Выполнения работ при укладки трубопровода




 
 


Работа по прокладке трубопровода из стальных труб выполняется звеном монтажников-трубоукладчиков в количестве 5 человек и звеном изолировщиков - 3 человека. Сварочные работы выполняют два электросварщика, не входящие в состав звена монтажников. При прокладке трубопроводов 600 мм и более в состав звена могут быть включены монтажник 6 разряда и монтажник 3 разряда по 1 человеку. Количество машин и механизмов принимается в зависимости от объема работ и диаметра используемых труб.

Раскладка лежней вдоль траншеи для укладки труб осуществляется двумя монтажниками-трубоукладчиками. Монтажники натягивают рулетку вдоль оси раскладки звеньев и размечают по ней положение лежней, после чего подносят лежни и раскладывают их по разметке так, чтобы середина лежней совпадала с осью раскладки. По концам крайних лежней забивают четыре стальных стержня и натягивают между ними шпагат на уровне верха крайних лежней. Затем, предварительно сдвинув промежуточные лежни, укладывают их по уровню крайних, срезая или подбивая лопатами грунт под ними. Расстояние между лежнями назначается в зависимости от принятых в проекте длин труб.

Монтажники T1 и Т2 no рулетке размечают центр трубы. Машинист устанавливает кран-трубоукладчик на расстоянии около 1 м от трубы так, чтобы стрела находилась над центром ее тяжести, и опускает строп-полотенце. Монтажник-трубоукладчик Т1 уходит на безопасное расстояние, а монтажник Т2 стропует первую трубу, после чего машинист крана приподнимает ее на 20-30 см.

Убедившись в правильности строповки и надежности действия тормозов, он продолжает подъем на высоту до 1 м, после чего по команде стропальщика укладывает трубу на лежни так, чтобы ее стыкуемый конец находился примерно на равном расстоянии от промежуточных лежней.

Монтажники, стоя у обоих концов трубы, удерживают ее от разворота.

Таким же способом укладывают вторую трубу. Расстояние между краями уложенных труб должно быть около 0,5 м.

Схема организации рабочего места при укладке труб на лежни для последующего соединения в звено показана на рисунке 1.

1 - кран-трубоукладчик; 2 - лежни; 3 - бровка траншеи; 4 - ось траншеи; 5 - ось раскладки труб; 6 -сварочный агрегат, 7 - трубы; 8 - ось движения крана-трубоукладчика; 9 - граница опасной зоны; 10 - ограждение траншеи; 11 - лестница для спуска в траншею; 12 - водосборный приямок; 13 - насос для откачки воды

Т1, Т2, Т3, Т4, Э1, Э2 - рабочие места исполнителей

Рисунок 1 - Схема организации рабочего места при укладке труб на лежни

Монтажники Т3 и Т4 с помощью зубил и молотков очищают кромки трубы от грязи и наледи, стальными щетками или шлифмашинками ИЭ-2011 зачищают кромки труб до металлического блеска на длину не менее 10 мм снаружи и изнутри.

Машинист устанавливает кран-трубоукладчик у середины второй трубы и опускает строп-полотенце. Монтажник Т2 закрепляет строп-полотенце и подает команду машинисту крана приподнять трубу на 0,5 м над лежнями и переместить к месту стыковки. Монтажники Т1 и Т2 укладывают трубу на лежни и центрируют стыки, после чего рихтуют и закрепляют ее, забивая молотком деревянные клинья. Затем они устанавливают на стык наружный центратор и поворотом винтового рычага до отказа закрепляют отцентрированный стык. Электросварщик Э1 универсальным шаблоном проверяет величину зазора между торцами стыкуемых труб (1,5-2,5 мм по всей окружности стыка). В случае несоответствия величины зазора указанным размерам трубоукладчики винтовым рычагом ослабляют центратор, машинист подъемом крюка делает натяжку стропа, а монтажники при помощи ломов изменяют величину зазора, после чего деревянными клиньями фиксируют положение трубы. Монтажники окончательно центрируют стык, затянув рычаг центратора до отказа.

Электросварщики прихватывают стык в нескольких местах, располагая швы на равных расстояниях по окружности. По окончании прихваткимонтажники Т1 и Т2 снимают центратор со стыка.

Машинист устанавливает кран-трубоукладчик у конца сваренного звена труб и опускает строп-полотенце. По команде монтажника машинист приподнимает звено на высоту 0,5 м, и рабочие удаляют два лежня и подводят под конец звена труб инвентарную подкладку, а машинист крана-трубоукладчика опускает на нее конец звена. Монтажник снимает строп-полотенце. Другой конец звена труб устанавливают на инвентарную подкладку таким же способом, после чего звено считается подготовленным к укладке в траншею.

Зачистка дна траншеи и приямков на всем протяжении трубопровода производится монтажником Т5 вручную с использованием лопат, ходовой визирки и визирок на бровке траншеи с учетом проектного уклона трубопровода. Толщину срезки недобора грунта определяют по ходовой визирке и визиркам на бровке траншеи. Зачистка должна производиться участками, равными длине трубы (либо звена, если принято такое решение по месту). Недобор грунта из приямков и дна траншеи выбрасывается на бровку, противоположную размещению грузоподъемных механизмов.

После зачистки дна траншеи и приямков монтажники, по двое на каждом конце звена труб (или отдельных труб), размечают с помощью рулетки места строповки звена (или трубы) для грузоподъемных механизмов.

Для перемещения трубы (звена) в проектное положение машинист устанавливает трубоукладчик (либо кран) напротив укладываемой трубы (либо звена) так, чтобы его стрела находилась над серединой трубы либо над отмеченными местами звена, и опускает крюк. Монтажники попарно Т1, Т2 и Т3, Т4 заводят стропы-полотенца под укладываемую трубу (звено) и цепляют их за крюки крана, после чего монтажник (сигнальщик) Т1 подает команду на подъем трубы (звена). Монтажники тем временем при наличии крепления стенок в траншее снимают распорки крепления в месте монтажа трубы (звена).

Машинист после получения команды приподнимает трубу (звено) сначала на 20-30 см и, убедившись в правильности строповки и надежности действия тормозов, поднимает на высоту 1 м и опусканием стрелы одновременно направляет трубу (звено) в траншею.

 

Монтажники Т1, Т2 и ТЗ, Т4, находясь на бровке траншеи, с помощью веревочных расчалок удерживают трубу (звено) от разворота. По команде монтажника (сигнальщика) Т1 машинист опускает трубу (звено), приостановив спуск на расстоянии 0,5 м от дна траншеи.

Монтажники Т1, Т2, Т3 и Т4 спускаются в траншею, принимают трубу (звено), подводят ее к ранее уложенным и сваренным в звено или плеть трубам и укладывают ее на основание. После восстановления крепления стенок траншеи они центрируют стыки на глаз при помощи ломов, после чего фиксируют положение трубы подручными средствами.

 

Монтажники Т3 и Т4 устанавливают на стык наружный центратор и поворотом винтового рычага до отказа закрепляют отцентрированный стык.

Выверка положения трубы (звена) производится монтажниками T1 и Т2, один из которых (Т2) устанавливает на лоток укладываемой трубы (звена) ходовую визирку, а второй монтажник T1, находясь у передней линии неподвижной визирки обноски, следит за тем, чтобы верх ходовой визирки находился на линии визирования.

 

При необходимости он подает сигнал машинисту приподнять или опустить трубу (звено), а монтажники Т3 и Т4 срезают или подбивают грунт под трубой (звеном). Затем монтажник T1 при помощи угольника с уровнем отмечает на концах укладываемого звена (трубы) положение оси трубопровода, а монтажники Т3 и Т4 по отвесу устанавливают на размеченные места вешки.

Монтажник T1, ориентируясь на вешку, установленную на ранее уложенную трубу, проверяет правильность укладки трубы (звена) в плане.

При необходимости монтажники Т2, Т3, и Т4 ломами смещают конец трубы (звена) в нужную сторону, после чего производится расстроповка трубы (звена), при этом придерживая трубу (звено) ломами, пока машинист не уведет стрелу.

После окончательной выверки и увода стрелы с траверсой и стропами из зоны монтажа трубы (звена) монтажники T1, T2, Т3 и Т4 лопатами подбивают трубу песчаным грунтом на высоту 1/4 ее диаметра с послойным уплотнением ручными трамбовками. Толщина уплотняемого слоя грунта не должна превышать 25-30 см.

После окончания сварочных работ наружная изоляция труб в местах сварных соединений должна быть восстановлена в соответствии с проектом.

Прокладку подземных трубопроводов под дорогами следует осуществлять при постоянном маркшейдерско-геодезическом контроле строительной организации за соблюдением предусмотренного проектом планового и высотного положения футляров и трубопроводов. Отклонения защитных футляров перехода от проектного положения для напорных трубопроводов не должно превышать:

- по горизонтали 1%;

- по вертикали 1,5% от длины футляра.

На рисунке 3 приведена возможная схема перехода трубопровода через проезжую часть автодороги.

Траншеи, проходящие через проезжую часть автодорог, должны быть ограждены защитными ограждениями с учетом требований ГОСТ 23407-78. На ограждении необходимо устанавливать предупредительные надписи и знаки (сужение дороги (налево, направо), дорожные работы, ограничение скорости, импульсная стрелка). Места прохода людей через траншею должны быть оборудованы переходными мостиками. В темное время суток территория строительной площадки должна быть освещена в соответствии с требованиями ГОСТ 12.1.046-85.

При пересечении проектируемого трубопровода с действующими коммуникациями (электрокабели, кабели связи, водопровод, газопровод, теплосеть и др.), конструктивное решение которых дается в проектной документации, не защищенными от механических повреждений, в процессе разработки грунта производится их защита деревянным коробом (или футляром) с подвеской к переброшенным через траншею трубам (прогонам) скруткам и тяжами с траверсами, сечения которых определяются проектом. Укладка водопроводных труб в зависимости от наличия и количества инженерных сетей и отметок их заложения производится секциями или отдельными трубами, заводя их под коммуникации с той или другой стороны.

Вскрытие инженерных сетей разрешается при наличии ордера и наряд- допуска в присутствии представителей эксплуатирующих организаций только после уточнения их расположения на трассе. Работы производить вручную без применения лома или кирки.

После окончания всех монтажных работ трубопровод испытывается давлением на прочность и герметичность гидравлическим способом.

Испытание напорных трубопроводов всех классов должно осуществляться строительно-монтажной организацией, как правило, в два этапа:

Первый - предварительное испытание на прочность и герметичность, выполняемое после засыпки пазух с подбивкой грунта на половину вертикального диаметра и присыпки труб в соответствии с требованиями СНиП 3.02.01-87 с остальными открытыми для осмотра стыковыми соединениями; это испытание допускается выполнять без участия представителей заказчика и эксплуатационной организации с составлением акта;

Второй - приемочное (окончательное) испытание на прочность и герметичность следует выполнять после засыпки трубопровода при участии представителей заказчика и эксплутационной организации с составлением акта о результатах испытания.

Гидравлическое испытание производится в следующем порядке:

- во время заполнения трубопровода водой из него удаляется воздух через воздухоспускные краны;

- в трубопроводе устанавливается пробное давление, равное рабочему и выдерживается в течение времени, потребного для осмотра стыков, но не менее чем 10 минут;

- если во время испытания пробным давлением не будет обнаружено каких-либо дефектов или утечек, оно доводится до испытательного.

Давление при гидравлическом испытании для трубопроводов принимается равным рабочему с коэффициентом 1,25, но не менее 1,6 МПа (16 кгс/см2) - для испытания подающих трубопроводов и 1,0 МПа (10 кгс/см2) - для обратных.

Результаты гидравлического испытания следует считать удовлетворительными, если во время их проведения не произошло падения давления, а в сварных швах труб и корпусах арматуры не обнаружено признаков разрыва и утечка воды не превышает установленных величин.

 

 

 
 


3. ОХРАНА ТРУДА

Безопасность труда при прокладке трубопроводов обеспечивается прежде всего правильным выбором и технологически обоснованными размерами рабочих мест и их соответствующей организацией. Важное значение имеет содержание в исправности машин, механизмов, инструментов и приспособлений. Все рабочие места, а также соединяющие их транспортные зоны и крепления траншей необходимо содержать в порядке, обеспечивающем безопасность выполнения работ и перемещение машин и кранов в монтажной зоне. Во избежание обрушения стенок траншей и возникновения угрозы устойчивости крана при его работе и передвижении необходимо выдерживать установленные расстояния от него до бровки траншеи. Трубы на берме укладывают и укрепляют так, чтобы предотвратить их скатывание в траншею. Траншеи и котлованы на улицах и дворовых участках необходимо ограждать и освещать в ночное время, в местах переходов через траншеи устраивают мосты с ограждениями. Инженерные коммуникации (особенно высоковольтные кабели), пересекающие траншеи, во избежание их повреждения и возникновения аварий защищают оплеткой, коробами, подвешивают к балкам, уложенным поперек траншеи.

К работе на кране допускаются машинисты не моложе 18 лет, прошедшие специальные курс обучения, получившие соответствующее удостоверение и практическую стажировку. Кран, закрепленный за машинистом, ежегодно подвергают испытанию, дата которого указывается на кране. При соединении труб особое внимание уделяют безопасной организации рабочих мест электро- и газосварщиков; сварочные кабели защищают от повреждений, ежедневно проверяют заземление электросварочных агрегатов и свариваемых труб. При просвечивании стыков надо строго соблюдать установленную дистанцию между ампулой и техником - радиографом, который должен иметь при себе индикатор для контроля степени облучения.

При подъеме трубопровода особое внимание обращают на общую устойчивость кранов-трубоукладчиков. Если нагрузка на крюке резко возрастает и возникает угроза опрокидывания крана, подъем необходимо прекратить и трубопровод опустить на землю.

При подъеме и укладке трубопровода в траншею необходимо соблюдать следующие требования безопасности и охраны труда: следить за состоянием механизмов крана-трубоукладчика и его контрольными приборами; не поднимать груз массой, превышающей максимальную грузоподъемность крана при данном вылете крюка; поднимать и опускать трубопровод без рывков, изолированная часть при опускании в траншею не должна задевать ее стенок; при наложении полотенца на трубопровод выполнять сигналы такелажника (зацепщика), не допуская преждевременного натяжения грузовых канатов; во время опускания плети в траншею работать согласованно с машинистом других кранов-трубоукладчиков. Если машинист заметил, что другой кран перегружен, он должен немедленно подъемом стрелы или грузового крюка выровнять плеть. В случае выхода из строя одного из кранов-трубоукладчиков колонны плеть надо немедленно опустить на землю.

При опускании трубопровода в траншею запрещается кому-либо находиться под поднятой и перемещаемой плетью, между траншеей и трубопроводом, в траншее и в зоне возможного падения стрелы. При работе очистной и изоляционной машин действия машинистов трубоукладчиков и этих машин должны быть строго согласованы. Б процессе очистки трубопровода трубоукладчики должны передвигаться вдоль трубопровода при минимальном вылете крюка. Высота подъема плети должна быть также минимальной, достаточной для прохода очистной машины. Трубы и трубные секции массой, близкой к предельной грузоподъемности крана, необходимо поднимать в два приема: сначала на высоту 0,2—0,3 м, после чего проверить состояние грузозахватных устройств и тормозов крана, а затем уже на необходимую высоту.

Опускание труб в траншею с креплениями требует особой осторожности, вызванной необходимостью оградить крепления и распоры от ударов.

 

 

4. ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Охрана природы - это совокупность научно обоснованных конструктивных, технологических, организационных, социально-экономических и правовых решений и мероприятий, направленных на уменьшение отрицательных воздействий, восстановление и улучшение состояния, и рациональное использование природных ресурсов в процессе сооружения и последующей эксплуатации объектов трубопроводного транспорта.

Различают экономический (рациональное использование природных ресурсов), рекреационный (создание и сохранение природных зон, пригодных для отдыха, туризма и спорта), научный (сохранение образцов естественных природных комплексов для их изучения), социально-экономические и организационно-правовые аспекты проблемы охраны окружающей природной среды.

В проблеме охраны окружающей среды выделяют следующие задачи:

разработка научно обоснованных принципов выбора проектных решений магистральных газо- и нефтепроводов, позволяющих предотвратить или минимизировать отрицательные воздействия на природные компоненты;

совершенствование технологии и технических средств для сооружения газо- и нефтепроводов с учетом требований по охране природной среды;

повышение надежности трубопроводов с целью сокращения аварийных потерь транспортируемых продуктов;

прогнозирование взаимодействия природных компонентов и трубопроводов в процессе их эксплуатации;

разработка методов восстановления состояния природных компонентов, нарушенных в результате прокладки и эксплуатации газо- и нефтепроводов; оценка ущерба окружающей природной среде при строительстве и эксплуатации магистральных газо- и нефтепроводов.

Экология - наука об отношениях растительных и животных организмов и образуемых ими сообществ между собой и с окружающей средой. Важнейшими понятиями экологии являются биосфера, экосистема, биогеоценоз, биоценоз, биотоп и др.

Производственная деятельность, в том числе связанная с добычей нефти, газа и газового конденсата, прокладкой магистральных трубопроводов, транспортом и хранением, обусловливает неизбежное изменение показателей качества окружающей природной среды. Ввиду этого проектные решения и технология строительства магистральных трубопроводов, технические средства и организационные мероприятия, эксплуатация и обслуживание трубопроводов должны быть экологически безопасными, т. е. исключить возможность выхода конкретного фактора и их совокупности за пределы зоны его (их) оптимума.

Земельным законодательством регламентируется порядок отвода и использования земель, а также восстановления их качества по завершении строительных и иных работ.

Предприятия, организации и учреждения, заинтересованные в изъятии земельных участков несельскохозяйственных нужд, обязаны до начала проектных работ предварительно согласовать с землепользователями и органами, осуществляющими государственный контроль за использованием земель, место расположения объекта и при мерные размеры намечаемой к изъятию площади.

Для строительства промышленных предприятий, автомобильных дорог, линий электропередачи, магистральных трубопроводов предоставляются земли несельскохозяйственного назначения или непригодные для сельского хозяйства либо сельскохозяйственные угодья худшего качества. Предоставление или указанных целей земельных участков из земель государственного лесного фонда производится преимущественно за счет непокрытых лесом площадей, или площадей, занятых кустарником и малоценными насаждениями.

Предприятия, организации и учреждения, проводящие строительные или иные работы на предоставленных им во временное пользование сельскохозяйственных землях или лесных угодьях, обязаны за свой счет приводить эти земельные участки в состояние, пригодное для использования в сельском, лесном или рыбном хозяйстве, а при производстве указанных работ на других землях - в состояние, пригодное для использования их по назначению. Приведение земельных участков в пригодное состояние производится в ходе работ, а при невозможности этого не позднее, чем в течение года после завершения работ.

Предприятия, организации и учреждения, проводящие работы, связанные с нарушением почвенного покрова, обязаны снимать и хранить плодородный слой почвы в целях использования его для рекультивации земель и повышения плодородия малопродуктивных угодий. Водным законодательством устанавливается порядок размещения различных объектов, выполнения строительных и иных работ на водоемах. Определение мест строительства предприятий, сооружений и других объектов, влияющих на состояние вод, согласовывается с органами по регулированию использования и охране вод, органами, осуществляющими охрану рыбных запасов.

Строительные, дноуглубительные и взрывные работы, прокладка кабелей, трубопроводов, рубка леса и другие работы на водных объектах или в прибрежных зонах водоемов, влияющие на состояние вод, производятся по согласованию с органами по регулированию использования и охране вод.

Строительные и взрывные работы, прокладка кабелей, трубопроводов и иных коммуникаций, буровые и другие работы в лесах, а также на землях государственного лесного фонда, непокрытых лесом, не связанные с ведением лесного хозяйства и осуществлением лесных пользовании, производятся по согласованию с исполнительными комитетами местных Советов депутатов трудящихся, государственными органами лесного хозяйства.

В Законе об охране атмосферного воздуха указано: при размещении, проектировании, строительстве и вводе в эксплуатацию новых и реконструированных сооружений и других объектов, при совершенствовании существующих и внедрении новых технологических процессов и оборудования необходимо обеспечить соблюдение нормативов вредных воздействий на атмосферный воздух.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Трубопроводные системы являются основой системы обеспечения населения, производства и сельского хозяйства жизненно важными продуктами: чистым воздухом, питьевой и технологической водой, высоко- и низкопотенциальным теплоносителем, газом, нефтепродуктами. Они также отводят многочисленные отходы (бытовые и производственные стоки, загрязненный воздух, дымовые газы, мусор и твердые отходы).
Трубопроводные конструкции и системы находят широкое применение практически во всех отраслях народного хозяйства. Трубопроводный транспорт обладает низкой себестоимостью, непрерывностью процесса перекачки, возможностью повсеместной укладки и т.д. Однако, наряду с преимуществами существуют и недостатки, связанные с загрязнением окружающей среды вследствие утечки нефти, газа и других продуктов. Необходимо вести экологический контроль.

 

 

 
 

 


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. СНиП 2.05.06-85* «Магистральные трубопроводы».

2. ГОСТ 10704-91 «Трубы стальные электросварные прямошовные. Сортамент».

3. ГОСТ 14782-86 «Контроль неразрушающий. Соединения сварные. Методы ультразвуковые».

4. 22 ГОСТ 16037-80* «Соединения сварные стальных трубопроводов. Основные типы, конструктивные элементы и размеры».

5. 23 ГОСТ 23055-78* «Контроль неразрушающий. Сварка металлов плавлением. Классификация сварных соединений по результатам радиографического контроля».

6. ПБ 03-273-99 Правила аттестации сварщиков и специалистов сварочного производства. Госгортехнадзор России, М., 1999.

7. ЕНиР Единые нормы и расценки на строительные, монтажные, и ремонтно-строительные работы. «Сварочные работы». Выпуск 2 «Трубопроводы».

8. ЕНиР. Единые нормы и расценки на строительные, монтажные и ремонтно-строительные работы. «Такелажные работы».

9. Технологическая карта по прокладке наружного водопровода из стальных труб. ОАО ПКТИпромстрой, М., 1998.

10. 42 Технологическая карта на устройство ввода водопровода в здания и сооружения. ОАО ПКТИпромстрой, М., 1998.

11. 43 Технологическая карта на прокладку стальных трубопроводов через проезжую часть автодорог. ОАО ПКТИпромстрой, М., 1997.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: