Педагогическая деятельность Чайковского




Тема: «П.И.Чайковский. биография и обзор творчества»

Один из самых сентиментальных и лиричных композиторов, овеянный всемирной славой. Его именем в России названа главная вотчина, воспитывающая российских музыкантов – Московская государственная консерватория. А также престижный международный конкурс академических исполнителей, крупнейшее событие мирового масштаба.

Петр Ильич Чайковский

(1840-1893)

Пётр Ильич Чайковский – выдающий русский композитор, целиком отдававший себя миру вдохновения и создавший такие гениальные творения, что они во всём мире в нынешнее время являются самыми исполняемыми произведениями. Очаровывающий мелодизм, блестящее владение композиторской техникой, а также умение видеть в любом трагизме светлое и гармоничное делает Петра Ильича величайшей творческой личностью не только в отечественной, но и во всей мировой музыкальной культуре.

Биография композитора

Петр Ильич родился в российской глубинке – селении Воткинск близ небольшого завода 7 мая 1840 года в семье горного инженера. С рождения мальчик впитал в себя исконный дух русской интеллигенции. Детство его прошло в родном имении под сенью деревенской природы, среди живописных видов и звуков народных песен. Все эти впечатления ранних лет позднее оформились в необыкновенную любовь к Родине, ее истории и культуре, ее такому творческому народу.

Образование детям в этой большой и дружной семье стремились дать лучшее. С ними всегда была гувернантка Фанни Дюрбах, которая, кстати, сохранила очень много воспоминаний о маленьком Петруше. С детства это был самый впечатлительный, тонко чувствующий, ранимый, талантливый ребенок с тончайшей нервной организацией. Няня называла его «фарфоровый мальчик». Такая хрупкая, неврастеничная психическая структура, такое острое восприятие жизни и чувствительность сохранились у него на всю жизнь.

Дом был наполнен музыкой, родители будущего композитора сами любили музицировать, они устраивали музыкальные вечера, в гостиной стоял механический орган (оркестрина). Любовь к занятиям на фортепиано ему привила горячо любимая матушка, и уже с 5 лет он довольно регулярно упражняется. Занятия музыкой захватывали его целиком, но, испугавшись за неустойчивую психику Пети, родители отправили его учиться в Императорское училище правоведения в Санкт-Петербурге, считая, что музыка ему во вред.

 

 

Биография Чайковского гласит, что по окончании учебы, в 1859 году Петр Ильич немного поработал в чине титулярного советника в Министерстве юстиции, продолжая факультативно заниматься музыкой, посещая музыкальные вечера и оперные спектакли. К тому моменту он уже считался хорошим пианистом и импровизатором. Благодаря службе он впервые попал за границу, поехав в трехмесячное турне с инженером Писаревым в качестве переводчика. Позднее поездки в Европу с гастрольными выступлениями или для отдыха станут для него важнейшей частью творческой деятельности. Сама возможность побывать в Европе, приобщиться к ее культурным памятникам будоражила его.

В 1862 году он окончательно решает связать свою жизнь с музыкой. Точнее, для себя он определил это как служение Музыке. Он поступает в только что открывшуюся Санкт-Петербургскую консерваторию, где обучается по классу композиции. Там он знакомится с Антоном Рубинштейном, который оказал значительное влияние на его жизнь. Так вскоре после окончания консерватории Чайковским (с большой серебряной медалью, высшей наградой), Рубинштейн приглашает его в Москву – теперь уже преподавать основы сочинения, гармонии, теории музыки и оркестровки.

Педагогическая деятельность Чайковского

Стоит отметить, что московская консерватория на тот момент (в 1866 году) тоже только начала существовать. По сути, на тот момент не было отечественной школы, обучающей исполнительскому или композиторскому мастерству. Были разрозненные переводы западных учебников, отдельные классы учителей, которые не стали концертирующими музыкантами, а передавали свои навыки ученикам по принципу «делай как я».

 

 

     

Чайковский не только читал лекции, многие учебные программы и пособия он написал непосредственно сам, что-то переводил из зарубежных источников. Остались записи лекций его ученика, выдающегося русского композитора Сергея Танеева, из которых можно судить о глубине познаний, способности вдумчиво анализировать музыку с точки зрения ее строения, формы, элементов. Это титанический методический труд, переоценить который невозможно.

Благодаря стараниям Петра Ильича обучение российских музыкантов и особенно композиторов приобрело систему, метод, цельность. Долгое время эта часть его биографии опускалась, ее считали незначительным эпизодом. Виной тому собственные высказывания Чайковского о том, что педагогическая работа его тяготит, ученики глупы и невежественны. Но все эти слова совершенно не отражают истину – явление Чайковского как педагога в тогдашней национальной музыкальной культуре предопределило на столетия (!) появление русской композиторской школы и уникальных, самобытных, гениальных композиторов. Это целая веха в отечественной музыкальной педагогике.

Примечательно, что такой серьезный вклад в преподавание и критику Чайковский внес, почти не уменьшая времени на собственные сочинения. Это характеризует его как человека чудовищной работоспособности, трудоголика, который бросил каждую минуту своего земного пребывания на алтарь Музыки.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: