ГОсударственный медицинский университет г.семей
Кафедра интернатуры по педиатрии и детской хирургии
Рабочая программа
Дисциплина: АПП новорожденным
Код дисциплины:
Специальность: 5В130100 «Общая медицина»
Объем учебных часов: 135 ч
Курс и семестр изучения: 5 курс, 9 и 10 семестры
Семей 2016
Рабочая программа дисциплины составлена кафедрой интернатуры по педиатрии и детской хирургии
на основании типовой учебной программы: электив
Автор: к.м.н., и.о. доцента Мусабекова Ж.А.
Обсуждена на заседании кафедры от «__ 22 __» ____ 05 _____2016г.
Протокол № 9
Зав. кафедрой _______________ д.м.н. Дюсембаев А.А.
Обсуждена на заседании КОП специальности «Общая медицина»
от «_ 10 _» ____ 06 ___2016г. Протокол № 5
Председатель _________________ Керимкулова А.С.
Утверждена Учебно-Методическим Советом
от «_ 25 _» ___ 06 ____2016г. Протокол № 6
Председатель _______________ Жунусова А.Б.
1. Введение: Сегодня у студента ГМУ г.Семей появилась уникальная возможность освоить практические навыки на современных тренажерах. Многократное повторение, обыгрывание тех или иных неотложных ситуаций и заданий на тренажерах позволяет довести умение студента по оказанию медицинской помощи до автоматизма. У такого студента не появится чувство страха и неуверенности тогда, когда он, оказавшись на месте происшествия, нужно будет оказывать помощь пострадавшим при ДТП, бытовых травмах и в других жизненных ситуациях.
2. Цель дисциплины: научить студентов правильно выполнять основные практические навыки по алгоритмам (ОСКЭ).
3. Задачи обучения:
Студент должен знать:
• Анатомо-физиологические особенности новорожденных;
• Современную классификацию, клиническую симптоматику неотложных состояний у новорожденных;
Студент должен уметь:
• Выполнять основные практические навыки по алгоритмам (ОСКЭ);
• Диагностировать неотложные состояния у новорожденных;
• Оказывать помощь при неотложных состояниях у новорожденных
Владеть навыками:
• Пользования необходимой медицинской аппаратурой (электроотсос, дыхательный мешок «Амбу», кислородная палатка, интубационные трубки и др.);
• Проведения сердечно-легочной реанимации, всех видов инъекций, катетеризации пупочного остатка, зондирования и промывания желудка, интубации трахеи и др.).
Владеть компетенциями:
• оформлять основные формы учетно-отчетной документации
4. Пререквизиты: детские болезни, пропедевтика внутренних болезней.
5. Постреквизиты: интернатура по детским болезням, интернатура по общей врачебной практике.
6. Тематический план занятий:
Тематический план лекций
№ | Наименование темы лекции | Кол-во часов |
- | - | - |
Лекции не предусмотрены.
Тематический план практических занятий
№ | Наименование темы занятия | Кол-во часов |
Организация и принципы работы амбулаторно-поликлинической помощи детям | ||
Вскармливание новорожденных | ||
Переходные состояния у новорожденных | ||
АПП при синдроме срыгивания и рвоты. | ||
Синдром желтухи | ||
Синдром анемии | ||
Геморрагический синдром. | ||
Судорожный сидром | ||
Перинатальные поражения ЦНС: синдром нейрорефлекторной возбудимости и синдром угнетения миотонический синдром | ||
Синдром внезапной смерти | ||
Дисбактериоз кишечника | ||
Заболевания кожи и пупка у новорожденных | ||
Зачетное занятие. | ||
Итого: | 90 ч |
Тематический план самостоятельной работы студента
№ | Наименование темы СРС | Кол-во часов |
Особенности ведения новорожденного до 1 мес. жизни. Патронаж. Консультирование матери. Особенности консультирования. | ||
Ребенок до одного года. АФО. Введение прикорма. Особенности консультирования. | ||
Вакцинация. Особенности консультирования родителей по вопросам вакцинации | ||
Кабинет здорового ребенка. | ||
Основы профилактической педиатрии. | ||
Особенности сбора анамнеза у детей. Правила осмотра детей разного возраста. Вопросы этики. | ||
Консультирование матери по проблемам кормления и ухода в целях развития | ||
Особенности ухода и медицинского обслуживания недоношенных детей. Патронаж недоношенных детей. | ||
Поиск достоверной информации по актуальным проблемам ведения больных в амбулаторных условиях на основе принципов доказательной медицины | ||
Всего часов: |
Тематический план самостоятельной работы студента под
руководством преподавателя
№ | Наименование темы СРСП | Кол-во часов |
- | - | - |
Не предусмотрено.
Методы обучения и преподавания
· Практические занятия: работа в малыхгруппах, устный опрос, решение тестовых заданий, дискуссии, презентации, работа на муляжах, манекенах в УКЦ, работа в кабинетах функциональной диагностики и детском отделении родильного дома; решение ситуационных задач; моделирование ситуации с позиций доказательной медицины, обратная связь.
· Самостоятельная работа студента (СРС): работа студентов с учебной и дополнительной литературой, с литературой на электронных носителях и в Интернете; подготовка презентаций, написание ситуационных задач, составлениепротокола обследования и лечения больного с позиций доказательной медицины.
8. Методы оценки знаний и навыков обучающихся:
Текущий контроль – решение тестовых заданий, собеседование, решение ситуационных задач, оценка практических навыков в кабинетах функциональной диагностики и детском отделении родильного дома, в УКЦ по ОСКЭ.
Рубежный контроль – тестирование, оценка практических навыков по ОСКЭ.
Итоговый контроль – экзамен, включающий устный экзамен и оценку практических навыков (ОСКЕ).
9. Рекомендуемая литература:
Основная литература:
1. Цыбулькин Э.К. Неотложная терапия в алгоритмах. Москва, 2007 г.
2. В. Михельсон. Интенсивная терапия в педиатрии. Практ. руководство. – 2008
3. Чазов Е.И. «Неотложные состояния и экстренная медицинская помощь», М., 2007
4. Цыбулькин Э.К. Угрожающие состояния в педиатрии: экстренная врачебная помощь. М., 2007
5. В.М. Шайтор, И.Ю. Мельникова. Неотложная педиатрия. Краткое руководство. М., 2007
6. Молочный В.П., Учайкин В.Ф. Неотложные состояния в педиатрии. М.. 2008
7. Педиатрия: национальное рукаводство: в 2-х т. + СD/ под ред. А.А. Баранова. – М., 2009. – Т. 1. С. 1-24; Т. 2 – 1024 с.
8. Педиатрия: клинические рекомендации / под ред. А.А Баранова. – М., 2009.- 432 с.
9. Педиатрия. Консультант врача. Электронная информационно – образовательная система на СD. – М., 2009.
10. Базовая помощь новорожденному – международный опыт / под ред. Н.Н. Володина, Г.Т. Сухих. – М., 2008. – 208 с.
11. Справочник врача –педиатр + С / под ред. А.Г. Румянцева, А.В. Картилишева, В.А. Чернова. – М., 2010. – 688 с.
12. Справочник педиатр / под ред. Дж. Робертсона, Н. Шилковски. Пер. с англ. под ред. Н.А. Геппе. – М., 2009. -1216 с.
13. Педиатрия. Избранные лекции: учебное пособие / под ред. Г.А. Самсыгиной.- М., 2009. -656 с.
Дополнительная литература:
1. Аюпова С.Х. Клиническая педиатрия: Руководство по педиатрии – 2008 Т.1, Т.2
2. Учебник реанимации новорожденных: учебник.- 4-е изд. - Алматы, 2004. 272 с
3. В.С. Приходько. Детская кардиоревматология 2005
4. Рациональная фармакотерапия детских заболеваний: рук. для практикующих врачей. Кн. 2 / под общ. Ред. А.А. Баранова, Н.Н. Володина, Г.А. Самсыгиной. – М.: Литтерра, 2007. – 1087 с.
5. Рациональная фармакотерапия: рук. для практикующих врачей. Т. XV. Кн. 1. – 1163 с.