Фирма в системе рыночных отношений. Теории фирмы.




Фирма - это организация, владеющая одним или несколькими предприятиями и использующая ресурсы для производства товара или услуги с целью получения прибыли.

Какая причина заставляет индивидуальных предпринимателей объединяться в фирму? Дело в том, что для успешного функционирования на рынке предприниматель должен иметь о нем достоверную информацию, которая требует больших издержек, называемых трансакционными (лат. traпsactio - сделка).

Эти издержки связаны не с производством как таковым, а с сопутствующими ему затратами (поиск информации о ценах, ведением переговоров и т.д).

Способом снизить эти затраты является организация фирмы, в которой трансакции оказываются дешевле. В сопоставлении рыночных и административных регуляторов решается вопрос об оптимальных размерах фирмы. Они определяются точкой, где предельные затраты использования рынка становятся равными предельным затратам использования административного контроля. До этой границы выгодна административная «иерархия» (фирма), после - рынок. Размер фирмы зависит также от отрасли, технологии и т.д.

С издержками обращения (трансакции) связана еще одна проблема - определение границ действия рыночных отношений. Уровень влияния друг на друга производства и обмена (трансакций) отражен в теореме А. Смита (XVIII в.) и теореме Р. Коуза (ХХ в.). Теорема А. Смита доказывает, что добровольный обмен приносит выгоду обеим сторонам. Развитие рынка и обеспечение выгоды в процессе обмена товарами между фирмами достигается в результате специализации, основанной на разделении труда. Но расширение обмена (Р. Коуз) сопровождается ростом трансакционных издержек. Возникает противоречие: за счет специализации издержки сокращаются, а за счет расширения территориальных границ рыночных отношений - растут, в результате чего выгоды от разделения труда могут быть сведены к нулю.

В западной экономической литературе существует целый ряд теорий фирмы.

1. Традиционная теория объясняет поведение фирмы стремлением к максимизации прибыли.

2. Менеджеральная теория фирмы доказывает, что цель фирмы - максимизация объема продаж и только потом - дохода. Основную роль в этом процессе играют не собственники, а управленцы, менеджеры, которые заинтересованы в росте торговой выручки, так как от нее зависит их жалованье и другие выплаты и льготы.

3. Теория максимизации роста основана на идее о том, что растущая фирма предпочтительнее, нежели просто крупнаяфирма. В ее росте заинтересованы и собственники, и менеджеры, и акционеры. Рост осуществляется за счет слияний и поглощений, т.е. путем горизонтальной, вертикальной интеграции и диверсификации.

Горизонтальная интеграция сопровож-дается приобретением одной фирмой других, занимающихся одним и тем же бизнесом.

Разновидностью горизонтальной интеграции является диверсификация, означающая объединение фирм, чьи технологические процессы никак не связаны.

Вертикальная интеграция означает объединение фирм, занятых на целом ряде этапов производственного процесса снизу вверх (например, от добычи нефти до торговли нефтепродуктами).

4. Теории множественных целей главный упор делают на характере поведения высшего руководства фирмы. Поведение должно быть таким, чтобы учесть интересы всех заинтересованных лиц: рабочих, менеджеров, акционеров и руководителей. Эта теория наибольшее распр-е получила в Японии.

В любой теории необходимым звеном является определение стратегии фирмы. Стратегия - это выбор фирмой основных долгосрочных целей и задач, утверждение курса ее действий и распределение ресурсов, необходимых для достижения этих целей.

Различают два типа стратегии: оборонительную и наступательную.

Оборонительная стратегия состоит в выжидательном поведении фирмы, когда она следит за рынком и своими конкурентами, ждет появления нового продукта и концентрирует свои усилия на производстве его прототипа.

Наступательная стратегия предусмат-ривает активное обновление производства за счет инноваций, нововведений, освоения и заполнения рыночной ниши.

Институциональная теория, быстро распространяющаяся в России, описывает три типа фирм: в командной экономике, в рыночной и переходной.

Предприятие, действовавшее в командной экономике, было ориентировано не на максимизацию прибыли, а на выполнение плана с нормальной напряженностью. Жесткая дисциплина выполнения плана достигалась тремя механизмами контроля: партийным, хозяйственным (через министерства) и советским (через исполнительные органы Советов народных депутатов).

Фирма, действующая в рыночной экономике, нацелена на максимизацию прибыли. Эту цель фирме задает не плановый орган, а акционеры. В свою очередь, размер прибыли всецело зависит от действий наемных менеджеров.

Фирма переходной экономики качественно отличается от двух первых. Предприятие ориентировано на выживание, на сохранение трудового коллектива.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: