Игра-упражнение для школьников 3-11 класса «Выйти из огня». Конспект




Автор: Гринпис России

Описание: данный сценарий проведения игры подойдет для 3-11 классов. Будет полезен классным руководителям, учителям, воспитателям групп продленного дня при проведении тематических мероприятий о пожарах на природных территориях.
В августе 2017 г. игра опробована волонтерами Общества добровольных лесных пожарных, Дружины охраны природы МГУ, Добровольных пожарных Кубани в МДЦ “Артек” в рамках проекта “Добровольные лесные пожарные. Вместе против общей беды”, поддержанного Агентством стратегических инициатив.

 

 

Цель: закрепить правила безопасного поведения на пожаре.

Задачи:

- совершенствование умений и навыков мыслительной деятельности у учащихся,

- расширение кругозора учащихся в игровой форме,

- формирование умения работать в группе ради общего результата, прислушиваться к мнению других,

- формирование алгоритмов грамотного поведения при пожаре

Планируемые результаты:

Предметные:

ОБЖ: знание об особенностях развития пожаров на природных территориях, безопасном поведении в экстремальных ситуациях на пожаре

Биология: формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе;

Метапредметные: умение самостоятельно планировать пути достижения целей; овладение умениями формулировать личные понятия о безопасности; развитие умения выражать свои мысли и способности слушать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение; формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли, работать в команде ради общего результата;

Личностные: воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды, личному здоровью; формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы.

Оборудование:

Поле-карта 3*4 м (лучше распечатать на баннерной ткани/другом плотном материале, если это невозможно – распечатать на листах А4 и склеить. Поле также можно нарисовать мелом на асфальте вместе с учащимися, выложить на земле из подручных средств), повязка на глаза

Продолжительность: 15-20 минут

 

Правила:

Задача игры:вывести участника игры из опасной зоны рядом с природным пожаром в зону безопасности – деревню.

Ведущий выбирает одного из детей, завязывает ему глаза и размещает его на поле-карте рядом с очагом пожара. После этого остальные участники должны по очереди говорить ему, куда двигаться. Но произнести каждый участник может только одно слово. Например, участник 1 говорит «поверни», участник 2 «направо», участник 3 «шаг», участник 4 «вперед» и т.д. Участник, которому завязали глаза, слушает команды своих товарищей и, выполняя их, продвигается по полю-карте. Когда он достигает зоны безопасности (деревни) и вызывает пожарную охрану, игра заканчивается.

Если участники нарушают правило подачи команд, т.е. произносят несколько слов вместо одного («иди вперед», «сделай шаг назад»), ведущий возвращает участника, которому завязали глаза, на исходную позицию рядом с очагом пожара. Если участник во время движения, следуя командам своих товарищей, выходит за край поля, наступает в реку (не в районе моста) или на очаг пожара – ведущий возвращает его на исходную позицию.

 

Ход занятия:

1. Раскладывается поле-карта. Дети встают вокруг поля, не наступая на него.

2. Подготовка

Ведущий предлагает учащимся посмотреть на поле-карту, вместе с детьми обсуждает, то, что на ней изображено. Это хвойный и лиственный лес, поля, болото, река, пожар (по ширине кромки видно, где его тыл и фронт, можно определить, куда дует ветер), деревня, тропинки, мосты, дорога.

3. Объяснение правил

Ведущий объясняет задачу и правила: вывести безопасным способом участника с завязанными глазами в деревню, по очереди подавая ему команды. При этом каждый говорит только одно слово.

Если играющие нарушают правило подачи команд, т.е. произносят несколько слов вместо одного («иди вперед», «сделай шаг назад»), ведущий возвращает участника, которому завязали глаза, на исходную позицию рядом с очагом пожара. Если участник во время движения, следуя командам своих товарищей, выходит за край поля, наступает в реку (не в районе моста) или на очаг пожара – ведущий возвращает его на исходную позицию.

Передвигаться можно по тропинкам и без них, но нельзя передвигаться без тропинки по болоту, переходить реку можно только по мосту.

Когда участник, которому помогают выйти из опасной ситуации, окажется в деревне - в безопасной зоне - он должен сообщить о пожаре.

4. Обсуждение

Ведущий дает участникам 3 минуты на обсуждение их действий во время игры. За это время учащиеся должны договориться о том, какой безопасный путь к деревне они выберут, а также о том, как именно они будут подавать команды участнику, находящемуся на поле, и как он будет их выполнять. Во время обсуждения ведущий не помогает детям, не предлагает своих вариантов. Когда время заканчивается, ведущий завязывает выбранному участнику глаза и ставит на стартовую точку рядом с очагом пожара (место соединения трех тропинок).

Примерная инструкция для ведущего для объяснения правил и обсуждения: «Сейчас я выберу одного человека, которому я завяжу глаза и поставлю его рядом с очагом пожара. Задача всех остальных – помочь ему выбраться из опасной ситуации. Сделать это можно только всем вместе, потому что каждый из вас будет отдавать ему команды, но это может быть только одно слово. Если вы скажете «сделай шаг вперед» или «поверни налево» - это будет ошибкой, и я верну его в исходную точку рядом с пожаром. Если ваш товарищ выйдет за край поля, наступит в реку мимо моста или в очаг пожара – я опять верну его на исходную точку, и ему придется повторить весь путь вновь. От того, как вы работаете все вместе, зависит то, насколько быстро наш участник доберется до дома, окажется в безопасности и сможет сообщить о пожаре. Используйте все ваши знания о том, как и куда идти человеку, оказавшемуся рядом с пожаром. Учитывайте направление ветра, особенности растительности, другие опасности в пути. Чтобы не сбиваться во время игры, вам лучше сейчас договориться, каким путем вы будете выводить, как будете отдавать команды одним словом, и как их будет выполнять участник на поле. У вас на это есть 3 минуты. После этого я выберу того, кого вы будете выводить.»

5. Игра

Участник с завязанными глазами, выполняя команды других участников, продвигается по полю-карте. Ведущий следит за ходом игры, и, если происходит сбой (кто-то говорит больше одного слова, нарушается очередь), возвращает участника в стартовую точку.

Когда играющий, следуя командам товарищей, оказывается в деревне, он снимает повязку. Ему нужно сделать условный звонок пожарным: сказать, по какому номеру он звонит и что говорит. Важно, чтобы участник мог объяснить, где действует пожар (деревня такая-то, река такая-то).

6. Обсуждение игры

Ведущий предлагает учащимся ответить на вопросы: Как мог развиваться пожар, где было наиболее опасно/безопасно? Какой из путей выхода они выбрали и почему, был ли этот путь безопасным? Были ли альтернативные варианты? Как себя чувствовал участник, которого выводят, что ему помогало и что мешало? Легко или сложно остальным участникам было соблюдать правила, помогли ли договоренности, достигнутые в начале игры?

Важные моменты, на которые во время обсуждения хода игры обращает внимание ведущий: хвойный лес горит сильнее и опаснее лиственного, на фронте пожара (на поле-карте это часть с более широкой кромкой) жарко, дымно и опасно, без тропинок ходить по болоту небезопасно, на выгоревшей территории лесного пожара могут падать деревья, и продолжает гореть валежник. Ребятам необходимо слушать друг друга и договариваться, а заранее договорившись – соблюдать договоренности.

 

7. Дополнения и усложнения

Игру можно проводить неоднократно, меняя стартовую точку и предлагая участникам менять маршрут выхода.

Возможные усложнения (для учеников 7-11 класса):

Если при перемещении по болоту участник сходит с тропинки, он не возвращается к стартовой точке, как в стандартном ходе игры, а остается в болоте ждать помощи. Если при перемещении по лесу участник наступает на кабана, он остается в лесу ждать помощи.

В этих случаях учащиеся должны выбрать второго игрока, которому завязывают глаза. Этот второй игрок проходит маршрут по правилам игры от стартовой точки до участника, застрявшего в болоте, или встретившегося с кабаном, находит его, берет за руку и вместе с ним, следуя командам остальных играющих, выходит в деревню.

Когда используется усложненный вариант, в обсуждении хода игры ведущему необходимо напомнить, что природный пожар является очень опасной ситуацией, создающей угрозу для жизни и здоровья. Когда человек оказывается рядом с природным пожаром, естественны волнение, тревога и даже паника. Это негативно отражаются на четкости мышления и качестве принимаемых решений. Оказавшись в такой ситуации, важно не терять самообладание, иначе последствия решений, принятых под влиянием негативного эмоционального состояния, могут ухудшить и без того сложное положение. На примере игры – поддавшись страху, можно побежать через болото, не разбирая дороги, провалиться в трясину и погибнуть.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-02-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: