Правила конструктивного сопротивления уговорам




Тренинг

«Наркотики, наркотическая зависимость, причины и последствия потребления, формирование зависимости»

 

Цель тренинга: повышение уровня информированности о наркотиках и наркотической зависимости.

 

Задачи тренинга:

- повысить уровень информированности о наркотиках и наркотической зависимости;

- определить причины и последствия употребления наркотиков;

- формирование навыков отказа от употребления наркотических веществ.

 

Введение:

- Представление ведущих, озвучивание целей, задач;

- Принятие правил группы (можно составить правила вместе с группой):

  • Каждый имеет право на собственное мнение;
  • Нельзя разглашать то, что узнал о личной жизни других участников на занятии;
  • В дискуссии все говорят по очереди;
  • Не давать оценку другим участникам;
  • Каждый говорит сам за себя;
  • 0:0;
  • Сотовый телефон.

«Сегодня мы поговорим о ситуациях, в которых вам могут предложить наркотики и то, какими могут быть ответы на подобные предложения».

 

Знакомство и эмоциональная разминка (7-8 мин).

Игры и упражнения на знакомство выполняются участниками в кругу.

Задача упражнений: сломать «лед общения», наладить контакт между участниками и ведущим, подготовить группу к взаимодействию.

«Давайте начнем нашу встречу с разминки».

Из двух предложенных упражнений можно провести какое-либо одно

  • Стрелочник.

Участники садятся в круг на стульях в позе нога на ногу. Газета сворачивается в рулон. Ведущий встает в центр круга с газетой в руках. Задача ведущего дотронуться газетой до коленки того, чье имя будет названо. Тот, чье имя названо, должен успеть назвать чье-то еще имя до того, как его запятнают. Если кто-то не успел «перевести стрелки» и его запятнали, он становится новым ведущим.

· Пальцы.

Участники встают в круг плечо к плечу близко (но не тесно) друг к другу. Участники сжимают пальцы правой руки, оставляя указательный палец. Правую руку указательным пальцем вверх нужно поставить на уровне плеча соседа справа. Каждый участник своей левой раскрытой ладонью должен накрыть палец соседа слева. Ладонь помешается центром на кончик указательного пальца (как шляпа гриба). По команде ведущего на счет «раз, два, ТРИ» участники должны сжать ладонь левой руки, чтобы поймать палец соседа слева. Кроме того, нужно успеть убрать свой палец, чтобы его не поймал сосед справа.

Упражнение «Игра»

Пояснение: Цель упражнения – показать подросткам, как легко «втянуться» и стать наркоманом и что наркотики – это «игра», в которой невозможно выиграть. Эта цель озвучивается не в начале упражнения, а при его анализе.

Вы делите группу на 3-4 подгруппы. Каждую подгруппу посадите за стол и раздайте каждой по 17 палочек. (В качестве палочек могут выступать ручки, карандаши, фломастеры, спички, деревянные палочки для барбекю (шашлыка) или то, что вы сами придумаете).

Инструкция: Ведущий стоит по одну сторону стола, а подгруппа – по другую. Между ними на столе лежат 17 палочек. Палочки лежат, как показано на рисунке ниже.

Сейчас мы с вами сыграем в одну игру. Играть будем так: с одной стороны стола – я, а с другой стороны – одна из подгрупп.

 

Суть игры состоит в следующем:

Между нами лежат 17 палочек. Мы по очереди тянем палочки (сначала вы, потом я, потом опять вы, потом я и т.д.) За один ход можно вытянуть 1, 2 или 3 палочки. Чья из сторон возьмет последнюю палочку, та и проиграла партию. Во время игры вы можете советоваться, а можете выдвинуть одного представителя.

Ваша цель - набрать как можно больше баллов. Изначально я дам вам 100 баллов. И за каждую проигранную партию вы получите -10 баллов (минус 10), а за каждую выигранную партию

+20 баллов. В любой момент вы можете остановиться и перестать играть. Это понятно? Посмотрим, какая подгруппа наберет больше всего баллов. Учтите, я очень хорошо играю! Поэтому подумайте: может, вовсе не играть ни одной партии, тогда ваш результат будет 100 очков.

 

Ведущий должен прочитать следующую информацию перед тем, как проводить упражнения, а затем еще раз прочитать инструкцию!!!

 

Играть ведущий будет следующим образом: сначала сыграет партию с подгруппой №1, потом с подгруппой №2, далее с №3, потом с №4, потом заново с №1, №2 и т.д.

Всегда начинайте партию так:

Ведущий: - Ваша подгруппа готова сыграть следующую партию?

Подгруппа: - (дождитесь четкого положительного ответа от подгруппы)

Ведущий: - Тогда начинайте!

Далее вы играете партию.

 

Суть игры:

Ваша цель – ВСЕГДА выиграть. Если знать хитрости этой игры, это очень легко сделать. Чтобы всегда выиграть, нужно ВСЕГДА выполнять два простых правила:

1. Каждую партию должен начинать противник. Т.е. в каждой партии вы тянете вторым. Первой тянет подгруппа или представитель от подгруппы! Затем – вы, после – снова они и т.д.

2. В сумме с противником нужно вытягивать 4 палочки. Например, противник (подгруппа) взял 1 палочку, тогда вы должны взять 3 (1+3=4). Подгруппа взяла 2 палочки, тогда вы – тоже 2 (2+2=4). Если подгруппа взяла 3 палочки, вы берете 1 палочку (3+1=4). Математически это выражается так: если противник вытянул N палочек, вы должны вытянуть 4-N палочек.

Чтобы освоиться с этими правилами, лучше потренироваться дома с друзьями. Если вы все сделали правильно, то перед последним ходом противника на столе должно лежать 5 палочек, тогда, сколько бы он ни взял, ему всегда достается последняя.

 

Психологический смысл игры состоит в следующем:

Вы втягиваете ребят в игру (по аналогии – в принятии наркотиков), они стремиться набрать как можно больше баллов (незаметно увеличивается доза наркотиков), но они все время проигрывают, т.к. вы знаете решение (наркотики – это «игра», в которой нельзя выиграть). В итоге, больше всего баллов набирают те, кто остановился как можно раньше, или вообще не играл (точно так же и с наркотиками: не пробуйте их, и вы выиграете!).

Сложности для вас могут возникнуть тогда, когда ребята захотят вторым вступить в игру. Постарайтесь все-таки и в этом случае остаться вторым. Если группа настаивает, скажите, что таковы правила, и напомните, что у группы всегда есть право вообще отказаться от игры.

Этапы игры:

1. Инструкция

2. Сама игра (здесь вы играете партии с подгруппами и считаете их баллы)

3. Далее, играя партию за партией, вы дождитесь, когда подгруппа скажет «стоп!».

Можно даже спровоцировать подгруппу на такой диалог:

Подгруппа: - Мы больше не хотим играть.

Ведущий: - Боитесь, что я опять у вас выиграю?

Подгруппа: - Нет! Просто ты всегда выигрываешь!

Ведущий: - У меня совсем не сложно выиграть. Может, еще партию? Подумайте!

И только если подгруппа четко ответит «Нет!», вы к ней больше не пристаете.

Заметьте!!! Этот диалог напоминает провокацию принять очередную дозу наркотиков. Когда все подгруппы сказали «стоп!», игра заканчивается.

4. Задайте вопрос: Почему подгруппы сказали «стоп!»? Дождитесь ответы ребят. Раскройте им принцип своей победы, расскажите им, как играть в эту игру, чтобы все время выигрывать. Докажите это: сыграйте с кем-то показательную партию.

А потом скажите: Ну, кто теперь хочет попытаться у меня выиграть в эту игру, при условии, что я буду вторым брать палочки? Дураков нет? Правильно! Кто будет играть со мной в игру, зная, что выиграть не возможно?!

5. Перейдите к анализу упражнения.

 

Анализ упражнения:

Сейчас я расскажу, как это упражнение связано с темой нашего сегодняшнего занятия. Все дело в том, что если вы начинаете употреблять наркотики, то втягиваетесь в это дело незаметно, как втянулись сейчас в эту игру. Вы желаете получить то, что вам обещали: кайф, просветление сознания, подъем сил, а в итоге кайф быстро проходит и возникает ломка.

Я знал (а) принцип игры, и поэтому всегда выигрывал (а). Ваша задача была – вовремя остановиться. Та подгруппа, которая «просекла» это, набрала больше всего баллов. А те, кто продолжал играть (считайте – принимать наркотики), проиграли. Наркотики – это игра, в которой вы начинаете. У вас всегда есть выбор – принимать или нет, вовремя остановиться и больше не употреблять или подчиниться наркотикам и стать зависимым, стать наркоманом. Когда мы начинаем принимать наркотики, мы даже не думаем о том, что это игра, в которой мы обречены на поражение. Если бы мы знали это, как знаем все о фокусе палочек, мы бы вряд ли приняли первую дозу пусть даже самого легкого наркотика. В игре под названьем «Наркотики» выиграть НЕВОЗМОЖНО!

Скажите:

§ Сколько баллов вы набрали?

§ На каком этапе остановились?

§ Как шло обсуждение в ваших подгруппах?

В конце поаплодируйте той подгруппе, которая набрала больше всего баллов.

6. Сделайте вывод.

Как отказаться от предложения попробовать наркотики и сказать «нет!»? Давайте сделаем упражнение.

Информационный блок «Правила конструктивного сопротивления уговорам» (3 мин).

Задача: дать информацию о правилах конструктивного сопротивления уговорам.

«Давайте вернемся к аргументам отказа. Я хочу вам предложить универсальные правила конструктивного сопротивления уговорам. Они очень просты».

Запишите на доске или повесьте плакат с правилами:

Правила конструктивного сопротивления уговорам

 

1. Сразу встаньте на свою позицию, не увиливайте и не придумы­вайте "уважительных" причин;

2. Отказ начинайте всегда со слова "НЕТ";

3. Повторяйте свое "НЕТ" вновь и вновь без объяснения причин и без оправданий: "НЕТ! Это мое решение. Я не должен объяснять, почему НЕТ";

4. Всегда следует повторять одну и ту же фразу отказа;

5. При усилении давления откажитесь продолжать разговор: "Я не хочу об этом больше гово­рить";

6. Если давление продолжается, желательно покинуть эту компанию и это место.

 

Попросите кого-нибудь из участников громко зачитать правила. Участники могут записать правила себе в тетрадь или блокнот.

Упражнение «История про…» (15-20 мин).

Задача: дать возможность участникам оценить возможные последствия от употребления наркотиков, выработать личное отношение к проблеме наркомании.

Каждый из участников должен разделить лист бумаги формата А4 на 16 равных частей. Для этого лист нужно сгибать и складывать последовательно пополам четыре раза. Сложив и раскрыв лист его можно аккуратно порвать на 16 равных частей. Для того, чтобы не тратить время лучше приготовить листочки заранее.

На отдельных листочках каждый из участников записывает:

o Имена 4 самых близких для них людей (каждое на отдельном листочке);

o 4 заветные мечты (каждая на отдельном листочке);

o 4 любимых вещи (каждая на отдельном листочке);

o 4 хобби, увлечения или любимых дела (каждое на отдельном листочке).

После того, как все участники готовы, ведущий просит всех успокоиться и представить себя в роли человека, который попал в описываемую ситуацию. Участники должны сесть удобно и закрыть глаза.

История рассказывается от имени девушки Ольги. Парни могут легко представить себя главным героем – Олегом.

ВАЖНО! Участники должны представить себя в роли – «войти» в роль. Ведущий должен говорить спокойным, уверенным голосом. Если во время упражнения возникают комментарии или разговоры, попросите участников успокоиться, сделайте паузу.

 

ЗАЧИТАЙТЕ УЧАСТНИКАМ ТЕКСТ:

«Совсем недавно закончились выпускные экзамены 9 класса. Ваш класс и вы успешно их сдали. Родители разрешили отметить завершение года, и вы всем классом отправились на дачу вашего друга. Если говорить честно, то между вами было нечто большее, чем дружба – вам казалось, что вы любите друг друга.

Ребята пили пиво, девчонкам купили вино, которое быстро кончилось. Все веселились, загорали, ходили на озеро купаться. К Вам подошел ваш любимый человек и позвал в домик. Он предложила вам уколоться: «Это совсем не страшно. Я уже пару раз кололся и ничего, не наркоман. Да это клёво! Попробуй!..и ты ведь меня любишь!?» Похоже, он был искренен, да и поводов не доверять не было. Вы решили попробовать. Он все приготовил, и Вы вместе укололись, сначала он, потом ты. … В принципе ничего страшного не произошло – не было тошноты, соплей, глаза не чесались и не слезились. … Домой вы приехали поздно, боялись, что родители заметят, но они не заметили, и скоро эта история вам забылась. Это был ваш первый шаг, первый укол. Вы сделали необдуманный выбор. Теперь вы будете жить с этим выбором всю оставшуюся жизнь. И иногда он – выбор, а не вы будет управлять вашей жизнью.

Откройте глаза. Каждый из участников должен выбрать по одному листочку из каждой группы (близкий, вещи, мечты, хобби) и отдать его мне. Это то, что вам пришлось потерять. Вновь закройте глаза.

Ольга очень хотела забыть тот случай. Вскоре ваши отношения с любимым человеком охладели. Он поступил в училище, вы остались в школе. У вас теперь разные компании и разные интересы. К тому же вас пугал тот случай на даче, вам хотелось его забыть.

В начале декабря он неожиданно позвонил и сухо сказал: «Надо встретиться..». Вы встретились и он сказал, что заразился гепатитом и тебе тоже надо провериться. Не хотелось думать о плохом, но надо было идти. Вы никому ничего не сказали. Анализ оказался положительным…Теперь если ты захочешь стать матерью твой ребенок скорее всего тоже будет больным. Ваш необдуманный выбор привел к потере здоровья.

Откройте глаза. Каждый из участников должен выбрать по одному листочку из каждой группы (близкий, вещи, мечты, хобби) и отдать его мне. Это очередная ваша потеря. Закройте глаза.

Узнать такое перед самым новым годом - это удар. Вам ни с кем не хотелось общаться, никого не хотелось видеть, вы замкнулись в себе. Нового года не будет.

Перед новым годом вы встретили вашего давнего знакомого – он учился с вами до 6 класса. Он предложил вам встретить новый год в их компании. Не очень хотелось веселиться, но встречать новый год с родителями тоже нерадостная перспектива. Вы пошли.

На празднике вы опять укололись. Новая компания вас затянула. Все время вы проводили с новыми друзьями. Основное занятие – уколоться. Так прошло еще полгода. В один из дней выяснялось – денег нет, а уколоться надо. Вы пошли домой, и взяли мамино пальто – первая кража. Потом вторая, третья, десятая … Это была та грань, которую вы приступили незаметно для себя – вы стали воровать, нарушили закон. Теперь вы преступник, и это еще одна ваша жизненная потеря.

Откройте глаза. Каждый из участников должен выбрать по одному листочку из каждой группы (близкий, вещи, мечты, хобби) и отдать его мне. Это еще одна ваша потеря.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: