Почему капиталы «бегут»?




Капиталы — это деньги, люди, нефть, газ, цветные металлы, художественные ценности. В периоды революционных изломов уезжали и изгонялись философы, политологи, экономисты, писатели, художники, математики. В 1992—2002 годах переманивались из России физики-ядерщики, математики-программисты, компьютерщики, биотехнологи, молодые женщины и т.д. За это тяжкое десятилетие экспериментов и импровизаций «реформаторов» из России выехало в США, Англию, Канаду, Францию, Японию, Германию, Австралию и другие страны более миллиона людей высокого интеллекта, специалистов по новейшим технологиям, т.е. интеллектуальный капитал нации. Не менее трагично, когда ежегодно из нашей страны и других стран СНГ вывозилось, умыкалось нечестным путем 40—50 тысяч молодых девушек и женщин. И это — в самом репродуктивном возрасте, возрасте потенциальных матерей.

Но мы будем рассматривать «бегство» прежде всего капиталов в форме денег, которые, по Адаму Смиту, составляют, наряду с «трудом» и «землей», три основных фактора производства.

По данным известного российского банкира Я.Н.Дубенецкого[26], из России за 10—12 лет вывезено примерно 300 млрд. долл., то есть в среднем вывозилось по 25—30 млрд. долл. в год. В основном, это капиталы из топливно-энергетического комплекса, связанные с сырьевым экспортом «черного золота» и «голубого топлива» — нефти и газа.

«Бегство» или вывоз капиталов, проблемы их амнистии и возврата, конечно же, не только российское явление. Эти проблемы характерны для многих стран, где интеллект и деньги по тем или иным причинам не находят эффективного приложения.

В период первоначального накопления из России за рубеж вывозили потоками и нефтепродукты, и капиталы, заработанные весьма сомнительным путем. Помогали в этом посредники, в том числе из малого бизнеса.

Капиталы в денежной форме вывозят и тогда, когда они в избытке, как, например, в США, Великобритании, Германии, Японии и в некоторых других сверх богатых капиталистических странах. Население этих стран составляет так называемый «золотой миллиард».

В ряде стран, как, например, в Италии, России, традиционно велик объем трудно учитываемой наличности, так называемых денег «на руках» и «в чулках». В Италии, которая исторически связана своей богатой, не всегда законопослушной диаспорой (в том числе и мафией) с США, Аргентиной, это около 150-180 млрд. долл., в России — 50-60 млрд. долл[27].

Повторим, ежегодно из России в 1992—2000 годах вывозилось 25—30 млрд. долл., которые в основном оседали в банках оффшоров. На Кипре, Калмановых, Виргинских и иных островах. Эти данные приводились на втором форуме по борьбе с коррупцией. По некоторым оценкам, суммы ежегодного вывоза валюты за рубеж значительно превышали объемы кредитной и гуманитарной помощи, которая предоставлялась России различными международными организациями. Другими словами, работа бизнеса для страны шла в минус.

Одним из результатов встречи олигархов и крупных бизнесменов с Президентом России В.В.Путиным было поручение Президента премьер-министру «превратить черный вывоз капитала в белый»[28].

Отечественные олигархи задавали на этой встрече ч Президенту такой вопрос: «Почему иностранцам можно свободно ввозить и вывозить капиталы, а нам нельзя!?» Правительство в ответ подготовило предложения по ведению заявительной системы вывоза капиталов и снижению нормативов выручки экспортеров. С интересными мыслями, как бороться с «бегством» капиталов, выступил тогда президент компании «Юкос» М.Ходорковский[29]. Мол, для инвесторов, делающих долгосрочные вложения в российскую экономику, необходимо установить предельную планку налогообложения.

Двадцать три российские корпорации и крупнейшие компании в России производили в 2001-2002 годах товаров и услуг на 100 (сто) млрд долл., или почти 50% валового внутреннего продукта (ВВП). Эти корпорации платили налоги порядка 30 млрд долл. От них в консолидированный бюджет поступало 50% всех сборов. Поэтому! малый бизнес, как видите, здесь был на вторых ролях.

Налоговые отчисления должны соответствовать мировой практике и стратегическим задачам развития экономики. Однако фактически и налоговый пресс выталкивал, даже относительно законопослушный капитал за границу Жесткое регулирование таможенных пошлин делало в тот период налоговый кодекс бессмысленным, а фискальный режим — непредсказуемым. Действующий в 2002—2003 годах уровень налоговых изъятий несколько стабилизировался, а вот пошлины на экспорт нефти и газа остаются предметом игры-торга с участием Правительства, Думы, РСПП и отдельных олигархов.

Во многих странах, основным методом борьбы с «отмыванием» грязных денег, зарабатываемых в «белом», «сером» и «черном» бизнесе, стали сбор информации и анализ подозрительных финансовых операций, обмен этой информацией между странами. Для этого появились специальные органы. Финансирование странами таких органов осуществляется как за счет бюджетных средств, так и за счет части средств, конфискованных в результате проведенных операций, в том числе в результате борьбы с «отмыванием» доходов, полученных незаконным путем.

В России в 2002 году также начал осуществляется комплекс мер, включающих правовые и организационные аспекты.

Были подготовлены и приняты законы: «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных незаконным путем», «О внесении изменений и дополнений к Закону Российской Федерации «О валютном регулировании и валютном контроле», «Об органах Федеральной службы России по валютному и экспортному контролю», «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О банках и банковской деятельности». Банковское и уголовное законодательство Российской Федерации постепенно приводилось в соответствие с рекомендациями ФАТФ (международной организации по контролю за движением капиталов, нажитых путем преступлений). Россия присоединилась к международным соглашениям в данной области (в частности, к Страсбургской конвенции 1990 года и др.), вступила в качестве наблюдателя в ФАТФ.

Но это — понятная часть проблем, видимая часть айсберга, и потому в принципе поддающаяся решению и контролю.

Более сложной проблемой является «отмывание» преступных доходов, которые прятались от глаз, находились «под водой». Для этого использовались банки и другие организации, осуществляющие операции с денежными средствами.

Ныне законодательным путем установлен перечень операций, подлежащих обязательному контролю, а также — банков и других финансовых организаций, которые обязаны информировать специальный Комитет при Минфине России о «подозрительных» операциях. Предусмотрены ответственность за нарушение закона, а также запрет на открытие коммерческими банками анонимных счетов. Были введены обязательная идентификация физического лица или представителя юридического лица, совершающего сомнительную финансовую операцию.

Созданный Комитет по финансовому контролю и мониторингу совместно с подобными органами других стран осуществляет меры по противодействию легализации доходов, полученных преступным путем. Приблизилось время, когда Россию могут исключить из традиционных «черных списков» стран, где грязные деньги добываются и отмываются бесконтрольно.

В большинстве западных стран создана серьезная законодательная база для судебного преследования лиц, повинных в «отмывании» доходов, полученных незаконным путем, и вывозе соответствующих капиталов. Отработана система конфискации незаконно нажитых капиталов. С середины 80-х годов эта проблема была выделена в качестве отдельного направления в рамках общей концепции мер по противодействию международной преступности. Опыт зарубежных государств (деятельность ФинСЕН - США, ТРАКФИН - Франция, ГОФИ - Бельгии) свидетельствует об эффективности национальных органов по борьбе с правонарушениями в финансовой сфере.

Россия долго находилась в «черном списке» стран, уделяющих недостаточное внимание борьбе с отмыванием незаконно полученных доходов. Скандалы, разразившиеся с «БоНИ», пирамидами «Мабетекс», «МММ», «Тибет» и т.п., — яркое тому подтверждение.

Россия принята в Международную организацию по расследованию финансовых преступлений (FATF). Международная «Конвенция об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности» была подписана 7 мая 1999 года при участии России с условием последующей ратификации. К ней присоединились 25, в основном европейских, стран. Документ призван обеспечивать взаимодействие стран в борьбе с преступностью и коррупцией. Благодаря этой Конвенции появилась возможность совместного розыска «левых» средств, ареста сомнительных счетов, противодействия проникновению «серых» и «черных» денег в законный бизнес[30].

Данная Конвенция опирается на базовый принцип судебной экстерриториальности. То есть решение немецкого суда, например, обязательно для исполнения во Франции. Ибо процедуры «ареста и изъятия имущества определяются законодательством запрашивающей стороны». Именно этот принцип и должен быть реализован в нашем законодательстве. Для Европейского союза, а уж тем более для евро-Европы, которая очень быстро унифицирует свое законодательство, в этом нет ничего удивительного. Это уже общепринятая норма в ЕС.

Что делать с «грязными» капиталами? Можно ли пустить эти «грязные» деньги в легальный оборот? Не секрет, что в США отмывается около 200 млрд. долл. в год. После их вылова и чистки допускается полная или частичная амнистия путем инвестирования этих денег в реальную экономику. И прежде всего в малый и средний бизнес. Американский Конгресс считает это достаточно полезным для экономики. При том в США безотказно действует жесткое законодательство по борьбе с преступными доходами, их отмыванием. Разовая амнистия «грязных» денег проводилась во многих странах: Италии, Испании, Бельгии и т.п.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: