Путешествие Семёна Дежнёва.




Крестьяне-поселенцы распространялись по территории Сибири неравномерно. Они оседали вдоль основного южного пути с запада на восток, в полосе, пригодной для земледелия. Однако и на этих территориях развитие земледелия было сопряжено с огромными трудностями. В начальный период освоения Сибири русское население не имело возможности возделывать пашню в плодородной лесостепной и степной зоне Южной Сибири, подвергаясь в этих местах нападениям воинственных племён. Приходилось создавать земледельческое хозяйство в условиях сибирской тайги, отвоёвывая у леса участки земли под пашню. Уже в XVII в. возделанные пашни появились почти на всём протяжении Сибири с запада на восток. К концу XVII в. Сибирь уже избавилась от необходимости ввозить хлеб из-за Урала. Создание основ сибирского пашенного земледелия — одна из самых замечательных страниц в истории освоения Сибири. Заселение и одновременно хозяйственное освоение русским народом этой огромной территории сыграли решающую роль в том, что уже в ходе присоединения Сибирь становилась органической частью Российского государства. Уже к концу первой четверти XVIII в. русские составляли не менее 70% всего населения Сибири.

Вхождение народов Сибири в состав России, хотя и сопряжённое с угнетением и эксплуатацией со стороны государства, способствовало преодолению их изолированности от цивилизованного мира и создавало более благоприятные условия для дальнейшего хозяйственного и культурного развития этих народов. В то время как западноевропейские колонизаторы вели в своих заморских колониях истребительные войны, русское правительство старалось избегать насильственных методов, проводило покровительственную политику по отношению к коренному населению. Конечно, при этом оно руководствовалось не столько принципами гуманности, сколько соображениями собственной выгоды. Будучи заинтересовано в сохранении большого количества «ясачных людей» (т. е. данников) и поддержании их платёжеспособности, правительство пыталось, хотя и не всегда успешно, оградить коренное население от произвола и лихоимства местной администрации. В царских грамотах и «наказах» (инструкциях) местным властям постоянно предписывалось действовать по отношению к «ясачным людям» «не жесточью, а ласкою», чтобы их не «ожесточить» и не «отогнать от государевой милости». Запрещалось взимание ясака «правежом», т. е. с помощью прямого физического воздействия. Власти почти не вмешивались во внутренние дела ясачных волостей, управление которыми было оставлено в руках родоплеменной знати. Русским людям разрешалось селиться только «на пустых местах и у ясачных людей угодий не отнимать». Не разрешались насильственное крещение, обращение в холопы и продажа «ясачных людей». И хотя все эти меры были продиктованы интересами казны, тем не менее они сыграли большую роль в создании условий, облегчавших налаживание совместной жизни русского и других народов Сибири в рамках единого государства.

Крестьяне-земледельцы тем более не искали столкновений с коренными жителями, т. к. шли в Сибирь не грабить, а заниматься привычным мирным делом. Малочисленность населения и его разбросанность на огромном пространстве, наличие громадного количества неиспользуемых земель, разрешение крестьянам селиться только на свободных землях сводили к минимуму столкновения на хозяйственной почве. В целом между русским и нерусским населением складывались мирные и добрососедские отношения. Только в этих условиях даже самые малые — однодверные и двухдверные — русские поселения могли спокойно существовать в окружении ясачных юрт. Сами переселенцы-крестьяне с удовлетворением отмечали, что местные жители «не спорят, дают селиться спокоем», что «спору... с ними не бывало, жили в совете (в согласии. — Прим. ред.)». Налаживанию хороших отношений с коренным населением способствовало также отсутствие у русских какого-либо высокомерия, чувства превосходства, что проявилось, в частности, в распространении смешанных браков.

Все это создавало благоприятные условия для сближения русского и коренного населения, для тесного общения в хозяйственно-бытовой сфере, облегчало взаимную передачу трудового опыта, усвоение сибирскими народами более высоко-развитой русской культуры. Для народов Сибири одним из важных последствий их вхождения в состав России было прекращение межродовых и межплеменных усобиц. Благодаря атому выросла общая численность коренного населения, ускорились процессы формирования крупных народностей из разрозненных племён и национальных групп. На современной этнической карте Сибири мы не встретим названий многих племён XVII в. Это отнюдь не означает, что они были истреблены или вымерли. Они вошли в состав более крупных народностей или слились с русским населением.

Таким образом, присоединение Сибири к России имело огромное значение не только для русского народа, но и для народов Сибири. Включение их в состав государства с более развитой экономикой и более высокой культурой создало условия для существенного ускорения хозяйственного, социального и культурного развития этих народов.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: