Туристский потенциал региона можно определить как способность имеющихся туристских ресурсов данного региона приносить доходы экономическим субъектам в определенный период времени. Таким образом, являясь частью экономического потенциала региона, туристский потенциал, в свою очередь, включает в себя:
• природно-ресурсный потенциал;
• историко – культурный потенциал;
• рекреационный потенциал;
• транспортная инфраструктура;
• средства размещения;
• финансовый (инвестиционный) потенциал;
• внешнеэкономический (экспортный) потенциал;
• инновационный потенциал.
Система маркетинга туристских территорий. Особенности взаимодействия ее основных элементов. (30 баллов)
В систему маркетинга туристских территорий входят:
· Изучение конъюнктуры туристского рынка и динамики спроса на туристские продукты и услуги региона.
· Прогноз динамики туристских потоков.
· Определение емкости регионального туристского рынка.
· Прогноз роста доходов потребителей туристских продуктов и их потребностей.
· Прогноз туристских расходов.
· Анализ динамики цен на туристские продукты и услуги.
· Планирование ассортимента туристских продуктов и услуг.
· Формирование программ продвижения регионального туристского продукта.
Маркетинг взаимоотношений основан на знании потребностей отдельных клиентов, гостей, потребителей (индивидуализированный подход). Критерием успеха этого вида маркетинга является удовлетворенность клиента, а не объемы продаж или доля рынка, так как именно удовлетворенный клиент есть гарантия продвижения продукта в будущем, в то время как объемы продаж свидетельствуют об успешности бизнеса в прошлом.
На рынке услуг туристской индустрии маркетинг взаимоотношений получает все большее распространение. Этому способствуют следующие факторы:
1. обострение конкуренции, обусловленное глобализацией, экономическим кризисом, перенасыщением рынка турпродуктами, сокращением жизненного цикла турпродукта;
2. изменение покупательского поведения, связанное с развитием рынка покупателя, наличием большого потребительского опыта, индивидуализацией спроса;
3. развитие информационных технологий, ведущее к росту информированности потребителей и расширению возможностей заключения сделок связанных с путешествием без посредников.
Для туристских предприятий дестинации выстраивание отношений с гостями означает вовлечение их в доверительный диалог посредством демонстрации заботы о них, изучения индивидуальных потребностей и их предвосхищения. Современный турист - это опытный потребитель, а потому и привередливый. В связи с этим меняется представление о качественном обслуживании и у туристов, и у бизнес-сообщества. Качественное обслуживание сегодня - это не то обслуживание, которое удовлетворяет потребности гостя, а то, которое превосходит его ожидания. Современный турист ищет новых впечатлений, ему недостаточно только потреблять или созерцать, ему важно участвовать (вспомним пример пиццерии). В масштабах дестинации проявлением маркетинга взаимоотношений становятся организация культурных событий (фестивалей, карнавалов, интерактивных выставок), в которых гости могут принимать непосредственное участие и таким образом становятся соавторами этих событий.
Цена территориального туристского продукта - это один из элементов маркетинга туристских территорий, или денежное выражение стоимости товаров и услуг, предоставляемых предприятиями региона, для удовлетворения туристского и рекреационного спроса. Цена выполняет исключительно важную функцию, так как от нее зависит достижение комплексного результата – успешное социально-экономическое развитие региона, а правильно выбранная региональная ценовая стратегия оказывает долговременное и решающее значение на конкурентоспособность всего региона и конкурентоспособность предприятий туризма и рекреации. Туризм и гостиничный бизнес обладает рядом характерных особенностей, влияющих на формирование цен в данной сфере.