Самостоятельная работа (чтение фрагментов)




Ответить на вопрос

1. Какие ассоциации возникают у вас, когда вы видите нашу планету?

Работа по теме урока.

Летит в бесконечной Вселенной живая маленькая планета — Земля наша. До боли трогательна и беззащитна она среди всемирного хаоса и насилия. Как же уберечь ее? Как спасти такую маленькую и хрупкую? Что может сделать его величество Человек для спасения своего дома?

Эпиграфом к нашему уроку я взяла строки из стихотворения народного поэта из Дагестана Расула Расуловича Гамзатова:

Шар земной, для одних ты — арбуз:
На куски разрезают тебя и кромсают зубами.
Для других ты — лишь мяч, и, толпясь, игроки
То хватают тебя, то пинают ногами.
Шар земной для меня не арбуз и не мяч
Шар земной, для меня ты — лицо дорогое.
Я слезинки твои вытираю: не плачь,
Кровь смываю и песни пою над тобою.

 

- Таким мы видим лицо Земли через поэтическое восприятие автора. А каким видите лицо Земли вы? Аргументируйте свой ответ (письменно)

 

Таким образом, ребята, мы еще раз убеждаемся в том, что экологическая проблема на сегодняшний день — актуальнейшая проблема Земли.
Урок из темы «Эволюция естественного пейзажа в мире художественной литературы» мы посвятим изучению фрагментов произведения в сюжете которого катастрофическое разрушение природного и человеческого мира.

 

Это повесть «Пикник на обочине» писателей-фантастов братьев Аркадия и Бориса Стругацких.


Обратимся к произведению «Пикник на обочине». Это одно из лучших произведений писателей, в котором переплетены главные темы их творчества: возможность и невозможность счастья для человека и человечества; столкновение человека с чужим разумом; необходимость жертвы на пути к счастью; будущее Планеты.

 

Сюжет знаменитой книги "Пикник на обочине" разворачивается вокруг так называемой Зоны, образовавшейся на Земле после вторжения пришельцев - места наполненного страшными и непонятными чудесами. Действие «Пикника на обочине» развивается вокруг сталкера — охотника за артефактами, оставленными инопланетянами в возникшей после их вмешательства в жизнь Земли зоне отчуждения. Эта зона является очень опасной, ходить туда могут лишь немногие.

 

Нередко «Пикник на обочине» ассоциируется с аварией на Чернобыльской АЭС, а Зона — с зоной отчуждения в «Чернобыле». Фактически, Стругацким удалось пофантазировать на счет того, каким может стать наш мир после такой трагедии. Интересно, что сегодняшние читатели, не редко воспринимают «Пикник на обочине» в качестве посвящения аварии на Чернобыльской АЭС, упуская из своего поля зрения тот факт, что повесть была написана за 15 лет до трагедии.

Обратимся к тексту произведения.

- Какие виды пейзажа обнаружили в произведении? (жизнеподобный и фантастический)

 

Самостоятельная работа (чтение фрагментов)

 

Заполните сравнительную таблицу зрительными образами, используемыми авторами в произведении.

 

Заполнение сравнительной таблицы:

Мир фантастического, передающего результаты экологической катастрофы мира реалистический, так называемый «пикник на лужайке», за которым всю ночь с ужасом наблюдали звери, птицы и насекомые.
опустевшие дома, безлюдный индустриальный пейзаж, голубоватые язычки радиации, зеленая заря Зоны Бутылки, корзины с провизией

- Какие средства художественной выразительности используют авторы в описании этих пейзажей?

- Почему сравниваются эти два пейзажа?

- Какой негативный смысл вкладывается в выражение «пикник на обочине?»

 

Вывод по итогам беседы:

Авторы соотносят эти два пейзажа между собой по чудовищности последствий безответственного отношения человека к природе. Он, как вредоносный паразит, оставляет свой след на теле Земли. И он настолько ужасен, что самому дому человеческому грозит гибель.

 

«Пикник на обочине» для многих читателей ассоциируется с аварией на Чернобыльской АЭС, а Зона — с зоной отчуждения в «Чернобыле».

 

В Казахстане таким аналогом является Семипалатинский полигон.
65 лет назад в степи северо-восточного Казахстана было испытано первое ядерное оружие под кодовым названием «Первая молния»

Сегодня на территории, которая не так давно сотрясалась от взрывов, пасутся стада, колосятся зерновые, добывается знаменитый минерал габбро, которым отделано немало зданий в Астане. За внешней идиллией - страшная цифра: в результате взрывов в окружающую среду внедрено цезия (радиоактивный химический элемент, опасный для организма человека и животных) в 137 больше, чем при аварии на Чернобыльской АЭС.

Испытательный полигон — Семипалатинск (ныне Семей) — за свои 40 лет существования пережил 456 атомных взрывов, которые страшны своими последствиями. Радиация поглотила 3 поколения Казахстана, вызвав серьезные проблемы со здоровьем. И спустя 20 лет после закрытия, Семипалатинский полигон косит жизни и надежды местных жителей.

 

 

 

Ответить на вопросы:

- С помощью каких художественных средств автор передает свои горькие раздумья?

О чем они заставляют задуматься?
- Всегда ли достижения науки служат на благо человечества?

- Найдите примеры из окружающей вас жизни, которые свидетельствуют о варварском отношении человека к природе.

- Что вы уже сейчас можете сделать, чтобы сохранить планету для будущего поколения?

 

Вывод: Своими войнами, взрывами, развитием промышленности вместе с жадностью человек наносит непоправимый вред планете.

 

Итог урока:

К сожалению, порой люди варварски относится к фауне и флоре, поэтому вокруг нас "все меньше окружающей природы"

Закончить урок мне хотелось бы словами поэта Е. Евтушенко:

Берегите эти земли, эти воды.
Даже малую былиночку любя.
Берегите всех зверей внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: