Вопросы к экзамену
По курсу «Общая психология»
раздел «психология личности»
1. Особенности познавательной ситуации изучения личности
2. Уровни методологии науки. Уровень философской методологии в изучении личности
3. Уровни методологии науки. Уровень общенаучных принципов исследования личности
4. Уровни методологии науки. Уровень конкретно-научной методологии в изучении личности
5. Основные аспекты в определении предмета психологии личности. Центральные теоретические проблемы в психологии личности.
6. Понятие Личность. Проблема его определения.
7. Факторный и типологический подходы к описанию Личности
8. Структура личности.
9. Представление о личности в трудах зарубежных психологов: З.Фрейд, А.Адлер, К.-Г.Юнг, Э.Берн, А.Маслоу, У.Джеймс, Р.Ассаджиоли. Сравнительный анализ основных позиций.
10. Представление о личности в трудах отечественных психологов: А.Ф.Лазурский, В.Н.Мясищев, А.Г.Ковалев, В.С. Мерлин, К.К.Платонов, А.Н. Леонтьев, С.Л.Рубинштейн, Д.Н.Узнадзе. Сравнительный анализ основных позиций.
11. Концепция Б.Г.Ананьева. Соотношение понятий «индивид», «субъект деятельности», «личность», «индивидуальность».
12. Проблема соотношения биологического и социального в Личности. Современные методы ее решения.
13. Общее представление о потребностях. Различные варианты понимания содержания понятия «потребность»
14. Потребность личности как системная реакция. Стадии формирования потребности.
15. Потребности личности: определение, характеристики. Различные подходы к классификации потребностей
16. Представления о мотивационно-потребностной сфере в трудах зарубежных и отечественных психологов (Ильин «Мотивация и мотивы», § 1.1)
17. Понятие и функции мотивов. Динамические и содержательные характеристики мотивов.
18. Основные виды мотивов.
19. Понятие и виды мотивации.
20. Внешняя и внутренняя мотивация: влияние на поведение. Методы перевода внешней мотивации во внутреннюю.
21. Дефицитарная мотивация и мотивация роста (А.Маслоу).
22. Конфликт и борьба мотивов в концепции К.Левина.
23. Формирование мотивации: Е.П.Ильин, А.А.Файзулаев, А.Н.Леонтьев.
24. Направленность личности (С.Л. Рубинштейн «Основы общей психологии»)
25. Соотношение понятий «потребность», «мотив», «мотивация», «направленность»
26. Теория деятельности. Основные предпосылки.
27. Понятие и виды деятельности. Основные характеристики деятельности
28. Общее строение деятельности.
29. Соотношение понятий «поведение» и «деятельность». Сравнительный анализ поведения животных и деятельности человека.
30. Игра, учение, труд, как самостоятельные виды деятельности.
31. Понятие и виды установок личности (Д.Н. Узнадзе).
32. Характеристики установок личности: дифференциальный аспект.
33. Иерархическая, уровневая структура установок в концепции А.Г.Асмолова.
34. Компоненты установочной системы.
35. Представление о бессознательном в различных теориях личности.
36. Сознание. Определение понятия. Свойства и функции сознания.
37. Представления о бессознательном в различных теориях личности
38. Психологическая защита личности как проявление бессознательного.
39. Источник, цель и результат психологической защиты личности.
40. Понятие и структура самосознания.
41. Формирование самосознания в онтогенезе. Факторы, способствующие формированию отношения к себе
42. Понятие и структура Я-концепции.
43. Структура Я-концепции как системы установок: когнитивная, эмоционально-оценочная, поведенческая составляющие.
44. Свойства Я-концпция по К.Левину
45. Я-реальное, Я-идеальное, Я-зеркальное. Их роль в формировании и функционировании личности (Бернс, Джемс, Роджерс)
46. Физическая, социальная, духовная личность (Джемс)
47. Стили защитного самоотношения в концепции Соколовой Е.Т.
48. Понятия Идентичность, Идентификация, Интроекция. Роль Идентификации и идентичности в развитии самосознания
49. Психоаналитическая парадигма исследования личностной идентичности: Э.Эриксон, З.Фрейд, Дж.Марсиа, А.Ваттерман.
50. Проблема идентичности в трудах Э.Эриксона
51. Статусы идентичности по Дж.Марсиа.
52. Исследование идентичности в рамках символического интеракционизма: Дж.Мид, И.Гоффман.
53. Исследования идентичности в когнитивно ориентированной психологии: Х. Тэджфел, Дж.Тэрнер, Г.Брэйкгуэлл
(- Психология самосознания. Хрестоматия. – Самара: Издательский дом «БАХРАХ-М», 2000-2007. – 672с.
И.В.Антонова Проблема личностной идентичности)
54. Понятие и виды ответственности.
55. Структура ответственности (по Муздыбаеву)
56. Социальная ответственность как свойство личности. Формы проявления социальной ответственности (отзывчивость и заступничество)
57. Теория атрибуции Хайдера
58. Локус контроля и прогнозирование поведения в концепции Роттера
59. Соотношение понятий «Локус контроля» и «атрибуция ответственности»
60. Критерии личностной зрелости (Олпорт, Маслоу, Роджерс). Связь личностной зрелости с различными подструктурами личности