1) Расстановка монтажных кранов на стройплощадке зависит от конструктивных особенностей здания, условий строительства и применяемых кранов. Поэтому краны могут располагаться с одной или с двух сторон здания; перемещаться по периметру - вокруг здания; находиться в «пятне» здания (неподвижно - в ядре жесткости, или перемещаться вдоль пролета здания); находиться на рельсах неподвижно «на приколе» (в том числе приставные); самоподъемные «ползучие» -перемещаются вверх по мере возведения здания (для высотных зданий). Размещение монтажных кранов, необходимых при проектировании СГП, требуется для определения возможности производства монтажных работ и создания безопасных условий при строительстве. Учет взаимного влияния расположения кранов, подъемников, объектных складов и дорог позволяет правильно установить кран.
2) Привязка крана - это определение расстояния в поперечном и продольном направлениях относительно возводимого здания, ее выполняют в следующем порядке:
• определяют расчетные параметры крана и подбирают кран по справочникам;
• производят поперечную и продольную привязку крана и подкрановых путей, уточняют их конструкцию;
• рассчитывают зоны действия крана;
• выявляют условия работы и, при необходимости, вводят ограничения в зону действия крана.
А) Поперечная привязка подкрановых путей производится из условия соблюдения безопасного расстояния между зданием и краном. Ось подкрановых путей определяется по формуле: Впоперечн. = Rjiob + £ без, где В - минимальное расстояние путей до наружной грани здания; Ялов - радиус поворотной платформы; l без = 0,7.... 1м - минимальное допустимое расстояние от крана до габарита строения. Расстояние крана до котлована принимается по СНиП III - 4 - 80 (табл., с.).
Б) Продольная привязка подкрановых путей башенных кранов заключается в определении требуемой протяженности подкрановых путей:
Ln.n = Нкр + l кр + 2 l торм + 2 l туп, где
Нкр - длина базы крана (принимается по справочнику; Нкр = 4,5;6;7,5м);
l кр - расстояние между крайними стоянками крана (определяется графически);
l торм - длина тормозного пути крана (принимается 1,5м);
l туп - расстояние от конца рельса до тупика, равное 0,5м.
Таким образом, - Ln.n = Нкр + l кр + 4м.
По требованиям Госгортехнадзора минимальная величина Ln.n = 25м, но при работе в стесненных условиях допускается Ln.n = 12,5м (длина звена), - в этом случае звено должно быть уложено на железобетонное основание.
Примечание: для определения lкр пользуются графическим способом (рис.1 в...ж).
• на оси передвижения крана делают засечки циркулем (в принятом масштабе) из противоположных углов здания максимальным вылетом стрелы Lmax;
• из середины внутреннего контура здания - минимальным вылетом Lmin;
• из центров наиболее массивных элементов - соответствующими вылетами стрел при данной грузовой характеристике;
• по крайним засечкам определяют расстояния между центрами крана Lкp в крайнем положении.
При работе крана на строительстве зданий можно выделить следующие опасные для нахождения людей зоны (рис.):
монтажную (М) — пространство, где возможно падение груза при установке и закреплении элементов. Площадь этой зоны определяется контуром здания с добавлением 7 м при высоте здания до 20 м,10 м — при высоте более 20 м (см. на рис. штрихпунктирная линия). В монтажной зоне можно размещать
только монтажные механизмы, складирование материалов здесь запрещено;
обслуживания крана или рабочая зона крана (Р), определяемая радиусом максимального рабочего вылета стрелы крана на участке между крайними стоянками крана на рельсовом пути или полосе движения;
перемещения грузов (П) — место возможного падения груза при перемещении. Для большинства кранов граница зоны определяется радиусом, равным сумме максимального рабочего вылета крюка и 1/2длины самого длинного из перемещаемых грузов (на рис. 18.2 штриховая линия);
опасную для нахождения людей (К) в период подъема, установки и закрепления грузов. Границы зоны определяются по табл. с учетом вероятного рассеивания при возможном падении груза.
опасную подкрановых путей (О) — огражденная территория подкрановых путей. Минимальное расстояние от рельса до ограждения принимается равным 0,7 м;
опасную работы подъемника принимают не менее 5 м от габарита подъемника в плане, а при подъеме на большую высоту на каждые 15 м подъема добавляют 1 м;
Отключение поворота стрелы происходит на 2... 3° до достижения установленной границы.
Во втором случае здание делят на захватки, составляют график выполнения монтажных работ, исходя из условия одновременной работы кранов на нечетных или четных захватках (I — Ш, II —IV).
Такое ограничение называется условным, поскольку рассчитано на внимание и опыт крановщиков. Стрелы кранов должны находиться на разных уровнях, с разницей отметок не менее 1 м.
При одновременной работе крана и подъемника обязательна их привязка и разработка графика одновременной работы.
Несмотря на это при перемещении стрелы крана с грузом над подъемником работа последнего должна непременно прекращаться (рис. 16.3).
Рис. 16.3. Схема вертикальной привязки крана и подъемника:
R — радиус поворота стрелы; QK — грузоподъемность крана