Фонетические изобразительно-выразительные средства.




Средства выразительности речи

Тропы: (троп – это оборот речи, в котором слово употреблено в переносном смысле для усиления художественной выразительности).

 

Эпитет – образное определение: ласковый ветер, ледяной взгляд, хрупкая девушка.

 

Сравнение – сопоставление одного понятия с другим: она тревожна, как листы; как гусли многострунна. Глаза, как небо, голубые. Я жил, как деды, по старинке.

 

Метафора – перенос значения одного понятия или явления на другой по сходству: пустых небес прозрачное стекло, лунный серп, густеет облаков волнистое руно.

Не жалею, не зову, не плачу, все пройдет, как с белых яблонь дым.

 

Развернутая метафора – метафора, представленная каким-либо текстом («Парус»)

 

Метонимия – это слово или выражение, которое употребляется в переносном значении на основе внешней или внутренней связи: я три тарелки съел. Театр уж полон; ложи блещут; Партер и кресла – все кипит.

 

Синекдоха – разновидность метонимии. Основанная на переносном значении с одного явления на другое по признаку количественного отношения между ними: Все спит – и человек, и зверь, и птица. И слышно было до рассвета, как ликовал француз.

 

Олицетворение – перенос свойств живого явления на неживое: Уж небо осенью дышало. Здесь даже камни плачут. Россия вспрянет ото сна. Никнет трава от жалости, а дерево с горем к земле приклонилось.

 

Перифраза – оборот, состоящий в замене названия предмета или явления описанием их существенных признаков. Автор «Героя нашего времени» (вместо М.Лермонтов) Северная Пальмира или Северная Венеция – Петербург; Мать городов русских – Киев; Черное золото вместо нефть; Царь зверей вместо лев.

 

Гипербола – преувеличение: не видел я тебя целую вечность, слезы в три ручья. В шар земной упираясь ногами, Солнца шар я держу на руках…

 

Гротеск – очень сильное преувеличение: сидят половины людей..

 

Литота – преуменьшение: ниже тоненькой былиночки надо голову клонить, мужичок с ноготок, осиная талия.

 

Ирония – скрытая насмешка. Откуда, умная, бредешь ты, голова? Забил заряд я в пушку туго И думал: угощу я друга!

 

Стилистические средства изобразительности (фигуры речи)

Антитеза – противопоставление:

что ищет он в стране …, ты и убогая, ты и обильная…, мне нравилась девушка в белом, теперь я люблю в голубом. Черный вечер, белый снег.

 

Градация – расположение слов или выражений по нарастанию или убыванию. «Сказка о рыбаке и рыбке». Каждый день, каждый час, каждую секунду думаю о тебе.

Оксюморон – сочетание слов, противоположных по смыслу: живой труп, мертвые души, горячий снег, грустная радость, траурный наряд.

 

Синтаксический параллелизм – одинаковое, сходное построение смежных фраз, выражений: Уж небо осенью дышало, уж реже солнышко блистало…

 

Лексический повтор – намеренное повторение в тексте одного и того же слова или словосочетания: казалось, все в природе уснуло: спала трава, спали деревья, спали облака.

 

Анафора – единоначалие: Вынес достаточно русский народ, вынес и эту дорогу железную…

Клянусь я первым днем творенья, Это утро, радость эта,

Клянусь его последним днем. Эта мощь и дня и света,

Клянусь позором преступленья Этот крик и вереницы,

И вечной правды торжеством. Эти стаи, эти птицы…(А. Фет)

(М. Лермонтов)

 

Эпифора – одинаковое завершение: «Не станет нас!» А миру хоть бы что. «Исчезнет след!» А миру хоть бы что.

Ряды однородных членов: Были это веселые, сильные и смелые люди.

 

Бессоюзие – придает фразе динамику:

Швед, русский – рубит, колет режет.

Мелькают мимо будки, бабы,

Мальчишки, лавки, фонари,

Дворцы, сады, монастыри…

 

Многосоюзие – придает предложению плавность, замедленность.

И божество, и вдохновенье, и жизнь, и слезы, и любовь.

 

Парцелляция – особое членение предложения, неполные предложения.

У Анны беда стряслась. Большая. Случилось это давно.

 

Инверсия – необычный порядок слов: Белеет парус одинокий.

Умолчание – это оборот речи, когда автор сознательно не до конца выражает мысль.

Нет, я хотел… быть может, вы…

 

Эллипсис – стилистическая фигура, заключающаяся в пропуске к-л подразумеваемого члена предложения.

Мы села – в пепел, грады – в прах…

 

Аллегория – иносказательное изображение отвлеченного понятия или явления через конкретные предметы и образы.

 

Риторический вопрос – вопрос, не требующий ответа.

Знаете ли вы украинскую ночь?

Кто не проклинал станционных смотрителей,

Кто с ними не бранился?

 

Риторическое обращение – подчеркнутое обращение к к-л или ч-л для усиления выразительности речи.

Цветы, любовь, деревья, праздность
Поля! Я предан вам душой. (А.С.Пушкин)

 

Восклицание – Мечты, мечты! Где ваша сладость!

 

Фонетические изобразительно-выразительные средства.

Аллитерация – повторение согласных звуков в слове: Нева вздувалась и ревела, котлом клокоча и клубясь.

Пора, перо покоя просит. (А.С.Пушкин)

 

Ассонанс - повторение гласных звуков в слове:

думаю думу свою.

Будет буря – мы поспорим и помужествуем с ней.

Багровое взметнулось полымя

Над рокотом аэродрома,

А голуби, как будто голые,

Неслись на сизом фоне грома. (Л.Мартынов)

 

Звукоподражание - прямое и непрямое, т.е. имитация звуковых явлений подбором слов с однородными звуками:

Полночной порою в болотной глуши

Чуть слышно, бесшумно шуршат камыши…

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: