Особенности трелевки древесины тракторами




ЛЕКЦИЯ 9

Трелевка древесины

 

1.9.1 Классификация способов трелевки древесины.

1.9.2 Типы тракторов, применяемых на трелевке древесины.

1.9.3 Конструкция трелевочных машин и область их применения.

1.9.4 Особенности трелевки древесины тракторами.

 

Классификация способов трелевки древесины

 

Трелевка –процесс перемещения заготовленной древесины (деревьев, хлыстов, сортиментов) от места заготовки к месту укладки ее в штабеля или погрузки на лесовозный транспорт. Если заготовленная древесина доставляется из лесосеки на погрузочный пункт в погруженном положении, такую трелевку обычно называют подвозкой.

Трелевка древесины может быть гужевая (использование лошадей) или механизированная.

При механизированной трелевке применяют тракторы или канатные установки. Наибольшее применение получила тракторная трелевка древесины. В Беларуси практически вся заготовленная древесина трелюется тракторами по трелевочным волокам.

Трелевочный волок –это простейший временный транспортный путь по которому заготовленная древесина доставляется из лесосеки на погрузочный пункт или верхний склад.

Наиболее распространенные схемы размещения волоков приведены на рисунке 9.1. Схему с параллельным размещением волоков (рисунок 9.1, а) применяют в равнинной местности, когда расстояние трелевки не превы­шает 500 м. Она позволяет более строго выдерживать размет­ку волоков и пасек на местности, обеспечивает очередность работ на них с соблюдением условий безопасности, а также лучшее сохранение оставляемых на корню деревьев.

Схема с веерным размещением волоков (рисунок 9.1, б) приемлема для лесосек вытянутой формы.

Схема с диагональным размеще­нием магистральных волоков (рисунок 9.1, в) рекомендуется на лесосеках с пересеченным рельефом местности.

Тракторная трелевка древесины может осуществляться следующими способами:

– волоком;

– в полупогруженном положении на щите или ферме;

– в полупогруженном положении на арке;

– в погруженном положении.

а – параллельная, б – веерная, в – диагональная,

1 – погрузочный пункт, 2 – магистральный волок,

3 – пасечный волок

 

Рисунок 9.1 – Схемы расположения трелевочных волоков

 

Типы тракторов, применяемых на трелевке древесины

 

Тракторы, применяемые на трелевке древесины, подразделяются на общего назначения и спе­циализированные. У специализированных тракторов имеется специальное технологическое оборудование для сбора пачки деревь­ев, хлыстов или сортиментов и перемещения ее на погрузочный пункт или верхний склад. Они более приспособлены к лесной среде благодаря специальной конструкции ходовой части.

По конструкции ходовой части тракторы, применяемые на трелевке дре­весины, делятся на гусеничные и колесные. Причем в последнее время все шире начали применять специализированные колесные тракторы с шарнирно-сочлененной рамой. Эти тракторы имеют высокую маневренность и энер­гонасыщенность, что позволяет им двигаться по волоку на высоких скорос­тях. Поэтому они более производительны, чем гусеничные тракторы. Однако проходимость колесных тракторов на лесосеках со слабой несущей способ­ностью грунтов и при глубоком снеге хуже, чем у гусеничных.

В Беларуси на трелевке древесины в последнее время преобладают колесные трелевочные тракторы.

По конструкции технологического оборудования для набора пачки треле­вочные тракторы делятся на четыре типа:

1. Трелевочные тракторы, оснащенные канатно-чокерным оборудованием.

2. Трелевочные тракторы, оснащенные гидроманипулятором с клещевым захватом для бесчокерной трелевки деревьев и хлыстов;

3. Трелевочные тракторы, оснащенные пачковым клещевым захватом для бесчокерной трелевки сформированных пачек деревьев и хлыстов (подбор­щики-трелевщики пачек);

4. Трелевочные тракторы, оснащенные гидроманипулятором с челюстным захватом для бесчокерной трелевки (подвозки) сортиментов (погрузочно-транспортные машины, форвардеры).

Из этих типов все большее применение получают трелевочные тракторы для бесчокерной трелевки древесины, так как они исключают ручной труд и значительно повышают производительность труда.

 

Конструкция трелевочных машин и область их

Применения

 

Независимо от типа трелевочного трактора он состоит из базовой маши­ны и навесного или прицепного трелевочного оборудования.

Трелевочные тракторы с канатно-чокерным оборудо­ванием предназначены для сбора раздельно лежащих деревьев, хлыс­тов или сортиментов, формирования их в пачки и трелевки на погрузочный пункт или верхний склад.

Трелевочное оборудование гусеничных тракторов (рисунок 9.2)состо­ит из лебедки 1, собирающего каната 2, погрузочного щита 3,чокеров и гидросистемы.

Рисунок 9.2 – Гусеничный трелевочный трактор ТТ-4М

с канатно-чокерным оборудованием

Колесный трелевочный трактор с шарнирно-сочлененной рамой для трелевки древесины использует трелевочный щит 1 и однобарабанную реверсивную лебедку 2 (рисунок 9.3). Подъем и опускание щита выполняется с помощью гидроцилиндра.

Рисунок 9.3 – Колесный трелевочный трактор Амкодор 2243В

с канатно-чокерным оборудованием

 

На базе тракторов МТЗ выпускаются трелевочные трактора с навесными трелевочными лебедками различных производителей (рисунок 9.4).

 

Рисунок 9.4 – Колесный трелевочный трактор ТТР-411

с канатно-чокерным оборудованием

 

На лесозаготовках в Беларуси, России и других странах СНГ применя­ются трелевочные тракторы с канатно-чокерным оборудованием: ТЛТ-100А, ТТ-4М, МТ-5, МСН-10, ЛТ-157, Амкодор 2243В, «Беларус» МЛ-127, «Беларус» ТТР-401М, «Беларус» ТТР-411 и др.

Трелевочные тракторы с гидроманипулятором предназначены для сбора раздельно лежащих деревьев (хлыстов) и трелевки их на погрузоч­ный пункт (рисунок 9.5). Навесное трелевочное оборудование таких тракторов состоит из гидроманипулятора, пакетоформирующего устройства (коника) 5 и гидросистемы. На этих тракторах спере­ди на раме устанавливается щит 1, которым можно выравнивать комли и шта­белевать деревья (хлысты) на погрузочном пункте.

Рисунок 9.5 – Трелевочный трактор ЛП-18К

с гидроманипулятором

 

Гидроманипулятор служит для захвата, подтаскивания пова­ленных деревьев (хлыстов) и укладки их в коник. Он состоит из опорной фер­мы 2, стрелы 4, рукояти 6 и клещевого захвата 3. Стрела может поворачивать­ся в горизонтальной плоскости на угол до 230°, а клещевой захват – вокруг вертикальной оси.

Коник служит для формиро­вания пачки, надежного закреп­ления уложенных в него комлей или вершин хлыстов (деревьев) и удерживания их в процессе трелевки. Для этого он снабжен зажимными рычагами и увязочным устройством.

Применение находят трелевочные трактора с гидроманипуля­тором: ТБ-1М, ЛП-18К, МЛ-107 и др.

Трелевочные тракторы с пачковым клещевым захва­том предназначены для трелевки пачек деревьев (хлыстов), сформированных валочно-пакетирующими машинами (рисунок 9.6). Навесное трелевочное оборудование этих тракторов состоит из стрелы 2, кле­щевого захвата 3,лебедки 1 и гидросистемы. Кроме того, колесные тракторы снабжаются еще щитом, расположенным сзади, и механиз­мом поворота клещевого захвата.

 

Рисунок 9.6 – Трелевочный трактор ЛТ-187

с пачковым клещевым захватом

 

Стрела - арочного или параллелограмного типа, неповоротная с пере­менным вылетом, шарнирно крепится сзади на раме трактора и может иметь дугообразную или Г-образную форму. Она предназначена для подъема и опус­кания клещевого захвата и удерживания его в заданном положении. Измене­ние вылета стрелы производится гидроцилиндрами. При наличии канатного увязочного устройства на стреле устанавливаются направляющие ролики для каната.

Клещевойзахват служит для захвата пачки деревьев или хлыстов, уло­женных на земле, и удержания ее в полуподвесном положе­нии в процессе трелевки.

Лебедка –однобарабанная реверсивная и предназначена для затяжки каната увязочного устройства, а при его отсут­ствии – для подтягивания и прижима клещевого захвата при порож­нем движении.

Подбирать и трелевать пачки древесины способны тракторы с пачковым клещевым захватом: МЛ-136, МЛ-137, ЛТ-187, ЛТ-230, МЛ-30, ТЛК 4-01, «Беларус» МЛ-127С и др.

Трелевочные тракторы с гидроманипулятором для сортиментов (погрузочно-транспортные машины, форвардеры) предназначены для сбора заго­товленных на лесосеке сортиментов с попутной их подсортировкой по назна­чению и длинам, доставки сортиментов на погрузочный пункт и укладки ее в штабе­ля. Навесное технологическое оборудование таких тракторов состоит из гид­романипулятора 3 с челюстным захватом 2 на конце, грузовой платформы 1 и гидросистемы (рисунок 9.7).

Рисунок 9.7 – Форвардер Амкодор 2661-01

для подвозки сортиментов

 

Гидроманипулятор предназначен для сбора сортиментов на лесосеке, погрузки их на грузовую платформу и выгрузки в штабель.

Грузовая платформа расположена на раме трактора за кабиной и снабжена 4-5 парами стоек. Это позволяет уклады­вать на платформу сортименты разных длин: от двух до шести метров.

В последнее время начали применяться погрузочно-транспортные маши­ны с технологическим оборудованием, расположенным не на раме трактора, а на двухосном колесном прицепе, агрегатируемым с колесным трактором (рисунок 9.8).

Рисунок 9.8 – Погрузочно-транспортная машина МПТ-461.1

для подвозки сортиментов

 

Погрузочно-транспортных машин (форвардеров) выпускается большое количество моделей. Производителями этих машин в Беларуси являются холдинг «Амкодор» и ОАО «Минский тракторный завод».

Широко известна трелевочная техника фирм «Ponsse», «John Deere», «Komatsu Forest» и др.

Особенности трелевки древесины тракторами

 

Процесс трелевки древесины тракторами состоит из следующих основ­ных операций: движения трактора без груза на лесосеку, формирования пач­ки, движения трактора с грузом на погрузочный пункт (верхний склад), раз­грузки пачки и при необходимости выравнивания комлей.

Про­изводительность трелевочных машин во многом зависит от качества треле­вочных волоков, которые должны прокладываться с соблюдением определен­ных требований и в период эксплуатации поддерживаться в надлежащем со­стоянии.

Руководящий подъем на волоках не должен превышать 100-150‰, а уклоны на спусках – до 200‰.

На кривых участках волок должен быть шире на 1-2 м.

Закругления на волоках необходимо устраивать с радиусом не менее 30 м.

Магистральные волоки по возможности следует располагать по спускам в грузовом направлении.

При трелевке за вершины хлысты во время сбора пачки вытягивают без раз­ворота. Для этого трактор устанавливают так, чтобы направление тягового усилия лебедки возможно ближе совпадало с направлением собира­ющего каната.

Хлысты чокеруют за вершины на расстоянии 0,9-1,2 м от сре­за (рисунок 9.9, а). Чтобы чокеры не соскальзывали, при обрезке сучьев оставляют мутовки из двух-трех сучьев длиной 2-3 см на расстоянии 0,2-0,4 м от верхнего среза. Гладкие и тонкие вершины зацепляют двойной петлей.

Деревья и хлысты за комли чокеруют на расстоянии 0,5-0,7 м от комлевого торца (рисунок 9.9, б).

Чокер зацепляют так, чтобы зев крюка был обращен наружу от ствола и ис­ключалась самопроизвольная расцепка. Направление тягового усилия лебедки должно быть примерно перпендикулярным к продольной оси зачокерованных деревьев, чтобы избежать упора комлей в пни, корни и зарывания в землю или в снег.

Рядом лежащие мелкие стволы, целесообразно зацеплять одним чокером. В процессе формирования пачки чокеровщик должен находиться не ближе 5 м от крайнего хлыста (дере­ва) и следить, чтобы не было саморасцепки чокеров, заклинивания стволов или упора комлей в пни.

Чтобы обеспечить высокую выработку на трелевочный трактор необходимо стремиться к сокращению продолжительности рейса и времени на сбор пачки и ее отцепку на погрузочном пункте.

 

 

Рисунок 9.9 – Схемы чокеровки хлыстов и деревьев

 

Следует избегать перегрузки трактора, так как это приводит к буксованию. Трактор по лесосеке должен двигаться плавно на скорости, соответствующей нагрузке, состоянию и профилю волоков.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2023-01-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: