Порядок проведения занятий




УТВЕРЖДАЮ

Начальник штаба войсковой части 31612

Полковник

«» ___________ С. Цыбулин

 

 

ПЛАН-КОНСПЕКТ

проведения занятий по одиночной подготовке с личным составом военного оркестра.

Тема 2: Основы теории и практики исполнительства на инструментах военного оркестра.

Занятие 1: Натуральные и хроматические звукоряды, аппликатура духовых инструментов. Образование натурального и хроматического звукорядов на деревянных и медных духовых инструментах. Акустические и звуковысотные особенности их звукорядов. Основная и вспомогательная аппликатуры. Образование звука на ударных инструментах. Приёмы звукоизвлечения. Понятие аппликатуры при игре на мембранофонах (литавры, малый барабан) и идиофонах (ксилофон, маримба, вибрафон).

Время: 50 минут

Место: класс для занятий

Метод: рассказ

Порядок проведения занятий

Учебные вопросы Действия руководителя
   
  Вводная часть-5 минут Проверка наличия л/с и внешнего вида. Объявляю тему, цели и учебные вопросы
  1-й учебный вопрос:   2-й учебный вопрос:   3-й учебный вопрос:     4-й учебный вопрос: Основная часть – 40 минут НАТУРАЛЬНЫЙ ЗВУКОРЯД ДУХОВЫХ ИНСТРУМЕНТОВ — совокупность ряда постепенно повышающихся частот, каждая из которых образуется в результате колебаний целого столба воздуха в канале духового инструмента или его частей, получаемых делением длины канала на кратный ряд чисел (2, 3, 4, 5 и т. д. раз соответственно). Звуки, входящие в состав Н. з. д. и., являются его самостоятельными единицами и имеют свои порядковые номера, причем первый звук, образованный от колебания всей массы воздушного столба, принято считать основным тоном, а все лежащие выше него призвуки — обертонами. В результате появления обертонов (или гармоник) образуется обертоновый звукоряд (гармоническая шкала), которая имеет свое постоянное строение. При этом переход от основного тона к более высоким частотам осуществляется путем передувания — увеличения скорости воздушной струи, посылаемой музыкантом в инструмент. Для Н. з. д. и. характерны следующие общие акустические свойства. Все обертоны, включая и основной тон, образуют последовательно между собой определенные интервальные промежутки: чистую октаву, чистую квинту, чистую кварту, большую терцию, две малых терции, три большие секунды и т. д. При этом шесть нижних тонов совпадают по интервальному соотношению с мажорным трезвучием. Это гармоническое сочетание тонов лежит в основе образования ладовой системы. Характерно также, что частота колебаний отдельных обертонов Н. з. д. и. не точно совпадает с частотой звуков темперированного строя. Так, 7-й и 14-й тоны в своем естественном виде звучат чуть ниже нормы, а 11-й и 13-й тоны — несколько выше. Для структуры Н. з. д. и. характерно также то, что чем ближе к основному тону, тем шире интервалы между обертонами, а чем удалённее от него — тем они становятся уже. Образование Н. з. д. и. тесно связано с акустикой и конструкцией того или иного вида инструмента, с особенностями процесса передувания, со способом получения хроматического звукоряда. От протяженности Н. з. д. и. зависит диапазон инструмента, а от обертонового состава и формантной зоны — тембр звука. Характерно, что в Н. з. медных духовых инструментов физической природой звука заложены некоторые высотные отклонения обертонов от их естественных интервальных промежутков в шкале Н. з. д. и. Так, например, наиболее заметные отклонения по высоте имеют 3-й, 6-й, 12-й натуральные тоны в сторону повышения, а 5-й и 10-й — в сторону понижения. Объективный анализ (с помощью стробоскопического частотомера) интонационных параметров Н. з. группы медных духовых инструментов показал, что особенности их конструкций влекут за собой еще дополнительную неустойчивость отдельных звуков, которая сводится к следующим соотношениям: 1) На трубе, альте, теноре, баритоне (от звука до по письму) — 3-й и 6-й обертоны (по письму соль первой октавы и соль второй октавы) звучат несколько выше, а 5-й и 7-й обертоны (по письму ми и си-бемоль второй октавы) интонационно занижены, особенно 7-й натуральный звук. 2) На валторне (от звука до по письму) — 3-й, 6-й и 12-й обертоны настроены заметно выше (по письму звуки соль малой, первой и второй октав), а 7-й и 14-й обертоны (по письму звуки си-бемоль первой и второй октав) звучат несколько ниже. Отличается заниженным тяготением к ля-бемоль и 13-й обертон (по письму ля второй октавы), а 11-й обертон (по письму фа второй октавы) обладает очень завышенным звучанием. 3) На тубе си-бемоль (от звука си-бемоль субконтроктавы по письму) — 3-й и 6-й обертоны (звуки фа большой и малой октав) звучат несколько выше, а 7-й натуральный звук (ля-бемоль малой октавы) дает заниженную интонацию; кроме того, неустойчивой интонацией характеризуются звуки ми и си контроктавы. Данные интонационные "погрешности", имеющиеся в шкале Н. з., обязывают музыканта в ходе игры корректировать частоту (высоту) звуков амбушюром, соответствующими аппликатурными комбинациями и другими техническими приемами.   ХРОМАТИЧЕСКИЙ ЗВУКОРЯД ДУХОВЫХ ИНСТРУМЕНТОВ — совокупность звуков, последовательно расположенных по полутонам (в восходящем или нисходящем порядке) в пределах имеющегося диапазона какого-либо инструмента. Образование Х. з. д. и. имеет свою специфику, связанную с особенностями конструкции, способом извлечения звука, режимом передувания, с аппликатурными действиями. Образование Х. з. д. и. на деревянных духовых инструментах во многом отличается от образования его на медных духовых инструментах. При игре на деревянных духовых инструментах используются клапаны, открывающие (закрывающие) звуковые отверстия, которые соединяют канал инструмента с окружающей воздушной средой. Открывание или закрывание клапанов изменяет длину воздушного столба, заключенного в трубке инструмента, а следовательно и высоту извлекаемых звуков. Нижний отрезок Х. з. всех деревянных духовых инструментов заполняется путем поочередного открывания (или закрывания) основных и боковых отверстий, число которых определяется количеством полутонов, необходимых для заполнения расстояния между нижним звуком и первым передуваемым обертоном. Образование Х. з. д. и. основано на использовании принципа передувания, который осуществляется на всех деревянных инструментах с помощью открытия так называемого регистрового отверстия: у октавирующих инструментов (гобой, фагот, саксофон) — это октавный клапан; у квинтирующих инструментов (кларнет и его разновидности) — это клапан дуодецимы. При игре на флейте октавное передувание происходит за счет интенсивной подачи воздуха в инструмент и соответствующего напряжения губ. Открывание регистрового отверстия способствует делению столба воздуха на несколько колеблющихся частей, вследствие этого создаются условия для извлечения более высоких обертонов Х. з. д. и. При игре на медных духовых инструментах Х. з. образуется путем понижения звуков основного натурального звукоряда, то есть заполнением с помощью вентильного (пистонного) механизма или выдвижной кулисы (на тромбоне) интервалов между основными (натуральными) обертонами. Этим достигается удлинение основной трубки инструмента, а значит и увеличение рабочей длины воздушного столба. При этом к общей длине воздушного канала инструмента подключаются дополнительные трубки (кроны), понижающие тем самым натуральный звук на соответствующий интервал. С помощью комбинаций включения вентилей можно понизить высоту натурального звука на шесть полутонов, заполнив таким образом участки "провала" частот в шкале гармонического звукоряда.   ПРИМЕНЕНИЕ ВСПОМОГАТЕЛЬНОЙ АППЛИКАТУРЫ Известно, что при игре на флейте к числу нестройных звуков относятся: ми второй октавы, ре-диез, фа-диез третьей октавы и другие. Все эти звуки можно подстроить при помощи вспомогательной аппликатуры. Например, низкий звук ми второй октавы можно повысить, если брать его с добавлением трельного клапана. Для понижения высокого звука ре-диез третьей октавы исполнители прибегают к опусканию клапана с помощью мизинца правой руки. Чтобы слегка повысить фа-диез третьей октавы, к основной аппликатуре добавляется клапан До первой октавы. Особенно широко вспомогательная аппликатура применяется при игре на кларнетах немецкой системы. В нижнем регистре, например, для некоторого понижения звуков ля-бемоль, ля, си-бемоль малой октавы следует каждый из названных звуков брать с добавлением к основной аппликатуре клапана Ми малой октавы. В среднем регистре у кларнетов обеих систем наиболее нестройными чаще всего оказываются звуки соль, соль-диез, л я и си-бемоль первой октавы. На одних кларнетах эти звуки звучат выше нормы, на других — ниже. В первом случае для частичного понижения звуков си-бемоль и ля первой октавы следует применять дополнительное наложение безымянного и среднего пальцев левой руки на нижнее и среднее отверстия верхнего колена, а для понижения звуков ля-бемоль и соль первой октавы — наложение одного безымянного пальца левой руки. Если же данные звуки надо несколько повысить, то к основной аппликатуре добавляется клапан До-диез первой октавы, который открывается нажатием мизинца левой руки. Нередко уточнения интонации требуют и звуки верхнего регистра, кларнета немецкой системы, расположенные в третьей октаве. Так, для понижения звука до третьей октавы целесообразно наложить мизинец правой руки на клапан Фа малой октавы, а для понижения звуков ре и ми-бемоль третьей октавы — извлекать их без участия мизинца правой руки. Аналогичным образом, для понижения звуков до-диез и ре третьей октавы на кларнетах французской системы эти звуки извлекают без участия мизинца правой руки. При игре на трубе, альте, теноре или баритоне пятый натуральный звук всегда звучит ниже нормы и повысить его должным образом нередко удается лишь при применении вспомогательной аппликатуры. Например, написанный звук ре второй октавы следует извлекать не путем включения первого вентиля и понижения на тон ближайшего натурального звука ми второй октавы, а с помощью первого и третьего вентилей, то есть комбинации, основанной на понижении последующего верхнего натурального звука соль второй октавы. Точно так же, чтобы понизить шестой натуральный звук (например, соль второй октавы), его следует извлекать не как открытый натуральный звук, а при помощи первого и третьего вентилей, путем понижения на чистую кварту вышележащего натурального звука до третьей октавы. Аналогичные примеры имеются в практике игры на других медных инструментах. На валторне строя Фа, например, написанный натуральный звук ми второй октавы часто понижает, и валторнисты извлекают его при помощи первого и второго вентилей. При игре на тубе вспомогательная аппликатура (особенно с участием четвертого вентиля) также хорошо помогает исправить неточность интонации отдельных звуков. Звуки ми и си контроктавы, к примеру, тубисты извлекают не первым, вторым и третьим вентилями (что соответствует основной аппликатуре), а вторым и четвертым, так как это' заметно улучшает интонацию указанных звуков. Касаясь вопросов практического применения вспомогательной аппликатуры на различных медных духовых инструментах, нельзя не указать на то, что оно требует от исполнителей знания следующей акустической закономерности: чем большее количество вентилей участвует в данной аппликатурной комбинации, тем выше будет интонация извлекаемого звука, и наоборот.   1. ОБРАЗОВАНИЕ ЗВУКА НА УДАРНЫХ ИНСТРУМЕНТАХ Ударные инструменты — особая группа музыкальных инструментов, в которых звук извлекается (генерируется) ударом или близким к нему движением. Классификация ударных музыкальных инструментов производится по различным признакам, в частности: по виду применяемых в них вибраторов, по используемым для них материалам, по возможности настройки их на определенную высоту тона и т. д. Как и во всех музыкальных инструментах, в них можно выделить три основные части: генератор, вибратор и резонатор. Генератором является мышечная сила музыканта, передаваемая к вибрирующему телу инструмента с помощью деревянных или металлических молотков, палочек, колотушек или языков (например, у колоколов) и т. д. Способ возбуждения, общий для этой группы инструментов, — удар, т. е. мгновенное приложение силы к инструменту с последующим предоставлением ему свободы. Такой способ передачи энергии приводит к созданию звуков с особой временной структурой: короткий период атаки, практически полное отсутствие стационарной части и длительная затухающая часть колебаний. Вибраторы, используемые в ударных инструментах, представляют собой: струны, мембраны, бруски, стержни, цилиндрические трубки, пластинки, оболочки и т. д. Резонаторы — устройства, которые применяются в некоторых ударных инструментах для усиления звука, имеют форму резонансных трубок (маримба, вибрафон и др.), котлов (литавры), прямоугольных коробок (челеста) и др. Основным способом звукоизвлечения на ударных инструментах является удар. Удар – это цикл движений, состоящий из четырех элементов: 2. Замах - на этом этапе происходит накапливание первоначальной энергии для удара. В зависимости от нужной громкости набирается определенная амплитуда – чем больше амплитуда, тем громче должен быть звук и наоборот. Устремление – палочка устремляется вниз. Удар – элемент, когда происходит собственно сам удар и, следовательно, нужный нам звук. Отскок – палочка отскакивает от игровой плоскости и становится в первоначальную игровую позицию. Удары в свою очередь разделяются на три вида – удар-отскок, удар-соприкосновение и тремоло, которое в свою очередь подразделяется на три подвида – тремоло одиночными ударами, рикошетное тремоло и тремоло дубль-ударами. Какой из видов удара использовать зависит от строения инструмента, что в свою очередь ведет к выбору музыкально-исполнительского материала. Рассмотрим виды удара подробней. 1. Удар-отскок – применяется в основном на ксилофоне, маримбе, литаврах и малом барабане. Игровая клавиатура ксилофона и маримбы выполнена из дерева, которое обладает непродолжительным звучанием. При игре на этих инструментах звук не сливается и можно услышать отдельно каждую клавишу. Такое свойство звука привело к исполнению на этих инструментах ярких, подвижных, виртуозных пьес. Игровая поверхность малого барабана, как и других мембранофонных, выглядит как туго натянутый пластик на круглый обруч. При ударе палочкой о пластик возникает естественный отскок и получается четкий, короткий звук. 2. Удар-соприкосновение – применяется на вибрафоне и колокольчиках. Игровая клавиатура вибрафона сделана из алюминиевого сплава, который обладает продолжительным звучанием. Также вибрафон снабжен педалью, с помощью которой можно демпфировать клавиатуру, тем самым контролировать продолжительность звучания клавиш. Если в этом случае использовать удар-отскок, то возникнет резкий, неприятный металлический звон. Играют на вибрафоне мягкими палочками, не ударяя, а как бы прикасаясь к клавишам, что приводит к мягкому, теплому звучанию инструмента. Это обусловливает выбор музыкально-исполнительского материала – в основном пьесы кантиленного характера. 3. Тремоло одиночными ударами применяется на всех идиофонных (кроме вибрафона и колокольчиков, т. к. там этот прием в принципе не нужен) и мембранофонных ударных. В общем, на тех инструментах где продолжительность звучания игровой поверхности не позволяет в полной мере воспроизвести музыкальный материал. Этот прием необходим для искусственного увеличения продолжительности звучания инструмента. Так на ксилофоне и многих других ударных очень короткое по времени звучание, и чтоб длину звука увеличить, например, в кантиленных местах в произведении, музыканты-исполнители прибегают к приему одиночного тремоло. Рикошетное тремоло (тремоло с прижимом) применяется в основном на малом барабане. Выглядит этот прием как классическая «барабанная дробь». Тремоло дубль-ударами необходимо для игры как на малом барабане, так и на всевозможных том-томах, а также некоторых эпизодических ударных. На звуковысотных ударных (ксилофон, маримба, вибрафон, литавры) последними двумя видами тремоло не пользуются в связи со строением палочки.Удар-отскок и тремоло одиночными ударами формируется на ксилофоне для дальнейшего обучения на маримбе и литаврах, удар-соприкосновение нарабатывается на колокольчиках для грамотной игры на вибрафоне, а тремоло дубль-ударами отрабатывается на малом барабане для готовности к игре на других мембранофонных.
  Заключительная часть – 5 минут Напоминаю тему занятия и определяю степень достижения учебных целей. Даю задание на самоподготовку.

Военный дирижер:

«» ____________ к-н С.Чубенко



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: