ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ




2.1. Мультимедиа технологии в религиоведении

 

Появление систем мультимедиа заметно изменило характер подачи материала и обучения. Видео и звук стало возможно транслировать по компьютерным сетям. Использование современных мультимедийных технологий явилось необходимым условием развития более эффективных подходов к обучению и совершенствования методики преподавания. Их применение влияет на повышение мотивации обучения, экономию учебного времени; интерактивность и наглядность способствуют лучшему представлению информации и, соответственно, лучшему освоению учебного материала. Технологии мультимедиа проникли и в процессы создания сайтов, и в электронные базы данных (Multimedia databases), картографические системы, появились всевозможные компьютерные игры, телеконференции.

Анализируя Интернет-ресурсы на предмет наличия мультимедиа-проектов религиоведческой тематики, было установлено, что основную долю мультимедиа составляют электронные учебники и энциклопедии, а мультимедиа-проекты по религиоведению в Беларуси немногочисленны, по сравнению с количеством российских разработок, что вполне может объясняться отсутствием презентаций тех или иных проектов в сети Интернет.

Российские мультимедиа характеризуются большим количественным разнообразием, причем среди них преобладает уклон в образовательную сферу

В системе мультимедиа технологий объединены традиционная визуальная (текст, графика), динамическая (фрагменты видео, анимация и т. п.) и звуковая информация (речь, музыка). Именно поэтому они и занимают все большее место среди Интернет-ресурсов и в большой степени ориентированы на пользователя.

 

2.2.Применение технологии контент-анализа в религиоведческих исследованиях.

 

В ходе данного исследования применялись такие общенаучные методы как индукция, дедукция, анализ, синтез и аналогия. Особо хотелось бы отметить метод контент-анализа. Учитывая тот факт, что в научной литературе достаточно исследований посвященных общенаучным методам, обратимся к технологии контент-анализа.

Метод качественно-количественного анализа содержания документов с целью выявления или измерения различных фактов и тенденций, отраженных в этих документах называется контент-анализом.[5, С.257] Особенность контент-анализа состоит в том, что он изучает документы в их социальном контексте. Может использоваться как основной метод исследования (например, контент-анализ текста при исследовании религиоведческой направленности журнала), параллельный, т.е. в сочетании с другими методами (напр., в исследовании эффективности функционирования средств массовой информации), вспомогательный или контрольный (например, при классификации ответов на открытые вопросы анкет).

Не все документы могут стать объектом контент-анализа. Необходимо, чтобы исследуемое содержание позволило задать однозначное правило для надежного фиксирования нужных характеристик (принцип формализации), а также, чтобы интересующие исследователя элементы содержания встречались с достаточной частотой (принцип статистической значимости). Чаще всего в качестве объектов исследования контент-анализа выступают сообщения печати, радио, телевидения, протоколы собраний, письма, приказы, распоряжения и т.д., а также редкие и оригинальные тексты по религиоведению, например, требующие анализа. Основные направления применения контент-анализа: выявление того, что существовало до текста и что тем или иным образом получило в нем отражение (текст как индикатор определенных сторон изучаемого объекта — окружающей действительности, автора или адресата); определение того, что существует только в тексте как таковом (различные характеристики формы — язык, структура, жанр сообщения, ритм и тон речи); выявление того, что будет существовать после текста, т.е. после его восприятия адресатом.

В разработке и практическом применении контент-анализа выделяют несколько стадий. После того, как сформулированы тема, задачи и гипотезы исследования, определяются категории анализа — наиболее общие, ключевые понятия, соответствующие исследовательским задачам. Система категорий играет роль вопросов в анкете и указывает, какие ответы должны быть найдены в тексте.

Категории контент-анализа должны быть исчерпывающими (охватывать все части содержания, определяемые задачами данного исследования), взаимоисключающими (одни и те же части не должны принадлежать различным категориям), надежными (между кодировщиками не должно быть разногласий по поводу того, какие части содержания следует относить к той или иной категории) и уместными (соответствовать поставленной задаче и исследуемому содержанию). При выборе категорий для контент-анализа следует избегать крайностей: выбора слишком многочисленных и дробных категорий, почти повторяющих текст, и выбора слишком крупных категорий, т.к. это может привести к упрощенному, поверхностному анализу. Иногда необходимо принимать во внимание и отсутствующие элементы текста, которые могут быть значимыми для контент-анализа.

После того, как категории сформулированы, необходимо выбрать соответствующую единицу анализа — лингвистическую единицу речи или элемент содержания, служащие в тексте индикатором интересующих исследователя явления. В практике отечественных контент-аналитических исследований наиболее употребительными единицами анализа являются слово, простое предложение, суждение, тема, автор, герой, социальная ситуация, сообщение в целом и др. Также необходимо установить единицу счета — количественную меру взаимосвязи текстовых и внетекстовых явлений. Наиболее употребительны такие единицы счета, как время-пространство (число строк, площадь в квадратных сантиметрах, минуты, время вещания и т.п.), появление признаков в тексте, частота их появления (интенсивность).

Важен выбор необходимых источников, подвергаемых контент-анализу. Проблема выборки содержит в себе выбор источника, количества сообщений, даты сообщения и исследуемого содержания. Все эти параметры выборки определяются задачами и масштабами исследования.

 

 

ГЛАВА 3. ПОИСК ИНФОРМАЦИИ В INTERNET

Использование возможностей сети Internet религиоведами в их научной деятельности может вестись по нескольким направлениям.

Глобальная сеть может использоваться не только как средство профессионального общения, но и как источник необходимой информации, а ее возможности позволяют существенно преобразовать технологии проведения различных исследований. Применение информационных и телекоммуникационных технологий открывает новые приемы и способы работы в гуманитарных дисциплинах. Это актуально как для эмпирических исследований, так и для теоретических, ведь для исследователя просто необходимо быстро и адекватно реагировать на требования реальности, пересматривая традиционные методы и подходы [6].

Что касается поиска информации по религиоведческим исследованиям с использованием глобальной сети Internet, то здесь возникает проблема поиска качественной информации, а также актуальной обо всех новых исследованиях в области религиоведения. Очень удобно пользоваться "really simple syndication"(RSS), что можно перевести как "действительно простое получение информации". Определить наличие rss-канала на каком-либо сайте обычно можно по значкам RSS или XML на страницах сайта или в правой части панели браузера с адресом сайта (в браузерах Operaи Mozillafirefox).

Идея, заложенная в технологию rss, заключается в оперативном получении только действительно необходимой информации. Работает это так: нужно ввести на сайте ссылку на rss-поток, копировать её в специальную программу, называемую rss-агрегатор (rss-reader, rss-читалка), указать временной промежуток, с которым программа будет обновлять информацию. Программа сама обновляет информацию. Это удобно ещё и тем, что rss-reader получает только сами новости, без лишней информации.

Начинающие пользователи при поиске информации в Internet чаще всего пользуются распространёнными поисковыми системами типа Yahoo,Google или Yandex. С точки зрения автора это не совсем правильно и отнимает слишком много времени зря, так как достоверность полученной информации и её научность зачастую оставляют желать лучшего.

Для поиска конкретной и научной информации по определённой теме автор советует пользоваться электронными библиотеками. В поиске информации для своей магистерской работы автор также пользовался подобными библиотеками и их многочисленными ресурсами.

Рассмотрим для примера процесс поиска источников по теме «Современная политика Ватикана по отношению к России».

Для начала попробуем найти литературу по заданному критерию в поисковой системе Google. Как мы видим на рисунке 1, поиск дал положительный результат и нам предлагается огромное количество ссылок на различные документы. Однако как показал дальнейший разбор, большинство из предложенного материала не отвечало требованиям автора.

 

рисунок 1.Поиск информации по заданным критериям в поисковой системе Google.

 

Перейдём теперь к поиску информации в электронных библиотеках. Попробуем ввести тот же самый критерий, что и для поисковой системы Google (Vatican’s policy in Russia) на сайте библиотеки Конгресса США. Как видим на рисунке 2, автор получил результат с 500 единицами формально отвечающими критериям поиска. Точное количество запрашиваемых источников покажет уже дальнейшее детальное рассмотрение предложенных ссылок.

рисунок 2.Поиск информации по заданным критериям в электронной библиотеке Конгресса США.

 

Для контраста продемонстрируем пример о том, что не всегда поиск в электронной библиотеке оканчивается успехом. На сайте Польской цифровой библиотеки www.wbc.poznan//dlibra введём критерий поиска «Modern Vatican politics» и выберем поиск во всех БД объединения цифровых библиотек. Как показано на рисунке 3, поиск не дал абсолютно никаких результатов.

На основании последнего примера можно заключить, что, хотя поиск в электронных библиотеках удобен и позволяет получить достоверную научную информацию, однако при определении критериев поиска следует быть точным и аккуратным.

 

рисунок 3. Поиск информации по заданным критериям на сайте Польской цифровой библиотеки.

 

 

ГЛАВА 4. ОБСУЖДЕНИЕ ПОЛУЧЕННЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

Как видно из предыдущей главы найти любую информацию в Internet не составляет особого труда. Для поиска информации подойдёт любая поисковая система, которых в общем насчитывается несколько тысяч. Начинающий пользователь несомненно отдаст предпочтение подобного рода поиску, так как он прост и быстр. Однако каждый такой поиск выдаст огромное количество ссылок, выбрать из которых нужные займёт достаточно большое количество времени. К тому же подобный поиск информации зачастую грешит повторениями ссылок на одну и ту же информацию размещённую просто на разных сайтах. Следует не забывать и о том, что информация найденная таким путём часто непроверенная и вовсе ненаучная, поэтому следует быть крайне осторожными при выборе подходящих ссылок.

Для получения строго научной и достоверной информации следует пользоваться БД электронных библиотек. Они отличаются большим количеством источников и возможностью расширенного поиска конкретной информации. Однако здесь препятствием может явиться зачастую платный доступ к первоисточникам, что, однако, является гарантией качества запрашиваемой информации.

Автор данной работы пользовался обоими видами поиска в процессе получения необходимой информации и пришёл к выводу о полезности обоих путей. Первый вид поиска позволил автору найти названия необходимых монографий, которых нет в сети Internet, но можно найти в Национальной библиотеке либо заказать по межбиблиотечному абонементу. Второй же вид поиска позволил получить конкретные статьи, исследования и документы необходимые для написания магистерской диссертации.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, вторая глава работы носила теоретический характер и была посвящена общему анализу использования ИТ в религиоведении.

Была предпринята попытка теоретического анализа и классификации ИТ, которые можно использовать в религиоведческих исследованиях, технологий, применяемых в области создания Интернет-ресурсов религиоведческого характера, а также произведен анализ содержания и информативности некоторых наиболее популярных поисковиков.

В результате анализа сделаны следующие выводы:

- применение ИТ в области моделирования позволяет после их интерпретации делать выводы о некоторых закономерностях религиоведческой мысли;

- с помощью ИТ можно создавать религиоведческие БД;

- белорусские БД значительно отстают от российских;

- развитие мультимедийных технологий является наименее развитой областью электронных ресурсов по религиоведению;

- проанализировав несколько сайтов следует отметить, что большинство сайтов информативны и по содержанию отвечают тем задачам, которые поставлены при их создании; зачастую на сайтах преобладает текстовая информация; они имеют недостаточный объем иллюстративного материала; при создании сайтов практически не используются мультимедиа-технологии.

В практической части автором решена задача создания презентации на тему своей магистерской диссертации и создания собственного действующего сайта в Internet.


 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫК РЕФЕРАТУ

 

1. Глинский. Б. А. "Моделирование как метод научного исследования" - М., 2000.

2. Железко, Б.А., Морозевич А.Н. Информационно-аналитические системы поддержки принятия решений. – Мн.: НИУ, 1999. – 467 с.

3. Информатика для гуманитариев: Учеб. пособие/ под ред. Л.И. Бородкина и И.М. Гарсковой. – М.: Изд-во УРАО, 1997. – 220 с.

4. Основы информатики: Учеб. пособие / А.Н.Морозевич, Н.Н.Говядинова, В.Г.Левашенко и др. / Под. ред. А.Н.Морозевича. – Мн.: Новое знание, 2003. – 431 с.

5. Философский словарь / под ред. М.Т. Фролова. – М: Политическая литература, 1986.

6. https://www.universalinternetlibrary.ru/. – Дата доступа: 06.11.2008.

7. https://www.auditorium.ru/. – Дата доступа: 12.10.2008.


 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: