Содержание лабораторных занятий и самоконтроль
Необходимые индивидуальные принадлежности для выполнения лабораторных работ по курсу «Ботаника»:
– альбом для рисования (объем не менее 40 листов);
– комплект цветных карандашей;
– шариковая ручка;
– ластик;
– линейка;
– лабораторный практикум и учебник.
Требования к оформлению альбома для лабораторных работ по курсу «Ботаника»:
– титульный лист оформляется по следующей схеме:
|
– дата, номер задания, тема, систематическое положение изучаемых представителей и задания записываются всегда на левой странице альбома:
|
– на правой странице выполняются необходимые рисунки. Если рисунки не умещаются на текущей странице, их выполнение можно переместить на левую и правую страницы следующего разворота;
– рисунки всегда выполняются карандашом, а подписи к ним – ручкой;
– рисунки должны в обязательном порядке иметь названия и подрисуночные подписи, например:
|
– на одной странице можно помещать несколько рисунков. Размер рисунков не должен быть слишком большим или слишком маленьким. На выполнение больших рисунков уходит много времени и места, на слишком маленьких рисунках часто невозможно четко детализировать важные особенности микроскопической структуры изучаемого объекта.
ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ
АНАТОМИЯ И МОРФОЛОГИЯ РАСТЕНИЙ
Января 2019 г. Занятие № 1. Тема: АНАТОМИЯ РАСТЕНИЙ
Особенности строения растительной клетки.
Задание 1: Зарисовать строение растительной клетки при большом увеличении. Обозначить органоиды.
Растительные ткани.
Задание 1: Зарисовать образовательную ткань конуса нарастания роголистника погруженного (Ceratophyllum demersum).
Задание 2: Зарисовать первичную покровную ткань – эпидерму листа герани (Geranium sp.). Зарисовать структуру устьичного аппарата при большом увеличении. Указать замыкающие клетки устьиц с хлоропластами. Зарисовать кроющие волоски: простые одно- и многоклеточные, ветвистые, жгучий волосок крапивы двудомной (Urtica dioica), железистый волосок.
Задание 3: Зарисовать вторичную покровную ткань – перидерму стебля бузины посевной, или красной (Sambucus racemosa). Обозначить ткани. Указать чечевичку.
Задание 4: Зарисовать третичную покровную ткань – корку на примере корки древесных растений.
Задание 5: Зарисовать уголковую колленхиму в черешке листа свеклы обыкновенной (Beta vulgaris); склеренхимное волокно в стебле льна-долгунца (Linum usitatissimum); склереиды мякоти плодов груши обыкновенной (Pyrus communis).
Задание 6: Зарисовать проводящие элементы флоэмы: ситовидную клетку и клетку-спутницу. Зарисовать проводящие элементы ксилемы: трахеиду стебля сосны обыкновенной (Pinus sylvestris) с окаймленными порами; сосуды с различными типами утолщения клеточных стенок: кольчатым, спиральным, сетчатым, лестничным.
Задание 7: Зарисовать различные типы проводящих пучков: закрытый и открытый коллатеральный, биколлатеральный, амфивазальный и амфикрибральный. Обозначить ткани.
Первичное и вторичное строение корня.
Задание 1: Зарисовать функциональные зоны корня: зону деления, растяжения, поглощения (всасывания), проведения.
Задание 2: Зарисовать первичное анатомическое строение корня ириса (Iris sp.).
Задание 3: Зарисовать вторичное анатомическое строение тыквы (Cucurbita pepo). Обозначить ткани.
Задание 4: Зарисовать стержневую и мочковатую корневые системы.
Задание 1: Зарисовать макро- и микроскопическое строение «корнеплодов» моркови посевной (Daucus sativa), редиса (Rhaphanus raphanisrum) и свеклы обыкновенной (Beta vulgaris). Обозначить ткани.
Задание 2: Зарисовать метаморфозы корня: эндо- и эктотрофную микоризу на корне древесных и травянистых растений, бактериальные клубеньки на корнях бобовых, корни-подпорки, корни-пневматофоры, веламен.