Деловая игра «Проведение переговоров» Пример




Лекция. Деловая игра

Игра – форма деятельности в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта.

Ролевая игра – исполнение роли, моделирование ситуации.

Деловая игра применяется для решения производственных задач в организациях. Акцент на обучение.

Пример. «Конфликт на промышленном предприятии». «Поток»

 

Ролевые игры - род игровых методов активного обучения, основанных на моделировании и проигрывании социальных ролей в процессе решения учебно-профессиональной задачи.

 

Ролевая игра - это интерактивный метод, который позволяет обучаться на собственном опыте путем специально организованного и регулируемого «проживания» жизненной или профессиональной ситуации.

 

Функции

Ø Мотивация к изучению темы

Ø Иллюстрация какой-либо проблемы, ситуации

Ø Метод отработки практических навыков

 

Деловая игра – это имитация рабочего процесса, его моделирование, упрощенное воспроизведение реальной производственной ситуации.

 

Деловая игра – это имитация реальной производственной (управленческой или экономической) ситуации. Создание упрощенной модели рабочего процесса позволяет каждому участнику в реальной жизни, но в рамках определенных правил, сыграть какую-либо роль, принять решение, совершить действия.

 

Признаки деловой игры как метода обучения:

наличие задачи или проблемы, которую необходимо разрешить;

распределение ролей и ролевых функций;

взаимодействие участников игры;

многоальтернативность решений;

наличие системы оценки игровой деятельности.

наличие конфликтных ситуаций;

моделирования процесса принятия управленческих решений;

 

Цели деловых игр:

обучение через моделирование рабочего процесса;

формирование профессионального сознания;

мотивация обучающихся;

оценка обучающихся.

тренировка навыков принятие управленческих решений;

 

 

По назначению и целям выделяют следующие виды ДИ:

 

1. Обучающие (закладывают знания, умения и навыки): исследовательские (способствуют получению новых знаний); для практической деятельности (формируют навыки); поисковые (поиск информации или совместного решения).

2. Для профессиональной ориентации.

3. Для оценки и повышения профессиональной подготовки.

4. Для отбора специалистов на вакантную должность.

 

ДИ можно классифицировать по числу участников (командные, персональные)

и по интересам сторон: партнерская игра (отработка командных навыков при общих или противоположных интересах);

противоборство сторон, команд; состязание отдельных участников, оценка результатов которых не взаимосвязана; ДИ с непредсказуемой внешней средой или участниками, не имеющими целей.

 

Структура игры

Предмет игры

Сценарий

Роли и функции игроков

Правила игры

Система оценивания

 

Предмет игры — это предмет деятельности участников игры, в специфической форме замещающей предмет реальной профессиональной деятельности.

Сценарий — это базовый элемент игровой процедуры, в нем находят отражение принципы проблемности, двуплановости, совместной деятельности. Под сценарием ДИ понимается описание в словесной или графической форме предметного содержания, выраженного в характере и последовательности действий игроков, а также преподавателей, ведущих игру. В сценарии отображается общая последовательность игры, разбитая на основные этапы, операции и шаги, и представленная в видеблок-схемы.

Роли и функции игроков должны адекватно отражать «должностную картину» того фрагмента профессиональной деятельности, который моделируется в игре.

Правила игры — отражают характеристики реальных процессов и явлений, имеющих место в прототипах моделируемой действительности. При этом, в правилах игры должно найти отражение того, что как создаваемые в игре модели, так и сама игра являются упрощением действительности.

Система оценивания должна обеспечивать, с одной стороны, контроль качества принимаемых решений с позиций норм и требований профессиональной деятельности, а с другой — способствовать развертыванию игрового плана учебной деятельности. Система оценивания выполняет функции не только контроля, но и самоконтроля кразипрофессиональной деятельности, обеспечивает фopмиpoвaниe игровой, познавательной и профессиональной мотивации участников ДИ.

Процедура проведения ролевой игры.

1.Подготовка к проведению игры

2.Непосредственное проведение игры

3.Подведение итогов игры

Процедура проведения ролевой игры

1.Подготовка к проведению игры. Ведущий объясняет суть метода, игровые правила и задачи участников. На данном этапе излагается сценарий и организуется игровое пространство.

 

2.Непосредственное проведение игры. Участники в игре воплощают сценарий, происходит «проживание» участниками проблемной ситуации в ее игровом воплощении, т.е. в ролевой игре обучаемые овладевают опытом деятельности и соответствующих ему переживаний, сходных с тем, что они получили бы в действительности. Другие обучаемые фиксируют свои оценки происходящего по заранее определенным критериям. Значительно повысить эффективность метода ролевой игры позволяет использование видеотехники.

 

3.Подведение итогов игры. Суть данного этапа - осмысление «пережитого». Начинать желательно с вербализации участниками игры своих переживаний (описания словами своих ощущений, возникавших по ходу игры) и обмена эмоциональным опытом между участниками игры.

 

Примерными вопросами для рефлексивного анализа ситуации участниками ролевой игры могут быть такие.

Вопросы для рефлексивного анализа

1. Удовлетворены ли вы результатами игры и почему?

2. Какие переживания вы испытали в ходе игры?

3. Хотели ли бы вы что-то изменить, оказавшись вновь в такой ситуации, и что именно?

4. Чем вам больше всего помогал и/или мешал партнер в поисках компромисса?

5. Может ли вам пригодиться нынешний опыт, и если да, то в каких обстоятельствах реальной жизни?

 

Этапы деловой игры

1.Введение в игру

2.Разделение участников на группы

3.Изучение ситуации

4.Обсуждение ситуации в группах. Разработка групповой структуры

5.Игровой процесс (анализ ситуации, принятие решения, его оформление)

6.Подведение итогов игры

7.Разбор оптимального варианта

8.Общая дискуссия

 

Деловая игра «Проведение переговоров» Пример

 

Цель деловой игры – приобретение навыков ведения деловых переговоров.

 

Инструкция для участника № 1. Вы — компания «Пожконтроль», занимающаяся пожарным аудитом, то есть устанавливает степень соответствия предприятия всем нормам противопожарной безопасности.

 

Ваш клиент, ООО «Акваэксперт», просрочил оплату ваших услуг. За два дня до срока оплаты Вы напомнили директору этой компании (именно он занимается закупками и отдает распоряжения о перечислении денег) о приближении срока оплаты, он обещал оплатить счет. Пришел день оплаты, но деньги так и не поступили, поэтому на следующий день Вы решили лично встретиться с должником.

 

Компания «Акваэксперт» является крупным клиентом, который приносит хороший доход, и Вы не хотите испортить отношения с ним. Регулярно открывая новый филиал, эта компания обращается к вам за услугами.

 

Ваша задача: добиться оплаты оказанных услуг, не испортив при этом отношения с клиентом.

 

Инструкция для участника № 2. Вы — директор ООО «Акваэксперт». Компания «Пожконтроль» предоставило вам услугу по пожарному аудиту с отсрочкой платежа, что для вашей компании очень выгодно. Как правило, Вы оплачиваете счета вовремя. Но в этот раз Вы просрочили дату платежа, хотя менеджер напоминал Вам об оплате за два дня до окончания срока, поскольку данная сумма нужна Вам для обучения персонала. Вы можете оплатить счет, но Вам это невыгодно. На следующий день после наступления даты директор приехал к вам на встречу.

 

Ваша задача: максимально оттянуть сроки оплаты услуги, не испортив при этом отношения.

 

Этапы игры: этапы проведения переговоров.

 

Распределение ролей: Условно разделяем аудиторию на две команды: компания «Пожконтроль» и компания ООО «Акваэксперт». Участники выбирают директоров, заместителей, инспекторов, экономистов и т.д. и продумывают аргументы в защиту своих позиций.

 

Составление документации:

 

Протокол о распределении должностей.

Письмо – предложение (одна договаривающаяся сторона) и ответ на него (другая договаривающаяся сторона).

Договор.

Акты выполненных работ.

Все документы подшиваются в папке и передаются экспертной группе.

 

Оценка действий участников игры:

 

Баллы: за использование речевых этикетных формул, за использование профессиональных терминов, за использование речевых тактик.

 

Штрафные баллы: за несоблюдение речевого этикета, грамматические ошибки, речевые ошибки, некорректный вопрос, излишнюю эмоциональность, неправильное использование профессионального термина.

 

Таким образом, эффективным методом организации и проведения практических занятий является деловая игра, которая пробуждает познавательную активность студентов, содействует становлению самостоятельности мышления, формирует профессиональный менталитет, терминологическую культура будущих специалистов, помогает отработке коммуникативной составляющей любой профессиональной сферы.

 

 

Литература

Абрамова, Г. С. Деловые игры: теория и организация: учеб.-методич. пособие / Г.С. Абрамова, В.А. Степанович. — 2-е изд., стереотип. — Москва: ИНФРА-М, 2019. — 189 с. — (Высшее образование: Бакалавриат). — www.dx.doi.org/10.12737/textbook_5a336a92ae9be3.26817212. - ISBN 978-5-16-106510-5. - Текст: электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/1000383

 

Резник, С. Д. Управление изменениями. Практикум: деловые игры, тесты, конкретные ситуации: учеб. пособие / С.Д. Резник, М.В. Черниковская; под общ. ред. С.Д. Резника. — 3-е изд., стереотип. — Москва: ИНФРА-М, 2019. — 210 с. — (Высшее образование: Бакалавриат). - ISBN 978-5-16-107710-8. - Текст: электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/1020629

 

Пономарева, З. М. Деловые игры в коммерческой деятельности. Темы: Аукцион, Биржа / Пономарева З.М., - 2-е изд. - Москва:Дашков и К, 2017. - 184 с.: ISBN 978-5-394-01830-5. - Текст: электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/430468

 

Лапыгин, Ю. Н. Формирование стратегии: деловые игры - Москва:НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 322 с.ISBN 978-5-16-105440-6 (online). - Текст: электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/753484

 

Винникотт, Д. В. Игра и реальность: Учебное пособие / Винникотт Д.В.; Под ред. Сизикова И.В., - 2-е изд. - Москва:Институт общегуманитарных исследований - ИТДГК "Гнозис", 2016. - 208 с.: ISBN 978-5-94193-821-6. - Текст: электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/935587

 

+ интересное

Кирсанова, М. В. Деловая переписка: учеб.-практ. пособие / М.В. Кирсанова, Н.Н. Анодина, Ю.М. Аксенов. — 3-е изд. — Москва: ИНФРА-М, 2019. — 136 с. — (Высшее образование: Бакалавриат). - ISBN 978-5-16-101517-9. - Текст: электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/989762



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: