ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ ТЬ (Т) - Ч




1. Дифференциация изолированных звуков Ть - Ч.

Дифференцируя изолированные звуки Ть - Ч, рекомен­дуется использовать картинки-символы: Ть - молоточек стучит, Ч - паровоз едет.

 

2. Повтори прямые слоги со звуками Ть (Т) - Ч.

тя - ча
ча - тя

тё — чо
чо - тё

те — че

че - те

тю - чу
чу — тю

ти - чи
чи - ти

 

3. Повтори обратные слоги со звуками Ть (Т) - Ч.

ать - ач
ить — ич
отъ - оч
еть - еч
уть - уч
ёть - ёч
ыть - ыч
ють - юч
ять — яч
яч - ять

 

4. Повтори слоги, где звуки Ть (Т) - Ч находятся между гласными.

атя - ача
отя — оча
утя - уча
ытя - ыча
итя - ича

атё — ачо
отё — очо
утё — учо
ытё — ычо
итё - ичо

ате — аче
оте — оче
уте — уче
ыте - ыче
ите — иче

ати - ачи
оти - очи
ути — учи
ыти - ычи
итю - ичу

 

5. Повтори слоги, где гласные находятся между согласны­ми Ть (Т) - Ч.

Тич - теч - тёч - тюч - тяч

 

6. Повтори прямые слоги со стечением согласных.

чти - чте - чте - чтю - чтя

 

7. Повтори обратные слоги со стечением согласных.

ачт - очт - учт - ычт - ичт - ечт - ечт - ючт - ячт

 

8. Повтори слова, где звуки Ть (Т) - Ч находятся в начале слова.

тем — чем
тай - чай
тюбик - чубик
тесно — честно

тюк - Чук
тайный - чайный
тех - чех
тесто — честно

тик - чик
тук - Чук
ток - чок

 

9. Повтори слова, где звуки Ть - Ч находятся в середине слова.

петька - печка

ноты - ночи

 

10. Повтори слова, где звуки Ть-Ч находятся в конце слова.

мять — мяч

пугать - пугач

тянуть - тянуч

меть - меч

 

11. Повтори слова, где звуки Ть (Т) - Ч находятся в одном слове.

Течь, точка, тучка, чинить, читать, туча, учить, точить, мо­чить, печать, качать, чтение, птичка, тачка, Танечка, Тонечка точка, ботиночки, течёт, точечка; учитель, выключатель.

 

12. Повтори словосочетания.

тыквенная начинка
Митины ботиночки
Вовочкина птичка

тонкая маечка
утиное яичко
тётин чемодан

тёмная туча
темная ночь
темные очки

 

13. Повтори предложения.

Три слова. У Катеньки мячик. Ниночка видит бабочку.

Четыре слова Ученик Петя покупает учебники. Девочки идут на почту. Котёнок хочет поймать бабочку Катя дает собачке косточку. На небе тёмные тучи.

Пять слов. Мамочка покупает дочке Танечке кофточку Никита и Антон чинят тачку. Петя и Таня пекут пон­чики. Катя покупает пять пачек печенья. На печке спит котик Тимофей. У будочки тявкает Анечкина собачка.

Шесть слов. На тонких веточках у паучка паутина. Тётя Катя покупает очки в оптике.

Семь слов. Витя и Митя в тени едят пончики. Митя и Во­вочка пьют чай с печеньем.

 

14. Повтори и отгадай загадки*

Бежит, бежит -
Не выбежит.
Течёт, течёт —
Не вытечет. (Река)

Стучат, стучат, -
Не велят скучать.
Идут, идут,

А всё тут да тут. (Часы)

 

15. Повтори стихи*

У Мити пять котят,
И все котята есть хотят.
Е.Спивак

Моем, моем трубочиста
Чисто, чисто, чисто, чисто.
Будет, будет трубочист
Чист, чист, чист, чист!
К. Чуковский

Мчатся тучи, вьются тучи;
Невидимкою луна
Освещает снег летучий;
Мутно небо, ночь мутна.
А. Пушкин

Это уточка твоя,
Это уточка моя,
Это уточка Тани,
Это уточка Мани.
А. Хмелёва

 

16. Послушай рассказы. Назови слова со звуками Ть (Т)

- Ч. Перескажи рассказы.

Кто мычит?

А. Хмелёва

- Это кит? - Кит.

- Кит мычит? - Не мычит.

- А кто мычит? - Бычок мычит.

 

Я читаю

А. Хмелёва

У меня книга. Я учу по этой книге буквы. Это буква а, это - у, это - и. А вот над этой буквой две точки. Это буква ё. Я читаю: ау, уа, Тема, тётя, уточка, тучка.

 

17. Повтори скороговорки.

Ткач ткёт ткани на платки Тане.
Водичка течёт, а печка печёт.
Димочка Ниночке чинит ботиночки.

Внучек Тема - в маечке,
Дочка Таня - в юбочке.

У девочек Анечки, Манечки
И Танечки в баночках бабочки.

У Пети по чтению «пять»,
Он Катю научит читать.
А. Хмелёва

У Димочки - котёночек,
У Фимочки - утёночек;
Котёночек - у Димочки,
Утёночек - у Фимочки.

Танечка - у печки,
Ванечка - на печке.

Витечка читает,
Митечка мечтает.

Ткани ткачи ткут,
Но не много наткут.
А. Хмелёва

Ткёт ткач Тане
Новые ткани.
Потом наткёт ткани
Тоне и Мане.
А. Хмелёва

 

 

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ С - Ч

 

1. Произноси изолированные звуки С - Ч. Дифференцируя изолированные согласные звуки С - Ч,

рекомендуется использовать картинки-символы: С - насос, Ч — паровоз едет.

 

2. Повтори прямые слоги со звуками С - Ч.

са - ча
ча - са
со — чо
чо - со
су - чу
чу - су
сы - чи
чи - сы

 

3. Повтори обратные слоги со звуками С — Ч.

ас — ач
ис - ич
ач - ас
ич - ис
яс - яч
ос — оч
ес - еч
оч - ос
еч - ес
яч - яс
ус - уч
ёс — ёч
уч - ус
ёч - ёс
ыс - ыч
юс - юч
ыч - ыс
юч - юс

 

4. Повтори слоги, где звуки С - Ч находятся между глас­ными.

аса - ача
асо - ачо
асу - ачу
асы - ачи
оса - оча
осо - очо
осу - очу
осы - очи
уса - уча
усо - учо
усу - учу
усы - учи
ыса - ыча
ысо — ычо
ысу - ычу
ысы — ычи

 

5. Повтори слоги, где гласные находятся между соглас­ными С - Ч.

сач - час
соч — чос
суч - чус
сыч - чис

 

6. Повтори прямые слоги со стечением согласных.

сна — чна
сма — чма
сва — чва
ска - чка

сно — чно
смо — чмо
сво — чво
ско - чко

сну — чну
сму — чму
сву — чву
ску - чку

сны — чны
смы — чмы
свы — чвы
скы - чкы

 

7. Повтори обратные слоги со стечением согласных.

аст — ачт
ист — ичт
аск - ачк
иск — ичт
яск - ячк
ост — очт
ест — ечт
оск - очк
еск — ечт
яст — ячт
уст — учт
ёст — ёчт
уск - учк
ёск - ёчк

ыст — ычт
юст — ючт
ыск - ычк
юск - ючк

 

8. Повтори слова, где звуки С-Ч находятся в начале слова.

сайка - чайка
суп - чуб
Саша - чаша

судак - чудак
сук - Чук
Сашка - чашка

судно - чудно
сей - чей
село - чело

 

9. Повтори слова, где звуки С-Ч находятся в середине слова.

осы - очи
диски - дички
каска - качка
пески - печки

носки - ночки
доска - дочка
носка - ночка
рысак - рычаг
осень - очень
каска - качка
доски - дочки
персик - перчик

 

10. Повтори слова, где звуки С-Ч находятся в конце сло­ва.

Нос - ночь

 

11. Повтори слова, где звуки С-Ч находятся в одном слове.

Сочник, часы, час, часть, сачок, чеснок, сучок, тысяча, чудеса, собачка, косточка, сундучок, саночки, свеча, спич­ки, косичка, кусочек, Светочка, Сонечка, Санечка, сеточка, носочки, судачок, чудесный, супчик, сосчитать, сумочка, сыночек, песочек, поясочек, мосточек, костюмчик, мисоч­ка, сыч, москвич, кисточка, свечка, часовой, часто, чибис, скамеечка; число, строчка, лисичка, стручок, ласточка, ста­ричок, часовщик.

 

12. Повтори словосочетания.

капустная начинка
чистые ботиночки
чистая водичка
мягкие носочки
Санечкин костюмчик
сосновая скамеечка
мамочкина сумочка

сочный кабачок
синяя тучка
настенные часы
сосновая веточка
осенние денёчки
мохнатая собачка
песочные часы

чудесная птичка
мочёный чеснок
семь часов
вкусный супчик
Сонечкин сачок
сонная собачка
чесночный соус

 

13. Повтори предложения.

Три слова. Сонечка чистит ботиночки. Ученики читают стихи.

Четыре слова. Мамочка готовит сочный кабачок. У быч­ка хвостик кисточкой. На кочке сидит уточка. Собачка спит в будочке.

Пять слов. Санечка и Ванечка пасут бычков. У девочки в сачке бабочка. У паучка паутина в сундучке.

Семь слов. Светочка достаёт из чемодана маечку и кофточ­ку. У мамочки часы, а у дочки - часики. Девочка Све­точка и мальчик Санечка чинят часы. Это Светочкин зайчик, а это Вовочкин бычок.

Восемь слов. Сонечка сидит на скамеечке, а птичка на ве­точке.

 

14. Дифференциация звуков С-Ч в пословицах и поговорках.

Ученье - свет, а не ученье - тьма.

Сам не научишься - никто не научит.

 

15. Повтори и отгадай загадки.

Мы день не спим,
Мы ночь не спим,
И день и ночь
Стучим, стучим. (Часы)

Я пыхчу, пыхчу, пыхчу,
Я стучу,стучу, стучу.
Я лечу, лечу, лечу.
Опоздать я не хочу. (Поезд)

 

16. Повтори стихи.

Какой чудесный кабачок!
Едят овечка и бычок.
Л. Хмелёва

Бычок

Идёт бычок качается.
Вздыхает на ходу:
- Ох, доска кончается -
Сейчас я упаду.
А. Барто

В бочке водичка,
На бочке синичка.
Пьёт часто синичка
Из бочки водичку.
А Хмелёва

 

Чух-чух, чух-чух.
Мчится поезд во весь дух.
Э. Мошковская

В магазине

- Сколько стоит кабачок?

- Кабачок? Пятачок.

- Дайте два кабачка.

- Дайте два пятачка.
Э. Мошковская

Мы читаем и считаем

Стас умеет читать,
Стас умеет считать,
И я читаю,
И я считаю.
А. Хмелёва

Чижик

Вот какой чудесный чижик
- Не читает чудных книжек!

Научить его хочу.

Но никак не научу!

Скачет он и днём, и ночью!

Ну и чиж! Такой чудак!

Я читаю - он никак!

Л. Успенская, М. Успенский

 

17. Послушай рассказы и сказки. Назови слова со звуками С-Ч. Перескажи рассказы и сказки.

 

Когда не голодно, тогда и не холодно

А. Хмелёва

- Гусак, гусак! Ты почему всегда босой?

- Не один я босой. Пёсик босой, котик босой. Не боимся мы зимы, когда мы зимой сыты!

 

Семечко

А. Хмелёва

Несёт уточка семечко своим утятам, а петух тут как тут.

- Ко-ко-ко, куда несёшь? Кому несёшь?

- Своим утятам, - отвечает уточка.

- Утят у тебя много, а семечко всего одно, всем не хватит. Давай это семечко посадим. А осенью всем семечек хватит.

 

Почему мы чистые?

А. Хмелёва

Стоят на подносе чайник и стаканы. Такие чистые-чис­тые, как новые.

Чайник: «Я всегда чистый!» Стаканы: «И мы всегда чистые!» Поднос: «И я всегда чистый!»

- А почему мы всегда такие чистые?

- Ясно почему! Нас девочка Соня всегда чистит и моет во­дой.

 

Мои помощники

Е. Спивак

У меня есть киска Сонечка и пёсик Гав-гав. Я иду в мага­зин за покупками.

- Сонечка, идём со мной в магазин. Мне купим мячик и тапочки, тебе «Вискас», пёсику Гав-гав - косточку и кусо­чек мяса.

- Я киска, не могу нести покупки. Возьми с собой пёсика и саночки. Гав-гав тебе их довезёт. А я посуду язычком помою.

 

Киска

Е. Спивак

Сидит киска у магазина и мяукает: «Мяу, мяу!» Киске очень хочется есть.

Идут мимо киски дети. «Кисонька, тебе есть хочется, а у нас сейчас с собой ничего нет вкусного».

Идёт мимо киски тётя, несёт в сумке чай, кабачок, капус­ту. «Кисонька, нечего мне тебе дать».

Идут мимо киски хозяйка магазина и её дочка.

- Ты чья?

- Мяу, - отвечает киска.

- Значит, ничья!

- Идём к нам домой, будем о тебе заботиться.

 

Мамины помощники

Е.Спивак

Мы пьем чай с конфетами и печеньем.

- Мамочка, садись с нами пить чай.

- Мне совсем некогда, - отвечает мамочка.

Надо сходить в аптеку. Отнести часы в починку. Ку­пить мясо, кабачок, капусту. Вам - бумагу и кисточки. Деду Семёну письмо написать.

- Мамочка, давай все вместе чай попьём. А потом Соня сходит в аптеку. Я отнесу часы в починку. Ты - в магазин. А письмо деду Семёну писать будем вместе.

 

Добрый бычок

Е. Спивак

Несёт в сумке бычок кабачок, капусту и поёт:

Несу в сумке кабачок,

Да капусты кочанок,

Кабачок съем сам.

А капусту овечке отдам.

А овечка ему с моста:

- Бычок, бычок, какая чудесная у тебя песенка.

- Овечка, овечка, вот капуста твоим детям-ягнятам.

- Спасибо тебе, бычок!

Идёт бычок и снова поёт песенку: Несу сочный...

А птичка с веточки: «Каба-чок, каба-чок.» А бычок: «Ка­кая умная птичка!» А птичка ему:

- Кабачок с семечками?

- С семечками.

- Семечки вкусные?

- Очень вкусные.

- Я кабачок съем сам, а тебе, птичка, семечки отдам.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение...................................................................3

АВТОМАТИЗАЦИЯ ШИПЯЩИХ ЗВУКОВ

Автоматизация звука Ш............................................ 4

Автоматизация звука Ж............................................ 9

Автоматизация звука Ч............................................ 13

Автоматизация звука Щ........................................... 17

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ

Дифференциация звуков Ш - Ж..............................20

Дифференциация звуков С - Ш................................. 24

Дифференциация звуков 3-Ж................................. 31

Дифференциация звуков СЬ (С) - Щ..........................34

Дифференциация звуков ТЬ (Т) - Ч............................39

Дифференциация звуков С-Ч.................................. 42



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: