астрологии, небесное событие не могло не привлечь внимания ни астролога Кеплера, ни астрологов Древнего мира. Итак, согласно Кеплеру, соединение планет произошло в годы близкие принятой в нашей традиции дате начала новой эры (1600 – 800 – 800)! Кеплер был в восторге от своего открытия. Впоследствии его расчеты были проделаны точнее. Оказалось, что соединение Юпитера и Сатурна происходила от 7 до 5 г. до Рождества Христова, что хорошо совпадает с нашими выкладками из Евангельских данных. Неудивительно, что волхвы прибыли в Иудею искать родившегося царя Израиля. Дело в том, что Юпитер всегда слыл «царской звездой», а Сатурн – «звездой Израиля». Об этом говорит, обличая соплеменников в идолопоклонстве, пророк Амос и повторяет Евангелист Лука в Книге Деяний святых Апостолов: «звезда бога вашего Ремфана» (Амос 5:26; Деян 7:43). Ремфан – это еврейское название планеты Сатурн. Древний мир был очень чувствительным к подобным указаниям астрологии. Еще раз вспомним знаменитую IV эклогу Вергилия, написанную незадолго до наступления новой эры:

«Музы Сицилии, петь начинаем важнее предметы! …

Круг последний настал по вещанью пророчицы Кумской,

Сызнова ныне времен зачинается строй величавый,

Дева грядет к нам опять, грядет Сатурново царство.

Снова с высоких небес посылается новое племя.

К новорождённому будь благосклонна, с которым на смену

Роду железному род золотой по земле расселится

Будет он миром владеть, успокоенным доблестью отчей.

Мальчик, в подарок тебе земля, не возделана вовсе,

Лучших первин принесет …» [8]

Немаловажным было и то, что удивительное небесное событие имело место в созвездии Рыб, ибо с этим созвездием были связаны эсхатологические ожидания. Солнце вот-вот должно было переместиться из созвездия Овна в созвездие Рыб, и в этом усматривали предстоящие религиозные потрясения. Однако всё это – плоды досужих размышлений, призванных удовлетворить нашу суетную любознательность, но имеющих малое отношение к сути Евангельской истории как таковой.

Еще раз подчеркнем, что приведенные расчеты не претендуют на абсолютную точность. Но в оправдание скажем, что сегодня подавляющее большинство историков придерживается мнения, что Иисус Христос родился между 7 и 4 годом до Рождества Христова, в последние годы жизни царя Ирода. Более точно год указать просто невозможно.

 

Оглядываясь на историю с волхвами и чудесной Вифлеемской звездой, мы можем, как и прежде, увидеть, как эта история отражает известные первым читателям Евангелия от Матфея ветхозаветные образы и примеры из истории. Эти образы говорили древним читателям многое, ибо соединяли историю с современностью и с будущим.

Во-первых, Ветхозаветная история:

Посещение волхвов и связанные с этим посещением события в жизни Младенца Иисуса снова напоминали о рождении «Первого спасителя» Моисея. Напомню, что именно так называли Моисея – Первый Спаситель – в параллель ко Второму Спасителю – ожидавшемуся Мессии.

Ведь рождение Моисея, как и рождение Иисуса Христа, тоже было предсказано учеными язычниками. Историк I века Иосифа Флавий «Иудейские древности», нам сообщает о пребывании израильтян в Египетском рабстве:

«У египтян явилась и другая причина, по которой они ещё более постарались стереть с лица земли народ наш. Поводом к этому послужило следующее: один из египетских учёных (которые, кстати сказать, особенно выдаются своими предсказаниями будущего) возвестил царю, что … среди израильтян родится мальчик, который, если вырастет, то сокрушит могущество египтян …; при этом он превзойдёт своею добродетелью всех людей и приобретёт вечную славу. Испугавшись этого, фараон по совету того предсказателя повелел всех родившихся тогда еврейских детей мужского пола бросить в реку и загубить…» [9].

В Евангелие от Матфея вместо египетских ученых предсказателей мы читаем о вавилонских магах, или волхвах, которые предсказывали по звездам. Это могло иметь свои причины:

Во-вторых,Ветхозаветные пророчества:

В Библии, в Книге Чисел рассказывается о некоем волхве Валааме, которого призвал «с востока», от реки Евфрат, моавитский царь Валак, приказав ему навести проклятие на израильтян. Но Валаам не в силах был исполнить этот приказ Валака. Трижды Бог вложил в его уста вместо проклятия благословение. Третье из этих Божественных благословений стало великим пророчеством о грядущем Мессии:

«Говорит Валаам, сын Веоров,

говорит муж с открытым оком,

16 говорит слышащий слова Божии,

имеющий ведение от Всевышнего,

который видит видения Всемогущего,

17 Вижу Его, но ныне ещё нет;

зрю Его, но не близко.

Восходит звезда от Иакова

и восстаёт жезл от Израиля,

и разит князей Моава

и сокрушает всех сынов Сифовых» (Числ 24:15-17).

Это прорицание о «восходящей звезде» толковалось применительно к грядущему Мессии. В Апокалипсисе Сам Господь Иисус Христос в видении Иоанну говорит о Себе: «Я есмь корень и потомок Давида, звезда светлая и утренняя» (Откр 22:16). А во время Второго иудейского восстания против римлян в 131 – 135 гг. РХ вождь восставших Шимон Бен-Косиба получил прозвище Шимон Бар-Кохба (с арамейского – «сын звезды»‎), ибо восставшие считали, что именно на нем исполнилось пророчество Валаама. Объявив себя царем (то есть помазанником, «Христом»), Бар-Кохба стал чеканить монету. На ней был изображен фасад Иерусалимского храма с восходящей над ним пятиконечной звездой. Такова сила ветхозаветных образов!

Ну а для евангелиста Матфея для возвещения «восхода звезды» лучше всего подходили, по аналогии с Валаамом, волхвы, или маги с Востока, первоначально персидские жрецы, которые занимались предсказаниями по звёздам и толкованиями снов. Позднее так стали называть халдейских (то есть вавилонских) звездочётов и астрологов.

В-третьих,современная Евангелисту история:

На формирование рассказа о волхвах, которые, совершив поклонение Младенцу Иисусу, «получили во сне откровение не возвращаться к Ироду и иным путем отошли в страну свою» (Мф 2:12), могло повлиять современное Матфею странное событие. В 66 г. РХ из Персии в Неаполь к императору Нерону прибыло посольство, возглавляемое царём Тиридатом. Это посольство вели волхвы, которые руководствовались звёздными предсказаниями. Звезды сказали им, что Нерон – божественный царь всего мира. И вот персидский царь Тиридат совершил долгое путешествие, чтобы поклониться Нерону как царю мира. Но, совершив поклонение, посольство «иным путем» вернулось назад. Причину таинственного изменения маршрута историки усматривали в недобрых замыслах Нерона. Об этом событии в те времена много говорили.

В-четвертых, астрономия:

О нашумевшем событии – соединении на небосводе двух звезд, а точнее, двух планет мы уже говорили. Это событие наблюдалось в 7-6 гг. до РХ. Тогда Юпитер (царская планета) и Сатурн (планета Израиля) соединились в созвездии Рыб (символ конца эпохи). Такое событие не могло пройти незамеченным, ибо, согласно античным представлениям, рождение великого человека сопровождается появлением нового светила. Чем заметнее небесное явление, тем знаменитее родившийся человек.

Как бы то ни было, и Библейская история, и пророчества, и современные евангелисту знаменательные события на земле и на небе – всё это могло дать обильную пищу для размышлений и отразиться на форме его рассказов о рождении Мессии Иисуса.

 

 


[1] Ирод – т. е. Ирод Великий был царем Иудеи с 40-го по 4-й гг. до н. э. Кроме Иудеи, его владения включали в себя также Самарию и Галилею.

[2] Ср. Чис. 24:17.

[3] Ср. Мих. 5:2.

[4] Ладан – ценная ароматическая смола растений, произрастающих в Аравии и Сев. Африке.

[5] Смирна (мирра) – приятно пахнущая смола растущего в Аравии растения.

[6] Iren Haer 3:9:2; Orig Cels 1:60.

[7] E. Stauffer, Jesus-Gestalt und Geschichte, Bern 1957, S. 35.

[8] Перевод С. Шервинского (1933 г.).

[9] Иосиф. Древн 2:9.2-3, цит. по Иосиф Флавий, Иудейские древности. В 2-х томах. – М.: КРОН-ПРЕСС, 1996, С.80.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: