Самый долгий период, в котором ребенок подвергается резким физическим изменениям, начинается в возрасте 11-15 лет.




Особенности мотивации к занятиям физической культурой в подростковом возрасте

Самый долгий период, в котором ребенок подвергается резким физическим изменениям, начинается в возрасте 11-15 лет.

В это время происходит интенсивное развитие личности подростка. Часто начинают проявляться такие негативные проявления как: дисгармоничность, изменение установившейся системы интересов ребенка, протестующий характер его поведения по отношению к взрослым. С другой стороны, нужно отметить и множество положительных сторон: ребенок становится более самостоятельным, отношения с детьми и взрослыми становятся более содержательными, значительно расширяется сфера его деятельности и т.д. Таким образом, подросток переходит на качественно новую социальную позицию, в которой формируется его сознательное отношение к себе как к члену общества.[С. 131 Костырева И.С. Формы воспитательной работы с детьми подросткового возраста / И.С. Костырева // Обучение и воспитание: методики и практика. – 2013. - №8. – С. 131 – 135. ]

Этот возраст называют переходным, поскольку именно в этот период завершается детство и начинается новый этап развития, который подготовит ребенка к самостоятельной жизни. Это проявляется в появлении самостоятельных и устойчивых взглядов, оценок по отношению к окружающему миру и себе. [С. 226 – 227 Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. – Спб.: Питер, 2008. – 400 с.]

Также подростковый период сопровождается изменением мотивации ребенка. Это связано с тем, что учеба перестает быть ведущей деятельностью, и основная активность направляется на общение со сверстниками и различные внеклассные мероприятия. [С. 230. Психология подростка. Полное руководство. / под. ред. Члена-корреспондента РАО А.А. Реана. – Спб.: прайм – ЕВРОЗНАК, 2003. – 432 с. ]

В предыдущем параграфе, мы выяснили, что понятие «мотивация» в современной психологии рассматривается с точки зрения системы факторов, опосредующих поведение, а также характеризует процесс, стимулирующий активность человека на определенном уровне.

Именно мотивация, являясь процессом физиологического и психологического управления, направляет и организовывает поведение личности, определяя его активность и устойчивость.

Мотив в отличие от мотивации – это устойчивое личностное свойство.

Мотивация современных школьников – подростков отличается ориентированностью на себя. Это проявляется в поиске смысла: «А зачем я должен изучать эти предметы, что мне это даст?», а также выражается в отношении учащихся к результатам своей учебной деятельности.

В старших классах снижается уровень мотивации к учебной деятельности. Ученики воспринимают цели школьного образования как слишком общие. Они не видят реальной связи с повседневной учебой и своей будущей жизнью.[Лысиченкова С. А. Влияние особенностей современных школьников на их познавательную мотивацию / С.А. Лысиченкова // Молодой ученый. — 2012. — №4. — С. 428-431].

Для повышения уровня мотивации подростка нужно опираться на его потребности. Главной потребностью становится самоутверждение, на которое влияет самооценка. Укрепление самооценки позволит развивать мотивацию школьника, произвольность поведения, вырабатывать умение анализировать причины неудачи. Часто потеря интереса к новой сфере деятельности возникает из-за вполне закономерной неуверенности в своих силах. А разочарование в самой сфере влечет и разочарование в себе.

Эффективность работы по развитию мотивации подростка будет эффективной настолько, насколько она сможет удовлетворить его важнейшие потребности в общении и самоутверждении. А также насколько она будет включена в широкий контекст общего личностного развития подростка. [С. 18 Анн Л. Ф. Психологический тренинг с подростками / Л.Ф. Анн. – Спб.: Питер, 2007. – 271 с.]

При формировании мотивации старшеклассников необходимо актуализировать их познавательную потребность через создание условий для самореализации, опираясь на эмоционально-оценочный опыт подростка.

Можно выделить 4 категории мотивов учебной деятельности:

1. Познавательные мотивы: связаны с содержанием учебной деятельности и процессом познания;

2. Социальные мотивы: связаны с взаимоотношениями ребенка с окружающей средой.

3. Внутренние мотивы: связаны с процессом познания и социального взаимодействия, а также с самоуважением и самооценкой.

4. Внешние мотивы: связаны с внешним стимулированием, использованием системы поощрений, наказаний и т.д..

Познавательные мотивы Социальные мотивы
Внешние
1. Общественное поощрение творческой активности; 2. Признание авторства изобретений. 1. Учиться, чтобы получать вознаграждение (поездки, подарки и т.п.) 2. Учиться, чтобы не наказывали 3. Мотивация престижа - быть лучшим 4. Мотивация благополучия - стремление получить одобрение родителей, товарищей 5. Позиционная мотивация - стремление занять определенное место в отношениях с окружающими
Внутренние
1. Ориентация на овладение новыми знаниями; 2. Творческий познавательный интерес; 3. Ориентация на усвоение способов добывания знаний, интерес к процессу самостоятельного приобретения знаний; 4. Мотивы самообразования, самопознания, раскрытия своих возможностей; 5. Учиться, чтобы удовлетворить любопытство; 6. Внутреннее удовлетворение творческой деятельностью, положительные эмоции. 1. Желание выполнить свой долг, понимание необходимости учиться, чувство ответственности; 2. Желание получить хорошую подготовку к избранной профессии; 3. Мотивы социального сотрудничества, связанные с потребностью ученика в общении, стремлением получить удовольствие от самого процесса общения и сопутствующих ему эмоций; 4. Хорошо учиться, чтобы уважать себя, чувствовать себя компетентным.

 

Рис. 4. Категории мотивов учебной деятельности.

Следует отметить взаимосвязь внешней и внутренней мотивации. Регулярная долговременная внешняя стимуляция (в виде оценок, замечаний, системы наказаний и т.д.) воспринимается как внешний контроль и позволяет подросткам снять с себя ответственность за происходящее, что негативно сказывается на внутренней мотивации. [С. 62-63 Просвирова И. Г. Особенности мотивации учебной деятельности у учащихся младешго подросткового возраста / И. Г. Просвирова // Вестник Томского государственного педагогического университета. – Вып. №. 10. – 2006. – С. 61-64].

Учитывая психофизиологические закономерности развития детей в различные возрастные периоды, одной из главных задач физического воспитания является формирование мотивов и стимулов к занятиям физической культурой и спортом. Только воздействуя одновременно на все человеческие потребности: биологические, духовные и социальные можно создать целесообразную систему физического воспитания.

 

[C. 56 Козлова М.А. Формирование мотивации учащихся коррекционных общеобразовательных учреждений к занятиям адаптивной физической культуры / М.А. Козлова: дис. … канд. Пед. Н. – М.: Московский городской педагогический университет, 2015. – 155 с.]

В.П. Григорян выделяет следующие мотивы занятий физической культурой:

1. Общие: желание подростка заниматься физической культурой;

2. Конкретные: предпочтение выполнять какие-либо упражнения или виды спорта на основе возникшего интереса.

С. 282 Непрерывное профессиональное образование: теория и практика: Сборник статей по материалам Международной научно – практической конференции студентов, магистрантов, аспирантов и преподавателей / под общ. Редакцией д-ра пед. Наук, проф. Э.Г. Скибицкого. – М.:. Берлин: Директ – Медиа, 2014. – 424 с.

Школьникам подросткового возраста следует совершенствовать основные механизмы регуляции движений, приближаясь к значениям взрослого человека. Возрастные изменения центральной нервной системы обеспечивают более эффективное выполнение работы, появляется возможность решать сложные тактические задачи, совершенствуются межмышечные координации. Подросток уже может точно и осознанно управлять не только отдельными мышцами, но и изолированными двигательными единицами, Такое управление движениями позволяет добиваться рекордных результатов в спорте.

[С. 73 Алхасов Д.С. Профессиональный модуль. «Преподавание физической культуры по основным общеобразовательным программам». МДК «Методика обучения предмету физическая культура». Раздел: уроки физической культуры в системе физического воспитания школьников (в таблицах и схемах): методическое пособие для студентов / Д.С. Алсахов. - М.: Берлин: Директ – Медиа, 2014. - 96 с.]

Таким образом одной из главных задач педагога является создание таких условий на занятии физической культуры, которые способствовали бы гармоничному развитию каждого ребенка и не вызывали у него дискомфорт.

 

 

Библиографический список:

Авдеева Н.Н. Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. / Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина. - М.: ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 1998. - 160 с.

Аммосова В.В. Игра как средство активизации коммуникативной деятельности детей старшего дошкольного возраста / В.В. Аммосова // Начальная школа плюс до и после: журнал. - 2012. - №3. - С. 74-78.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: