Вопрос 1. Корпоративная мораль Средневековья




План

 

Вопрос 1. Корпоративная мораль Средневековья

Вопрос 2. Философско-этическая мысль Средневековья (официальная этическая доктрина)

Вопрос 3. Философско-этическая мысль Средневековья (субъективистские этические учения)


Вопрос 1. Корпоративная мораль Средневековья

 

1. Христианская мораль Средневековья

2. Сословно-корпоративный характер средневековой морали

1. Этика средневековой Европы V - XI вв. (период феодализма) складывалась в жестких рамках религии. В основу этической мысли легла идея Бога как морального абсолюта. Бог - объективный, безусловный, единственный источник морали.

Средневековая этическая мысль отрицает античную моральную философию, основывается на вере, а разуму и воле человека отводит второстепенную роль. Для христианской этики Средневековья характерны:

• пессимистический взгляд на земную жизнь людей;

• оптимистическое упование на Царство Божие;

• утверждение ригоризма, аскетизма и полного подчинения воле Божьей Центром христианской этики является идея любви к Богу. Эта идея:

• придает морали общечеловеческий статус;

• является универсальным принципом морали;

• рождает новую добродетель - милосердие, нравственное отношение ближнему.

Идея любви к Господу и ближнему получает выражение в "золотом правы морали": " Во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними..." (Евангелие от Матфея).

Для феодального общества характерна слитность морального сознания с другими формами общественного сознания (религией, философией наукой и др.). Теология Средневековья включает религиозную, философскую, этическую проблематику. Решение этих проблем ограничено христианской догматикой.

Религия являлась господствующей идеологией феодального общества Главенство религиозной идеологии закреплялось интересами правящих классов, монополией церкви в духовной культуре общества.

Церковь монополизировала и образование:

• начальные школы существовали при храмах и монастырях;

• богословский факультет был главным в университетах;

• духовенство являлось самым образованным сословием. Образование носило схоластический характер,

Религиозные тексты не подвергались рациональному осмыслению.

2. Феодальный строй - иерархия, в основе которой лежат:

• корпоративные связи (цеха ремесленников, купеческие гильдии, крестьянские общины, рыцарские ордена);

• социальная зависимость людей (закрепление крестьян землевладельцами, вассальная служба феодалов);

• общинная порука.

В феодальном обществе идеалы раннего христианства претерпели изменения: официальная религиозная идеология преследовала инакомыслящих (еретиков), оправдывала богатство, освящала социальное неравенство.

Человек находился в моральной зависимости от общности, к которой принадлежал. Существовать вне системы взаимозависимостей люди не могли.

Была сформирована корпоративная мораль, которая:

• включала представление о справедливости по сословному признаку;

• указывала человеку место в сословной иерархии, образ жизни, размеры богатства, стиль поведения и пр.;

• определяла ценность человека в зависимости от сословной принадлежности;

• устанавливала сословную субординацию.

Осмысление сословно-корпоративной морали проходило в рамках религиозного мировоззрения. Церковь освящала сословное неравенство, проповедовала терпимость, покорность, непротивление злу. Несправедливость, жестокость общественных отношений объясняла греховностью каждого человека.

Официальная религиозная идеология объявляла труд уделом черни, обслуживающей "благородные" сословия, и одновременно средством спасения души. Она осуществляла внеэкономическое принуждение к подневольному труду.

В общественном сознании важное место занимали традиции. Они, как и религия, закрепляли корпоративные связи и социальное неравенство.

Нормы морали были различны для разных сословий и групп. Они были оформлены в виде нравственных кодексов (уставы цехов и гильдий, кодексы рыцарских орденов и др.), которые содержали жестко регламентированные права и обязанности.

Все сословия объединяло христианство:

• каждый человек - раб Божий, обладающий бессмертной душой;

• убийство любого человека - смертный грех.

Ценность человеческой жизни выросла. В отличие от рабовладельца феодал не мог безнаказанно убить крепостного крестьянина. Это не относилось к инакомыслящим, еретикам. Они были вне морали. Убийство еретика не осуждалось официальной религиозной моралью.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-10-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: