Нахождение опорного решения




 

Составим опорный план, применив метод «Минимального элемента».

Минимальная цена поставки находится в ячейке A2B4 и равна 12, то есть из незадействованных маршрутов, этот маршрут доставки является наиболее рентабельным. Запасы завода A2 составляют 80 единиц продукции. Потребность потребителя B4 составляет 20 единиц продукции. От поставщика A2 к потребителю B4 будем доставлять min = {80, 20} = 20 единиц продукции. Разместим в ячейку A2B4 значение равное 20. Мы полностью удовлетворили потребность потребителя B4. Вычеркиваем столбец 4 таблицы, т. е. исключаем его из дальнейшего рассмотрения.

Минимальная цена поставки находится в ячейке A1B1 и равен 15. Запасы поставщика A1 составляют 70 единиц продукции. Потребность потребителя B1 составляет 40 единиц продукции. Min = {70, 40} = 40 единиц продукции. Разместим в ячейку A1B1 значение равное 40 и исключим столбец 1 из дальнейшего рассмотрения.

Минимальная цена поставки находится в ячейке A4B3 и равен 15. Min = {60, 50} = 50 единиц продукции. Разместим в ячейку A4B3 значение равное 50, и исключаем столбец 3 из дальнейшего рассмотрения.

Минимальная цена поставки находится в ячейке A4B5 и равен 15, min = {10, 50} = 10 единиц продукции. Разместим в ячейку A4B5 значение равное 10, и исключаем строку 4 из дальнейшего рассмотрения, так как план полностью выполнен.

Минимальная цена поставки находится в ячейке A2B5 и равен 16, Min = {60, 40} = 40 единиц продукции. Разместим в ячейку A2B5 значение равное 40, и исключаем столбец 5 из дальнейшего рассмотрения.

Рассуждая, таким образом, заполним транспортную таблицу перевозками Xi,j до конца.


 

Таблица 2

Заводы Бензохранилища Запасы
  B 1 B 2 B 3 B 4 B 5 B 6  
A 1 40 15 30 18 - 0 15 - 20 - 18  
A 2 - 25 - 30 - 20 20 12 40 16 20 22  
A 3 - 20 - 25 - 18 - 20 - 18 50 25  
A 4 - 18 - 20 50 15 - 16 10 15 -  
Заявки              

 

Проверим, является ли этот план допустимым: да, потому что в нем сумма перевозок по строке равна запасу соответствующего пункта отправления, а сумма перевозок по столбцу - заявке соответствующего пункта назначения. Значит, все заявки удовлетворены, все запасы израсходованы (сумма запасов равна сумме заявок и выражается числом 260, стоящим в правом нижнем углу таблицы).

В таблицах будем проставлять отличные от нуля перевозки, а клетки, соответствующие нулевым перевозкам, оставляем «свободными». Проверим, является ли план перевозок, данный в таблице -----, опорным. Число свободных клеток с нулевыми перевозками равно (4-1)(6-1)=3*5=15, так что план опорный.

Общие затраты для этого плана составят:

 

L1= 15 * 40 + 18 * 30 + 12 * 20 + 16 * 40 + 22 * 20 + 25 * 50 + 15 * 50 + 15 * 10 = 4610 у.е.

 

Оптимизация задачи методом отрицательных циклов

 

Этот план можно улучшить, если произвести в нем «циклическую перестановку» перевозок между клетками таблицы, уменьшив перевозки в «дорогой клетке» (3.6) со стоимостью 25, но зато увеличив перевозки в «дешевой» (3.5) со стоимостью 18.

 

Таблица 3

Заводы Бензохранилища Запасы
  B 1 B 2 B 3 B 4 B 5 B 6  
A 1 40 15 30 18 - 0 15 - 20 - 18  
A 2 - 25 - 30 - 20 20 12 40 16 20 22  
A 3 - 20 - 25 - 18 - 20 - 18 50 25  
A 4 - 18 - 20 50 15 - 16 10 15 -  
Заявки              

 

Чтобы план оставался опорным, необходимо сделать одну из свободных клеток базисной, а одну из базисных - свободной. По циклу (3.5) -> (2.5) -> (2.6) -> (3.6) можно перенести не более 40 единиц груза.

Таким образом, стоимость перевозок уменьшилась на 18-25+22-16=-1*40=-40

 

L2=4610+ (-40) =4570у.е.

 

Таким образом, продолжим улучшать план перевозок путем перемещения груза из более дорогих клеток в более дешевые.

 

Таблица 4

Заводы Бензохранилища Запасы
  B 1 B 2 B 3 B 4 B 5 B 6  
A 1 40 15 30 18 - - 15 - 20 - 18  
A 2 - 25 - 30 - 20 20 12   60 22  
A 3 - 20 - 25 - 18 - 20 40 18 10 25  
A 4 - 18 - 20 50 15 - 16 10 15 -  
Заявки              

 

Таким образом, переносим 10 единиц груза из более «дорогой» клетки, в более «дешевую», при этом цена цикла уменьшится и будет равна:

 

-25+18-15=-2*10=-20 L3=4570+ (-20) =4550у.е;

 

Еще раз улучшим план стоимости перевозок.

 

Таблица 5

Заводы Бензохранилища Запасы
  B 1 B 2 B 3 B 4 B 5 B 6  
A 1 30 15 30 18 -   - 20 10 18  
A 2 - 25 - 30 - 20 20 12 - 16 60 22  
A 3 10 20 - 25 - 18 - 20 40 18 - 25  
A 4 - 18 - 20 50 15 - 16 10 15 -  
Заявки              

 

В результате этого циклического переноса мы переносим из более «дорогих» клеток 30 единиц груза в более «дешевые».

Таким образом, цена цикла становится равна:

 

16-22+18-15+20-18=-1*30=-30 L4=4550+ (-30) =4520 у.е.


 

Таблица 6

Заводы Бензохранилища Запасы
  B 1 B 2 B 3 B 4 B 5 B 6  
A 1 - 15 30 18 -   - 20 40 18  
A 2 - 25 - 30 - 20 20 12 30 16 30 22  
A 3 40 20 - 25 - 18 - 20 10 18 - 25  
A 4 - 18 - 20 50 15 - 16 10 15 -  
Заявки              

 

Улучшим план поставок.

 

Таблица 7

Заводы Бензохранилища Запасы
  B 1 B 2 B 3 B 4 B 5 B 6  
A 1 - 15 20 18 -   - 20 50 18  
A 2 - 25 - 30 - 20 20 12 40 16 20 22  
A 3 40 20 - 25 - 18 - 20 10 18 - 25  
A 4 - 18 10 20 50 15 - 16 - 15 -  
Заявки              

 

Цена цикла будет равна:

 

-15+16-22+18-18=-1*10=-10=4520+ (-10) =4510 у.е.


 

Таблица 8

Заводы Бензохранилища Запасы
  B 1 B 2 B 3 B 4 B 5 B 6  
A 1 - 15 10 18 -   - 20 60 18  
A 2 - 25 - 30 - 20 20 12 50 16 10 22  
A 3 40 20 - 25 10 18 - 20 - 18 - 25  
A 4 - 18 20 20 40 15 - 16 - 15 -  
Заявки              

 

Цена цикла будет равна:

 

-18+16-22+18-18+20-15=-1*10=-10=4510+ (-10) =4500 у.е.

 

В данной таблице отрицательные циклы отсутствуют, следовательно, данное решение будет являться оптимальным.

Оптимальная стоимость плана составит 4500 у.е.

 

Проверка решения задачи с использованием системы Mathcad

 

Критерий оптимизации - целевая функция

 

Y(X1,1,X1,2,X1,4,X1,5,X1,6,X2,1,X2,2,X2,3,X2,4,X2,5,X2,6,X3,1,X3,2,X3,3,X3,4,X3,5,X3,6,X4,1,X4,2,X4,3,X4,4,X4,5):=15X1,1+18X1,2+15X1,4+20X1,5+18X1,6+25X2,1+30X2,2+20X2,3+12X2,4+16X2,5+22X2,6+20X3,1+25X3,2+18X3,3+20X3,4+18X3,5+25X3,6+18X4,1+20X4,2+15X4,3+16X4,4++15X4,5;

 

Начальные приближения


 

X1,1:=0 X1,2:=0 X1,4:=0 X1,5:=0 X1,6:=0

X2,1:=0 X2,2:=0 X2,3:=0 X2,4:=0 X2,5:=0 X2,6:=0

X3,1:=0 X3,2:=0 X3,3:=0 X3,4:=0 X3,5:=0 X3,6:=0

X4,1:=0 X4,2:=0 X4,3:=0 X4,4:=0 X4,5:=0

Given

 

Система ограничений

X1,1+X1,2+X1,4+X1,5+X1,6=70,

X2,1+X2,2+X2,3+X2,4+X2,5+X2,6=80,

X3,1+X3,2+X3,3+X3,4+X3,5+X3,6=50,

X4,1+X4,2+X4,3+X4,4+X4,5=60;

X1,1+X2,1+X3,1+X4,1=40,

X1,2+X2,2+X3,2+X4,2=30,

X2,3+X3,3+X4,3=50,

X1,4+X2,4+X3,4+X4,4=20,

X1,5+X2,5+X3,5+X4,5=50,

X1,6+X2,6+X3,6=70;

 

Граничные условия

 

X1,1≥0 X1,2≥0 X1,4≥0 X1,5≥0 X1,6≥0

X2,1≥0 X2,2≥0 X2,3≥0 X2,4≥0 X2,5≥0 X2,6≥0

X3,1≥0 X3,2≥0 X3,3≥0 X3,4≥0 X3,5≥0 X3,6≥0

X4,1≥0 X4,2≥0 X4,3≥0 X4,4≥0 X4,5≥0

 

Найти оптимальное решение

 

X1,1,2,4,5,6,1,2

X2,3:= Minimize(Y, X1,1,X1,2,X1,4,X1,5,X1,6,X2,1,X2,2,X2,3,X2,4,X2,5,X2,6,X3,1,X3,2,

X2,4 X3,3,X3,4,X3,5,X3,6,X4,1,X4,2,X4,3,X4,4,X4,5);

X2,5,6,1,2,3,4,5,6,1,2,3,4,5

X1,1 0,2 10,4 0,5 0

X1,6 60,1 0,2 0

X2,3 0

X2,4 20,5 50

X2,6 = 10

X3,1 40

X3,2 0

X3,3 10,4 0,5 0,6 04,1 0

X4,2 20

X4,3 40

X4,4 0

X4,5 0

 

Определить величину целевой функции для оптимального решения

план поставка оптимизация задача

Y(X1,1,X1,2,X1,4,X1,5,X1,6,X2,1,X2,2,X2,3,X2,4,X2,5,X2,6,X3,1,X3,2,X3,3,X3,4,X3,5,X3,6,X4,1,X4,2,X4,3,X4,4,X4,5) = 4500 у.е;


 

Заключение

 

Оптимальное распределение груза между пунктами отправления и пунктами назначения, т.е. план перевозок, следующее: из A1 в B2 перевезут 10 единиц груза, в B6 - 60 единиц груза. Из A2 в B4 перевезут 20 единиц груза, в B5 - 50 единиц, в B6 - 10 единиц. Из A3 в B1 перевезут 40 единиц груза, в B3 - 10 единиц. Из A4 в B2 перевезут 20 единиц, в B3 - 40 единиц. Общая стоимость всех перевозок будет минимальна и составит 4500 у.е.

 


 

Список используемой литературы

 

1) Гмурман, В.Е. Теория вероятностей и математическая статистика / В.Е. Гмурман. М.: «Высшая школа», 2003.

) Лаврусь, О.Е. Теория массового обслуживания. Методические указания/ О.Е. Лаврусь, Ф.С. Миронов. Самара: СамГАПС, 2005.

) Авсиевич, А.В. Теория массового обслуживания. Потоки требований, системы массового обслуживания / А.В. Авсиевич, Е.Н. Авсиевич. Самара: СамГАПС. 2007 г.

) Черненко, В.Д. Высшая математика в примерах и задачах. В 3. т. Т. 3/ В.Д. Черненко. Санкт - Петербург: Политехника, 2006.

) Олзоева, С.И. Моделирование и расчет распределенных информационных систем. Учебное пособие / С.И. Олзоева. Улан-Удэ: ВСГТУ, 2009.

6) Системы массового обслуживания и их применение в логистике https://www.kt-lospo.com/study/l_3_5.htm

) Моделирование систем массового обслуживания https://stratum.ac.ru/textbooks/modelir/lection30.html

) Теория массового обслуживания https://ru.wikipedia.org/

) Построение математических моделей при решении задач оптимизации https://studyport.ru/tochnyie-nauki/postroenie-matematicheskih-modeley-pri-reshenii-zadach-optimizatsii.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: